Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба» «Милости просим гости дорогие»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему
Конспект занятия в музее "Русская изба" для детей старшей-подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внутреннее убранство русской избы | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная образовательная деятельность
в мини – музее «Русская изба»
«Милости просим гости дорогие»
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами народного быта.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, коромысло, самовар и т.д.). 2.Обогатить словарь детей народными пословицами и загадками. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.
3.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, лавки, стол, плетень, старинная посуда, прялка, сито, сечка, деревянное корытце, мука, капуста, глиняные горшки, самовар, чугунок и др.), дидактическая игра “Что было, что стало”, аудиозапись русской народной песни, русский народный костюм для хозяйки.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Вводная часть
Хозяйка избы встречает детей у входа: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.
Дети: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!
Много гостей – много новостей!
Что есть в печи – на стол мечи!
Хозяюшка: Какие молодцы, столько пословиц и поговорок знаете о доме! Прошу вас в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
Дети: Чтобы жить в нем.
Хозяюшка: Как мы себя чувствуем дома?
Дети: Нам дома хорошо, тепло, уютно!
Хозяюшка: Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Ответы детей.
Основная часть
Хозяюшка: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Скажите, а из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки (лиственница)
Когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. Скажите, дорогие гости, а что можно еще изготовить из дерева?
Ответы детей. Показ деревянных изделий деревенского быта: шкатулка, разделочная доска, скалка, толкушка, детская игрушка и т. д.
Хозяюшка: Послушайте, да отгадайте мою загадку:
Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь)
Дети: Это печка!
Хозяюшка: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Готовили в чугунках, и тогда еда могла долго оставаться теплой (демонстрирует чугунок). А кто знает, чем же могла печь накормить своих хозяев?
Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Хозяюшка: А чтобы приготовить пироги с мясом или капустой, мясо рубили в корыте сечкой. В корыте так же рубили грибы, яблоки и другие овощи.
«Показ рубки капусты сечкой» (дети по очереди рубят капусту сечкой в деревянном корыте).
Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Вы знаете, жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто - с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Что же это такое, кто знает?
Ответы детей (грибы, ягоды, засушенные лечебные травы, зерно, овощи)
Хоязюшка: Вот и я собрала урожай, грибы насушила, да не успела все по местам разложить. Помогите мне все правильно разложить по корзинам?
Игра «Разложи урожай по корзинам»
Хозяюшка: Вы, знаете, не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?
Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал (горшок)
Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
«Демонстрация горшков»
Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок - не знал пеленок, стар стал - пеленаться стал».
Горшок был мужской и женский.
Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.
Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.
Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.
Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы они вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.
Хозяюшка: Хватит, дорогие гости, молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
1-ая загадка:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
2-ая загадка:
Новая посудина, а вся в дырках (Сито)
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
Задание «Просеять муку через сито»
Дети по очереди (4-5 детей) пробуют просеять муку через сито.
3-я загадка:
Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает? (прялка)
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
4-ая загадка:
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
«Музыкальная пауза»
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках и других народных инструментах.
Хозяюшка: Поиграли, ох, устали, сядем рядком, поговорим ладком. Посмотрите, в уголке висит кроватка. Кто знает, как она называется?
Дети: Люлька!
Хозяюшка: Правильно, люлька. Там спит Машенька. Посмотрите, ребятушки, каким красивым лоскутным одеяльцем закрыта Машенька, на люлечке сверху вышитый рушник. Давайте споем ей колыбельную песенку.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
С краю свалишься,
Мамы схватишься.
Придет серенький волчок
И утащит во лесок
За малиновый кусток.
Кустик затрясется,
Детка засмеется.
Бай-бай, бай-бай.
Хозяюшка: Кажется, наша Машенька уснула. Отойдем от люлечки, не будем ее будить.
Скажите, ребятушки, кто знает, где хранили одежду, ведь шкафов не было?
5-ая загадка:
И стоит, покрыт ковром
Ларь с хозяйственным добром.
Кто догадался, что это?
Дети: Сундук!
Хозяюшка: Правильно, это сундук.
Хозяюшка подходит к сундуку и достает народные русские костюмы, находит там кота Ваську.
Хозяюшка: Ах, вот ты где спрятался, озорник! (Подносит игрушку кота к уху, что-то слушает.) Васька мне намурлыкал, что выспался, злых духов разогнал и теперь хочет поиграть с гостями. Ребятушки, поиграем с Васькой?
Дети: Да, поиграем!
Проводится русская народная игра «Ходит Васька серенький» (играют 2-3 раза)
Ведущий (в руках держит игрушку кота или одевает маска кота) идет по кругу, а дети говорят слова:
Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький,
А бежит стрелой (Ведущий бежит по кругу и садится на стульчик.)
Глазки закрываются.
Спит или притворяется? (Ведущий закрывает глаза.)
Зубы у кота – острая игла!
Только дети подойдут, (Дети тихонько подходят к ведущему.)
Серый Васька тут как тут,
Всех поймает. (Ведущий догоняет подошедших детей.)
Заключительная часть
Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Что было, что стало». Я буду показывать картинки предметов, какими пользовались раньше, а вам нужно подобрать (найти ) картинку предмета, которым мы сейчас пользуемся (т.е. чем его заменили)
- Чугунок – кастрюля
- Самовар – чайник
- Свечка – электрическая лампочка
- Печка – газовая плита
- Колодец – водопроводный кран
Хозяюшка подходит к печке.
Хозяюшка: А, сейчас я попрошу нашу печку-сударушку приготовить для нас угощения (поднимает полотенце, которое закрывало блюдо с булочками, сушками, печеньем, пряниками и т. д.) Посмотрите, что она для вас приготовила!
Передает угощения воспитателю группы.
Воспитатель вместе с детьми:
Мы желаем Вам счастья в доме умножать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомствот с устройством русской избы "Милости просим,гости дорогие"
Данная образовательная деятельность направлена на знакомство детей с русской народной культурой с их бытом, традициям....
Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба»
Знакомство детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, коромысло, самовар и т.д.)....
Детская музейная проектная деятельность. Проект мини - музей "Русская изба"
Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни.Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа п...
Праздник "Русская изба. Милости просим"
Познакомить детей с внутренним убранством избы, домашней утварью, деревянными изделиями в горнице. Воспитывать патриотические чувства, уважение к труду народных мастеров, национальную гордость за...
Конспект занятия по кружковой деятельности. "Милости просим гости дорогие"
Конспект занятия по кружковой деятельности в младшей группе на тему: "Милости просим гости дорогие" В данном конспекте можно проследить знакомство детей с русской избой и бытом наших пр...
Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа
Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...
Конспект образовательной деятельности по формированию основ патриотизма у детей 3-4 лет «Мини музей «Русская изба» (культура и быт русского народа)
Конспект образовательной деятельности по формированию основ патриотизма у детей 3-4 лет «Мини музей «Русская изба»...