Конспект комбинированного занятия в старшей логопедической группе на тему: «Прогулка в осеннем лесу».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чурбанова Татьяна Вячеславовна

Конспект комбинированного занятия в старшей логопедической группе на тему: «Прогулка в осеннем лесу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_v_osen.les_.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комбинированного занятия в старшей логопедической группе на тему: «Прогулка в осеннем лесу».

Цель: Создать условия для формирования у детей знаний об осенней поре года, обобщенного представления о лесе и «лесных этажах».

Задачи:

Образовательные:

Расширить знания детей об осенней поре года; сформировать у детей обобщенное представление о лесе и разнообразии растительного мира в осенний период, учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников, систематизировать знания о правильном поведении в лесу, познакомить с новым видом изобразительной технике - печать растениями.

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей; развивать связную речь, умение рассуждать, анализировать; расширять и активизировать словарь. Развивать эстетический вкус, чувство композиции.

Воспитывающие:

Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность и

аккуратность в работе, эстетический вкус.

Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность и

аккуратность в работе, эстетический вкус

Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность и

аккуратность в работе, эстетический вкусВоспитывающие:

Воспитание аккуратности и коллективизма в процессе создания коллективной работы.

Формировать бережное отношение к природе.

Коррекционные: Активизировать речь детей. Следить за правильным звукопроизношением.

 Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей:

ОО «Социально-коммуникативное» развитие: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного  отношения к окружающим.

ОО «Речевое развитие»: развитие речи, как средство общения и культуры; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Методические приемы:

Словесный: беседа, сравнение, пояснение, указания, уточнение, напоминание.

Наглядный: рассматривание, показ картинок.

Практический:

Оборудование: бутафорские деревья, осенние листья различных деревьев

Демонстрационный материал: картинки, пейзаж Левитана «Золотая осень».

 Раздаточный материал: осенние листья, кусочки коры, камешки, тонированный лист бумаги, кисти, гуашь, непроливайки с водой.

Словарная работа: разноцветные, листопад.

Предварительная работа. Беседа, чтение художественных произведений о природе. Дидактические игры «Угадай с какого дерева лист?». Отгадывание загадок. Беседа о правилах поведения в лесу. Экскурсия по экологической тропе.

                                     Ход занятия.

  1. Мотивационно-побудительный (Сюрпризный момент)

Воспитатель:

 Сегодня ребята, мы не одни. К нам   пришли гости, чтобы увидеть, что интересного у нас здесь происходит. Давайте поприветствуем гостей.

Дети приветствуют гостей.

Воспитатель: Подготовим язычок. Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель:

Я держу в руках конверт,

В конверте может быть секрет.

Вы, хотели бы узнать,

Кто мог письмо нам написать?

Ответы детей.

Воспитатель:

Я волшебница - Осень. Я могущественна и капризна. Часто меняю свое настроение. У меня есть волшебная кисть, которой я могу творить множество чудес. Дотронусь до листьев и сразу они меняют свой цвет. Я приглашаю вас на прогулку в осенний лес.

Воспитатель: Принимаем приглашение?

Дети отвечают.

2. Основная часть.

Воспитатель: Прежде, чем отправиться в лес давайте вспомним, правила, которые должны мы соблюдать.

Воспитатель выставляет на мольберт знаки, дети отвечают.

Воспитатель: Что означает этот знак?

1. Нельзя разводить огонь в лесу. Почему? Что может случиться с лесом?

2. Нельзя разорять гнезда птиц. Почему? Много ли времени уходит у птиц на строительство гнезда и уход за яйцами? Расстроится ли птица, если вернется домой, а там нет ее детишек?

3. Не обижай насекомых и животных. Почему нельзя обижать насекомых и муравьев? Почему их нельзя брать с собой? Можно ли забирать даже очень симпатичных жителей из их дома?

4. Нельзя шуметь в лесу. Почему? Как воспринимают музыку животные?

5. Не оставляй мусор. Почему его нельзя оставлять? Что случится, если все будут мусорить в лесу? Как отнесутся к этому звери?

6. Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем. Почему? Вырастут ли они заново?

Воспитатель: Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти, а поможет нам дойти до опушки осеннего леса - вот эта речка. Встаем друг за другом.

Течет среди елок лесная речушка,

Журчит и торопится к светлой опушке.

Несется по камушкам весело речка,

Лесная речка привела нас на опушку осеннего леса. Присаживайтесь на пенечки. (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Посмотрите внимательно, это точно осенний лес, не летний, не зимний?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, почему вы думаете, что это осенний лес.

Дети отвечают (на деревьях желтые, оранжевые, бардовые листочки).

Воспитатель: Как можно сказать одним словом о листьях, когда они разным цветом?

Дети: Разноцветные.

Воспитатель: Подует сильный ветер. Листья сорвутся с веточек и закружатся в воздухе. Как это явление в природе называется?

Дети: Листопад.

Воспитатель: Какие приметы осени, вы еще знаете?

Ответы детей: Солнце светит, но все меньше греет; дни становятся короче, а ночи длиннее; небо все чаще закрывают низкие тяжелые тучи; льют нудные моросящие, сварливые дожди; ветер становится резким и холодным; птицы улетают в теплые края; звери готовят запасы, впадают в спячку; люди убирают урожай…

Воспитатель:  Как красиво  в осеннем лесу. Ребята, а что такое лес?

Дети: Лес – это дом, жилище животных, насекомых и растений.

Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в  домах есть этажи? И в лесном доме тоже есть этажи, а вот какие давайте узнаем? На самом первом -нижнем, как вы думаете, что растет?

Дети: Трава, цветы, грибы, ягоды.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Повыше этажом. Что растет?

Дети: Кустарники.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Самый высокий  этаж- это…

Дети: Деревья.

Воспитатель: Правильно. Ребята, чем отличается дерево от кустарника?

Дети: Деревья высокие, а кустарники низкие.

Воспитатель: (поясняет) У дерева от корня отходит один ствол, а у кустарника несколько довольно тонких стволиков.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, как называются деревья и кустарники?

Дети отвечают.

Воспитатель: Осенью   целый день и ночь может идти дождь. Появляется много луж, и в них плавают разноцветные кораблики. Что же это за кораблики?

Дети: Листочки.

Воспитатель: А, вы, хотите пустить листочки- кораблики на воду?

Дети: Да.

Воспитатель: Берите по листочку. Положите их на ладошку. Пустите листочки на воду.

Дети берут листочки и опускают на воду.

Воспитатель: Почему листочки не тонут?

Дети: Листочки легкие, тонкие.

Воспитатель:  Я кору от дерева нашла. Интересно, может и она будет еще одним корабликом? Берите по кусочку. Потрогайте.

Дети кладут на воду кору, она не тонет.

Воспитатель: Почему кора не тонут?

Дети отвечают: Кора легкая?

Воспитатель: Камешки красивые  нашла, может он тоже будут корабликами? Давайте проверим?

Дети кладут на воду камень, он тонет.

Воспитатель: Ребята, почему камень утонул?

Дети: Он тяжелый.

Воспитатель: Ребята, вам понравились листочки- кораблики?

Дети отвечают: Да.

А еще листочками можно рисовать. Вы когда-нибудь видели картины, нарисованные листочками?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: Хотите попробовать сами нарисовать такую картину?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Проходите в лесную мастерскую.

Нам нужно нанести кисточкой гуашь на листик, не оставляя пустых мест. Взять листок за черенок и окрашенной стороной положить на лист, прижать губкой, стараясь не сдвинуть с места. Сделать отпечаток на листе бумаги.

Воспитатель: Давайте подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

«Осенние листочки».

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

 Листья осины,

Листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальцами).

Дети выполняют.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Давайте посмотрим, что у нас получилось? Нравится?

Воспитатель открывает заготовку: изображение птицы, а  от отпечатков листьев детей получился красивый хвост.

Воспитатель: Это листики-отпечатки, оставили свой след, помогли создать такую чудесную, осеннюю птицу.

Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Вам понравилось? Возвращаемся в детский сад.

Воспитатель:

Течет среди елок лесная речушка,

Журчит и торопится к светлой опушке.

Несется по камушкам весело речка,

Лесная речка привела нас в детский сад.

В лесу осеннем побывали,

О нем мы многое узнали,

А теперь расскажем гостям,

Что увидели мы там.

Итог: Давайте, вспомним, что мы узнали нового?

Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в подготовительной логопедической группе по теме "Дикие животные осенью" с использованием театрализованной деятельности.

Уточнение знаний детей об особенностях осени как времени года, о жизни диких животных в этот период времени года. Развитие диологической и связной речи детей через умение самостоятельно составлять опи...

Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе на тему ОСЕНЬ

Цель: обобщение и закрепление знаний об осени. Актуализация словаря по теме (предметного, глагольного и словаря признаков). Развитие лексико-грамматических категорий: развитие навыков словоизменения, ...

Конспект познавательного занятия в старшей логопедической группе на тему: «Где прячется здоровье?»

Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Дать представления о зависимости здоровья от чистоты тела; уточнить валеологические , экологические знания детей, развивать речь, уточнить знан...

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе на тему: "Дифференциация предлогов "НА" - "ПОД"

В занятии представлены игры и упражнения для развития навыков по дифференциации предлогов "НА" , "ПОД" и правильного их употребления в речи....

Занятие в старшей логопедической группе по теме «Дикие животные наших лесов».

Задачи: закрепить и расширить знания детей о диких животных средней полосы, их образе жизни. Заложить основы экологического воспитания. Практическое усвоение сущ. в косв. п. Развивать логическое мышле...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по теме "Осень"

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по теме "Осень"...