Экологический, познавательно-исследовательский проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб всему голова!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении хлеба в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хлебу, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе.
Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. Моя бабушка родилась в деревне, и детство ее пришлось на военные годы. Она нам рассказывала, что самое огромное желание было, съесть большой кусок черного хлеба! С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Так откуда же берется хлеб? Может быть, булки растут на дереве? С помощью экологического проекта мы это узнаем!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hleb_vsemu_golova.docx | 839.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 поселка Мирской МО Кавказский район
Согласовано: Утверждено:
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ д/с-о/в № 31
МБДОУ д/с № 31 ____________О.В. Бондарева
Протокол №1 Приказ № 259 от 28.08.20 г.
от 28.08.2020 г.
Экологический, познавательно-исследовательский проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста
«Хлеб всему голова!»
Выполнили воспитатели: Пичкурова Н.В.
Брюховецкая Н.И.
2020 год
Автор: Пичкурова Наталья Васильевна, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ д.с. 31 поселок Мирской, Кавказского района Краснодарского края.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении хлеба в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хлебу, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе.
Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. Моя бабушка родилась в деревне, и детство ее пришлось на военные годы. Она нам рассказывала, что самое огромное желание было, съесть большой кусок черного хлеба! С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Так откуда же берется хлеб? Может быть, булки растут на дереве? С помощью экологического проекта мы это узнаем!
Назначение проекта: проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; проект призван воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Образовательные:
•изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: каткосрочный
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки - панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.
Предварительная работа:
• Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
• Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
• Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.
Ожидаемый результат:
• формирование у детей представления о ценности хлеба;
• получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• опытно – экспериментальная деятельность;
• анализ.
Взаимодействие с родителями:
• Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о хлебе.
• Совместно с семьями составить кулинарную книгу «Старинные рецепты наших бабушек».
• Чаепитие (с домашней выпечкой).
• Выпуск стенгазеты «Хлеб - наше богатство!».
Интегрируемые образовательные области:
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.
Познавательное развитие:
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб»,
«Хлеб всему голова!»
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб в домашних условиях»;
«Хлеб – наше богатство!»
Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба».
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».
Просмотр документальных фильмов:
«История про хлеб»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб»;
«Как печется хлеб!» Передача для детей «АБВГДейка».
Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена;
«Колобок» русская народная сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Знакомство с профессиями:
• Агроном;
• Комбайнер;
• Пекарь;
• Кондитер;
• Продавец.
Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба».
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Чтение художественной литературы о хлебе:
• Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок»
• В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
• К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;
• В. Ремизов «Хлебный голос»;
• Я. Аким «Хлеб»;
• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
• И. Токмакова «Что такое хлеб»;
• Н. Самкова «О хлебе»;
• П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;
• Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»;
«Магазин»;
«Булочная»;
«Кулинария».
Дидактические игры:
• «Назови профессию»;
• «Что, где растет»;
• «Что из какой муки испекли?»;
• «Четвертый лишний»;
• «От зерна до каравая»;
• «Что сначала, что потом»;
• «Превращения»;
• «Чудесный мешочек»;
• «А какой он, хлеб?»;
• «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
• «Угадай на вкус»;
• «Угадай на ощупь»;
• «Как превратить муку в тесто?»;
• «Назови ласково».
Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
• рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
• лепка хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой игры «Булочная»;
• составление картин из манной крупы;
• изображение хлебных полей; людей, выращивающих хлеб.
Речевое развитие
Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
Беседа: «Кем бы ты хотел стать?» (профессии хлебороба, пекаря…).
Рассказ по картинкам:
Как в старину люди выращивали хлеб?!
Этапы экологического, познавательно – исследовательского проекта:
1. Подготовительный этап:
• определение объектов изучения;
• подбор семян злаков, предметов ухода, ручной мельницы;
• подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.
2. Основной этап:
• посадка семян, выращивание рассады;
• ведение наблюдений и фиксация их в альбоме;
• получение муки из зерна;
• изучение свойств муки, теста.
3. Заключительный этап:
• обобщение результатов работы;
• оформление экспозиции поделок хлебобулочных изделий;
• инсценировка русской народной сказки «Колосок»;
В своей работе мы опирались на следующие принципы:
• единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания детей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• равноправие и ответственность родителей и воспитателей ДОУ.
Инновационные формы и методы работы с семьей:
Родительская гостиная на тему: «Как испечь хлеб в домашних условиях?»;
Тематическая выставка рисунков и поделок «Хлеб всему голова»;
Конкурс на лучшую книжку-малышку «О хлебе».
Формы работы:
• Дидактические игры.
• Музыкальные занятия.
• Рассказы воспитателя о хлебе и хлебопашцах.
• Организация тематических досугов и развлечений.
• Беседы-диалоги.
• Чтение детской литературы по теме.
• Показ представлений по теме.
Предполагаемый результат:
Реализация проекта способствует:
- формированию экологических представлений у дошкольников о ценности хлеба;
- получению знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитанию интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- формированию бережного отношения у детей и взрослых к хлебу.
Список используемой литературы:
1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
Интернетресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб всему голова»
Проект "Хлеб всему голова" призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу....
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб – всему голова»
Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его....
Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб всему голова»
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Проект «Хлеб всему голова»...
Отчет о реализации экологического, познавательно-исследовательского проекта в детском саду для детей старшего дошкольного возраста"Хлеб всему голова"
Отчет о реализации проекта экологического, познавательно-исследовательского проекта в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»В группе &l...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Хлеб - всему голова!"
В данном материале представлен паспорт проекта, конспект посещения музея хлеба и паспорт мини-музея "Хлеб - всему голова"...
Познавательно - исследовательский проект в детском саду для детей 6-7 лет «Хлеб всему голова!»
Цель: Формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей....
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Хлеб-всему голова!"
Цель : формирование у детей дошкольного возраста патриотического самосознания.Задачи:1)Формировать у детей представление о труде хлеборубов сельскохозяйственной техники,о взаимодействии села и города...