Ранняя профориентация дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развитие знаний об окружающем, знакомство с железнодорожным транспортом и железнодорожными профессиями, развитие познавательной деятельности, воображения и фантазии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_proforientaciya.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра для детей младшего дошкольного возраста «Увлекательное путешествие»
Цель: развитие умения играть со сверстниками, игрового замысла, активизация двигательной активности, словарного запаса, введение новых слов в активный словарь.
Словарная работа: паровоз, электричка, пассажирский поезд, станция, билет, вокзал, локомотив.
Предварительная работа: беседы, чтение произведений, отгадывание загадок, рассказывание из личного опыта, рассматривание иллюстративно-наглядного материала, совместное изготовление атрибутов, дидактические и подвижные игры.
Ход игры: воспитатель приглашает детей отправиться в увлекательное путешествие в музей детского сада «Стальное звено», спрашивает: «Ребята, а на чём мы туда отправимся?» (ответы детей). Затем воспитатель загадывает загадки:
- До чего народ доходит – Самовар в упряжке ходит… (паровоз).
- Мимо рощи, мимо яра, Мчит без дыма, мчит без пара Паровозова сестричка Кто такая?.. (электричка).
- Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились, И помчались в путь далёк – Лишь оставили дымок… (поезд).
- Так на чём же мы отправимся? Ведь нам нужно проехать только одну станцию. Конечно же на электричке, ведь электричка – это пассажирский поезд, который перевозит пассажиров на близкие расстояния. Но сначала нам нужно приобрести документ пассажира, дающий ему право на проезд по железной дороге. Что это? (билет).
- Где мы их можем приобрести? (на вокзале). Воспитатель сообщает: «Вокзал – это здание на железнодорожной станции, предназначенное для обслуживания пассажиров, место, откуда для пассажира начинается железная дорога. Здесь он покупает билет на поезд, отсюда отправляется в путь». Далее воспитатель вместе с детьми отправляется на вокзал, где преобретают билеты, воспитатель объявляет о приходе электрички, предлагает построится детям в одну колонну друг за другом (воображаемый транспорт), так проводится подвижная игра «Поезд» со словесным сопровождением:
Вот поезд наш едет, Колёса стучат, А в поезде нашем Ребятки сидят.
Набирает поезд ход, Машинист глядит вперёд, Держимся мы друг за друга, И никто не отстаёт.
Затем воспитателем объявляется станция музея «Стальное звено». Далее дети вместе с воспитателем рассматривают экспонаты музея, где воспитатель обращает внимание детей на виды железнодорожного транспорта и рассказывает: «Поезда бывают разные. Вот это поезд пассажирский, он перевозит людей в далёкие края. Локомотив едет первый и тянет за собой вагоны. Рельсы – это дорога для движения поездов. А вот это – поезд грузовой, он возит различные грузы. Это поезд почтово-багажный, он возит почту и багаж. Электричка – пассажирский поезд, который перевозит пассажиров на близкие расстояния, на которой мы сегодня сюда прибыли». Этими словами воспитатель завершает экскурсию в музей: «Ну, а теперь нам пора возвращаться в группу», предлагая также составить воображаемую электричку.
При приходе в группу воспитатель спрашивает детей о том, понравилось ли им путешествие, что нового узнали, куда бы ещё хотели бы поехать.
Сюжетно-ролевая игра для детей младшего дошкольного возраста
«Весёлое путешествие»
Цель: уточнение и расширение знаний детей о железнодорожном транспорте, знакомство с железнодорожными профессиями, развитие игрового замысла.
Словарная работа: машинист, проводник, монтёры пути.
Предварительная работа: беседы, чтение художественных произведений, заучивание стихов, рассказы из опыта, отгадывание загадок, заучивание песенок, рассматривание иллюстративно-наглядного материала, дидактические игры.
Ход игры: в группе заранее воспитатель строит из модулей и стульчиков железнодорожный транспорт, спрашивает детей о том, знают ли они его название (ответы детей), воспитатель загадывает загадки:
- За дымком, за свистком Братья бегают гуськом…
- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Я стучу, стучу, стучу, Я лечу, лечу, лечу, Опоздать я не хочу… (поезд).
Воспитатель: конечно, поезд! Ребята, а не хотели бы вы прокатиться на поезде? Я на вокзале в кассе уже приобрела билеты на поезд. Ребята, а кто же поведёт наш поезд, угадайте загадку:
Через поле и леса Мчаться, мчаться поезда. Семафор, гудок и свист. Вдаль везёт нас… (машинист).
- Машинист - одна из главных профессий на железнодорожном транспорте. И само слово «машинист» означает: «машинный мастер». Многое должен знать и уметь машинист. Он ведёт локомотив, следит за дорогой (воспитатель выбирает на роль машиниста ребёнка, предлагает ему пройти в свою кабину для машиниста).
- Ребята, посмотрите, кто стоит у входа в поезд? (у входа в поезд стоит кукла, одетая в одежду проводника) (ответы детей). Воспитатель сообщает: Проводник поезда – это хозяин пассажирского вагона. Он встречает нас перед посадкой в поезд, проверяет билеты. От того, как он выполняет свои обязанности, зависит наше настроение в пути (воспитателль предъявляет билеты проводнику). Все сели, теперь можно отправляться в путешествие.
Загудел паровоз, И вагончики повёз: «Чух-чух, чух-чух, Я далёко укачу».
- Ребята, а знаете, куда мы с вами отправились? (Объявляет) Следущая станция «Страна игрушек» (в это время нужно включить фонограмму звуков движения поезда).
- Станция «Страна игрушек», остановка десять минут. Ну, вот, мы и прибыли в страну игрушек. Выходите и не забывайте свои вещи (воспитатель обращает внимание детей на стеллаж с игрушками, которые заранее необычно расставлены и одеты).
- Посмотрите, сколько здесь много игрушек (дети вместе с воспитателем рассматривают игрушки, проводится дидактическая игра «Узнай по описанию». Воспитатель предлагает взять несколько игрушек в детский сад, выбирают игрушки, воспитатель предлагает пройти в поезд и занять свои места).
- Следующая станция «Сладкая страна» (по дороге воспитатель предлагает спеть песенку «Новенький паровоз»). После песни объявляется следующая станция. Дети выходят, воспитатель предлагает купить после продолжительного путешествия лимонад и попить из стаканчика, сделанного из кулачка ребёнка, а также угостить лимонодом новых игрушек. На обратной дороге в поезде, воспитатель обращает внимание детей на воображаемую картинку (можно использовать иллюстрационно-наглядный материал). Воспитатель описывает картинку: Посмотрите, ребята, на соседнем пути железной дорои что-то делают люди, как вы думаете, что они делают? (ответы детей). Воспитатель рассказывает: Это монтёры пути – одна из самых массовых профессий на железной дороге. Мы видим этих людей из окон вагонов, проезжая станции и разъезды, на мостах и в тоннелях. Они ремонтируют путь. Бригада монтёров пути участвует в укладке рельсошпальной решётки, в стыковке рельсов, в их закреплении. Ну, а теперь нам пора возвращаться в детский сад, в нашу группу, проходите в вагон, занимайте свои места.
Ту-ту-ту! Ту-ту-ту! Тянет поезд на лету И по рельсам серебристым Мчится он по речке чистой К нашей станции большой, Мимо семафора. Пассажирам хорошо – Будут дома скоро.
По приходу поезда, воспитатель задаёт вопросы, понравилось им путешествие, на каких станциях были, с какими железнодорожными профессиями познакомились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики....
Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"
Рекомендации по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере «железнодорожные профессии»...
Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»
СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ” БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...
Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...
Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста
Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....
Приказ "Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»
Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»...