Конспект занятия по экологии для воспитанников подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лобжанидзе Русудана Резовна

Конспект занятия по экологии для воспитанников подготовительной группы

Тема: «Путешествие колоска»

Составила: Лобжанидзе Р.Р.

Цель: познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный хлеб.
Развивать умение различать растение по характерным признакам: строение колоска, цвет, количество зернышек.

Задачи:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о хлебе, формах и видах хлеба.

2. Научить использовать хлеб, как необходимый продукт

3.Развивать мышление, любознательность, наблюдательность
4.Активизировать и обогащать словарный запас. Развивать навыки связной речи.

 5.Воспитывать бережное отношение к труду. Показать детям, что хлеб основа жизни человека, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Материал к занятию:
Колосья зерновых культур – рожь и пшеница, презентация, иллюстрации посев и уборка хлебных культур «Как наши предки выращивали хлеб», «Откуда что берется?», персонажи кукольного театра мышонок Круть и мышонок Верть .
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма украинской народной сказки «Колосок», придумывание нового продолжения сказки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята давайте отгадаем загадку и вы поймете о чем мы будем говорить

Чёрный и белый,

Иногда подгорелый,

Коркой вкусно он хрустит,

На столе всегда стоит,

Из муки испечён,

Как же он наречён?

Дети: Хлеб     
Воспитатель: Молодцы! Это хлеб. Ребята,  мы  сегодня  будем говорить о хлебе. Без хлеба не возможно  жить. Не даром говорят: «Хлеб всему голова»

Как вы понимаете эти слова. (ответы детей)

На завтрак, обед и ужин мы обязательно едим хлеб. Он занимает на нашем столе главное место. Как вы думаете почему? (ответ Детей) В годы ВОВ хлеб ценился, как золото, выдавался по карточкам и всего 125 г, это очень мало. А если кто – то терял карточку, то и вовсе оставался без него. Поэтому люди не представляют свою жизнь без хлеба.

Дид/ игра «Какой хлеб?»- с мячом

хлеб румяный,

свежий,

душистый,

 аппетитный,

мягкий,

черствый,

 белый,

горячий,

 витаминный,

воздушный,

ароматный,

вкусный,

хрустящий,

 пшеничный,

ржаной

Беседа
Воспитатель: Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они долго не портятся. Эти были – дикие злаки: рожь, пшеница и ячмень. Племена первобытных селились неподалеку от полей диких злаков. У них были очень простые орудие труда  сделаны из камней. Постепенно люди изобрели различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку. Ребята про хлеб можно говорить бесконечно, много стихов и рассказов, пословиц написано. Есть даже разные сказки, помните, мы с вами смотрели  украинскую народную сказку «Колосок».

Дети: обсуждение сказки

Воспитатель: К нам пришли герой сказки Круть и Верть -  это полевые мыши .Они тоже хотят  узнать как хлеб попадает на стол.

Мышата: Привет ребята! Мы узнали, что вы про нас сказку читали и даже придумали свое окончание сказки, вот и решили к вам в детский сад за помощью прийти.
Детей: Мы рады, что вы у нас в гостях….
Мышата: Когда петушок испек свой такой замечательный, ароматный, вкусный пирог, нам стало очень стыдно, что мы только играли да веселились, пока он трудился, а мы ему совсем не помогали.
Воспитатель: Эх вы, да разве можно так себя вести? Скажите ребята, так можно себя вести?
Ответ детей: Нет …. Мы  всегда помогаем  мамам.
Мышата: Попросили мы у Петушка прощения, думали, сразу и получим по кусочку пирога. Да только Петушок нам ответил народной пословицей: «Кто не работает, тот не ест!», ребята только мы не поняли, объясните, пожалуйста, что это значит?
Ответ детей: Кто , не работает тот не есть
Мышата: Петушок  нас отправил на «хлебное поле» потрудиться! А мы  даже не знаем , что это такое? Помогите нам, ребята объясните, что значит «хлебное поле?»

Воспитптель: - Место, где растёт хлеб – это огромное поле, которое называется нива.

Много сил и терпения требуется людям, чтобы получить хлеб.

А чтобы это узнать, я приглашаю вас в путешествие. И начнём мы его с посева колоска, с того который нашел петушок.

Весной, лишь только сойдёт с полей снег, и просохнет земля в поле выходит машина – трактор, он тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Плуг – заменяет несколько лопат. Но сразу сеять зерно нельзя, в земле много комков, их разбивает прикреплённая к трактору борона . Она заменяет работу нескольких грабель.

- И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерно.

- Вот рожь или пшеница взошла. Сначала это маленькие зелёные ростки, потом зелёные колосья, которые будут созревать всё лето. А что нужно, чтобы зерно вызрело?

Дети.: ответ детей

Воспитатель: Ну вот, зёрна созрели, это проверяет агроном. Начинается жатва. И на поле выходят– хлебоуборочные машины  комбайны и грузовые. Кто работает на этой технике?

Дети: ответы детей

Воспитатель: - Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Далее машины везут зерно на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.

Куда же везут зерно далее?

Дети: ответ детей

Воспитатель: - Правильно, на мельницу, где зерно перемалывают в муку.

- Какой путь у муки далее, куда она поступает?

Дети.: ответы детей

Воспитатель: Да, она отправляется на хлебозавод. Но здесь муку ждёт сюрприз, прежде чем стать хлебом, нужно добавить к ней и другие продукты, называйте…

Дети: ответы детей

воспитатель: Отлично, и только тогда получится тесто.

Пальчиковая гимнастика «Замесим тесто»

Ой, ладошки-ладушки. (хлопки)

Мы печём оладушки. (переворачивать сомкнутые ладони)

Замешиваем тесто, (имитация помешивания,

Мнём, мнём, (имитация)

Бьём, бьём, (имитация)

А тесту в миске тесно (руки развести в стороны)

Тесто выпало на стол, (ладони на столе)

Тесто убежало (лёгкий бег на месте)

Начинай сначала. (взмах руки)

Воспитатель: и вот хлеб готов и он отправляется в магазин.

Ну, что мышата вы поняли откуда к нам хлеб приходит?

Мышата : да нам всё понятно. Они с детьми оформляют цепочку

1- пахота, 2- сев, 3 – хлеб растет, 4- жатва, 5 – мука, 6 – приготовление теста, 7- хлеб в печи, 8- хлеб на прилавках.
Уточнение значения каждого звена в цепочке. Враги: град и очень сильный ветер.

Мышата: спасибо за интересное путешествие нам пора домой.(прощаются)
Воспитатель: А как вы ребята, думаете, настоящие полевые мыши пользу или вред приносят хлебному полю?
Ответы детей: …
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно ответили.
Итог занятия:

Что узнали нового?
Чему вы научились?
Кому мы сегодня помогли?
Что было самым трудным?
Почему?
Как вы справились с заданием?
Что было самым запоминающимся?
Молодцы ребята, какие вы у меня умнички.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии для воспитанников подготовительной группы

Тема: «Путешествие колоска»

Составила: Лобжанидзе Р.Р.

Цель: познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный хлеб.
Развивать умение различать растение по характерным признакам: строение колоска, цвет, количество зернышек.

Задачи:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о хлебе, формах и видах хлеба.

2. Научить использовать хлеб, как необходимый продукт

3.Развивать мышление, любознательность, наблюдательность
4.Активизировать и обогащать словарный запас. Развивать навыки связной речи.

 5.Воспитывать бережное отношение к труду. Показать детям, что хлеб основа жизни человека, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Материал к занятию:
Колосья зерновых культур – рожь и пшеница, презентация, иллюстрации посев и уборка хлебных культур «Как наши предки выращивали хлеб», «Откуда что берется?», персонажи кукольного театра мышонок Круть и мышонок Верть .
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма украинской народной сказки «Колосок», придумывание нового продолжения сказки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята давайте отгадаем загадку и вы поймете о чем мы будем говорить

Чёрный и белый,

Иногда подгорелый,

Коркой вкусно он хрустит,

На столе всегда стоит,

Из муки испечён,

Как же он наречён?

Дети: Хлеб     
Воспитатель: Молодцы! Это хлеб. Ребята,  мы  сегодня  будем говорить о хлебе. Без хлеба не возможно  жить. Не даром говорят: «Хлеб всему голова»

Как вы понимаете эти слова. (ответы детей)

На завтрак, обед и ужин мы обязательно едим хлеб. Он занимает на нашем столе главное место. Как вы думаете почему? (ответ Детей) В годы ВОВ хлеб ценился, как золото, выдавался по карточкам и всего 125 г, это очень мало. А если кто – то терял карточку, то и вовсе оставался без него. Поэтому люди не представляют свою жизнь без хлеба.

Дид/ игра «Какой хлеб?»- с мячом

хлеб румяный,

свежий,

душистый,

 аппетитный,

мягкий,

черствый,

 белый,

горячий,

 витаминный,

воздушный,

ароматный,

вкусный,

хрустящий,

 пшеничный,

ржаной

Беседа
Воспитатель: Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они долго не портятся. Эти были – дикие злаки: рожь, пшеница и ячмень. Племена первобытных селились неподалеку от полей диких злаков. У них были очень простые орудие труда  сделаны из камней. Постепенно люди изобрели различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку. Ребята про хлеб можно говорить бесконечно, много стихов и рассказов, пословиц написано. Есть даже разные сказки, помните, мы с вами смотрели  украинскую народную сказку «Колосок».

Дети: обсуждение сказки

Воспитатель: К нам пришли герой сказки Круть и Верть -  это полевые мыши .Они тоже хотят  узнать как хлеб попадает на стол.

Мышата: Привет ребята! Мы узнали, что вы про нас сказку читали и даже придумали свое окончание сказки, вот и решили к вам в детский сад за помощью прийти.
Детей: Мы рады, что вы у нас в гостях….
Мышата: Когда петушок испек свой такой замечательный, ароматный, вкусный пирог, нам стало очень стыдно, что мы только играли да веселились, пока он трудился, а мы ему совсем не помогали.
Воспитатель: Эх вы, да разве можно так себя вести? Скажите ребята, так можно себя вести?
Ответ детей: Нет …. Мы  всегда помогаем  мамам.
Мышата: Попросили мы у Петушка прощения, думали, сразу и получим по кусочку пирога. Да только Петушок нам ответил народной пословицей: «Кто не работает, тот не ест!», ребята только мы не поняли, объясните, пожалуйста, что это значит?
Ответ детей: Кто , не работает тот не есть
Мышата: Петушок  нас отправил на «хлебное поле» потрудиться! А мы  даже не знаем , что это такое? Помогите нам, ребята объясните, что значит «хлебное поле?»

Воспитптель: - Место, где растёт хлеб – это огромное поле, которое называется нива.

Много сил и терпения требуется людям, чтобы получить хлеб.

А чтобы это узнать, я приглашаю вас в путешествие. И начнём мы его с посева колоска, с того который нашел петушок.

Весной, лишь только сойдёт с полей снег, и просохнет земля в поле выходит машина – трактор, он тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Плуг – заменяет несколько лопат. Но сразу сеять зерно нельзя, в земле много комков, их разбивает прикреплённая к трактору борона . Она заменяет работу нескольких грабель.

- И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерно.

- Вот рожь или пшеница взошла. Сначала это маленькие зелёные ростки, потом зелёные колосья, которые будут созревать всё лето. А что нужно, чтобы зерно вызрело?

Дети.: ответ детей

Воспитатель: Ну вот, зёрна созрели, это проверяет агроном. Начинается жатва. И на поле выходят– хлебоуборочные машины  комбайны и грузовые. Кто работает на этой технике?

Дети: ответы детей

Воспитатель: - Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Далее машины везут зерно на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.

Куда же везут зерно далее?

Дети: ответ детей

Воспитатель: - Правильно, на мельницу, где зерно перемалывают в муку.

- Какой путь у муки далее, куда она поступает?

Дети.: ответы детей

Воспитатель: Да, она отправляется на хлебозавод. Но здесь муку ждёт сюрприз, прежде чем стать хлебом, нужно добавить к ней и другие продукты, называйте…

Дети: ответы детей

воспитатель: Отлично, и только тогда получится тесто.

Пальчиковая гимнастика «Замесим тесто»

Ой, ладошки-ладушки. (хлопки)

Мы печём оладушки. (переворачивать сомкнутые ладони)

Замешиваем тесто, (имитация помешивания,

Мнём, мнём, (имитация)

Бьём, бьём, (имитация)

А тесту в миске тесно (руки развести в стороны)

Тесто выпало на стол, (ладони на столе)

Тесто убежало (лёгкий бег на месте)

Начинай сначала. (взмах руки)

Воспитатель: и вот хлеб готов и он отправляется в магазин.

Ну, что мышата вы поняли откуда к нам хлеб приходит?

Мышата : да нам всё понятно. Они с детьми оформляют цепочку

1- пахота, 2- сев, 3 – хлеб растет, 4- жатва, 5 – мука, 6 – приготовление теста, 7- хлеб в печи, 8- хлеб на прилавках.
Уточнение значения каждого звена в цепочке. Враги: град и очень сильный ветер.

Мышата: спасибо за интересное путешествие нам пора домой.(прощаются)
Воспитатель: А как вы ребята, думаете, настоящие полевые мыши пользу или вред приносят хлебному полю?
Ответы детей: …
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно ответили.
Итог занятия:

Что узнали нового?
Чему вы научились?
Кому мы сегодня помогли?
Что было самым трудным?
Почему?
Как вы справились с заданием?
Что было самым запоминающимся?
Молодцы ребята, какие вы у меня умнички.

.

онспект НОД в подготовительной к школе группе "Путешествие колоска"

 

Конспект НОД в подготовительной группе

«Путешествие колоска»

(занятие сопровождается презентацией)

П.: - И вот тесто замешано, пекарь выкладывает его в форму и отправляет в печь. Оттуда хлеб выходит румяный, поджаристый и по конвейеру едят прямо на погрузку, сначала на поддоны и в тележку, а потом и в машины, которые и везут его в магазины. А как называются машины, развозящие хлеб? А магазины? Но ещё хлеб везут в супермаркеты, где есть специальные отделы для него.

- А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Д.: Ответы детей.

П.: - Как можно назвать все эти изделия одним словом?

Д.: ответы детей

П.: - Русский народ знал цену хлеба и всегда очень бережно относился к нему. Послушайте, какие пословицы и поговорки он сложил :

«Хлеб – всему голова».

«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».

«Хлеб надо всегда доедать».

«Хлеб нельзя бросать на пол».

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

«Без хлеба – нет обеда».

 «Будет хлеб – будет и песня».

- К сожалению, иногда можно увидеть, как люди выбрасывают хлеб, а дети – крошат, балуются с ним. Поэтому, чтобы этого не произошло, нужно всегда помнить, как тяжело было людям в годы ВОВ, как нужен он тем, кто бедно живёт и голодает, и как трудно его вырастить.

5. Рефлексия

П.: Теперь вы знаете, какой длинный путь проходит хлеб, прежде, чем попасть на стол, сколько людей трудятся над этим процессом, какой это тяжёлый труд.

                    Давайте ещё раз вспомним и назовём, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна? Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

                    А какие машины помогают людям?

                    А кто участвует в выпечке хлеба?

- Я буду надеяться, что каждый из вас теперь будет беречь хлеб, доедать его. А если, всё - таки, кусочек останется, лучше - покрошить его птичкам или отдать животным.

- Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь

 

 

 

 

 Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Комнатные растения" /подготовительная группа/

З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям – с мягкими, тонкими листьями – требуется мн...

Конспект занятия по экологии для детей подготовительных групп "Красная книга"

Цель занятия - дать детям представление о Красной книге, которая предупреждает об исчезновении животных, растений....

Конспект занятия по экологии в логопедической подготовительной группе- «Вода-это дар природы».

Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Научить понимать, что...

Конспект занятия по экологии №18 в подготовительной группе «Пищевые цепочки в лесу»

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Пищевые цепочки в лесу»...

Конспект занятия по экологии №19 в подготовительной группе Тема: «Беседа «Как животные приспособились к зиме»

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Беседа «Как животные приспособились к зиме»...

Конспект занятия по экологии №22 в подготовительной группе «Беседа «Комнатные растения – спутники нашей жизни»

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Беседа «Комнатные растения – спутники нашей жизни»...