Исследовательский проект «Вулканы. Извержение вулкана» для детей старшего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (старшая группа)

Алюшева Юлия Ранисовна

Актуальность проекта:

   В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в России есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли.

  Извержение вулканов - это опасные природные явления, которые характеризуются внезапными нарушениями жизнедеятельности населения, разрушениями, травмами и жертвами среди людей. Наша страна огромна. В Камчатском крае существует более 20 действующих вулканов. Решено было разработать исследовательский проект «Тайны вулкана».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alyusheva_yu.r._vulkan.izverzhenie_vulkanov.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1»

городского округа Самара

Исследовательский проект «Вулканы. Извержение вулкана» для детей старшего дошкольного возраста.

Руководитель: Алюшева Ю.Р.

Самара 2022

Введение

Проблема

    Летом во время прогулки на площадке,  дети увлекательно в песочнице строили вулкан из песка. Я спросила у детей - знают ли они что такое вулкан и как он устроен? В процессе беседы я выяснила, что детей очень заинтересовало  данное природное явление.  И мною было принято решение провести с ребятами исследовательскую деятельность.

Тема: «Вулканы. Извержение вулканов»

Тип проекта: исследовательский, кратковременный (1 неделя)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста,  родители и воспитатель

Объект исследования: вулканы

Актуальность проекта:

   В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в России есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли.

  Извержение вулканов - это опасные природные явления, которые характеризуются внезапными нарушениями жизнедеятельности населения, разрушениями, травмами и жертвами среди людей. Наша страна огромна. В Камчатском крае существует более 20 действующих вулканов. Решено было разработать исследовательский проект «Тайны вулкана».

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытно-экспериментальной деятельности через ознакомление с природным явлением – вулкан.

Гипотеза: возможно ли создание искусственного вулкана

Задачи проекта:

1. дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения;

2.обогащать сознание детей содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире, расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

3. активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.

4. развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опыта;

5. развивать активность, инициативность, аккуратность, взаимопомощь;

6. формирование у родителей активной позиции в воспитании и образовании детей.

План работы:

1. Сбор информации: чтение детской энциклопедии «Наш мир от А до Я», беседы, рассматривание иллюстраций с различными вулканами.

2. Предложить родителям вместе с детьми найти информацию о вулканах, картинки, интересные факты, загадки.

3. Просмотр видеофильма «Самые большие вулканы» и мультфильма из серии «Физика для малышей», «Вулканы и гейзеры».

4. Предложить родителям вместе с детьми изготовить макет «Вулкан»

5. Создание познавательного лэп-бука «Все о вулканах».

6. Исследовательская деятельность, эксперименты.

   Методы и приемы исследования: беседы, чтение художественной литературы, просмотр видеофильма и мультфильма, фото, иллюстраций, опыты, изготовление макетов, рисунков, анализ и обобщение результатов.

Ожидаемые результаты:

1.Дошкольники узнают о возникновении природных образований, получают первоначальные представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

2.Воспитатель совместно с детьми создадут познавательный лэп-бук «Вулканы».

3.Дети совместно с родителями создадут макет вулкана.

4.У детей сформируется интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Перспективное планирование

День недели

Мероприятия

Участники

Понедельник

Беседа с детьми о вулканах. Чтение детской энциклопедии «Наш мир от А до Я». Сбор интересной информации для лэп-бука.

Воспитатель, дети, родители

Вторник

Рассматривание иллюстраций с различными вулканами, схемы «Строение вулканов».

Воспитатель, дети

Среда

Просмотр видеофильма «Самые большие вулканы» и мультфильмов из серии «Физика для малышей», «Вулканы и гейзеры». Изготовление дома с родителями макета «Вулкан»

Воспитатель, дети, родители

Четверг

Создание в группе с детьми познавательного лэп-бука «Все о вулканах»

Воспитатель, дети

Пятница

Проведение занятия по поисково-исследовательской деятельности. Извержение вулкана. Подведение итогов.

Воспитатель, дети

Результат проекта

     На основании проделанной работы по созданию условий и проведению в группе экспериментально – исследовательской деятельности по теме: «Вулканы. Извержение вулканов», можно сделать следующие выводы, что в сравнении с началом изучения данной темы и результатами, полученными после проведения опытов, у детей повысился уровень теоретических знаний и практических умений.

       Поставленные цели и задачи проекта были реализованы, каждый ребенок самостоятельно выполнял эксперимент и наглядно видел результат своей деятельности.

     Актуальность данного проекта можно определить по итогам проведения такого рода исследовательско-экспериментальной деятельности. Проведение таких нетрадиционных мероприятий, вызывает у детей много позитивных эмоций, более ярких, запоминающихся впечатлений, формирует стремление вызывать много нового, интересного, наглядно – представлять то или иное явление. Расширяет кругозор детей, формирует разнообразные знаний умения и навыки детей, как теоретические, так и практические.

     Таким образом, сделанные в ходе выполнения проекта, выводы – свидетельствуют о его научности и практической значимости. О перспективах дальнейшего развития детей, их познавательной активности.

Вывод.

     В ходе исследовательской деятельности гипотеза, подтвердилась: можно создать искусственный вулкан путем опытно – экспериментальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы, живописи, музыки»

в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Актуальность нашего исследования заключается в способах эстетического воспитания через совместное воспитание родителей и дошкольного учр...

исследовательский проект по познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Воздух-невидимка"

Цель проекта: формировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.Задачи проекта: ...

Познавательно – исследовательский проект «Мир вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста

Познавательно – исследовательский проект «Мир вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста...

Экологический, познавательно-исследовательский проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб всему голова!»

Описание: Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении хлеба в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хл...

Отчет о реализации экологического, познавательно-исследовательского проекта в детском саду для детей старшего дошкольного возраста"Хлеб всему голова"

Отчет о реализации проекта экологического, познавательно-исследовательского проекта в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»В  группе &l...

Педагогический познавательно - исследовательский проект по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста

Экономическое воспитание необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, т.к. социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности проявляется постепенно....