Ранняя профориентация в ДОО
статья по окружающему миру (старшая группа)

Проскурякова Ксения Евгеньевна

Педагогическая статья. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_statya._rannyaya_proforientatsiya_v_doo.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая статья

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель МБДОУ «Надежда»

детского сада № 252, г. Екатеринбурга

Проскурякова Ксения Евгеньевна

Аннотация

На сегодняшний день проблеме ранней профориентации дошкольников уделяется большое внимание, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. Именно поэтому в данной статье представлена попытка анализа актуального вопроса, связанного с ознакомлением детей старшего дошкольного возраста с профессиями. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников.

Материалы статьи могут быть полезны для студентов ВУЗов при изучении проблемы ранней профориентации дошкольников, а также педагогов при организации образовательного процесса, воспитании ребенка и привитии ему ценности труда, что поможет в дальнейшем сформировать интересы и отношение к определенным видам деятельности, а также систему знаний о профессиях.

Ключевые слова: профориентация, дошкольники, развивающая предметная среда, профессии, деятельность, технологии.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация. 

Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира.

Сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что многие профессии взрослых недоступны для непосредственного наблюдения, поэтому ребенку сложно их понять.

Также хотелось отметить, что с детьми в детских садах не проводятся необходимые мероприятия по профориентационной работе, предлагается узкий перечень профессий, знания детей о них минимальны, так как даются эпизодически.

Проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых в современной педагогической науке интересовала многих ученых: В.П. Кондрашов, Т.А. Шорыгина, Е.А. Алябьева, В.Т. Потапова.

В.П. Кондашов отмечал, что ранняя профориентация позволяет спроектировать у дошкольников профессиональную составляющую «образа-Я». Автором была составлена парциальная игровая образовательная программа дошкольной образовательной организации «Мир профессий», включающая в себя формулировку задач и путей их реализации по годам жизни ребенка, рекомендованный перечень игр и примерный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр.

Е.А. Алябьева считает, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, дает возможность гордиться результатами труда своих близких родственников, людей вообще. Автор предлагает несколько методических пособий по ознакомлению детей 5–8 лет с профессиями.

Нельзя забывать об огромном потенциале ранней профориентации для познавательного развития ребенка дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, представлений о социокультурных ценностях нашего народа и др.

Нам импонирует идея Н.Н. Колмогорцевой о том, что для формирования «ориентировочной основы» выбора профессии необходимо формировать представления о личностных чертах профессионала. Интерпретация данной идеи в системе дошкольного образования также возможна посредством формирования позитивного образа профессионала (профессионального типажа, стереотипа), эмоционально положительного отношения к нему.

Когнитивный компонент процесса ранней профориентации связан с формированием профессиональной составляющей образа мира дошкольника. Образ мира трактуется сегодня не только как многоуровневая система представлений о мире, других людях, о себе и своей деятельности (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский), но и как система отношений человека к миру (Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Смирнова). В этом случае ранняя профориентация заключается, конечно, не в том, чтобы к концу дошкольного периода ребенок был готов осуществить осознанный выбор профессии, а в том, чтобы сформировать познавательный интерес и систему знаний, представлений о разнообразии и объективной специфике профессий.

Большинство психологов придерживается мнения о том, что трудовая деятельность не присуща ребенку дошкольного возраста, обосновывая данную позицию спецификой трудовой деятельности и возрастными особенностями дошкольника. В исследованиях отмечено, что специфика труда заключается в создании общественно значимых продуктов деятельности. Возрастные особенности дошкольника (физические, интеллектуальные, психологические) обусловливают невозможность получения таких продуктов и, соответственно, невозможность осуществлять трудовую деятельность. В качестве ее эффективных «заменителей» психологи предлагают различные варианты деятельности: «продуктивная деятельность» (Д.Б. Эльконин), «воспитание в деле» (А.В. Петровкий), «практическая деятельность» (А.В. Запорожец) и др. Данные авторы акцентируют внимание на следующих моментах:

- любой вид продуктивной деятельности есть «созидательная» работа, цель которой – получение продукта, предметно оформленного результата;

- основное значение продуктивной деятельности заключается в формировании у дошкольника активности, инициативы, самостоятельности, способности к целеполаганию, планированию, осуществлению деятельности как важнейших предпосылок для дальнейшего формирования «человека труда».

Принимая во внимание данные положения, отмечаем, что модель ранней профориентации обязательно включает в себя освоение детьми дошкольного возраста различных видов деятельности:

- игровая деятельность (освоение практических действий с предметами труда; «социальная проба», «проживание» ребенком социальных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности, трудовых действий в процессе сюжетно-ролевой игры, а также в процессе активного использования технических моделей и макетов, игрушек-трансформеров, игрушек-самоделок);

- продуктивная творческая деятельность, приобщение детей к различным видам искусства (использование средств изобразительного искусства, театра, художественной литературы, кино, анимации не столько для формирования у дошкольника системы представлений о трудовой деятельности человека и профессиях, сколько для включения ребенка в процесс целенаправленной деятельности с достижением конкретного результата, а также для формирования специальных технологических умений);

- познавательно-исследовательская деятельность (использование проектной деятельности для формирования опыта трудовой деятельности дошкольника).

Данную модель можно охарактеризовать как комплексно-тематическую модель организации образовательного процесса в детском саду. Ее преимущества заключаются в следующем:

- в представлении ребенку знания в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме;

- в возможности реализации темы в различных видах детской активности («проживание» профессии в игре, рисовании, конструировании и др.);

- в необходимости использования технологии партнерского взаимодействия в системе «ребенок – взрослый».

Очень важно отметить, что работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться по средству совместной деятельности между педагогом, родителями и ребенком через систематическую, игровую, познавательную, продуктивную деятельности. Данный вид подхода направлен на развитие интереса у детей о разнообразии мира профессий.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Сюда относится экскурсия, беседа, презентации, видеофильмы, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

Знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, который отображается в сюжетно-ролевых играх. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно также без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно- развивающей среды.

Что же такое развивающая предметно-пространственная среда в контексте нашей темы.

По мнению С, Новосёловой. - Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Правильно созданная предметно-пространственная развивающая среда позволяет: углубить практические знания воспитанников; выявить их интересы и склонности; развить интерес и умение осуществлять действия. А использование игрового пространства позволяет: индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства; актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников; позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;  выполнить игровую работу в собственном ритме; использовать полученные знания в практическом применении; принимать во внимание деятельность других воспитанников; предусматривать игровой замысел; корректировать и развивать игровой сюжет.

При организации предметно-пространственной развивающей среды во всех возрастных группах рекомендуется соблюдать принципы: насыщенности, трансформированности, полифункциональности, вариативности, доступности, безопасности.

В настоящее время в системе дошкольного образования работу педагога по формированию представлений дошкольников о мире профессий и труда необходимо строить с учетом современных образовательных технологий:

  1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Участие в проектной деятельности открывает перед детьми возможность проявления самостоятельности, активности и творчества, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем благополучному профессиональному самоопределению.
  2. Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни детей и родителей, а также заинтересовать их, увлечь этой деятельностью. Эта деятельность объединяет педагогов, детей, родителей, открывает возможность работы в коллективе, сотрудничестве, планировании своей работы. Каждый ребенок, участвуя в проектной деятельности, может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит проявить уверенность в своих силах.

2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

3. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.

4.  Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.

При формировании у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса и представления о профессиях с использованием проектной деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, предлагается расширять игротеки по видам профессий в дошкольных образовательных организациях. Как один из вариантов:

– безопасность (криминалист, пожарный, полицейский),

– медицина (врач, педиатр, стоматолог, хирург),

– педагогика (воспитатель, логопед, учитель, психолог),

– профессии будущего (робототехника и машиностроение),

– авиация (проектировщик интерфейсов беспилотной авиации),

– биотехнологии (сити-фермер, эколог, ветеринар).

Также очень актуально использовать в работе инновационные методы и приемы:

– виртуальные экскурсии, электронные игры;

– фотопутешествия, видеопутешествия;

– опыты и эксперименты;

– лэпбук – создание лэпбука «Моя будущая профессия».

Таким образом, ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация – это необходимое направление деятельности в дошкольной образовательной организации. И перед педагогами стоит задача воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентноспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами исследователей, новаторов, изобретателей.

Список литературы

  1. Алябьева Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2016. С-230.
  2. Гофман Е. Р. Формирование профессионального самоопределения у детей старшего дошкольного возраста посредством игры. Актуальные вопросы социализации и профессиональной ориентации детей и подростков материалы Интернет-конференции. 2017. С. 25–27.
  3. Киселева Л. С. Данилина Т. А. Лагода Т. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Изд.: АРКТИ. 2013. С. — 96.
  4. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 52 с.
  5. Корнилова М.Н., Николаева А.В. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 87-90.
  6. Мотренко Ю. П. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста / Ю. П. Мотренко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 194-196.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».

На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного  дошкольника  является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....

Проект по ранней профориентации в группе раннего возраста «Жил да был паровоз»

В нашем детском саду осуществляется систематическая работа по ранней профориентации. Проводимая в раннем возрасте профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться в...

Проект по ранней профориентации в группе раннего возраста «Горжусь профессией железнодорожника»

В нашем детском саду осуществляется систематическая работа по ранней профориентации. Проводимая в раннем возрасте профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться в...

Приказ "Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»

Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»...