НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы, живописи, музыки»
проект (подготовительная группа) на тему
в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Актуальность нашего исследования заключается в способах эстетического воспитания через совместное воспитание родителей и дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekzamen_dunev_ritorika_ispravlen.docx | 46.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ФГБОУ ВПО «Российский государственный
педагогический университет имени А. И. Герцена»
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы, живописи, музыки»
Студентка магистерской программы
«Духовно-нравственное воспитание»
группа 6 МД, 2 курс, заочное обучение
Рустамова Ирина Николаевна
Преподаватель:
кандидат филологических наук, доцент
Дунев Алексей Иванович
Санкт-Петербург
2015
Проблема: выявить возможности художественной литературы, музыки, живописи, как средство нравственного и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность исследования: в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Актуальность нашего исследования заключается в способах эстетического воспитания через совместное воспитание родителей и дошкольного учреждения.
Практическая значимость исследования: проведение анкетирования с родителями детей из разновозрастных групп, а так же беседами и творческими заданиями.
Новизна исследования: заключается в том что, интеграция содержания образовательных областей позволяет использовать разнообразные средства изобразительного искусства, произведений художественной литературы, живописи, музыки, предметов народного быта, которые способствуют обогащению духовного опыта и нравственного сознания, развитие собственного эстетического вкуса детей.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников.
Предмет исследования: процесс ознакомления детей с произведениями художественной литературы, живописью, музыкой, предметами народного быта как средством эстетического воспитания дошкольников.
Задачи:
1) Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.
2) Описать собственный опыт работы по данной проблеме.
3) Подобрать практический материал для работы (анкетирование, анализ продуктов деятельности, беседа).
Материал исследования: исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования (1 неделя);
На втором этапе определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, уточнялась гипотеза исследования; проводилось анкетирование родителей, а также обработка полученной информации (2неделя);
На третьем этапе проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление (3 неделя).
Методы исследования: анкетирование педагогов и родителей, изучение литературы, беседа, наблюдение.
Наблюдение: в ходе наблюдений при знакомстве с памятниками, произведениями художественной литературы, живописью, у детей стали более развиты эстетические и духовные чувства, что приводит к следующим результатам: у детей повысился познавательный интерес к музеям, живописи, музыке. Заметно повысилось эстетическое сознание детей. В ходе наблюдений при чтении художественной литературы, у детей стали более развиты эстетические и нравственные чувства, что способствует осознанию ценности эстетического отношения к ней, духовному обогащению личности. Ведущим личностным достижением моих воспитанников становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности - Красоте.
Тип анализа: Опрос (Анкетирование).
Прогнозируемые результаты: Результаты констатирующего эксперимента должны показать необходимость разработки методики эстетического воспитания детей в процессе ознакомления с художественной литературой, музеями, живописями. Что является одним из наиболее значимых средств эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста, если оно систематически, последовательно включено во все виды деятельности детей как самое близкое и понятное средство ребёнку – дошкольнику.
Приложение 1
Итак, результаты констатирующего эксперимента показали необходимость разработки методики эстетического воспитания детей с использованием разнообразных средств изобразительного искусства, произведений художественной литературы, живописи, музыки, предметов народного быта, которые способствуют обогащению духовного опыта и нравственного сознания, развитие собственного эстетического вкуса детей.
Приложение 2.
Анализ результатов таблицы показал, что 33% детей имеют высокий уровень сформированности навыков эстетического воспитания, 40% - средний, и только 4 детей (что составляет 26,7% от числа детей) имеет низкий уровень.
Приложение 3
Анкета для родителей
Эстетическое воспитание
Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. С помощью ваших ответов мы сможем выявить уровень эстетического познания Вас и ваших детей.
1. Эстетическое воспитание дошкольников должно проводиться родителями или в ДОУ?
а) в ДОУ
б) родителями
в) совместно
2. Бывает ли ваш ребенок в музеях, на выставках?
а) да
б) нет
3. Рассказывая ребенку об искусстве я…______________________________________________________________
4. В свободное время я с ребенком иду…____________________________________________________________
5. Какие эмоции проявляет при виде красивого (в природе, живописи, интересах и т.д.)?____________________________________________________________
6. Что сделано в вашем доме своими руками? Какое участие принимал в этом ребенок?_________________________________________________________
7. Чем бы Вы могли помочь в решении вопросов эстетического воспитания?_______________________________________________________
Большое спасибо за ваши откровенные ответы. Они помогут нам скорректировать работу по воспитанию у детей эстетического вкуса.
Список источников:
1.Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 2003. - 528 с.
2.Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада [Текст] / Н.А. Ветлугиной. - 2 - е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
3.Грибовская А.А. Детям о народном искусстве [Текст]: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста / А.А. Грибовская. - Изд-во Просвещение. М., 2001.
4.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 344 с.
5.Дубровская Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.
6.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1985.
7.Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста [Текст] / Т.С. Комарова // в сб.: актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Шуя, 1994.
8.Овсянников М.Ф. Краткий словарь по эстетике [Текст]: кн. для учителя / под ред. М.Ф. Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983. - с. 223.
9.Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст]: учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования / К.К. Платонов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Высш. шк.», 1984. - с. 174.
10.Соломенникова О.А. Радость творчества: ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством / О.А. Соломенникова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Мозаика - Синтез, 2006.Соловейчик, С.М. Педагогика для всех [Текст] / С.М. Соловейчик. - М, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы
Презентация...
«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, раз...
«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного м...
«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
laquo;Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»...
Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответствии с ФГОС
Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответств...
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством использования сказок
Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение л...
План по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы"
Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы...