Педагогический познавательно - исследовательский проект по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Пучкова Елена Ивановна

Экономическое воспитание необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, т.к. социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности проявляется постепенно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_f_grammotnosti.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида «Москва»

Управления делами Президента РФ

Утверждаю:

                                    Заведующий ФГБДОУ «Детский сад
                                  общеразвивающего вида «Москва»

                                            ___________ А.П. Баскина

«     » _______________ 20    г.

Педагогический познавательно - исследовательский проект

по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема:

 «Давайте учиться планировать свой бюджет»

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории:

Пучкова. Е. И.

Ессентуки, 2023

 «Давайте учиться планировать свой бюджет»

 Проект по финансовой грамотности в старшей группе.

Актуальность

Экономическое развитие страны зависит от общего уровня финансовой грамотности жителей государства. Граждане не умеют планировать свой бюджет, контролировать доходы и расходы, недостаточно разбираются в услугах, предлагаемых финансовыми организациями.

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искажённом виде.

Экономическое воспитание необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, т.к. социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности проявляется постепенно.

Работа в этом направлении поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире.

Проблема

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: семейный бюджет, доходы, расходы, сбережения, потребности, деньги, товар в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта

Создание основ для формирования финансово-грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Ожидаемый результат

Дошкольники получат первичные представления о экономических отношениях, будут заложены начальные основы экономического образа мышления, осознание материальных возможностей родителей, ограниченности ресурсов.

Социально-коммуникативное развитие

Задачи:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений.

Обобщение знаний о потребностях человека.

Воспитывать представление о сущности таких нравственных категорий, как экономичность, бережливость.

Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Мероприятия:

Беседа: «Труд-основа жизни», «Все профессии важны», «Карманные деньги у детей», «Моя копилка», «Как сберечь ресурсы Планеты?», «Учимся экономить».

Д.и. «Профессии», «Угадай, где продаются»

Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Познавательное развитие

Задачи:

Дать базовые знания о потребностях, благах, семейных доходах и расходах.

Формировать представление о функциях и свойствах денег.

Мероприятия:

Беседа: «что такое деньги?»

ООД «Знакомство с деньгами», ООД «Семейный бюджет и дети».

Просмотр познавательных мультфильмов: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Уроки тётушки Совы. Азбука денег», «Три кота.Поход в магазин»

Просмотр презентаций «История денег», «Что такое семейный бюджет? Планируем вместе».

Игровая ситуация «Купи другу подарок», «В гостях у трёх поросят».

Игра-занятие «Какие бывают расходы».

Речевое развитие

Задачи:

Способствовать развитию речи детей.

Пополнению активного и пассивного словаря детей «потребности», «бюджет», «доход», «расход».

Развивать память, внимание, речь.

Стимулировать речевую активность детей.

Мероприятия:

Чтение и разучивание пословиц и поговорок о труде, деньгах.

Чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Самокат», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», В. Пермяк «Для чего руки нужны», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Почта», А. Толстой «Приключения Буратино»,Н. Носов «Первая рыбка», «Золотая монета» армянская народная сказка, А. Барто «Хищница», Л. Стахович «Где живут денежки» Л. Ястребова «Хранители бюджета», Л. Стахович «Про капризного Артёма», Ш. Галиев «Три копейки на покупки».

Художественно-эстетическое развитие  

Развивать творческие способности и воображение детей.

Продолжать развивать конструктивные навыки и умения.

Развитие мелкой моторики рук.  

Мероприятия:

Конструирование из бумаги с элементами аппликации «Кошелёк».

 Рисование «Копилка».

 Лепка «Монеты».

Физическое развитие  

Задачи:

Развитие основных видов движения.

Развитие мелкой моторики.  

Пальчиковая гимнастика.

Мероприятия:

Подвижные игры:«Поможем собрать урожай», «Мы строим дом», «У кого монетка?»

Работа с родителями

Родители приняли активное участие в ходе проекта.

Для каждого ребёнка родители принесли набор монет разного номинала.

Для родителей были организованы консультации на тему:

 «Ребёнок и карманные деньги»,

 «Финансовая грамотность для дошкольников».

Итоговое мероприятие

ООД «Семейный бюджет и дети»

Задачи: закрепление знаний детьми экономических понятий «семейный бюджет», виды доходов и расходов семьи, сбережения, пути экономии денежных средств; расширять словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «сбережения», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; закреплятьпредставления о бережливости, экономии; воспитывать чувство меры в своих желаниях, правильное отношение к деньгам.

Ожидаемые результаты

Считаю, что главный результат, на который направлена  работа-усвоение ребёнком основных экономических понятий и категорий, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, семейный бюджет, доходы, расходы и пр.)

Дети заинтересовались темой проекта, проявили свою познавательную активность: рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми, с родителями.

У детей повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта. Дошкольники приобрели первичный экономический опыт.

Дети активно используют в игровой деятельности полученные знания.

Начато взаимодействие родителей и детей в сфере личных финансов.

Родители получили дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на космическом корабле»

Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста...

Конспект комплексного занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кто готовит нам еду»

Конспект комплексного  занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кто готовит нам еду»...

педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....

Практико-ориентированный проект «Детская журналистика как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад № 271 компенсирующего вида»   Октябрьский район,630083, г.Новосибирск, ул.Обская, 96т/ф 2694...

Консультация для воспитателей : «Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально –коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста». (из опыта работы)

Консультация  для воспитателей :«Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально –коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста». (из опыта р...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с родителями воспитанников «Семья и детский сад»

Актуальность: Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает решающее влияние на разв...