Дополнительная образовательная программа «Обучение моделированию художественных произведений детей старшего дошкольного возраста»
рабочая программа по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Битяйкина Людмила Петровна

В настоящее время предлагается множество методических пособий, в которых представлены занятия с и использованием готовых моделей,  схем и условных обозначений.  Они рассчитаны на усвоение частных способов решения задач и оказываются непригодными для усвоения общих принципов их решения. А новые подходы к обучению ставят нас перед необходимостью формировать обобщенные учебные умения или по ФГОС  -  целевые ориентиры предполагают  формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Для того чтобы  хорошо ориентироваться  в  схемах, моделях, условных обозначениях, детей  необходимо научить читать эти схемы, самостоятельно уметь  составлять модели, схемы, алгоритмы действий. Формирование данных  умений на материале сказок и других художественных  произведений делает этот процесс интересным, увлекательным для ребенка. Эта особенность и использовалась при составлении  модифицированной программы.

Программа составлена в дополнение к разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» ООП ДОУ

Региональный и локальный компонент  реализуется как часть отдельных занятий.

Например: Дидактические игры типа: «Подбери условные обозначения к названному объекту»,   «Узнай, где я была» - (Лагерный сад, городской сад, Ново - соборная площадь, Белое озеро, наш детский сад).  Сочинение сказки  «Про нашу черемуху» и др.

Цель программы: Формировать умения, связанные с выполнением знаково-символических действий и выполнением действий во внутреннем умственном плане,

речевые умения, связанные с коммуникативными функциями речи, простые логические умения и способности. Развитие связной речи.

Задачи:

Сформировать у детей умения:

Ø  обозначать и замещать различными знаками  объекты, явления, процессы, события;

Ø  наполнять условные, знаковые схемы и модели содержанием;

Ø  самостоятельно выполнять простые действия схематизации и моделирования;

Ø  передавать содержание сказки, события, впечатления;

Ø  планировать свою и совместную деятельность с помощью речи

и условных обозначений;

Ø  быстро запоминать текст, рассказывать близко к тексту или наизусть;

Ø  понимать характер героев, их настроение, уметь объяснить их.

Ø  развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении.

Ø  развитие  умения находить взаимосвязи.

 

Выбор предметного действия не может быть произвольным. Оно должно отвечать, по крайней мере, трем основным требованиям:

Ø  быть относительно новым для детей, не усвоенным ими;

Ø  оно должно опираться на принцип, который может быть выявлен и проанализирован в общем виде на самых начальных этапах обучения;

Ø  этот принцип должен развертываться в систему понятий, выявление и усвоение которой позволило бы детям самостоятельно конструировать способы решения широкого круга познавательных  и практических задач

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста

Консультация  для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного  возраста...

НОД на тему:"Хлеб - всему голова" для детейстаршего дошкольного возраста

Необходимо добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, уважительного и бережного отношения к хлебу....

Презентация "Развитие навыков ориентировкив пространстве у детейстаршего дошкольного возраста".

Дошкольный возраст имеет большое значениев жизни человека,в развитии его психических свойств,процессов, качеств,личности.Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентаций.Эта о...

Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста.

Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста....

Инновационная экспериментальная деятельность на примере работы по восприятию художественного произведения детьми дошкольного возраста

Экспериментальная и инновационная деятельность лежит в основе развития системы образования в целом....