проект «Мир науки для дошколят или клуб «Почемучек»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача проекта удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Мир науки для дошколят или клуб «Почемучек» | 206.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ
«Мир науки для дошколят или клуб «Почемучек»
Группа «Мечтатели» (6 – 7 лет)
2020 – 2021 учебный год
Воспитатели группы:
Новикова Зинаида Александровна
г. о. Солнечногорск, Московская область
Содержание
1. Введение
2. Актуальность создания проекта.
3. Цель, задачи, ожидаемые результаты
4. Аннотация
5. Этапы реализаций проекта
6. Ресурсное обеспечение проекта.
7. Риски и пути преодолении рисков.
8. Выводы.
9. Литература.
Введение
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская пословица)
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Современные исследователи (А. И. Иванова, И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.
- Актуальность исследовательской деятельности.
На сегодняшний период особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Тип проекта: познавательный.
Продолжительность: долгосрочный, 01.10.2020-30.04.2021
Возраст детей: 6-7 лет
Участники проекта: дети группы «Мечтатели», воспитатели, родители.
- Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Развивающие:
- развивать познавательную активность и любознательность детей в процессе экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности,
- формировать представления у детей целостной «картины мира».
- развивать навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Ожидаемые результаты
- Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности интеллектуальной инициативы.
- Расширенный кругозор дошкольников
- Рост уровня любознательности, наблюдательности.
- Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями.
- Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы
- Партнёрские взаимоотношения с семьями в рамках совместной работы над проектом.
- Закреплённый навык сотрудничества в процессе совместной деятельности
- Аннотация проекта.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача проекта удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Проект построен на основе следующих принципов:
• доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
• актуализации знаний и умений (игровые ситуации предлагаются с точки зрения потребностей дошкольников);
• деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).
Формы работы:
• Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии, экскурсия, рассматривание альбомов).
• Фронтальная работа – беседа, рассказ, чтение художественной литературы, показ презентации.
Методы:
Наглядный, словесный, игровой, практический
- Этапы реализации проекта
По срокам реализации проект рассчитан на учебный год
(октябрь - апрель)
1 этап – подготовительно – ориентировочный:
Цель:
- формулировка темы, проблема проекта;
- сбор информации;
- планированиие воспитательно – образовательной работы.
Предполагаемый результат: будет составлен ПП работы с детьми.
2 этап – практический.
Цель:
Реализация проекта, формирование у детей знаний.
Предполагаемый результат: дети получат новые знания, расширится кругозор, пополнится словарный запас детей.
3 этап – обобщающе – результативный
Цель: -подведение итогов работы.
Предполагаемый результат: работа по проекту поможет детям:
- сформировать знания по темам проекта;
- будет собран материал по проекту;
- организована – предметно развивающая среда в группе.
ОЧЕРЕДНОСТЬ ТЕМ ПРОЕКТА:
месяц | тема |
октябрь | «Радуга. Цветовой спектр» |
ноябрь | «Мир пластмассы» |
декабрь | «Его величество электричество» |
февраль | «Невидимка» (воздух) |
март | «Что такое тень?» |
апрель | «Тайны вселенной» |
- Ресурсное обеспечение программы.
Нормативно-правовые ресурсы:
• Закон РФ «Об образовании»
• УСТАВ ДОУ
• СанПиНы 2.4.1.2660-10
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы:
Для работы в проекте привлекаются: воспитатели, дети и родители детей.
Информационные ресурсы:
Учебно-методические ресурсы:
• библиотека;
• игротека; •
фонотека.
Материально-технические ресурсы:
ПК, мультимедиа проектор, интернет-ресурсы для поиска информации, наборы для опытно-экспериментальной и художественно-творческой деятельности, иллюстрированный материал, дидактические игры, презентации, оборудование уголка дежурных.
- Риски и пути их преодоления.
Риски
- снижение интереса у детей к изучаемой тематике;
- несоблюдение сроков реализации проекта.
Пути преодоления рисков:
- использовать различные технологии, игры, игровые приемы.
- Выводы.
В ходе реализации проекта «Мир науки для дошколят или клуб Почемучек», исследование тем: «Радуга. Цветовой спектр», «Мир пластмассы», «Его величество электричество», «Невидимка» (воздух), «Что такое тень?», «Тайны вселенной», дети узнали много нового и ответили на проблемные вопросы, встречающиеся в ходе проектной деятельности.
В своей работе я отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт - это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные, интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.
Реализованный проект показал свою эффективность в процессе познавательного развития. Можно сделать вывод, что все поставленные цели и задач в начале создания проекта были полностью достигнуты и реализованы.
- Литература
- Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет: из опыта работы. — Волгоград: Учитель, 20093.
- О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008
- 6.Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологичес¬кой культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
- Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Рыжова Н. А. «Волшебница –вода» Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
- Интернет-ресурсы
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский клуб"Почемучка"
Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт. Но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения...
Перспективный план работы кружка клуба «Почемучек»
Перспективный план работы кружка клуба «Почемучек» в ДОУ....
О книге Татьяны Пироженко "Клуб Почемучек. Наука в вопросах и ответах. для детей 3-7 лет"
На просторах интернета я познакомилась с работами замечательного, на мой взгляд, талантливого, человека Татьяны Пироженко, автора блога «Это интересно!», который она ведет на площадке «Коллективного б...
Открытая ООД "Клуб почемучек"
Увлекательное путешествие по Америке....
«Наш друг шарик» Заседание клуба «Почемучки»
Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами....
Работа в детском саду летом: Клуб "Эколят" и клуб "Почемучек"
Специфика работы летом Организация жизнедеятельности дошкольников в летний период имеет очень важное значение для детей, посещающих ДОУ: им надо узнать много нового об окружающем мире, вдоволь по...
Проект "Наука для дошколят"
Эксперимент – это научно-поставленный опыт наблюдение исследуемого явления в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, р...