Такие разные матрешки
проект (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug.docx | 82.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с.Терновка»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
413152,Саратовская область, Энгельсский район,с. Новая Терновка, ул.Проезжая,1, телефон: 777-229, электронная почта: douternowka@mail.ru
Конспект игровой образовательной деятельности
«В гостях у Матрешки»
Подготовили воспитатели:
Гаджиева Ольга Сергеевна
Утагалиева Ольга Николаевна
2022
Эстетические представления и образы народного искусства занимают значительное место в формировании художественной культуры ребенка. Народное искусство – это культурное наследие, которое активно используется в современном образовательном процессе.Заложенная в народном искусстве связь с историческими корнями, многовековая мудрость, накопленная поколениями, способствуют формированию ценностных ориентаций современного подрастающего поколения, духовности и нравственности - всего, что являет собой основу отечественной художественной культуры.Одна из ведущих целей обучения - передача ребятам основ социального опыта, накопленного многими поколениями, в частности опыта творческой деятельности и эмоционально - ценностного отношения человека к окружающему миру. Изучение традиционных народных промыслов способствует пониманию подрастающими поколениями особенностей мировосприятия наших дедов и прадедов, через знания подвигает к обереганию, сохранению нашего культурного наследия. Внимание педагога при этом обращено к чувствам ребёнка и через них к его разуму. Формирование эмоциональной отзывчивости к миру, развитие творческих качеств являются важнейшими задачами эстетического воспитания и художественного обучения на современном этапе. Мудрое высказывание «Ребенок - это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь» заставляет серьезно задуматься, что может быть тем зажигающим началом, которое сделает жизнь человека ярким нетленным горением. Обращение к традиционным народным промыслам обусловлено эмоциональностью образов народного творчества, и тем, что они предают принцип построения образов в достаточно простом, доступном детям виде.Красочность, звучность, ритмичность, эмоциональность игрового занятия, его обращенность к народным традициям, приводит детей к пониманию мира, добра, гармонии, как важнейших источников нравственных воззрений и эстетических идеалов человеческой жизни. Одним из таких источников является русская матрешка.
«В гостях у Матрешки»
Интегрирующие дисциплины: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Знакомство с народным творчеством на примере народной игрушки – русской матрешки. Формирование у детей представлений о народной игрушке -матрешке, путем восприятия ее через народный фольклор, ознакомление с историей возникновения, появления ее на Руси. Создание праздничного настроения у детей.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и закрепить знания детей об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы - Матрешки, народных игрушках.
- Расширить кругозор детей об игрушке, как образе материнства, семьи.
- Закрепить понятия: «ярмарка», «сувенир», «символ».
- Закрепить разные виды матрешек : Семеновская, Загорская, Полхов – Майданская, Вятская.
Развивающие:
- Развивать любовь к русской народной музыке и танцу, декоративно – прикладному искусству.
- Развивать связную речь, обогащать активный словарь детей по теме.
- Развивать интерес к историческому прошлому и культуре народов России.
- Развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного.
Воспитательные:
- Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.
- Воспитывать любовь к народным игрушкам, народному искусству.
- Воспитывать гордость за русский народ, любовь к Родине.
Коррекционные:
- Закреплять навыки связной речи, говорить не торопясь, полными ответами, выразительно читать стихи.
Формы и методы: наглядные – просмотр слайдов, частично – познавательно-исследовательский; прием«Вопрос-ответ», «Загадывание загадки», игровой прием «Матрешечка - матрешка», «Подбери заплатку».
Культурные практики и виды деятельности:игра, проявление инициативы и самостоятельности– игровая практика, практики свободы, практики расширения возможностей ребенка, практика целостности, практики культурной идентификации в детской деятельности.
Т е х н о л о г и и : здоровьесберегающие, игровые, информационные.
Предварительная работа: Создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме «Русская матрешка», беседы с детьми о творчестве русских народных мастеров, игры с народными игрушками, рассматривание народных игрушек, чтение произведений, стихов, загадок о народных игрушках, заучивание стихов и частушек про матрешку, разучивание танца «Матрешки», рассматривание платков с разным узором, русских народных костюмов, разных видов матрешек : Семеновская, Загорская, Полхов – Майданская, Вятская, изготовление матрешек из соленого теста. Приобщение родителей в оформлении выставки «Эта русская матрешка».
Материал:
- ТСО для просмотра презентации «История возникновения матрешки».
- Аудиозапись русской народной песни «Русская матрешка», «Карусель».
- Русские народные игрушки (дымковские, матрешки, каргопольские, тряпичные куклы и др.).
- Иллюстрации с изображением разных видов матрешек.
- Платки с разным узором.
- Русские костюмы.
- Дидактическая игра «Собери матрешку».
1.Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.
2.Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и
Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными
особенностями.
3. Познакомить с технологией её изготовления.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, к нам придёт, сегодня гостья. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку
Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка.
Кто это? (Матрешка)
Воспитатель: Молодцы! Сегодня я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, Однажды из Японии привезли большеголовую деревянную игрушку - раскроешь её, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
100 лет назад известный мастер,
Игрушку чудную создал,
Игрушка - кукла расписная,
Красавица игрушка похожа на Катюшку,
А может на Танюшку? - ей имя подбирал,
Красивая игрушка, как русская девчушка,
И мастер ту игрушку
Матреною назвал.
С тех пор живет матрешка,
Как русский сувенир,
Шагает по планете,
И ею любуется весь мир.
Показ презентации.
Воспитатель:
-Ребята, а давайте пригласим к нам в гости Матрешку.
Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришла матрешка
Ложки деревянные
Матрёшечка румяная. (В. Берестова)
( Под русскую народную мелодию дети играют на ложках и погремушках)
Входит матрёшка (взрослый с сундучком). Матрешка пляшет – дети хлопают.
Матрёшка:
Я, нарядная матрешка, все скучала у окошка.
Но куда это годится? Я хочу повеселиться
К вам пришла на праздник я. Знаю вы мои друзья.
Можно с вами мне остаться, веселиться и смеяться?
Дети – можно!
Матрёшка:
К вам пришла я не одна,
Вам подружек я вела,
Но веселые матрешки
Потерялись на дорожке.
Плачут, слезы градом льют
Друг друга никак не найдут.
Что же делать?
Ведущий: Ребята, поможем матрешкам найти своих подружек?
1.Игра «Разбери матрешку »
2.Игра «Собери матрешку»
1.На столах стоят матрешки. Под музыку дети раскладывают матрёшку.
2.На столах разобранные матрешки. Под музыку дети складывают матрешек.
Воспитатель: Ах, матрешечка- матрешка –
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
Матрёшка:
Эй, подружки, эй, матрешки,
выходите на дорожку!
Не зевайте, не сидите,
и для нас дружней пляшите!
1-я матрешка: Мы надели сарафаны
И хотим понравиться
Посмотрите – ка на нас
Разве не красавицы?
2-я матрешка: А сапожки на ногах
Просто заглядение
И станцуем мы сейчас
Всем на удивление
Дети одетые в костюмы матрешек исполняют пляску« Мы матрешки, вот такие крошки!»
Матрёшка: Ребята, а вы любите играть?
3. Игра с матрешкой (3-4 раза)
Дети встают в круг. Под музыку водят хоровод. Ведущий передает матрешку ребенку «раз,два,три ты матрешечка иди.» Когда музыка закончится, у кого в руках матрешка выходит в центр и танцует под музыку, а остальные дети хлопают.
4. Игра «Как у нашей у матрешки, очень быстрые сапожки»
Ребенок обувает один сапог на одну ногу, берет одну матрешку со стола и бегом переносит ее на другую сторону комнаты, на другой стол. Бегом обратно, снимает сапог и отдает его другому ребенку. И так далее…
Воспитатель:Мы с матрёшкаю играли, мы и пели и плясали, а сейчас нашей гостье пора прощаться с нами.
Матрешка: Я не просто так пришла
Вам угощенье принесла.
Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щечкою катает. (В. Берестова)
Матрёшка раздаёт детям угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Такие разные и такие похожие
Занятин воспитывает толерантное отношение к людям любой расы, к их деятельности и культуре...
Многофункциональное пособие "Такие разные и такие одинаковые" ( гендерное воспитание )
Создание условий для полоролевой социализации дошкольников....
Интегрированное НОД "ТАКИЕ РАЗНЫЕ МАТРЕШКИ"
Интегрированное НОД составлено на закрепление знаний детей о русской народной игрушке Матрёшке, как о декоративно-прикладном искусстве, а так же привлекать детей использовать ранее полученные знания о...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе: «Такая разная матрешка»
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства....
Открытое занятие "такие разные матрешки"
Задачи: - уточнять знания детей об истории создания русской матрешки;- учить создавать образ матрешки;- расширять представления о Семеновской, Тверской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской ма...
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...
Конспект занятия организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Такие разные деревья, такие разные веточки»
Основная образовательная область: познавательное развитие. Дополнительные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: формирование первонач...