Рабочая программа дошкольного образования по саморазвитию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Экологическая культура – это одно из важнейших направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.
Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно, задачей экологического образования должно быть формирование у человека (в том числе у дошкольника) понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологическим факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду.
Также одной из важнейших задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_nachal_ekologicheskoy_kultury_doshkolnikov.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено:
Приказом по МОБУ
«Кудровская СОШ №1»
№________ от _________
Рабочая программа
дошкольного образования
по саморазвитию
«Формирование начал экологической культуры дошкольников»
детей подготовительной группы «Почемучки»
на 2016-2017 учебный год
Муниципального общеобразовательного бюджетного
Учреждения «Кудровская средняя общеобразовательная школа №1»
Принято:
На педагогическом совете
Протокол №1 от 25.08.2016 г
Программу составила:
Терентьева В.Е.
Экологическая культура – это одно из важнейших направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.
Цель программы – формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
– Освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы.
– Расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников.
– Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
– Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.
– Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.
– Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.
– Освоение традиционных и нетрадиционных приёмов изобразительного искусства.
Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно, задачей экологического образования должно быть формирование у человека (в том числе у дошкольника) понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологическим факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду.
Также одной из важнейших задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе.
Ожидаемые результаты
Ребенок:
- проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции «хорошо – плохо»;
- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.);
- старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок и др.;
- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
- пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Чтобы повысить эффективность экологического образования используются различные формы и методы:
– экологические занятия;
– экологические экскурсии;
– уроки доброты;
– уроки мышления;
– экологические конкурсы;
– обсуждение и проигрывание ситуаций;
– трудовой десант;
– коллекционирование;
– экологические праздники;
– экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);
– экологические сказки;
– инсценировки.
Материально-техническое обеспечение программы.
-книги и наглядные пособия;
-произведения искусства;
-игры и игрушки.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь – май | 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Сентябрь | 1. Комплектование группы, диагностика; 2. Беседа о временах года, об осени, о признаках осени. 3. Беседа «Осень в музыке, живописи и поэзии». Рассматривание репродукций И.Левитана"Золотая осень", «Осень».Аудиозапись пьесы П. И. Чайковского“Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”,2-й части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. Слушание стихотворения Ф.И.Тютчева «Осень», И.Бунина «Осень». 4. Наблюдение за признаками осени на прогулке; 5. Чтение произведения С. Воронина «Моя берёза»; 6. Соберем семена садовых цветов; 7. Коллективная творческая работа. | Определение уровня экологической воспитанности детей. Беседа, презентация. Прослушивание музыки, слушание стихотворений, рассматривание репродукций. Наблюдение за природой на улице, зарисовка увиденного в дневнике наблюдений. Анализ прочитанного произведения. Обращать внимание детей на появление у растений семян на месте цветов (на примере петунии и бархатцев); Умение передавать в творчестве особенности сезонных явлений. |
Октябрь | 1. Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем; 2. Посадка луковиц тюльпанов цветов на участке; 3. Мастер-класс «Дождемер своими руками» 4. Занятие-опыт «Облако в банке»; 5. Комплексное занятие «Растения в нашем природном уголке». | Формирование умения замечать сезонные изменения, определять характер погод. Совместная посадка луковиц цветов на участке; Изготовление из бросового материала дождемера для метеорологического уголка; С помощью эксперимента сформировать представление о том, как образуются облака. Уточнение представлений о комнатных растениях и условиях их жизни. | |
Ноябрь |
| Расширение представлений о видах птиц, их приспособленности к условиям зимы. Создание пособия «Деревья и кустарники родного края» Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе. Уточнение и расширение представлений о зимних явлениях природы. Приобщение к прослушиванию чтения природоведческих произведений В.Бианки. | |
Декабрь |
| Приобщение к прослушиванию чтения природоведческой литературы, прослеживание сезонных изменений в состоянии дерева. Воспитание доброго отношения к людям и природе; знакомство с жанром плаката. Расширение представлений о воде, ее свойствах и различных состояниях | |
Январь |
| Рассматривание картин с зимними пейзажами. Выполнение творческой работы. Формирование представлений о приспособленности лесных зверей в зимнее время. | |
Февраль | 1.Посадка рассады (сажаем семена петунии); 2.Наблюдение за рассадой, уход; 3. «Огород на подоконнике», цикл наблюдений за прорастающим луком. 4.Комплексное занятие «Лес-это дом для многих жильцов»; 5.Начало чтения книги В.Бианки «Синичкин календарь»; 6.Комплексное занятие «Прошла зима холодная». | Воспитание интереса к выращиванию растений, проведению опытов. Формирование представлений о лесе как о сообществе растений и животных, их взаимосвязи. Воспитание интереса к природе и произведениям В. Бианки; Уточнение представлений о зиме, развитие восприятия красоты природы. | |
Март | 1.Наблюдение за рассадой цветов; 2.Беседа «Весна в музыке, живописи и поэзии»; 3.Подготовка и проведение занятия «Наши четвероногие друзья»; 4. Продолжение чтения произведения В.Бианки «Синичкин календарь»; 5.Посадка рассады однолетних цветов. | Воспитание интереса к выращиванию растений. Приобщение к прослушиванию чтения природоведческой литературы, прослеживание сезонных изменений; Формирование представлений о собаках, как о домашних животных и умных помощниках человека; Уточнение представлений о зимних явлениях природы; Воспитание интереса к выращиванию растений. | |
Апрель | 1.Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений; 2.Уход за рассадой однолетних цветов; 3.Ежегодная весенняя пересадка комнатных цветов 4.Комплексное занятие «Весна в жизни зверей»; 5.Подготовка к празднику Дня Земли. Праздник юных любителей природы. 6.Чтение экологической сказки «Любопытное солнце» | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте»; Воспитание интереса к выращиванию растений; Уточнение и расширение представлений о жизни лесных животных. Формирование представлений о планете как доме для всех людей, воспитание любви к природе, желания ее сберечь. | |
Май | 1.Пересадка рассады на участок; 2.Комплексное занятие «Береги деревянные предметы»; 3.Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем; 4.Комплексное занятие «Весна кончается - лето начинается» 5.Диагностика | Воспитание интереса к выращиванию растений; Расширение представлений об изготовлении предметов из дерева и бережном обращении с ними. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в мае, развитие наблюдательности; Уточнение и обобщение представлений о весне- быстро меняющихся условий жизни и приспособленности растений и животных к ним. Развитие эстетического восприятия природы. Определение уровня экологической воспитанности в конце учебного года. | |
Работа с семьёй | Сентябрь-май |
| Формирование и развитие экологической культуры у воспитанников. Экономия природных ресурсов (деревьев, воды, электричества) за счёт сдачи во вторичную переработку макулатуры. Повышение экологического сознания у родителей и воспитанников ДО. Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет |
Сентябрь |
| Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». | |
Октябрь |
| Газета для любознательных родителей. Повышение экологического сознания у родителей и воспитанников ДО. | |
Ноябрь |
| Пополнение библиотеки в уголке природы. | |
Декабрь | Папка-передвижка « Зимние прогулки с детьми». | Информац.-просветит. | |
Январь |
| Информац.-просветит.; Пополнение библиотеки в уголке природы. | |
Февраль | Открытое занятие «Сеем, сеем, посеваем». | Совместный досуг. Посадка семян однолетних цветов на рассаду. | |
Март | Конкурс «Сказочный герой из бросового материала». | Создание сказочных персонажей для экологической тропы из бросового материала, формление сказочного уголка на участке. | |
Апрель |
| Совместный труд родителей и воспитанников на участке. | |
Май | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка «Юные исследователи». | |
Самореализация | Ноябрь | Консультация для педагогов ДОУ «Значение экологической культуры в развитии ребенка». | Выступление на педагогическом совете. |
Февраль | Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к экологии». | Выступление на семинаре-практикуме. | |
Май | Отчет о проделанной работе. | Выступление на педсовете, презентация | |
Список используемой литературы.
- Парциальная программа «Юный эколог» , МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016
- Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной группе детского сада », МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016
- «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах» Н. В. Нищева, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
- «Экологический марафон: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы» С.В. Турыгина, ООО «Издательство «Феникс», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по саморазвитию "Формирование начал экологической культуры"
Саморазвитие личности начинается именно с раннего возраста, и именно по этой причине, образовательные программы сегодня в своем составе содержат методики, которые позволяют с раннего возраста ак...
«Формирование начал экологической культуры дошкольников с приобщением к мордовским традициям»
Полушкина Елена Викторовна, воспитатель ОСП «Детский сад №1»МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского муниципального района «Форм...
Презентация "Отчет по самообразованию на тему "Формирование начал экологической культуры дошкольников""
В презентации представлены примеры дидактических игр,формирующих экологическое сознание дошкольников....
Формирование начал экологической культуры дошкольников.
Формирование начал экологической культуры дошкольников.Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей среды. Человек может жить не только в природной среде, но в среде, созданной кул...
Отчет по самообразованию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...
Тема: «Формирование начал экологической культуры дошкольников».
Тема: «Формирование начал экологической культуры дошкольников»....
Статья для педагогов "Формирование начал экологической культуры дошкольников "
В современном мире, где проблемы окружающей среды все более остро встают перед человечеством, необходимо учить детей заботиться о планете и быть ответственными экологически гражданами....