Проект "Наука для дошколят"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Юлия Сергеевна Дикопавленко

Эксперимент – это научно-поставленный опыт наблюдение исследуемого явления в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям,  умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nauka_tehnologii_21.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Вольновский детский сад»

Полтавского района Омской области

Проект «Наука для дошколят»

Старшая  группа

(5-7 лет)

Разработчик: Воспитатель

Дикопавленко Ю.С

Вольное 2021 г

 (Проект реализуется)

Данный проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста от 5 лет до 7 лет.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: 1 этап - Февраль-Май;

                                                        2 этап  - Сентябрь-Декабрь.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность

Эксперимент – это научно-поставленный опыт наблюдение исследуемого явления в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям,  умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

Практика показала, что дети с удовольствием « превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же  опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Цель: 

Расширение знаний детей о науке, об окружающем мире, профессиях через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

- развивать свободное общение между взрослыми и детьми.

- формировать умение вести диалог с воспитателем, умение слушать            вопросы и отвечать на них.

- развивать умение детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы, делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать выводы

- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

Развивающие:

- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

-знакомить с различными свойствами веществ 

- развивать представления об основных физических явлениях.

- развивать представления детей о некоторых факторах среды

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении  экспериментов;

- формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;

Воспитательные:

- воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам,
 интерес к экспериментированию.

- формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;

Методы проведения:

- Поисково-исследовательские наблюдения:

- эксперименты

- опыты

- беседы

- продуктивные виды деятельности

Мотивация выбора темы основывается на модели трех вопросов

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?

Этапы проекта:

1. Подготовительный

Определение условий,  необходимых для реализации проекта

-создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы);

- определение целей и задач проекта;

- составление перспективного плана, разработка картотек;

-  изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике;    

- определение основных форм работы с детьми;

- разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов;

- обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно- экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования.

2 Основной -  реализация проекта:

- познавательные занятия с элементами экспериментирования:

- рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

- игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты)

- коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы,

- создание фотоальбома «Наши первые эксперименты»

- мини справочник с рисунками- обьяснялками

- создание картотеки «Наши опыты»

3.Заключительный этап:

Презентация проекта «Удивительный мир науки»

Ожидаемые результаты:

В результате занятий у дошкольников существенно повысится уровень знаний об окружающем мире, о явлениях и закономерностях из различных областей естественных наук, о новых профессиях.

 Проявится познавательный  интерес к занятиям, улучшится речевое развитие.

Создадутся предпосылки для развития творческой и познавательной активности.

Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Работа с родителями:

- консультации для родителей по данной теме; памятки.

Работа с воспитателями:

-  консультации.

- показ экспериментов и опытов воспитателям и детям других групп.

Тематический план работы

Тема  «Камни»

1. "Какие бывают камни»

2. «Живые камни»

3 «Тонут ли камни в воде"

4. "Рисующие камни"

5."Меняют ли камни цвет?"

Тема «Вода»

1. «Вода нужна всем».

2.  «Ходит капелька по кругу».

3.«Когда льётся, когда капает?».

4. «Что бывает с паром при охлаждении?».

5. «Как вытолкнуть воду?»

6. «В какую бутылку нальётся вода быстрее?».

Тема «Человек»

1 «Как мы чувствуем запахи?»

2."Опасности для человека дома"

3. «Опасности для человека в лесу»

Тема «Магнит»

1 «Какой магнит сильнее?»

2. "Где можно применить магнит"

3.  Магнитный театр"

4. «Сделать магнит помогает электричество»

5. «Когда магнит вреден»

Тема «Песок, глина»

1. Свойства песка и глины

2. "Волшебный песок"

3. Проходит ли вода через песок и глину

Тема  «Воздух»

1. "Лодочка"

2. "Поиск воздуха"

3. "Загадочные пузыри"

4. «Воздух легче воды»

5." Свойства воздуха"

Тема «Солнечная система»

1 «Этот загадочный космос»

2.«Что важнее Земля, солнце или луна?»

Тема «Электричество»

1. «Электроприборы»

2.«Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой»

3. "Как создать электрический ток"

4. "Электричество разных источников"

 5. "Свет вокруг нас"

6. «Меняем свет»

Используемая литература.

1. Энциклопедия «Хочу всё знать» ООО «Издательство Астрель» 2003 г

2. Энциклопедия «От А до Я» 2015 г Издательство Москва

3. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов издательство мозаика синтез Москва 2014

4. Ознакомление с предметным и социальным окружением в подготовительной к школе группе. О.В Дыбина издательство мозаика синтез Москва 2016

5. Картотека опытов и экспериментов (уголок экспериментирования).

6. https://www.maam.ru/detskijsad/opyty-s-vodoi-dlja-detei-5-7-let.html

7.https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/10/17/kartoteka-opytov-s-kamnyami

8.https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-yeksperimentirovaniyu-v-podgotovitelnoi-grupe-znakomstvo-s-magnitom-i-ego-svoistvami.html

9.https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-yeksperimentirovaniyu-s-vozduhom-v-podgotovitelnoi-grupe-1323848.html

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная азбука дошколят"

Пальчиковый игротренинг помогает приобщить родителей к образовательногму процессу, ознакомлению их с нетрадиционными методами и приемами по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Создани...

Занимательные опыты для дошколят

Подробное описаны опыты, как их проводить, что использовать...

Фитбол-гимнастика для дошколят

Совершенствование физкультурного образования нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика и коррекция нарушений осанки, а так же и заболевания опорно-двигатель...

Что приносит Новый год? Новогодние ритмические загадки для дошколят

Презентация предназначена для работы над развитием ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста. Цель - усвоение ритмических групп в размере 4\4. В данной ритмической игре можно выдели...

"Занимательная математика для дошколят"

Обучение дошкольников математике с помощью нестандартных дидактических средств....

Азбука этикета для дошколят

Азбука  важна  для  всех, какая  бы  она  не  была. А  уж  азбука  этикета  необходима  даже  взрослым. В  предложенном  мате...