Сценарий познавательного занятия «Мы - помощники природы»
материал по окружающему миру (старшая группа)
Цель – расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной, дать детям представления о том, какие действия людей могут нанести вред природе, о необходимости бережного отношения к ней.
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о свойствах различных материалов;
- уточнить знания детей о причинах возникновения мусора;
- формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и отходов;
- активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы, );
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к чистоте улиц города;
- мотивировать к раздельному сбору ТБО;
-познакомить детей через исследовательскую деятельность, как происходит загрязнение почвы, воды и воздуха;
-развивать умение с помощью экологических моделей устанавливать взаимосвязи в экосистеме (на примере водоёма): при исчезновении какого-либо живого существа в составе сообщества изменяются условия среды, что приводит к гибели других;
-закрепить знания детей о правилах поведения в природе;
-воспитывать познавательный интерес к природе и экологическое сознание – желание сберечь и сохранить природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_poznavatelnogo_zanyatiya.docx | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий познавательного занятия «Мы - помощники природы»
Цель – расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной, дать детям представления о том, какие действия людей могут нанести вред природе, о необходимости бережного отношения к ней.
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о свойствах различных материалов;
- уточнить знания детей о причинах возникновения мусора;
- формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и отходов;
- активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы, );
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к чистоте улиц города;
- мотивировать к раздельному сбору ТБО;
-познакомить детей через исследовательскую деятельность, как происходит загрязнение почвы, воды и воздуха;
-развивать умение с помощью экологических моделей устанавливать взаимосвязи в экосистеме (на примере водоёма): при исчезновении какого-либо живого существа в составе сообщества изменяются условия среды, что приводит к гибели других;
-закрепить знания детей о правилах поведения в природе;
-воспитывать познавательный интерес к природе и экологическое сознание – желание сберечь и сохранить природу;
Предварительная работа.
• Прогулки, целевые походы, экскурсии и повседневные наблюдения. Изучение и анализ экологического состояния объектов ближайшего окружения (участка детского сада, двора, парка и т. д. ,
• Участие в экологических акциях «Чистый двор», «Чистая улица», «Мы - хозяева Земли», субботники, дни (недели) охраны окружающей среды.
• Помощь дворнику в уборке территории детского сада.• Проведение опыта «Что произойдет с мусором, если его закопать в землю?»
• Чтение рассказа В. Сухомлинского «Две девочки».
• Беседы на тему «Какой вред природе может нанести консервная банка (полиэтиленовый пакет)».
• Разучивание стихотворения А. Усачёва «Мусорная фантазия».
• Беседа на тему: "Как наши бабушки и дедушки собирали макулатуру (металлолом)".
• Проведение семейного конкурса поделок из бросового материала (работа в творческой мастерской «Мусорное рукоделие»). Оформление выставки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся.
Здравствуй, солнце ясное! Дети поднимают вверх правую руку
Здравствуй, весна красная! Поднимают левую руку.
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, чистый ручеек!
Небу синему - привет! Скрещивают руки над головой.
Всем хотим мы дать совет: Протягивают руки вперед, затем ставят на пояс.
Чтобы день удачным был, Отводят правую, затем
Чтобы каждый вас любил, Левую руку в сторону
Не сердитесь, не ругайтесь, Грозят пальцем.
А почаще улыбайтесь! Протягивают ладони вперед.
Воспитатель: 22 апреля все люди праздновали День Земли. Что они делали?
Дети: Совершали полезные дела: после долгой зимы убирали улицы от мусора, сажали новые деревья. Воспевали красоту природы.
Голос Земли с просьбой о помощи.
Воспитатель: Земля зовет нас в экологическую лабораторию. Хотите? А что значит лаборатория?
Дети: Мы будем узнавать новое, проделывать опыты и экспериментировать.
Входят в экологическую лабораторию.
На экране проектора видеоролик «Гимн эколога»
Воспитатель: Мы с вами попали в экологическую лабораторию, в которой есть хозяйка, угадайте - кто она такая? Она большая и красивая? У нее есть деревья, цветы и травы, Солнце, воздух и вода, а также много другого. Без нее не может жить ни человек, ни другие живые существа, потому что все они являются ее частью.
Дети: Матушка Природа.
Природа: Здравствуйте, ребята. Я рада, что вы пришли в экологическую лабораторию.
Нашей планете сегодня как никогда нужны волонтеры. Вы знаете, кто это такие?
Дети: Добровольцы.
Природа: Надеюсь вы сегодня узнаете много нового. Станете моими помощниками и опорой. Я вас принимаю в дошкольный волонтерский отряд экологов. ( одеть галстуки)
И встречаю вас не с пустыми руками, а с подарками. Я дарю вам свою плодородную почву. Обращайтесь с ней бережно. (Ставит чашу на 1 стол).Еще я дарю вам часть моего дерева - крепкую древесину. Можете использовать ее для своих нужд. (Ставит чашу на 2 стол).Также я дарю вам свой драгоценный песок. (Ставит чашу на 3 стол). И наконец, я дарю вам свое сокровище - уголь и нефть. Долгие века я хранила их в своих недрах, можете ими воспользоваться. (Ставит чашу на 4 стол).
Воспитатель: Ребята, как человек использует эти многочисленные подарки Природы?
Найдите на маленьком столе то, что выращивают на почве или изготавливают из других подарков Природы. Дети выбирают овощи и фрукты, изделия из природных ресурсов и переносят их на соответствующий стол, складывают рядом с подарком.
Воспитатель : Для чего нужна плодородная почва людям?
Дети: С древних времен они выращивают злаки, овощи, фрукты.
Воспитатель : А зачем нужен песок?
Дети: Из песка люди научились изготавливать стекло.
Воспитатель : Зачем нужна человеку древесина?
Дети: Из нее изготавливают мебель, карандаши и другие предметы, в т. ч. бумагу.
Воспитатель : Зачем нужны человеку полезные ископаемые: уголь, газ, нефть?
Дети: Благодаря топливу работают заводы, ходят автомашины, в наших домах тепло и светло. Кроме того, из нефти делают множество вещей, например пластиковую упаковку.
Воспитатель : Давайте скажем "Спасибо" Матушке Природе за ее дары. Итак, из подарков Природы человек делает множество полезных вещей. Что происходит после их использования?
Дети: Мы их выкидываем.
Воспитатель: Давайте обсудим, что мы возвращаем Природе в ответ за ее дары
( подходят к столу с мусором).
Воспитатель: Найдите на столе то, что остается после еды – пищевые отходы. Они не нужны человеку, поэтому их выбрасывают, то есть возвращают Природе. Предложите их Природе, примет ли она?
Природа: Я принимаю пищевые отходы с благодарностью. Крошки хлеба будут клевать мои птицы. Какую-то часть отходов съедают животные. То что они не съедают, перегнивает. У меня есть маленькие существа – микробы, которые превращают пищевые отходы в удобрение, и на почве снова вырастут овощи и фрукты. (Природа складывает пищевые отходы в корзину)
Воспитатель: Найдите на столе отходы древесины, которые человек возвращает Природе в ответ на ее дары. Предложите их Природе.
Природа: Я принимаю отходы древесины. У меня есть микробы, которые питаются древесиной и превращают ее со временем в почву. Однако, это происходит медленно, поэтому я возьму только часть древесины.
Воспитатель: А что же делать с остальной древесиной?
Дети: Можно сжигать. Она хорошо горит, можно обогревать дом, готовить еду.
Воспитатель: Найдите на столе отходы стекла и предложите их Природе.
Природа: Я не могу принять стекло: у меня нет таких микробов, которые питаются стеклом. Мне они не нужны, а вам еще пригодятся.(складывают в мусорный пакет с эмблемой «Стекло»)
Воспитатель: Стекло может пролежать в земле несколько сотен лет и никак не измениться. Что можно сделать с бутылками и банками из стекла? Бутылки можно сдать в пункт приема стеклотары. Каждую стеклянную бутылку можно использовать до 40 раз. А битую стеклянную тару можно сдать в пункт приема стекла, чтобы ее отвезли на завод и там переплавили в новые бутылки и банки.
Воспитатель: Найдите на столе отходы от пластиковой упаковки и предложите их Природе.
Природа: Как вы думаете, есть ли у меня микробы, которые питаются пластиком? Таких микробов не существует. Поэтому пакет будет лежать на земле 200 лет, а сломанная игрушка – 500 лет. Более того, если пластик попадает в мое тело, я начинаю болеть. Это страшный яд для моей земли, воды и воздуха. Это отрава для рыб, зверей и птиц. Я не могу принять пластик. (складывают в мусорный пакет с эмблемой «Пластик»)
Воспитатель: Вы видите, ребята, сколько накопилось отходов, которые Природа не может принять. Из наших отходов получился целый мусорный пакет. Как назвать мусор другими словами?
Дети: Сор, отходы, отбросы, хлам, бросовый материал.
Воспитатель: Все это называют Твердыми Бытовыми Отходами Что произойдёт, если весь этот мусор не убирать? (Предположения детей.) Чаще всего эти отходы попадают в мусорное ведро, затем - в контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором? Вот мы и посмотрим куда едут мусоровозы.
Дети: На свалку. Садятся
Воспитатель: Твёрдых бытовых отходов (стекло, пластмасса, металл и пр., кухонных отбросов, строительного мусора с каждым годом становится всё больше, Для складирования мусора создаются свалки (демонстрация видеоролик) мусор и отбросы нередко содержат вредные вещества, в местах их скопления развиваются микроорганизмы, которые попадают в подземные воды . Рядом со свалками зимой и летом можно видеть стаи ворон. Почему?
Дети: Это всеядные птицы. Эти птицы кормятся на мусорных свалках.
Воспитатель: Каждый человек выбрасывает в день пакет мусора (показать детям мусорный пакет). А за год каждый человек нашей планеты выбрасывает приблизительно полный кузов грузовика. На планете несколько миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Вероятно, скоро человечеству придётся спасать себя от мусора.
Вспомните, как об этом написал поэт Андрей Усачёв в стихотворении «Мусорная фантазия».
Реб 1 Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Реб 2Но когда летать начнут в школу на ракете -
Пострашней произойдут беды на планете.
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты.
Реб 3 Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок -
На прогулку не ходи: береги затылок!
Реб 4 Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
Воспитатель: Ребята, можем ли мы с вами что-то сделать, чтобы мусора вокруг нас стало меньше? Есть ли среди содержимого нашей мусорной кучи предметы, которые можно повторно использовать? (Предположения детей.)
Воспитатель: Что делает хозяйственный человек со старыми газетами и журналами?
Дети: Газеты расстилают на полу во время ремонта. Старыми газетами растапливают печку на даче. Из журналов можно вырезать картинки.
Воспитатель: Мы знаем про сбор и переработку макулатуры. В вашей семье собирают и сдают макулатуру в специальные баки?
Мы попробовали вторично использовать бумагу.
Изготовление бумаги - процесс длительный. Сначала надо измельчить макулатуру и замочить её в воде. Когда бумага размокнет, бумажную массу взбивают миксером, немного обойного клея и процеживают получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками. Вода стекает, а оставшуюся бумажную массу равномерно раскладывают на тканевой салфетке. Накрывают её ещё одной салфеткой и ставят под пресс. Через два-три дня бумага высыхает. Ее проглаживают утюгом и используют для рисования.
Этот процесс долгий. Волонтеры собирают и сдают мукулатуру, это может сохранить на Земле деревья от вырубки.
Воспитатель: Природа не может принять и переработать пластик, а как поступают люди? Если люди пластик сжигают, в воздух поднимается ядовитый дым. Как можно использовать пластиковые бутылки?
Дети: Разрезать пополам и выращивать в них рассаду. У нас с октября месяца растет дуб. Изготовить кормушки для птиц. Из пластиковой бутылки можно сделать поделку, или вещь, которую мы будем использовать дома (карандашница, вазочка, кормушка, украшение и пр.).
(Обратить внимание детей на поделки из пластика)
Воспитатель: А к игрушкам нужно бережнее, чтобы они не ломались.
Воспитатель: Давайте подведём итог: отходы могут меньше загрязнять природу, если их повторно использовать. А для этого мусор необходимо сортировать по бакам.
Часто мы наблюдаем, как мусор закапывают в землю. Для чего это делают? Всё ли перегнивает в земле? (Предположения детей.)
Воспитатель: Чтобы узнать, кто из вас прав, давайте вспомним опыт, который мы проводили.( презентация ) Мы закопали в ящик с землёй консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, часть яблока, салфетку кусочек стекла. Прошел месяц мы раскопаем землю и посмотрим, что произошло с этими предметами. ( воспитатель раскапывает, показывает, дети поясняют)
Вывод: Из всех закопанных предметов салфетка растворилась, сгнила часть яблока т. е. пищевые отходы, картон отсырел, жестяная банка покрылась ржавчиной, стекло, пластиковый пакет и бутылка не изменили своего состояния.
Природа: «Три клада у природы есть:
Вода, земля, и воздух-
Три её основы.
Какая бы не грянула беда,
Целы они-
Всё возродится снова».
Исследование почвы
- Как вы думаете, дети, была бы возможна жизнь на Земле, если вдруг не стало ни почвы, ни воды, ни воздуха? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, почему почву называют кормилицей? (ответы детей).
Наша кормилица почва очень уязвима. Её легко сделать непригодной.
У нас 2 контейнера с почвой. В один из них насыпаем мусор, нальем мыльную воду и поместим дождевых червей. Давайте быстрей достанем червя из контейнера с грязной землей
Природа: Что нужно делать, чтобы почва была чистой?
Вывод: так же, как для нас, людей, плохо, когда в нашем доме грязь и мусор, так и обитателем почвы нужно, чтобы в их доме было чисто.
Исследование воды
Рассматривание макета водоема. В нём мусор (опилки, пенопласт, и т. д.)
Природа: Посмотрите, ребята, сколько грязи в воде! Что будет с обитателями водоёма, если они будут жить в такой воде? Почему не видно птиц, насекомых, лягушек? (ответы детей).
Дети:1. Из-за грязной воды начнут болеть водоросли – заболеет рыба, птицам нечем будет питаться – они улетят.2. Заболеют прибрежные травы, камыш. Негде жить стрекозам, мошкам – нечем питаться лягушкам. Озеро опустеет.
Природа: как человек пострадал от этого?
Нельзя использовать грязную воду для пищи, купания и отдыха
Что может сделать человек?
Игра «Будь природе другом»
Дети выбирают знаки поведения на водоёме «Не бросай мусор в воду», «Не мой машины в реке», «Не рви водные растения».
Природа: Какая деятельность людей влияет на чистоту водоемов, рек?
Опыт «Очистка воды» (многослойная фильтрация грязной воды)
В пластиковую бутылку, заполненную слоями (снизу вверх): ваты, крупного гравия, мелкого песка, древесного угля, фильтр для кофеварки, дети выливают грязную воду из водоема. Вода из фильтра выливается чистая.
Воспитатель: (Слайд) на очистительных станциях вода проходит несколько фильтров, потом она обеззараживается хлором и только после этого воду можно пить.
Исследование воздуха
Природа: Как загрязняется воздух?
Дети: 1. Вблизи проезжей части, рядом с машинами, воздух загрязнен выхлопными газами (Слайд)
2. Многие заводы выбрасывают в атмосферу грязный воздух (Слайд)
3. В дыме находятся вредные для дыхания живых существ вещества (Слайд)
Опыт «Как загрязняется воздух»
К зажженной свечи подносится фаянсовая тарелка. Образуется сажа.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что для дыхания нам необходим чистый воздух, в котором много кислорода. Источником кислорода являются растения.
1. В жилом помещении – это комнатные растения
2. В городе – зеленые насаждения: деревья, кустарники, цветы на газонах
Вывод: чтобы сберечь чистоту воздуха нужно делать чистыми промышленные производства, беречь леса, озеленять города.
Природа: Спасибо, ребята. Вы очистили меня от мусора, теперь мне будет легче жить. Надеюсь, что вы всегда будете помнить о последствиях своих поступков и станете "Настоящими хозяевами Земли" Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто ее ценит и бережет!
Природа вручает значки, дети принимают клятву
-Клянусь я друзья, мусор убирать всегда ( КЛЯНУСЬ)
-Клянусь я друзья, животных оберегать всегда(КЛЯНУСЬ )
-Клянусь я друзья, цветы, деревья насаживать всегда(КЛЯНУСЬ )
-Клянусь пруды и водоемы, чистить и охранять (КЛЯНУСЬ)
-Клянусь никогда не пройду, мимо сломанного дерева (КЛЯНУСЬ )
-Клянусь зверей и насекомых не обижать (КЛЯНУСЬ )
Сегодня вы получили звание «Юные волонтёры»
Природа: Не забывайте и помните, что вы волонтеры и должны добровольно заботиться о братьях наших меньших, беречь природу, знать и уметь вырастить растение, рассказывать младшим ребятишкам, как нужно оберегать нашу прекрасную Матушку-природу.
Мы всем добровольцам желаем сегодня,
Трудиться и радость по жизни встречать,
Чтоб мир улыбался, ведь это награда:
Улыбки и счастье за всё получать!
Голос Земли
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий познавательной игры "Загадки осенней природы"
Программные задачи:обобщить представления детей об осени как времени года. Закреплять знания о приметах осенней природы, знать названия осенних месяцев.Формировать представления детей о том, то ...
Познавательное занятие "Наши помощники"
Занятие для детей снарушением зрения. Дети попадают в лаболатории, где проводят отыты и эксперементы с органами чувст. В занятии есть гимнастика для глаз, артикуляционная и пальчиковая гимнастик...
Познавательное занятие. КВН "Знатоки природы"
Обобщать и уточнять знания воспитанников о растениях, животных, птицах. Учить создавать экологические цепочки взаимосвязи растений и животных в природе. Развивать звукобуквенный анализ и синтез. Разви...
Методическая разработка - интерактивное занятие «Юные помощники природы»
Методическая разработка "Юные помощники природы" представляет собой занятие-игру для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи)...
Конспект познавательного занятия ( ознакомление с природой ) в соответствии с этапами современного занятия: Тема: «Поможем Зайчонку познакомиться со снегом»
Конспект познавательного занятия ( ознакомление с природой ) в соответствии с этапами современного занятия: Тема: «Поможем Зайчонку познакомиться со снегом»Задачи занятия:1. Формировать пр...
Примерный конспект занятия «Юнармейцы – помощники природы».
Выполнение заданий по экологической тропе.Обобщить и закрепить представления детей о природе родного края; развивать умение детей действовать сообща, как одна команда; формировать у детей познавательн...
Конспект открытого познавательного занятия "Мишка - помощник"
Закреплять и обобщать знания детей об опасных бытовых предметах...