Познавательно-исследовательский проект "Птицы нашего края".
материал по окружающему миру (старшая группа)
Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. А ведь в любом городе можно найти интересные для наблюдения природные объекты, одним из которых являются птицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект «Птицы нашего края»
Актуальность: Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. А ведь в любом городе можно найти интересные для наблюдения природные объекты, одним из которых являются птицы.
Цель проекта: Расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края. Воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах.
Задачи:
-Формировать представления детей о птицах;
-Воспитывать интерес к птицам, желание оберегать их;
-Расширять кругозор детей;
-Расширять и активизировать словарь детей по теме;
-Развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;
Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, синицы, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти - с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
В процессе образовательно–воспитательного процесса стало понятно, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей плохо развито чувство заботы о птицах. Именно поэтому я решила реализовать проект «Птицы – нашего края»! Это поможет расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года - зимой.
Очень важно учить детей замечать красоту живой природы: любоваться природой, пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.
Изучению этой темы способствуют:
возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;
большой выбор и доступность детской литературы о птицах;
широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;
возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
- обсуждение цели, задачи с детьми
- определение знаний детей о птицах;
- создание необходимых условий для реализации проекта: детская художественная литература для чтения и самостоятельного рассказывания, подбор сюжетных картинок и иллюстраций, оформление дидактических, подвижных и игр;
II этап – основной (практический).
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах, проведение бесед с воспитанниками, обсуждение проблемных ситуаций;
- чтение художественной литературы, загадок, заучивание стихотворений, пословиц;
- рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий, книг, энциклопедии;
- приобщение к художественной литературе:
Рассказы К. Д. Ушинского «Ласточка», М. Горький «Воробьишко».
Сказка В. Даля «Ворона», сказка «Грач, росток и гусеница».
Стихи: Александрова А. «Скворцы», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы».
В. Бианки «Синичкин календарь», С. Микитов «Снегири».
Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки».
Загадки- отгадки «Почтальон Печкин спешит к нам в гости».
Серия бесед по темам:
«Птицы, какие они? Какое значение имеют птицы в жизни человека?».
«Учитесь жалеть и беречь».
«Правила поведения в природе».
«Самая печальная книга природы – Красная книга».
Разрешение проблемных ситуаций:
«Что бы вы сделали, если бы увидели.».
«Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?»
Рассматривание картин «Грачи прилетели», «Птицы прилетели», «Птичья столовая».
Социально-коммуникативное развитие.
Дидактические игры:
«Четвёртый лишний», «Угадай по описанию»,«Вопрос-ответ».
Игры: «Кому мяч попадёт, тот птицу назовёт», «Летает, плавает, бежит».
«Сколько птиц спряталось в рисунке?».
«Чей клюв?».
Пальчиковые игры:
«Воробьи»,«Птички», «Веселое путешествие», «Грачевник»,«Зимующие птицы»,«Сколько птиц в кормушке нашей?», «Снегири».
Подвижные игры:
«Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Собачка и воробьи».
«Не боимся мы кота», «Снегири», «Перелёт птиц»,«Займи гнездо», «Совушка – сова»
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование - «Синица»;
Лепка - « Птицы»;
Аппликация – «Птицы на кормушке».
Совместный труд воспитателя с детьми:
- нaблюдение зa птицaми на кормушке,
- подкормкa зимующих птиц.
III этaп. Зaключительный.
Результaты реализaции проектa:
- работа над проектом позволила повысить познавательный интерес и уровень знаний воспитанников о птицах родного края;
- дети нaучились правильно подкармливать птиц, отличать перелётных птиц от зимующих, состaвлять описaтельный рaсскaз о птицaх по схеме, по иллюстрaциям;
- на протяжении реализации проекта у детей развивалась связная, фразовая речь, совершенствовался грамматический строй речи, навык словообразования;
- у многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети кaждый день, собирaясь нa прогулку, нaпоминaли взять корм и покормить птиц).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-199304-1485008569.jpg)
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Как наши предки выращивали хлеб". Автор - педагог Тарасенко Валентина Владимировна
НОД дает детям старшей группы представление о том, как выращивали хлеб в старину, последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/26/picture-882211-1485426985.jpg)
Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности " Природа нашего края"
Цель: создать условия для формирования первичных представлений о растительном мире Прибайкалья. Задачи: Организовать деятельность по закреплению знаний детей о природе Организовать коммуника...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-388758-1390412396.jpg)
Иновационно познавательно - исследовательский проект "Природа родного края".
Перед педагогами ДОУ стоят важные задачи экологического образования, направленные на формирование у дошкольников системы представлений о предметах и явлениях природы, формирова...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/12/picture-1152279-1570899864.jpg)
Познавательно-исследовательский проект "Птицы нашего края"
Обоснование актуальности проектаВзаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Эксплуататорское отношение к природе, загрязнение окружающей среды отрицат...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/26/picture-1286406-1608976368.jpg)
Познавательно-исследовательская деятельность «Птицы родного края», старший дошкольный возраст
Программно-методические материалы по актуальным проблемам педагогического сопровождения совместной проектной и исследовательской деятельности взрослых и детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/23/picture-762188-1466687153.jpg)
Познавательно-исследовательский проект «Природа родного края»
Проектная деятельность - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослымы открывать новый практический опыт, добывать его эксперементальным, п...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/02/picture-1467323-1680412395.jpg)
Познавательно-исследовательский проект: «РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ»
В соответствии с ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, их любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и тво...