Конспект занятия по экологии №18 в подготовительной группе «Пищевые цепочки в лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по экологии
в подготовительной группе «Пищевые цепочки в лесу»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
18_pishchevye_tsepochki_v_lesu.docx | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии
в подготовительной к школе группе
Тема: «Пищевые цепочки в лесу»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.
Цель: дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пищевых цепочках.
Программное содержание:
Образовательные задачи: расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; учить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.
Развивающие задачи: развивать речь дошкольников, доказательно отвечая на вопросы воспитателя; обогащать словарь новыми словами: взаимосвязь в природе, звено, цепочка, пищевая цепочка; развивать внимание детей, логическое мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать желание помочь главному герою, ориентировать на помощь; воспитывать у детей желание работать вместе, дружно, уважать мнение других; способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности; воспитывать потребность в здоровом образе жизни, здоровьесберегающем поведении; снижать утомление, статистическое напряжение при выполнении заданий.
Предварительная работа: чтение: Б.Заходер «Про Всех На Свете»; В.Танасийчук «Цепочки в лесу», «Невидимые весы»; Л.Толстой «На что нужны мыши?»; проведение беседы «Некоторые сведения из жизни животных».
Материалы и оборудование: игрушка Пастух, текст В.В. Бианки «Сова» в сокращении, иллюстрации растений и животных (клевер, мышь, сова, трава, заяц, волк), карточки растений и животных.
Планируемые результаты: у детей закреплены знания о взаимосвязях, существующих в природе, о пищевых цепочках.
Структура занятия
I | Вводная часть | Появление персонажа | 5 мин |
II | Основная часть | 22 мин | |
1 | Беседа | О пищевых цепочках | 5 мин |
2 | Физкультминутка | «Сова» | 3 мин |
3 | Игра | «Пищевые цепочки» | 4 мин |
4 | Задание | «Кто кого ест» | 10 мин |
III | Заключительная часть |
| 3 мин |
Длительность 30 минут
Ход занятия
- Вводная часть
К ребятам приезжает пастух Федор Иванович:
- Здравствуйте, ребята! Приехал к вам рассказать свою грустную историю. Живу я далеко и у меня есть стадо коров, которое я пасу на лугу около деревни. Коровы мои питались клевером и давали много молока. На краю деревни в дупле старого большого дерева жила сова, которая днем спала, а ночью летала на охоту и громко ухала. Крик совы мешал мне спать и я её прогнал. Сова обиделась и улетела. И вдруг через некоторое время коровы стали худеть и давать очень мало молока, так как стало мало клевера, зато появилось много мышей. Я не понимаю, почему так произошло. Помогите мне все вернуть назад!
- Ребята, это огромная проблема для Федора Ивановича вернуть всё назад. Как вы думаете, можем мы ему помочь и чем?
Ответы детей.
- Основная часть
1. Беседа о пищевых цепочках
- Почему произошло так, что коровы стали давать мало молока? (Стало мало клевера.)
Воспитатель показывает картинку клевера.
- Почему стало мало клевера? (Погрызли мыши.)
Воспитатель показывает картинку мыши.
- Почему развелось много мышей? Кто охотился на них? (Некому охотиться, сова улетела.)
Выкладывается картинка совы.
- Ребята, у нас с вами получилась цепочка: клевер — мышь — сова. Вы знаете, какие ещё бывают цепочки?
Воспитатель показывает украшение цепочку, дверную цепочку, бумажную на елку.
- Что такое цепочка? Из чего она состоит? (Из звеньев.)
- Если одно звено цепи сломается, что случится с цепочкой? (Цепочка порвется, разрушится.)
- Правильно. Посмотрим на нашу цепочку: клевер — мышь — сова. Такая цепочка называется пищевой. Почему, как вы думаете? (Клевер является пищей для мыши, мышь является пищей для совы. Поэтому цепочка называется пищевой.)
- Клевер, мышь, сова — звенья этой цепочки. Подумайте, а можно ли из нашей пищевой цепочки убрать звено? (Нет, цепочка разрушится.)
- Уберем из нашей цепочки клевер. Что произойдет с мышами? (Им нечего будет есть.)
- Если исчезнут мыши?
- Если улетит сова?
- Какую ошибку совершил Федор Иванович? (Он разрушил пищевую цепочку.)
- Правильно. Оказывается в природе все растения и животные взаимосвязаны. Они друг без друга обходиться не могут. Что нужно сделать, чтобы коровы снова давали много молока? (Восстановить пищевую цепочку, вернуть сову.)
2. Физкультминутка «Сова»
Наступила в лесу тишина,
Заблестела на небе луна.
Ежик свернулся клубком,
Зайчик уснул под кустом.
Только сове не спится,
В небе ночном кружится:
Ищет своих друзей,
Бывает грустно и ей.
Покричала, полетала,
Пошумела.
И на ветку дуба старого
Она тихо села.
3. Игра
- Дети, сейчас мы потренируемся и потренируем Федора Ивановича в составлении пищевых цепочек. Вот картинки, которые нечаянно перепутались: волк — трава — заяц. Посмотрите внимательно, правильно ли расположены картинки?
Дети меняют местами рисунки.
- Сможет ли заяц прожить без травы? Почему?
-Сможет ли заяц прожить без волка? Почему?
- Заяц не сможет прожить без травы, ему нечем будет питаться. И без волка не прожить, так как зайцев разведется очень много, травы не будет хватать, зайцы перейдут на ветки кустов и кору деревьев, а это угроза для леса.
- Какой вывод сделаем? (В природе все взаимосвязано. Растения и животные друг без друга не проживут.)
4. Задание «Кто кого ест?»
- Рассмотрите внимательно картинки. Подумайте, можно ли из них сложить пищевые цепочки.
Дети выкладывают, потом объясняют:
Колоски - мышь - лиса.
Листик - гусеница - птица.
Берёза - заяц - лиса.
Трава – лось – медведь.
Орехи – бурундук - рысь.
Жёлуди – кабан – медведь.
Трава – заяц – куница – филин.
Зерно злаков – мышь полёвка – хорёк – сова.
Семена сосны – белка – куница – ястреб.
Трава – кузнечик – лягушка – змея – сокол.
- Растения «кормят» насекомых и мелких животных, насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных, а они в свою очередь кормят хищников. Все сыты? А кто же накормит растения? (Им нужно для роста и развития - солнце, вода, воздух).
- Кто останется голодным, если пропадут все насекомые?
- Если исчезнут деревья?
- Если пропадут цветы?
- Можно ли включить в «пищевые цепочки» человека?
- Человек может попасть в любую часть «цепочки», но он не должен просто так нарушать жизнь растений и животных.
- Как может человек использовать растения леса?
- А что он должен делать, чтобы не навредить растениям? (Не рубить деревья, не ломать ветки, не повреждать кору, не вырывать ягодные кустики с корнем, не сбивать ногами ядовитые грибы, не жечь костры, не мусорить в лесу.)
- А как человек может использовать животных леса?
- Заниматься охотой на зверей и птиц могут только охотники или лесничие. Это люди, которые знают правила охоты и имеют на это разрешение. Те, кто занимается охотой без разрешения, называется браконьерами. Таких людей наказывают.
III. Заключительная часть
- Что нового узнали вы сегодня?
- Что понравилось больше всего?
- В природе все взаимосвязано, и очень важно, чтобы эта взаимосвязь сохранялась. Все обитатели леса являются важными и ценными членами лесного братства. Очень важно чтобы человек не мешал природе, не засорял окружающую среду и бережно относился к животным и к растительному миру.
Про Всех На Свете (Заходер Б. В.)
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, —
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд —
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Цепочка в лесу".
Формирование у детей представления о взаймосвязи обитателей леса - животных и растений, их пищевых зависимости друг от друга.Датть знания о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые н...
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Сказка о волшебном лесе»
Ход занятия:- Ребята, к нам в окно сегодня прилетела необычная гостья, посмотрите, кто знает, что это за гостья? Правильно – это лесная фея «Динь-динь». Она прилетела не случайн...
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Сказка о волшебном лесе»
Цели:-расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил по...
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе: «В гости к осеннему лесу».
Программное содержание.1. Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью (заметно меняются условия жизни для зверей и птиц; насекомые прячутся и замирают, перел...
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Какие бывают грибы в лесу»»
Цель. Знакомство детей с лесными грибами, выделение групп съедобных и несъедобных грибов, знакомство со строением грибаЗадачи:Дать понятие о том, что лесные грибы относятся к царству грибов, отличаютс...
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Животные леса"
Экологическое воспитание старших дошкольников...
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Прогулка по зимнему лесу»
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Прогулка по зимнему лесу»Цель: Активизировать познавательный интерес детей к диким животным, стимулировать к речевой деятельности.Пр...