«ЭКО - ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, КАК НАЧАЛО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ .»
статья по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«ЭКО - ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, КАК НАЧАЛО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ .»
«Удивительно правильная мысль:
«Небольшой шаг для человека,
большой шаг для человечества».
Д.С.Лихачёв
Проблема загрязнения окружающей среды в последнее время остается одной из актуальных проблем, которая приковывает внимание неравнодушных людей, любящих родную природу и способных стать на её защиту. Возникает необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед воспитателями дошкольного образования задачу поиска универсальных средств, методов и приемов экологического воспитания в современных условиях. Необходимость формирования “здорового” поколения людей, для которых понятия гуманного отношения и взаимопомощи не будут чуждыми. Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что от экологического мировоззрения, экологической культуры ныне живущих людей зависит будущее планеты, а значит, и человечества.
В связи с тем, что 2018 год был объявлен годом «Добровольца и волонтёрства», была создана система эко - волонтёрского движения дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во всех видах детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого - образовательного пространства. Экологическое волонтёрство – это безвозмездная добровольческая деятельность в области защиты окружающей среды, направленная на формирование экологической культуры в обществе.
Волонтерская деятельность позволяет объединить воспитателей, детей, родителей, а также развивает умение работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, где каждый сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Особое внимание в эко – волонтёрском движении уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
В результате эко – волонтёрского движения воспитывающие взрослые и дошкольники получают новые знания о волонтёрском движении, а также приобретают опыт участия в добровольческих природоохранных мероприятиях.
Не у все детей дошкольного возраста проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.
Поэтому, встаёт задача, сделать эко - волонтёрское движение интересным, привлекательным, полезным для ребят, чтобы они были активны на всех этапах деятельности.
И если будет эко – волонтёрское движение таким , то мы сможем достигнуть следующих результатов с детьми, а именно
- расширится представление об экологическом волонтерском движении у воспитанников.
- сформируются навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- сформируется у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
- овладение воспитанниками навыками и знаниями по основам экологического развития, познавательно исследовательской, творческой деятельности.
- у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
- сформируется понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — эстетическом и практическом значении для человека.
Эко - волонтёрская деятельность дошкольника может осуществляться в :
• посадке цветов и деревьев;
• благоустройстве и обустройстве дворов, игровых площадоки своих возрастных групп и групп младшего дошкольного возраста;
• помощь животным;
• экологических акциях, уборке мусора и загрязнений;
• пропаганде здорового образа жизни; и др.
Для волонтёра ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым.
Волонтёрство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.
Волонтёрское движение - это нечто особенное. Родители - волонтёры - это не только добровольные помощники, но и организаторы, инициаторы, участники, а иногда и вдохновители многих мероприятий. Организация волонтёрского движения в детском саду, при активном участии педагогов, родителей - это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребёнка, на развитие его нравственных качеств.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее. Детям необходимо помочь осознать значение природы, как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.
Достигнуть в эко – волонтёрское движение можно не только воспитательно-образовательные , но и социально-значимые результаты, в том числе и опыт волонтёрской деятельности.
А волонтерское движенияе в свою очередь, это гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь.
Воспитатель Николайчук О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дошкольного образования по саморазвитию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Экологическая культура – это одно из важнейших направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.Экология – это наука о взаимосвязях живы...
«Формирование начал экологической культуры дошкольников с приобщением к мордовским традициям»
Полушкина Елена Викторовна, воспитатель ОСП «Детский сад №1»МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского муниципального района «Форм...
Презентация "Отчет по самообразованию на тему "Формирование начал экологической культуры дошкольников""
В презентации представлены примеры дидактических игр,формирующих экологическое сознание дошкольников....
Формирование начал экологической культуры дошкольников.
Формирование начал экологической культуры дошкольников.Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей среды. Человек может жить не только в природной среде, но в среде, созданной кул...
Отчет по самообразованию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...
Тема: «Формирование начал экологической культуры дошкольников».
Тема: «Формирование начал экологической культуры дошкольников»....
Статья для педагогов "Формирование начал экологической культуры дошкольников "
В современном мире, где проблемы окружающей среды все более остро встают перед человечеством, необходимо учить детей заботиться о планете и быть ответственными экологически гражданами....