Проект по ранней профориентации в группе раннего возраста «Горжусь профессией железнодорожника»
проект
В нашем детском саду осуществляется систематическая работа по ранней профориентации. Проводимая в раннем возрасте профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению. Поэтому она должна планироваться и осуществляться в определённой системе, а аргументированный выбор методов, приёмов, средств подбираться с учётом возрастных особенностей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_proekt_gorzhus_professiey_zheleznodorozhnika.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по ранней профориентации в группе раннего возраста
«Горжусь профессией железнодорожника»
(Срок реализации с 01.11.23 по 31.12.2023)
Подготовили:
Воспитатели
Шевчук Ольга Сергеевна
В нашем детском саду осуществляется систематическая работа по ранней профориентации. Проводимая в раннем возрасте профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению. Поэтому она должна планироваться и осуществляться в определённой системе, а аргументированный выбор методов, приёмов, средств подбираться с учётом возрастных особенностей дошкольников. Перед педагогами детских садов стоит важная задача по ознакомлению детей с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в современном обществе, с профессиями работников железнодорожного транспорта, сохранению семейных традиций в выборе профессий, воспитанию привычки безопасного поведения на железной дороге.
Актуальность проекта:
Профориентация – это процесс ознакомления с различными профессиями взрослых и оказание помощи детям в выборе будущей профессии в соответствии с имеющимися у них склонностями и способностями. Чем раньше мы познакомим детей с профессиями их родителей – железнодорожников, тем больше дети будут знать о них и может быть определяться в выборе будущей профессии.
Деятельность ребенка в детском саду обогащается за счет непосредственного участия в ней семьи. Те ценности, которые придерживается семья, усваивает и ребенок. Дети находят в жизни родителей образцы, вызывающие восхищение и желание подражать им.
Обеспечение безопасности движения становится все более важной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка детей. Вовремя получения знаний детьми об опасных ситуациях уберегут наших детей от несчастных случаев.
Паспорт проекта
Тип проекта: творческо-познавательный.
По характеру участия: ребенок участник.
По количеству участников: групповой.
По содержанию: интегративный.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 ноября 2023- 31 декабря 2023).
Участники проекта: дети раннего возраста, родители, педагог группы, музыкальный работник.
Особенность проекта:
опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
доступность материала для детей раннего возраста;
максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями;
интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
Методы проекта: наглядный, словесный, практический.
Цель: ознакомление детей с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в современном обществе. Воспитание интереса к профессии железнодорожника.
Задачи:
1. Обогатить знания детей о людях разных профессий, работающих на железной дороге;
2. Обобщать знания детей о профессиях железнодорожников, как об очень нужной и интересной профессии;
3. Воспитывать уважительное отношение к людям этой профессии;
4. Формировать навыки безопасного поведения на железной дороге.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
Обсуждение цели, задач с детьми и родителями;
Создание необходимых условий для реализации проекта;
Перспективное планирование проекта;
Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический):
Сроки | Мероприятия | Цели |
(с 01.11 по 12.11) | 1. Оформление стенда для родителей «Профориентация детей дошкольном образовании». 2. Беседа с детьми «История железной дороги» 3. Подбор иллюстраций и стихов для альбома «Профессия – железнодорожник». Оформление альбома. 4. Чтение художественной литературы. К.И. Чуковский «Багаж». 5. Проведение консультации для родителей «Как знакомить детей со своей профессией – профессией железнодорожника» 6. Беседы с детьми: «Где работают и чем занимаются мои родители?» 7. Рисование пальчиками «Дорога для поезда». 8. Игры с конструктором «Паровоз и вагончики». | Дать представление родителям о важности знакомства с различными профессиями в дошкольном возрасте, о значение семьи познавательном развитии ребёнка. Расширять представления детей о создание железной дороги, вызывать интерес к историческим событиям в нашей стране. Дать знания о разнообразных профессиях на железной дороге. Знакомить детей с произведениями российских писателей, формировать умение понимать смысл прочитанного. |
(с 13.11 по 26.11) | 1. Беседа «Профессии железнодорожников» 2. Дидактическая игра «Доскажи словечко. Профессии» 3. Прослушивание стихотворения «Железная дорога – моя лучшая игра» 4. Настольные пазлы «Железнодорожные профессии» 5. Отгадывание загадок о железной дороге, железнодорожных профессиях 7. Рассматривание иллюстраций и чтение книги М. Улыбышевой «От паровоза до «сапсана». 8. Проведение занятия на тему: «Какие бывают вагоны?» 9. Дид.игра «Найди свой вагон». 10. Конкурс совместных работ родителей с детьми «Мой паровозик». | Углубить, расширить и конкретизировать знания детей о труде работников железнодорожного транспорта. Развивать у детей логическое мышление, внимание, долговременную память. Формировать умение выразительно, естественными интонациями, читать стихи. Развивать ассоциативно-образное мышление, умение самостоятельно решать поставленную задачу. |
5-6 неделя (с 27.11 по 03.12) | 1. Оформление стенда «Мы гордимся вами, вашими делами» 2. Познавательная викторина для детей и родителей «Мы – будущие железнодорожники» 3. Чтение художественной литературы. А. Кузьмин «Мы играем в паровоз», Г. Цыферов «Едет поезд» 4. Аппликация «Веселый паровоз» 5. Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково». 6. Создание родителями совместно с детьми альбома «Железнодорожные профессии». 7. Слушание песни «Весёлые путешественники». | Расширять и уточнять представления детей о важности и значимости труда родителей - железнодорожников. Расширять осведомленность детей от сферы человеческой деятельности на железнодорожном транспорте, формировать познавательную активность. Продолжать пополнять литературный багаж детей стихотворениями. Развивать у детей логическое мышление, внимание и долговременную память. Продолжать развивать интерес к отечественной мультипликации. Формировать умение создавать сюжетные изображения по представлению, развивать чувство композиции. |
7-8 неделя (с 04.12 по 17.12) | 1. Беседа «Правила безопасного поведения на железной дороге» 2. Дидактическая игра «Что лишнее?» 3. Оформление выставки рисунков «Безопасный поезд» 4. Изготовление буклета для родителей «Безопасное поведение детей на железной дороге» 5. Песенка – игра «Чух – чух паровозик, таки – таки…». 6. Прослушивание песни «Голубой вагон» Э. Успенский. | Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на железной дороге. Развивать умение выделять характерные, существенные признаки предметов. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила безопасности на железной дороге. Привлечь родителей к закреплению правил безопасного поведения ребёнка на железной дороги. |
9 неделя (18.12 по 24.12) | 1.Развлекательно-познавательное мероприятие «Путешествие по железной дороге» 2. Прослушивание песенок Е.И. Куликов «Котенок и Паровоз»; муз. В. Юровского, сл. Г. Сапгира, Г. Цыферова «Паровозик из Ромашково», сл. Тимофеевского, муз. В. Шаинского «Голубой вагон». 3. Рассматривание альбома «Профессия – железнодорожник». 4. Конструирование из мелкого строительного материала «Железная дорога» | Расширять и уточнять представления о железной дороге, правилах поведения можно на железнодорожном транспорте. Развивать творческие способности детей. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Расширять представления профессия железнодорожников, об их значение для жизни ребёнка, его семьи, общества в целом. Продолжать развивать умение понимать поставленную задачу (что делать) и способы ее достижения (Как сделать). формировать умение анализировать выполненные постройки. |
10 неделя (25.12 по 31.12) | 1. Игровое упражнение «Кому что надо?» 2. С/р игра «Железная дорога» 3. Просмотр мультфильмов «Крокодил Гена», «Каникулы в Простоквашино» 4. Чтение художественной литературы А. Лукьянова «Братцы вагончики и скорый поезд», Г. Шалаева «Как вести себя в поезде», Б. Житков «Что я видел». 5.Выставка детского творчества: «Чух-чух-чух поезд едет во весь дух». 6. Выставка рисунков на тему «Вокзал нашего города Карасук». 7. Фото выставка на тему «Прогулка с родителями на вокзал города». | Формировать умение выделять характерные особенности предметов, нужных для определенных профессий. Расширять и закреплять представления о личностных и деловых качествах работников железнодорожного транспорта. Продолжать развивать интерес к отечественной мультипликации. Продолжать знакомить детей с произведениями детских писателей, развивать интерес к художественной литературе. Закрепить представления детей о железной дороге, профессиях, связанных с железнодорожным транспортом, правила безопасного поведения на железной дороге. |
III этап – заключительный:
Подведение итогов, оформление проекта, презентация проекта.
Результаты проекта:
1. Создан фотоальбом: «Железнодорожные профессии».
2. Дети имеют представление об особенностях работы специалистов и рабочих железной дороги.
3. Родителями получены знания «Как знакомить детей со своей профессией – профессией железнодорожника»
4. Организована выставка детских работ.
5. Расширился кругозор детей по профессии железнодорожников (разнообразие профессий на железной дороге, значимость этих профессий для общества, имеют представление, какую пользу приносит работа их родителей);
6. развивающая среда пополнилась: Художественной литературой, фотоальбом, иллюстрациями, макетами и атрибутами для с\игры, мульт-коллекцией, картотека словарных игр и упражнений по теме, альбомом с рисунками по безопасному поведению на железной дороге, картотекой загадок по теме.
7. У детей формируются любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки, навыки безопасного поведения на железной дороге.
Приложение 1.
Консультация для родителей:
«Как знакомить детей со своей профессией –профессией железнодорожника».
У детей старшего дошкольного возраста необходимо воспитывать любознательность, интерес к окружающему. Кроме того – углублять знания о труде, положительное отношение к трудящемуся человеку.
Каждый ребенок должен знать, где работают его родители, называть их профессию, видеть, что мама или папа любят свою работу и гордятся ею.
Знакомя детей с профессиями людей, работающих на транспорте, обратите внимание дошкольников на то, что к этому понятию относится и профессия железнодорожника.
Дома родители поощряют детскую любознательность, стараются вызвать интерес к своей профессии, дают представление о труде железнодорожника.
Советуем начать это знакомство с экскурсии на рабочее место родителей. Нужно выбрать день и пойти с ребенком на экскурсию. По дороге рассказать о значении железнодорожного транспорта, о том, что днем и ночью идут по железным дорогам страны поезда, едут люди, едут грузы. Дорога работает, не зная ни ночного, ни праздничного, ни воскресного затишья. Для того, чтобы грузы вовремя поступили на станцию назначения, а пассажиры без опоздания прибыли в нужный им город, на железнодорожном транспорте трудятся люди многих профессий. Детям надо рассказать о своей профессии, о том, чем вы занимаетесь на рабочем месте, где это рабочее место, какова его роль в работе железнодорожного транспорта.
При дальнейшем знакомстве с профессией железнодорожника можно подобрать книги с иллюстрациями на эту тему. Познакомить с содержанием, рассмотреть иллюстрации, поделиться впечатлениями о прочитанном. Также нужно обратить внимание на стихи о железной дороге, понравившиеся в книге ребенку, заучить их вместе с ним. А затем можно обыграть всей семьей прочитанные художественные произведения, например, написанные С. Я. Маршаком «Багаж», «Вот какой рассеянный», ведь в играх дети обычно отражают то, что они видят в жизни и деятельности взрослых вокруг себя.
Приложение 2
Конспект занятия на тему: «Какие бываю вагоны».
Программное содержание:
• уточнить и расширить знания детей о грузовых и пассажирских составах;
• закрепить названия вагонов, входящих в грузовой и пассажирский составы;
пассажирский и грузовой поезд, спальный вагон, купейный вагон, плацкартный вагон, багажный вагон, почтовый вагон;
• воспитывать интерес к железной дороге.
Оборудование: компьютер презентация “Вагоны грузового и пассажирского состава”, предметные картинки по теме.
Ход занятия.
1. Организационный момент. (Отгадывание загадок по теме)
Бежит конь вороной
Много тянет за собой (поезд)
Мимо рощи, мимо яра.
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка…
Кто такая? (электричка)
Кто по рельсам – по путям
Поезда приводит к нам? (машинист).
2.Рассматривание вагонов пригородного сообщения и дальнего следования. Составление предложений.
3. Игра «Назови вагон». (закрепление в речи названий вагонов грузового состава)
4. Физкультминутка:
Спят ребятки - дети кладут голову на руки.
Раз - ребятки все проснулись.
Два - друг другу улыбнулись.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре дружно встали.
Пять - на месте зашагали.
Шесть - в купе тихонько сесть.
Дети садятся за столы.
6. Выкладывание из палочек грузовых вагонов по образцу. (платформа, хоппер, цистерна, вагон, полувагон).
7. Игра «отправь состав» (распределение груза по вагонам).
Список литературы:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ;
2. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие/В.П. Кондрашов-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
3. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 2-3 лет/ Т.В. Потапова – М.: ТЦ Сфера, 2008;
4. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина. , Издательство ГНОМ и Д, 2011.
5. Аверкина Е. А., Жорина Н. А. Путешествие по железной дороге. Методическое пособие для воспитателей и родителей, 2009 г., Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой проект "Инновационные технологии в формировании основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста". "Путешествие по миру профессий".
использование инновационных технологий при знакомстве детей с профессиями АО Карабашмедь и сопутствующими профессиями....
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"
Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...
Годовой проект: Формирование основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста. "Калейдоскоп профессий".
Предмет исследования: мир профессий....
Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста " В мире профессий"
Введение.Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду. ...
Журнал для родителей и детей «Семафорик». Тема выпуска: «Мы будущие железнодорожники». Информирование родителей о ранней профориентации дошкольников и рекомендации по воспитанию будущих железнодорожников.
Журнал разработан в целях информирования родителей о ранней профориентации дошкольников и рекомендации по воспитанию будущих железнодорожников. Предлагаются некоторые исторические факты, дидактические...
Проект по ранней профориентации в группе раннего возраста «Жил да был паровоз»
В нашем детском саду осуществляется систематическая работа по ранней профориентации. Проводимая в раннем возрасте профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться в...
Формирование первоначальных представлений о медицинских профессиях, в рамках ранней профориентации, у детей раннего и младшего возраста посредством технологии «Гость группы» в ДОУ.
Аннотация: автор рассматривает тему ранней профориентации, посредством технологии «Гость группы», делится собственным опытом.Ключевые слова: ранняя профориентация, «Гость группы&raqu...