Познавательное занятие "Наши помощники"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие для детей снарушением зрения. Дети попадают в лаболатории, где проводят отыты и эксперементы с органами чувст. В занятии есть гимнастика для глаз, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, упупражнения на дыхания. Дети увлечённо выполняют задания, помогают друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_zanyatie_nashi_pomoshniki.docx | 60.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное занятие «Наши помощники»
конспект познавательного занятия «Наши помощники»
в старшей специализированной группе с нарушение зрения
Задачи:
Образовательные
- Закрепить знания детей об органах чувств.
- Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние, осязание в познании окружающего мира.
- Учить передавать различные эмоциональные состояния.
- Обогащать словарь детей.
Воспитательные
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
- потребность быть здоровым.
Развивающие
- Способствовать развитию уверенности в себе.
- Развивать внимание, память, мышление.
Коррекционные
- Развивать мелкую моторику, остроту зрения.
Материал:
Карточки со схематическим изображением органов чувств.
Непрозрачные ёмкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (чеснок, кофе, цедра лимона, ваниль) и вкусами (конфета, хлеб, лимон…)
Аудиозапись различных звуков (лай собаки, шум ветра, моря, скрип двери, пение птиц).
«Волшебный мешочек» с предметами, отличающимися по форме и фактуре поверхности (деревянный кубик, клубок шерсти, резиновый мяч, металлическая ложка).
Перфокарты на каждого ребёнка.
Иллюстрации для игры «Запомни и назови».
Ход:
Воспитатель: Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга.
«Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй, матушка Земля,
Здравствуйте, мои друзья!»
Воспитатель: Сегодня мы свами отправимся в Институт Здоровья, побываем в разных лабораториях, где будем проводить исследования. А что мы будем исследовать, попробуйте отгадать.
Загадки:
- Круто, горбато
Около – мохнато
Придёт беда-
Потечёт вода (глаза)
- Вот гора, а у горы
Две глубокие норы
В этих норах воздух бродит
То заходит, то выходит (нос)
- Кто всё слышит, но ничего не скажет? (уши)
- Он нам кушать помогает,
Вкус прекрасно различает,
Без умолку каждый день
Говорить ему не лень (язык)
- Они помогут нам играть,
Раздеться, книжку подержать,
Порисовать и пописать, всё это
Наши пять и пять (руки)
Воспитатель: Как это всё можно назвать, одним словом?
Дети: Органы чувств.
Воспитатель: Органы чувств помогают нам познать окружающий мир и поэтому их называют нашими помощниками.
Воспитатель: Приглашаю вас пройти в первую лабораторию (стоит иллюстрация с изображением глаза). Что здесь изучают?
(Ответы детей)
Воспитатель: Для чего нам нужны глаза? (ответы детей) Правильно, глаза помогают нам видеть. Эта способность называется зрением. С его помощью человек воспринимает окружающий мир. Есть такая поговорка «Глаза – зеркало души». Так говорят не случайно: если заглянуть в глаза человеку, можно узнать о его характере и настроении. Например, глаза могут быть весёлыми. А ещё какими? (умными, добрыми, грустными, печальными, злыми).
Для того, чтобы наши глаза лучше видели, предлагаю сделать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз
Раз - налево, два – направо
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть будем скоро лучше,
Убедитесь вы сейчас.
А теперь нажмём немного
Точки возле наших глаз.
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тыщу раз (поморгать)
Игра «Запомни и назови»
Показываю детям карточку с изображением 4 предметов, убираю карточку. Дети называют, что изображено на карточке (3-4 карточки).
Воспитатель: Отправляемся в следующую лабораторию (дети подходят к ковру, там стоит иллюстрация с изображением уха). Что здесь изучают?
(Ответы детей: орган слуха, ухо).
Сядьте на ковёр. Почему вы сели? (ответ детей) Чем вы это услыхали? (ответы детей)
Сейчас я вам что – то скажу, но вы должны обязательно закрыть уши руками.
- На улице зима.
Что я сказала? (ответы детей)
Какой из этого сделаем вывод?
Дети: У кого закрыты уши, услышать не может.
Воспитатель: Какие правила надо соблюдать, чтобы уши не болели?
Дети: мыть, чистить, не простужать.
Воспитатель: А сейчас закройте глаза и внимательно слушайте. Тот, к кому я прикоснусь рукой, скажет, какой звук он слышит.
Воспитатель включает аудиозапись различных звуков.
Игра «Определи, где звенит колокольчик» (дети с закрытыми глазами идут на звук колокольчика и словами называют направление: налево, направо, вперёд).
Воспитатель: Переходим в следующую лабораторию. Здесь изучают запахи. Каким органом будем определять запахи? (ответы детей)
Какие бывают запахи?
Дети: сильные, приятные, резкие, неприятные, ароматные…
Воспитатель: Проведём эксперимент: проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках. Но сначала сделаем дыхательное упражнение.
Дыхательное упражнение
Вдохнуть глубоко через нос, медленно выдохнуть (3-4 раза)
Эксперимент: дети сидят с закрытыми глазами. Воспитатель поочерёдно подносит детям ёмкость, предлагая определить, что там находится.
Воспитатель: Молодцы! Ваши органы обоняния вас не подвели. Переходим в следующую лабораторию. Как можно определить продукт, не видя его? (на вкус) Какой орган нам в этом поможет? (ответ детей)
Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус. Какие вкусы вы знаете?
Дети: сладкий, кислый, солёный, горький.
Воспитатель: Вкусовые ощущения у всех людей разные: одним нравится вкус яблока, другим – банана. Некоторые любят кислое, другие – солёное. Но не всё стоит пробовать на вкус. Гуляя в лесу, например, можно ли пробовать незнакомые ягоды, грибы? (ответы детей) А что ещё нельзя пробовать на вкус?
Дети: лекарства, незнакомые продукты.
Воспитатель: Давай потренируем наш язычок, проведём для него гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
«Часы»- двигать кончиком языка вправо, влево (8-10 раз)
«Качели» - приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нёбу и медленно двигать языком вверх – вниз (8 раз)
«Лошадки» - цокать языком
Воспитатель: Проведём эксперимент «Определи на вкус»
Дети закрывают глаза, воспитатель даёт им попробовать продукты, имеющие разный вкус. Дети называют продукт, описывают свои вкусовые ощущения. Например: «Это конфета, она сладкая».
Воспитатель: Посмотрите, какой у меня красивый «волшебный мешочек». Я принесла его из лаборатории, в которой изучают осязание. Какие органы нам нужны? (пальцы)
Чтобы пальчики хорошо работали, поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать.
Крепкие, дружные –
Все такие нужные.
Раз, два, три, четыре, пять
Будут пальчики играть.
Игра «Чудесный мешочек»
Дети по очереди опускают руку в мешочек и находят предмет по заданию воспитателя (резиновый, деревянный, металлический…).
Воспитатель: Осталось выполнить последнее задание. Садитесь за столы. На столах лежат карточки. Возьмите их и внимательно рассмотрите. На них нарисованы предметы и органы чувств.
Задание: Соедините линией органы чувств с соответствующей картинкой.
Дети выполняют задание, воспитатель обходит детей, задаёт вопросы.
- С какой картинкой соединили нос, руку, глаз, язык. Почему?
Воспитатель: О чём сегодня говорили на занятии?
Дети: Об органах чувств.
Воспитатель: мы должны беречь наши органы чувств и ухаживать за ними.
Одна дана нам голова
А глаза два, и уха два
И две ноги, и две руки
Зато один и нос, и рот.
А будь у нас наоборот,
Одна нога, одна рука –
Зато два рта, два языка,
Мы только бы и знали,
Что ели и болтали! ( С. Я. Маршак)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей старшего возраста на тему: «Все помощники – важны, все помощники – нужны».
Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей среднего возраста на тему:«Все помощники – важны, все помощники – нужны».Цель:· Сформировать ...
КОНСПЕКТ НОД по ОО «Познавательное развитие» «Помощники Весны».
КОНСПЕКТ НОД по ОО «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности на тему: «Помощники Весны»....
Конспект открытого просмотра ННОД для педагогов МКДОУ д/с № 215 по Познавательному развитию «Помощники – дождевые черви» (подготовительная группа)
Цель: показать детям на опыте, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. Задачи: Дать детям представление о дождевом черве, его приспособление к жизни под землей и его роли в созд...
Проект познавательно-творческий "Помощники Лесовичка" в средней группе 2019-20 уч.год
Организация проекта включала комплексную образовательную работу с детьми воспитателей группы во взаимосвязи с родителями....
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Помощники доктора Айболита»
Цель: создать благоприятные условия для развития познавательного общения и закрепления знаний о диких животных.Задачи:Образовательные:привлекать детей к обсуждению вопросов познавательного характера.о...
Конспект НОД интегрированного познавательного занятия "Помощники весны"
Интегрированное позновательное занятие по познанию в форме квест - игры....
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию "Помощники Природы"
Дети отправляются в путь помогать природе, где их ждут увлекательные игры: "Сложи по порядку" "Тропинка", "Собери мусор", физминутка, в конце занятия делают стенгазету &q...