Формирование начал экологической культуры дошкольников.
методическая разработка по окружающему миру

Попова Виктория Александровна

Формирование начал экологической культуры дошкольников.

Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей среды. Человек может жить не только в природной среде, но в среде, созданной культурой его предков, им самим. Д. С. Лихачев.

 Проблемы экологии приобретают в настоящее время все более глобальный и общечеловеческий характер. В современных условиях наибольшую опасность представляют нарушение экологического равновесия в местном, региональном и всемирном масштабах. Очень часто мы слышим о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_nachal_ekologicheskoy_kultury_doshkolnikov.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование начал экологической культуры дошкольников.

Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей среды. Человек может жить не только в природной среде, но в среде, созданной культурой его предков, им самим. Д. С. Лихачев.

 Проблемы экологии приобретают в настоящее время все более глобальный и общечеловеческий характер. В современных условиях наибольшую опасность представляют нарушение экологического равновесия в местном, региональном и всемирном масштабах. Очень часто мы слышим о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. В связи с появлением экологических проблем и необходимостью их преодоления в образовании появилось новое направление — экологическое. В связи с этим появились и новые понятия: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», в том числе и «экологическое воспитание дошкольников». Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомление детей с природой. Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно- правильного отношения к природным явлениями объектам, которые окружают ребенка и с которым он знакомится в дошкольном детстве. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Что же такое экологические знания? Это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. [1, с.3] В методике экологического воспитания дошкольников специфической чертой являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Познание природы через книги, слайды, картины, беседы имеет второстепенное значение. Задача такого опосредованного познания — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Именно поэтому в экологическом воспитании большое значение имеет создание зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях. [3, с.12] Экологическая среда в детском саду — это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. [3, с.13] При наличии даже небольшого пространства, в каждой возрастной группе необходимо иметь уголок природы. Видовой состав растений в уголке природы любой группы не имеет принципиального значения. Важно, чтобы растения были ухоженными, правильно размещены и красиво оформлены. Комнатные растения — это не учебные пособия, а живые существа. которых надо любить и о которых следует заботиться — их существование с человеком взаимовыгодно. И поэтому их не следует подменять искусственными растениями. Непосредственная близость обитателей уголка природы к детям позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разных видов совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену в различные формы совмещения с игрой и творчеством. [3, с.34] Дети с интересом наблюдают, когда в уголке природы появляются также и временные объекты природы, например мини-огород на окне — лук и чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Эти растения можно использовать в виде витаминной добавки в питании детей, а кроме этого эти растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравливают воздух помещения. Весной в совместной деятельности с детьми можно вырастить цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы сделать выгонку веток. Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие «экологические пространства»: комната или кабинет природы, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помещение. [3, с.36] Экологическую развивающую среду также необходимо создавать и на участке детского сада. Если вся территория хорошо озеленена, получается благоприятный микроклимат. На территории детского сада лучше сажать различные породы деревьев, обладающих разными качествами: клен имеет крупную и красивую листовую пластинку, дает густую тень; ясень интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму; липа прекрасна своим ароматом в разгар лета; рябина красиво цветет и расцвечивает листья, дает гроздья год, которые привлекают птиц; у осины необычно дрожит листва; тополь быстро растет и является хорошим пылесборником; черемуха замечательно цветет, пахнет и выделяет фитонциды; ива красиво раскидывает свешивающиеся ветви; береза привлекает внимание белым стволом. На всех участках, где гуляют дети, необходим травяной покрой, который создает хороший микроклимат в слоях воздуха, прилегающих к земле — именно там, где находятся дети. Трава защищает воздух от пыли, хорошо его увлажняет, кроме того зелень перед глазами детей успокаивает их нервную систему. Обязательно должны быть цветники — учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. На территории дошкольного учреждения могут быть созданы различные «экологические пространства», которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей. Можно создать фито — поляну, «уголок нетронутой природы», экологическую тропу. Эти «экологические пространства» позволяют проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период. [3, с.37] В экологическом воспитании большое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой, т. е. приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности — это показатель степени их экологической культуры. Создание развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддерживание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о «братьях меньших» — растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но эта деятельность становится методом лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги. которые все делают сами не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, тщедушность и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности. В совместной деятельности, во всех ее формах наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность взрослых и дошкольников может осуществляться в любом «экологическом пространстве»: в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности — создание и поддержание условий, необходимых для обитателей группового уголка природы. [3, с.40] В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают участие. Например, пригласив двух-трех ребят участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте со мной к окну, посмотрим на наши растения, поговорим сними и польем их». С возрастом детей меняются функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!" В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным дежурство детей в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает. Обучение дошкольников в совместной деятельности по созданию необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста другая: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, я помогу сделать то, что пока у вас не получается». Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их за уверенность и инициативу. [3, с.41] Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой — ого само требует наличия определенных знаний, как отправных моментов наблюдений. Наблюдения на прогулках в лесу, на лугу, возле пруда, затем наглядное моделирование и обсуждение позволяет старшим дошкольникам понять идею «общего дома» — сообщества растений и животных, проживающих совместно на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязанных друг с другом. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных. явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.). Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении. [3, с.45] Эффективность ознакомления детей с природой в большей степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает знания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. Играющий ребенок всегда находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. [3, с.67] Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, участниками которых являются не только сотрудники детского сада и дети, но и их родители. Можно использовать такие акции как «Зеленая елочка — живая иголочка» и «Земля — наш дом», которая приурочена к Дню Земли. Акции — это комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми. Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения. Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада. [3, с.82] Знания, которые получают дети, не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы. Литература: 1.                  Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада.–М.: Просвещение, 1999.– 207 с. 2.                  Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя ДОУ.–М.: Просвещение, 2002.– 144 с. 3.                  Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Даньшина, Г. М. Формирование начал экологической культуры в дошкольном возрасте / Г. М. Даньшина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6169/ (дата обращения: 20.09.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дошкольного образования по саморазвитию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»

Экологическая культура – это одно из важнейших направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.Экология – это наука о взаимосвязях живы...

«Формирование начал экологической культуры дошкольников с приобщением к мордовским традициям»

Полушкина Елена Викторовна, воспитатель ОСП «Детский сад №1»МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского муниципального района «Форм...

Презентация "Отчет по самообразованию на тему "Формирование начал экологической культуры дошкольников""

В презентации представлены примеры дидактических игр,формирующих экологическое сознание дошкольников....

Отчет по самообразованию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»

Живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...

Тема: «Формирование начал экологической культуры дошкольников».

Тема: «Формирование начал  экологической культуры  дошкольников»....

Статья для педагогов "Формирование начал экологической культуры дошкольников "

В современном мире, где проблемы окружающей среды все более остро встают перед человечеством, необходимо учить детей заботиться о планете и быть ответственными экологически гражданами....

«Формирование начал экологической культуры дошкольников»

формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу  по-хозяйски, а значит, бережн...