Открытое занятие "такие разные матрешки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Задачи:  - уточнять знания детей об истории создания русской матрешки;

- учить создавать образ матрешки;

- расширять представления о Семеновской, Тверской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл takie_raznye_matreshki.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Такие разные матрешки»

Цель:

- формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.

Задачи:

Образовательные:

- уточнять знания детей об истории создания русской матрешки;

- учить создавать образ матрешки;

- расширять представления о Семеновской, Тверской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.

- формировать умение вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника;

формировать умение ритмично располагать узор на основе, красиво сочетать цвета бумаги;

Развивающие:

- развивать у детей познавательный интерес к матрешке;

- развивать умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие;

- развивать интерес детей к народному творчеству, аппликативной деятельности;

- развивать эстетическое восприятие, воображение, мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;

- развивать самостоятельность, фантазию в придумывании узора на сарафане для Матрёшки;

Воспитательные:

- формировать патриотическое воспитание старших дошкольников;

- воспитывать любовь к народному искусству;

- воспитывать у детей бережное отношение к изделиям народных мастеров;

- воспитывать у детей умение работать самостоятельно, аккуратно.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий о матрешках, чтение и заучивание стихотворений, потешек, частушек о матрешках.

Материалы: Сундучок, Матрёшки (Семёновская, Тверская,  Полхов - Майданская, Сергиев – Посадская), проектор, смарт – доска, магнитофон, бумажные заготовки матрёшек, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, разрезные картинки матрешки.

Ход: в группу заносят сундучок. Ребята, посмотрите, какой он красивый. А интересно что же в нём лежит? отгадайте загадку:

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы –

Дети: - ...(Матрешки) (Показ матрешек)

Воспитатель: Правильно ребята, эти сестрички- матрешки. Ребята, что такое матрешка?

Дети: Кукла, которые складываются друг в друга.

Воспитатель: Разноцветные подружки, перепрятались друг в дружке: мал мала меньше. Это старинная игрушка. С ней любили играть мои и ваши бабушки, и дедушки, мамы и папы. Матрёшка очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что мы можем сказать о матрешке? Какая она?

Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.

. Давайте поближе познакомимся с Матрешкой.

Вы знаете, когда появилась матрешка?

Дети: Нет.

Воспитатель: а хотите, я расскажу историю, о том, откуда произошла русская матрешка. (да) тогда садитесь на стульчики и слушайте внимательно.

Воспитатель: Ребята, посмотрите – вот страна матрешек. Как их много!

Ребята. Матрешка – это кукла, изображает она русскую крестьянскую девушку, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. (1 слайд).

Появилась первая матрешка давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца, старичка ФУКУРУМУ. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. (2 слайд)

Воспитатель: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Решили они выточить такую же русскую куклу. Токарь Василий Звездочкин выточил фигурку из деревянного бруска на токарном станке. Материал для матрешек брали липу или березу. Сначала вытачивали самую маленькую. Затем больше, еще больше…. (3 слайд)

Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её акварельными и гуашевыми красками. После того как расписали, покрывают лаком.  Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовой игрушке. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому Матрёшки все разные и у каждой свой характер.  

Художник Сергей Малютин начинал роспись матрешек. Кукла получилась на удивление русской. Художники постарались на славу. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна. Назвали ее старинным русским именем – Матреной, А ласково её называли Матренушка, Мотронушка, Матрешечка. Вот так и появилась на свет фигурка Матрешки.

И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Это дело не простое!!! Не зря ведь в народе говорят:

- «Люби дело – мастером будешь».

- «Дело мастера боится».

- ребята, а в знаете потешки про матрешек? (Василина, Инга, сережа, ира) Дети:

1-ый: Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

2-ой ребенок: Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

3-ий ребенок: Очень любите, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткут и прядут,

Сами в гости к нам придут! .

4 ый ребенок

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке

Носят яркие одежки

Называются матрешки

Ребята я вам хочу рассказать, какие бывают матрешки.

1. Тверская матрешка. Это сказочная и интересная матрёшка, куклы выполнены в виде героев русских народных сказок, таких, как Василиса Премудрая и Прекрасная, Царевна Несмеяна и другие.(5 слайд) (посмотрите, и у нас есть такая матрешка это Иван царевич, курочка)

2. Это Матрёшка изготовлена в городе Семенов, там есть центр по росписи матрешек. Отсюда и получила она своё название – Семеновская матрешка. Особенностью росписи этой Матрёшки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты красивых и пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров? (6 слайд)

Дети: Жёлтый, зелёный, малиновый, красный.

Воспитатель: Какой узор на сарафане?

Дети: Цветы, ягоды, листья.

Воспитатель: А на голове у матрешки что?

Дети: Платок.

3. А это соседка Семеновской матрешки Майдановская матрёшка.(слайд7) Она производится в Полхов – Майдане, поэтому ее так и называют. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, а на голове полушалок с цветами, из-под платка обязательно видны кудри. У нее нет и таких деталей как сарафан, фартук, как у Семеновской матрешки.  Вместо этого – условный овал, на котором большой букет цветов. Её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку.

4. Эта Матрёшка называется Сергиев – Посадская, изготовлена в Сергиев-Посаде. Во что она одета?

Дети: Одета она в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан.

Воспитатель: Эти Матрёшки всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.

Воспитатель: Посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена эта Матрёшка?

Дети: Желтый, красный, синий.

Воспитатель: Вот такие красивые и разные Матрёшки. У каждой матрешки есть авторы, и живут они в разных городах, поэтому и названия их зависят от того места, где их расписывают.

А теперь давайте отдохнем и поиграем.

Физминутка: " Матрёшки"

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Воспитатель: А что же внутри у Матрёшки?

Дети: Другие Матрёшки.

Воспитатель: Давайте раскроем Матрешку и посмотрим на её сестрёнок.  

Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе.

Воспитатель: Посчитайте сколько сестрёнок Матрёшек у нас получилось?

Дети: Пять Матрёшек.

Воспитатель: А какие Матрешки?

Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.

Воспитатель: Давайте с ними поиграем! Посмотрите на них. Расставьте их по росту. Молодцы.

Ребята, давайте посмотрим, что еще есть в моем сундучке? Ой, посмотрите, здесь матрешки, которых нужно собрать. давайте разделимся по парам.

Разрезные матрешки (собирание матрешек по парам)

Молодцы, ребята, всех матрешек собрали.

Ребята, давайте посмотрим не лежит ли ещё чего в коробе.

Воспитатель вместе с детьми смотрят в короб, находят там и достают основу  для аппликации Матрёшки..

Воспитатель: Посмотрите какие Матрёшечки. Как вы думаете, чем они отличаются от наших матрешек?

Дети: они не раскрашены.

Воспитатель: Конечно. просмотрите, у них нет ни лица, ни сарафанов расписных. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Что же делать?

Дети: Давайте сделаем им их наряды.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны?

Дети: Да, согласны.

Воспитатель: Тогда приглашаю вас в мастерскую на фабрику по росписи матрешек. Проходите за столы и занимайте свои места.

Сегодня мы с вами будем делать аппликацию.

Сначала нам нужно вырезать кружочки из квадратов, ими можно украсить платочек и фартук. Из прямоугольников мы вырежем овалы, они похожи на лепесточек. На основу наклеиваем сарафан и платочек, лицо, затем мы будем украшать матрешку.

Прежде чем начать работать, давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Мы — красавицы матрешки,        (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками)

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Милаша,      Загибают поочередно пальцы на

Мила - три, четыре — Маша,            правой руке, начиная с большого.

Маргарита — это пять.

Нас нетрудно сосчитать.                    Разжимают кулачки 2 раза.

А теперь постарайтесь сделать красивые узоры на сарафанах

Звучит музыка «На полках, на прилавке матрешечки стоят». Самостоятельная деятельность детей. (Во время детской деятельности осуществляется поддержка индивидуальности ребёнка).

Воспитатель:  Ребята, заканчивайте свою работу и наводите порядок на рабочем месте. После окончания работы не забудьте вытереть руки влажной салфеткой.

Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились.

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали о матрешках?

- Что больше всего запомнилось? А у нас в сундучке еще что- то лежит, давайте посмотрим. (дети достают из сундучка конфетки в форме матрешек и угощают всех гостей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное НОД "ТАКИЕ РАЗНЫЕ МАТРЕШКИ"

Интегрированное НОД составлено на закрепление знаний детей о русской народной игрушке Матрёшке, как о декоративно-прикладном искусстве, а так же привлекать детей использовать ранее полученные знания о...

Открытое занятие "Такие разные танцы"

Открытое занятие "Такие разные танцы" для подготовительной группы...

Открытое занятие "Такая разная зима"

Открытое занятие, которое проводилось на МО логопедов ростовского муниципального района Ярославской области. На этом занятии была использована техника "Синквейн"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе: «Такая разная матрешка»

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства....

Такие разные матрешки

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек системы активно их рекламируют. Родители ...

Конспект открытого занятия_ _ Такие разные ткани_ 2021 г.

Конспект открытого занятия_ _ Такие разные ткани_ 2021 г....