Конспект занятия по экологии №18 в подготовительной группе «Пищевые цепочки в лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по экологии

в подготовительной группе «Пищевые цепочки в лесу» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18_pishchevye_tsepochki_v_lesu.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии

в подготовительной к школе группе

Тема: «Пищевые цепочки в лесу» 

        

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.

Цель: дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пищевых цепочках.

Программное содержание:

Образовательные задачи: расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; учить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.

Развивающие задачи: развивать речь дошкольников, доказательно отвечая на вопросы воспитателя; обогащать словарь новыми словами: взаимосвязь в природе, звено, цепочка, пищевая цепочка; развивать внимание детей, логическое мышление.

Воспитательные задачи: воспитывать желание помочь главному герою, ориентировать на помощь; воспитывать у детей желание работать вместе, дружно, уважать мнение других; способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности; воспитывать потребность в здоровом образе жизни, здоровьесберегающем поведении; снижать утомление, статистическое напряжение при выполнении заданий.

Предварительная работа: чтение: Б.Заходер «Про Всех На Свете»; В.Танасийчук «Цепочки в лесу», «Невидимые весы»; Л.Толстой «На что нужны мыши?»; проведение беседы «Некоторые сведения из жизни животных».

Материалы и оборудование: игрушка Пастух, текст В.В. Бианки «Сова» в сокращении, иллюстрации растений и животных (клевер, мышь, сова, трава, заяц, волк), карточки растений и животных.

Планируемые результаты: у детей закреплены знания о взаимосвязях, существующих в природе, о пищевых цепочках.

Структура занятия

I

Вводная часть

Появление персонажа

5 мин

II

Основная часть

22 мин

1

Беседа

О пищевых цепочках

5 мин

2

Физкультминутка

«Сова»

3 мин

3

Игра

«Пищевые цепочки»

4 мин

4

Задание

«Кто кого ест»

10 мин

III

Заключительная часть

 

3 мин

Длительность 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

К ребятам приезжает пастух Федор Иванович:

- Здравствуйте, ребята! Приехал к вам рассказать свою грустную историю. Живу я далеко и у меня есть стадо коров, которое я пасу на лугу около деревни. Коровы мои питались клевером и давали много молока. На краю деревни в дупле старого большого дерева жила сова, которая днем спала, а ночью летала на охоту и громко ухала. Крик совы мешал мне спать и я её прогнал. Сова обиделась и улетела. И вдруг через некоторое время коровы стали худеть и давать очень мало молока, так как стало мало клевера, зато появилось много мышей. Я не понимаю, почему так произошло. Помогите мне все вернуть назад!

- Ребята, это огромная проблема для Федора Ивановича вернуть всё назад. Как вы думаете, можем мы ему помочь и чем?

Ответы детей.

  1. Основная часть 

1. Беседа о пищевых цепочках

- Почему произошло так, что коровы стали давать мало молока? (Стало мало клевера.)

Воспитатель показывает  картинку клевера.

- Почему стало мало клевера? (Погрызли мыши.)

Воспитатель показывает картинку мыши.

- Почему развелось много мышей? Кто охотился на них? (Некому охотиться, сова улетела.)

Выкладывается картинка совы.

- Ребята, у нас с вами получилась цепочка: клевер — мышь — сова. Вы знаете, какие ещё бывают цепочки?

Воспитатель показывает украшение цепочку, дверную цепочку, бумажную на елку.

- Что такое цепочка? Из чего она состоит? (Из звеньев.)

- Если одно звено цепи сломается, что случится с цепочкой? (Цепочка порвется, разрушится.)

- Правильно. Посмотрим на нашу цепочку: клевер — мышь — сова. Такая цепочка называется пищевой. Почему, как вы думаете? (Клевер является пищей для мыши, мышь является пищей для совы. Поэтому цепочка называется пищевой.)

- Клевер, мышь, сова — звенья этой цепочки. Подумайте, а можно ли из нашей пищевой цепочки убрать звено? (Нет, цепочка разрушится.)

- Уберем из нашей цепочки клевер. Что произойдет с мышами? (Им нечего будет есть.)

- Если исчезнут мыши?

- Если улетит сова?

- Какую ошибку совершил Федор Иванович? (Он разрушил пищевую цепочку.)

- Правильно. Оказывается в природе все растения и животные взаимосвязаны. Они друг без друга обходиться не могут. Что нужно сделать, чтобы коровы снова давали много молока? (Восстановить пищевую цепочку, вернуть сову.)

2. Физкультминутка «Сова»

Наступила в лесу тишина,

Заблестела на небе луна.

Ежик свернулся клубком,

Зайчик уснул под кустом.

Только сове не спится,

В небе ночном кружится:

Ищет своих друзей,

Бывает грустно и ей.

Покричала, полетала,

Пошумела.

И на ветку дуба старого

Она тихо села.

 3. Игра

- Дети, сейчас мы потренируемся и потренируем Федора Ивановича в составлении пищевых цепочек. Вот картинки, которые нечаянно перепутались: волк — трава — заяц. Посмотрите внимательно, правильно ли расположены картинки?

Дети меняют местами рисунки.

- Сможет ли заяц прожить без травы? Почему?

-Сможет ли заяц прожить без волка? Почему?

- Заяц не сможет прожить без травы, ему нечем будет питаться. И без волка не прожить, так как зайцев разведется очень много, травы не будет хватать, зайцы перейдут на ветки кустов и кору деревьев, а это угроза для леса.

- Какой вывод сделаем? (В природе все взаимосвязано. Растения и животные друг без друга не проживут.)

4. Задание «Кто кого ест?»

- Рассмотрите внимательно картинки. Подумайте, можно ли из них сложить пищевые цепочки.

Дети выкладывают, потом объясняют:

Колоски - мышь - лиса.

Листик - гусеница - птица.

Берёза - заяц - лиса.

Трава – лось – медведь.

Орехи – бурундук - рысь.

Жёлуди – кабан – медведь.

Трава – заяц – куница – филин.

Зерно злаков – мышь полёвка – хорёк – сова.

Семена сосны – белка – куница – ястреб.

Трава – кузнечик – лягушка – змея – сокол.

- Растения «кормят» насекомых и мелких животных, насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных, а они в свою очередь кормят хищников. Все сыты? А кто же накормит растения? (Им нужно для роста и развития - солнце, вода, воздух).

- Кто останется голодным, если пропадут все насекомые?

- Если исчезнут деревья?

- Если пропадут цветы?

- Можно ли включить в «пищевые цепочки» человека?

- Человек может попасть в любую часть «цепочки», но он не должен просто так нарушать жизнь растений и животных.

- Как может человек использовать растения леса?

- А что он должен делать, чтобы не навредить растениям? (Не рубить деревья, не ломать ветки, не повреждать кору, не вырывать ягодные кустики с корнем, не сбивать ногами ядовитые грибы, не жечь костры, не мусорить в лесу.)

- А как человек может использовать животных леса?

- Заниматься охотой на зверей и птиц могут только охотники или лесничие. Это люди, которые знают правила охоты и имеют на это разрешение. Те, кто занимается охотой без разрешения, называется браконьерами. Таких людей наказывают.

III. Заключительная часть

- Что нового узнали вы сегодня?

- Что понравилось больше всего?

- В природе все взаимосвязано, и очень важно, чтобы эта взаимосвязь сохранялась. Все обитатели леса являются важными и ценными членами лесного братства. Очень важно чтобы человек не мешал природе, не засорял окружающую среду и бережно относился к животным и к растительному миру.

Про Всех На Свете (Заходер Б. В.)

Все-Все,

Все на свете,

На свете нужны,

И Мошки

Не меньше нужны, чем Слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников, —

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд —

Кто делает мед

И кто делает яд!

Плохие дела

У Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-Все,

Все на свете,

На свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Цепочка в лесу".

Формирование у детей представления о взаймосвязи обитателей леса - животных и растений, их пищевых зависимости друг от друга.Датть знания о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые н...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Сказка о волшебном лесе»

Ход занятия:- Ребята, к нам в окно сегодня прилетела необычная гостья, посмотрите, кто знает, что это за гостья? Правильно – это лесная фея «Динь-динь». Она прилетела не случайн...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Сказка о волшебном лесе»

Цели:-расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил по...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе: «В гости к осеннему лесу».

Программное содержание.1. Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью (заметно меняются условия жизни для зверей и птиц; насекомые прячутся и замирают, перел...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Какие бывают грибы в лесу»»

Цель. Знакомство детей с лесными грибами, выделение групп съедобных и несъедобных грибов, знакомство со строением грибаЗадачи:Дать понятие о том, что лесные грибы относятся к царству грибов, отличаютс...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Животные леса"

Экологическое воспитание старших дошкольников...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Прогулка по зимнему лесу»

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Прогулка по зимнему лесу»Цель: Активизировать познавательный интерес детей к диким животным, стимулировать к речевой деятельности.Пр...