Конспект занятия по экологии №19 в подготовительной группе Тема: «Беседа «Как животные приспособились к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Беседа «Как животные приспособились к зиме»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19_beseda_kak_zhivotnye_prisposobilis_k_zime.docx | 36.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии
в подготовительной к школе группе
Тема: «Беседа «Как животные приспособились к зиме»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.
Цель: уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.
Программное содержание: формировать умение устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания; закрепить представление о том, что животные могут выжить в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям; воспитывать стремление помогать птицам зимой.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке; чтение произведений о птицах и животных; беседа о перелетных, кочующих и зимующих птицах; игра «Совушка»; дидактическая игра «Когда это бывает?».
Материалы и оборудование: кукла, мяч.
Планируемые результаты: у детей имеются представления о приспособлении животных к зимним условиям существования.
Структура занятия
I | Вводная часть | Появление персонажа | 2 мин |
II | Основная часть | 26 мин | |
1 | Беседа | Заяц | 3 мин |
2 | Беседа | Белка | 3 мин |
3 | Беседа | Лось | 3 мин |
4 | Беседа | Волк | 3 мин |
5 | Беседа | Лиса | 3 мин |
6 | Беседа | Медведь, еж | 3 мин |
7 | Игра | «Кто живет в родном лесу» | 2 мин |
8 | Беседа | Птицы, насекомые, рыбы | 3 мин |
9 | Рассказ | «Как человек помогает животным перезимовать» | 3 мин |
III | Заключительная часть |
| 2 мин |
Длительность 30 минут
Ход занятия
- Вводная часть
Входит воспитатель с куклой Таней.
- Ребята, кукла Таня сегодня проснулась, посмотрела в окно, а там так красиво, все белым бело. И решила она пойти к своим друзьям и сфотографироваться вместе с ними. Но там она никого не встретила. Тогда она пошла на пруд, но он замерз, и там тоже никого не увидела. Она очень расстроилась и решила пойти домой, как перед ней что-то промелькнуло, за деревом что-то скрипнуло, а сверху что-то хрустнуло. Кукла Таня очень испугалась, но решила все это сфотографировать и вам ребята показать, что бы вы ей помогли в этом разобраться.
- Не переживай, Таня, с животными все в порядке. Ребята, давайте объясним Тане, почему она не встретила в лесу своих друзей, и попробуем разобраться, что же сфотографировала Таня. (Наступила зима, и все животные по-разному приспособились ее пережить.)
- Правильно, а теперь давайте расскажем отдельно про каждого животного, а помогут нам в этом фотографии Тани.
II. Основная часть
1. Заяц
фото: хвост зайца
- Что же сфотографировала Таня? (Хвост зайца.)
- Расскажите, пожалуйста, как же живет заяц?
- Чем питается? (Ест кору деревьев.)
- Как спасается от врагов? (Быстрые ноги и цвет шерсти.)
- Что происходит с шубкой зайчика с наступлением холодов?
- Теперь Таня поняла, почему не увидела зайца снег белый и заяц белый.
- Вывод: Длинные уши помогают зайцу слышать приближающуюся опасность. Короткий хвостик не мешает ему быстро бегать. Его задние ноги длинные и сильные, он может ими отталкиваться от земли и делать большие прыжки. Норки у зайца нет, он спит в снежной ямке. Зимний мех гуще летнего, поэтому ему зимой не холодно. Зимой он ест кору деревьев.
2. Белка
фото хвост белки
- Что же здесь сфотографировала Таня? (Хвост белки.)
- Ребята, расскажите Тане, почему же и белочку она не смогла разглядеть. (Потому что она прячется в дупле.)
- Где устраивает свое жилье? (Находит дупло, утепляет его.)
- Чем питается на деревьях белка? (С осени заготавливает орехи, грибы.)
- Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям?
- Что защищает от холода? (Шубка.)
- Что помогает ей спасаться от врагов? (Она быстро перепрыгивает с дерева на дерево?)
- Вывод: У белки красивый пушистый хвост. Длинные задние ноги и пушистый большой хвост помогают ей прыгать по деревьям. Хвостом она даже может рулить. Летом ее спинка рыженькая, зимой серенькая, а вот брюшко у нее всегда беленькое! Зимой мех мягкий и пушистый, летом жесткий и короткий. Она очень любит ягоды, грибы и орехи. Заготавливает их в дупле на зиму. В сильные морозы может не выходить из своего тепленького гнезда – в дупле есть запасы орехов, желудей и грибов. Если у белки нет дупла, то она строит себе гнездо среди веток деревьев. Это шар из веток и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда белка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее.
3. Лось
фото хвост лося
- Что здесь мы видим? (Хвост лося.)
- Как же лосю удается пережить суровые времена? (У него теплая шерсть и сильные, быстрые ноги.)
- Чем питается? (Ветками деревьев.)
- Есть ли у него враги?
-Как спасается от врагов? (Быстро убегает или защищается передними копытами.)
- Теперь Таня поняла: за деревом стоял лось и на высоких деревьях поедал ветки.
4. Волк
фото хвост волка
- Что здесь мы видим? (Хвост волка.)
-Как же этому хищнику удается пережить суровое время года?
- Чем питается?
- Как добывает себе пищу? (Он бегает на большие расстояния в погоне за своей добычей.)
- Где живет? (Ведет кочующий образ жизни.)
- Вывод: Серый волк, большой, сильный и самый быстрый в лесу. Летом он немного светлее, а к зиме его мех темнеет. Зимний мех у волка высокий, густой, имеет подшерсток, поэтому он не мерзнет. Летом мех значительно короче и реже зимнего, более грубый и жесткий. Настроение волка можно узнать по движению хвоста. В спокойном состоянии хвост опущен, если он угрожает – поднят вверх, дружелюбие волк выражает спокойно помахивая хвостом. Летом он живет со своей семьей в логове. Зимой до 20 волков собираются в стаи. Стае легче добывать пищу. С помощью голоса он может передавать другим волкам сообщения о появлении зверя или человека. Волк может лаять, тявкать, рычать, ворчать и выть.
5. Лиса
фото хвост лисы
- Что здесь мы видим? (Хвост лисы.)
- Как лисе удается пережить это трудное время года? (В суровое время приближается к человеческому жилью.)
- Чем питается зимой? (Охотится за зайцами, под снегом ловит полевых мышей.)
- Где живет? (Лиса живет в норе.)
- Вывод: Лиса хищный зверь. Питается в основном разными млекопитающимися: зайцы, мыши, птицы, землеройки и т. д. У лисы есть нора с несколькими выходами, где она прячется в случае опасности. Там в гнезде рождаются маленькие лисята. А живет она в основном в логове, расположенном на открытом месте, в траве или в снегу. Лиса очень чуткая и хитрая.
6. Медведь, еж
- Таня много сделала фотографий, а своего большого друга медведя не сфотографировала и маленького ежика тоже не видела.
- Ребята, как вы думаете, почему Тане не удалось увидеть ежика и медведя? - Как медведь готовится к зиме? (Медведь накапливает подкожный жир.)
- Где зимует? (Спит в берлоге всю зиму.)
- Чем питается?
- Что еж делает, чтобы переждать зиму? (Еж, чтобы переждать зиму, тоже спит.)
- Вывод: Медведь припасов на зиму не делает. Он всю зиму спит в берлоге. Осенью старается наесться посытнее, чтобы всю зиму спать спокойно.
7. Игра «Кто живет в родном лесу»
- А теперь поиграем в игру «Кто живет в родном лесу». Сейчас я буду называть разных животных, а вы выбирайте только тех. Кто живет в наших лесах, в России. Если живут – хлопайте в ладоши, если нет – не хлопайте.
Белка, лисица, жираф, бегемот.
Заяц, олень, крокодил, кашалот.
Волки, верблюды, моржи и тюлени.
Медведи, слоны, обезьяны, олени.
8. Птицы, насекомые, рыбы.
- Ребята, а Таня еще хотела послушать соловьиные трели и полюбоваться в пруду рыбками, понаблюдать за лягушками. Куда они делись? (Все это из-за того что наступила зима.)
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие птицы собираются в теплые края? (Ласточки, стрижи, гуси, утки.)
- Как они называются? (Перелетные.)
- Какие остаются зимовать? (Ворона, воробей, голубь, сорока, синица, снегирь.)
- Как они называются? (Зимующие.)
- Как человек помогает птицам? (Подкармливает их зерном, салом, крошками хлеба.)
- Как спасается лягушка от холода? (Зарывается глубоко в ил и засыпает.)
- Ребята, расскажите Тане о рыбах и насекомых. Что делают рыбы зимой? (Опускаются на дно, ведут малоподвижный образ жизни, дремлют.)
- Куда исчезли насекомые? (спрятались в кору деревьев глубоко в щели.)
- Таня теперь все поняла, придет к своим друзьям весной.
9. Беседа «Как человек помогает животным перезимовать?»
- Как человек может помочь животным пережить зиму? (Ответы детей.)
- Пережить зиму животным поможет подкормка. Для диких животных создаются охотхозяйства. Опытные лесничие знают звериные тропы и места кормежки животных. Для подкормки диких животных используют сено, веники и даже соль.
- Прикармливают животных до тепла, ведь весной снег более плотный и найти под ним пищу гораздо сложнее.
- Для птиц делают кормушки. Птиц нужно не кормить, а подкармливать, чтобы они не разучились добывать пищу в природе.
- Воробьям и голубям подходят: ячмень, пшеница, сырые крупы, семечки, сухие хлебные крошки. Синичкам, кроме семечек и сухих хлебных крошек, в сильные морозы можно предложить кусок несоленного сала или сливочного масла.
- Для снегирей и свиристелей можно заготовить сушеную рябину и боярышник. Подойдут также: сваренное вкрутую и измельченное яйцо, кусочки сырой говядины, творог, ломтики яблока.
- Давайте, вспомним, какие бывают кормушки? Из чего можно сделать кормушки? Какой корм насыпают в кормушки? Какие птицы прилетают к ним?
III. Заключительная часть
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо все объяснили Тане. А теперь давайте пофантазируем и поиграем в игру «Превратись». По моим словам, вы будете превращаться в зимующих птиц, зверей, насекомых.
Девочки и мальчики,
Вокруг себя повернитесь,
В зимующих птиц (зверей) превратитесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по озеру Байкал»
Цель: Способствовать развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья, помочь усвоению словаря по теме....
Тема недели: «Животный мир зимой» Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе Тема: «Белый медведь»
Цель: Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности. Задачи: Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к животным холодных стран. Обучающие: 1. Учить детей использовать свои ...
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе/ Тема:«Вода-это бесценный дар»
дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие исто...
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе Тема «Волшебный сундучок. Что нас окружает?»
Конспект занятия по экологии в подготовительной группеТема «Волшебный сундучок. Что нас окружает?»Программное содержание:Формировать у детей систему экологических знаний и представлений.За...
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе.Тема: «Загадки природы»
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Тема: «Загадки природы»...
Конспект занятия по экологии, в подготовительной группе. Тема: «Друг земли – дождевой червяк».
Конспект занятия и презентация к занятию....
Конспект занятие по экологии в подготовительной группе Тема: «Путешествие капельки»
Конспект занятие по экологии в подготовительной группеТема: «Путешествие капельки» Программное содержание:Формировать представление о круговороте воды в природе.Учить умению устанавли...