Отчет по самообразованию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества - в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы. Актуальность моей темы заключалась в том, чтобы не только познакомить детей с растительным и животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели - это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радовать.
Одной из наиболее актуальных проблем современности является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, образования и социального статуса, привычки экологически грамотного взаимодействия с миром природы. Это связано с теми коренными изменениями окружающей среды, которые произошли в последние годы в результате неразумного, нерационального воздействия на природу со стороны человечества. Существующие на сегодняшний день нормы взаимодействия человека и природы неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всему живому на планете, не исключая самого человека.
Цель моей работы: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчёт по самообразованию "Экологическая культура" | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Воспитателя Елены Викторовны Дановой
«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.»
Леонардо да Винчи
Живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества - в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы. Актуальность моей темы заключалась в том, чтобы не только познакомить детей с растительным и животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели - это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радовать.
Одной из наиболее актуальных проблем современности является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, образования и социального статуса, привычки экологически грамотного взаимодействия с миром природы. Это связано с теми коренными изменениями окружающей среды, которые произошли в последние годы в результате неразумного, нерационального воздействия на природу со стороны человечества. Существующие на сегодняшний день нормы взаимодействия человека и природы неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всему живому на планете, не исключая самого человека.
Цель моей работы: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
Задачи:
-формирование системы элементарных научных экологических знаний;
-развитие познавательного интереса к миру природы;
-воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе;
-привитие трудовых природоведческих навыков.
- воспитание любви к природе родного края;
- координирование усилий ДОУ и семьи в решении вопроса экологического воспитания дошкольников;
- формирование экологического мировоззрения;
- накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;
- формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключения;
- формирование доброжелательного отношения детей к живой природе;
- развитие ответственного и бережного отношения к объектам неживой природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д. Формируя гуманное отношение к природе,необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.
Свою работу по знакомству детей с окружающим миром, я начала с создания развивающей экологической среды.
• Природный уголок в группе;
• учебно-наглядных пособий- альбомов «Времена года», «природа в жизни вашей семьи», «природа родного края» , «кто такие насекомые?», «все о птицах», «вода», «комнатные растения», экологические сказки, «части растения», «правила поведения в лесу», «в царстве грибов», «цветы», «экологические ситуации», «опыты с воздухом», «опыты с водой», «как растет цветок?».
Еще я составила картотеку прогулок по временам года, картотеку подвижных игр, подборку в электронном виде о растениях и животных.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Для совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществлялось формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру,я использовала следующие методы:
• наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);
• словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т. д.);
• практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.);
• собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование);
• игровые (дидактические игры, игровые ситуации, действия с игрушками, имитации действий, поиск, подвижные игры, эпизодические игровые приемы, загадки).
Все группы методов использовались мною на протяжении всей работы по проблеме экологического воспитания детей.
При организации работы с детьми, я ориентировалась на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Моя работа была организована по таким направлениям, как
1) работа с детьми,
2) работа с родителями.
Работа с детьми. Занятия по экологическому образованию строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний. «Солнце, воздух и вода –наши верные друзья», «Что такое природа», «Мой родной край», «Животные Севера», «Лес-наше богатство», «Листопад», «Как розовые яблоки на ветках снегири», «Живая и неживая природа», «Царица-водица», «С днем рождения Земля» - знания о неживой природе; знания о временах года и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. «Дары Земли –матушки и Осени-красавицы», «В гости к лесовичку», «Животные жарких стран», «Жалоба елочки»- знания о мире животных; знания о растительном мире. (конспекты занятий по экологии в старшей группе).
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого я считаю - частые, непосредственные наблюдения.
В процессе наблюдения за окружающим, я учила понимать детей, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учиться чувствовать красивое и некрасивое, учиться "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. Активно проводилась работа по проекту «Животные Севера». В процессе обучения обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Особое значение мною придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения. Во время физкультминуток и игровых занятий, проводилось игры в виде имитационно-подражательных движений, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т. д. Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, организовывали наблюдение и игры с максимальным привлечением органов чувств («Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Какой овощ (фрукт) ты съел?»).Это позволило решить следующие задачи: «Каждое животное (растение) – живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство); устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце); вызвать чувство радости от общения с живым существом». Знакомили дошкольников с живыми объектами в такой последовательности:
- «Человек – живое существо» (игры «Кто ты, человек?», «Моя семья», «Тепло – холодно», «Помоги Хрюше» (уход за собственным телом, «Нужно ли человеку готовиться к зиме», «Кому нужна вода?»);
- «Человек и животное – живые существа» («Угадай, кто это?», «Найди детеныша», «Чей след?», «Кто не спрячется в лесу?», «Где спряталась рыбка?», «Кто где живет?», «Угадай, чей хвост» и др.);
- «Растение – живое существо» («Где растет?», «Овощи – фрукты», «Какое дерево выше (ниже?», «Что сначала, что потом?», «Как дерево растет?» (знакомство с частями растений, «Угадай по описанию» и др.).
На протяжении всего периода работы с детьми организовывалась работа с родителями, с целью повышения их профессиональной компетенции в области экологического образования. С родителями организовывалось консультирование, беседы на темы «Воспитание любви к природе», «деревья-легкие планеты», «животные в городе». Проводились совместные экологические акции: «Лучшая поделка из природного материала», «кормушка для птиц». «дары осени», «мастерская Деда Мороза».
Дети стали более бережно относиться к природному окружению, стали задавать больше вопросов. В самостоятельной деятельности детей появились игры экологического содержания. Все это послужило поводом сделать вывод о том, что проделанная мною работа принесла положительные результаты.
Работа по экологическому воспитанию, проводимая мною в детском саду подарила воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений, знаний и умений. Дети начали познавать окружающий мир через чтение стихотворений, рассказов и сказок о природе. У них появилось желание беречь природные объекты, делать новые открытия, покорять новые вершины в познании окружающего мира.
Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволил мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях дети стали более внимательными. Они с интересом слушали рассказы о животных и растениях, задавали много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки. На основе сотрудничества с родителями я добилась их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.
Что является показателем достаточной сформированности экологической культуры дошкольников нашего детского сада в результате экологического воспитания.
Дошкольники:
• радуются встрече с природой,
• по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами,
• видят разнообразие природного мира,
• признают ценность жизни,
• имеют представления о правилах поведения в природе,
• сформировано начало экологической культуры.
Родители:
• участвуют в совместных акциях,
• в приобщении детей к миру природы.
Таким образом, видно, что разработанная мною система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.
Библиографический список:
1. «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой и др.)
2. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. // М.: Мозаика – Синтез, 2002.
3. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» //СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
4. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. //М: Мозаика – Синтез, 2005.
5. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с. 3-8.
6. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с. 31-36.
7. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 52-54.
8. Л. С. Журавлёва «Солнечная тропинка» (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим).2006г.
9. Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.
10. А. И. Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников).2007г.
11. Т. А. Шорыгина серия «Развивающие сказки для малышей» //Москва. Прометей Книголюб. 2003г.
12. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников //М:. Издательский центр «Академии», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования "Формирование экологической культуры дошкольников посредством дидактической игры"
План самообразования педагога Ерыгиной Оксаны Анатольевны...
Отчет по самообразованию "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента" 2015-2016 г
Представлен отчет по самообразованию по теме "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента"...
План по самообразованию "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Главная цель экологического воспитания – воспитание гуманной социальной активности, творческой личности.Пр...
План самообразования "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"
Метод проектов в экологическом образовании дошкольников актуален, так как по ФГОС дошкольное образование является первой ступенью в системе образования. Дошкольный возрас...
Отчет по самообразованию "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста" на 2018-2022 гг.
Отчет по самообразованию "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста" на 2018-2022 гг....
Отчет по самообразованию по экологическому воспитанию дошкольников. «Формирование знаний о природе родного края средствами художественной литературы»
В 2017-2018 г. мною была выбрана тема для самообразования по экологическому воспитанию «Формирование знаний о природе родного края средствами художественной литературы». Так ка...
Отчет по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры».
Тема самообразования выбрана мною не случайно. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Дошкольное детство - начальный этап становления челове...