Такие разные матрешки
проект (средняя группа)

Утагалиева ольга николаевна
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Игрушки, а также связанные с ними игры, являются частью образовательной сферы. О таких забавах, как Матрешки, народная мудрость говорить, как о «небалушках». Это просто развлечение, а целый мир для маленького ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug.docx82.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеhttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=902ca5b685f8970b2c241a1234d13cde-5244440-images-thumbs&n=13

«Детский сад с.Терновка»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

413152,Саратовская область, Энгельсский район,с. Новая Терновка, ул.Проезжая,1, телефон: 777-229, электронная почта: douternowka@mail.ru 

Конспект игровой образовательной деятельности

«В гостях у Матрешки»

Подготовили воспитатели:

Гаджиева Ольга Сергеевна

Утагалиева Ольга Николаевна

2022

Эстетические представления и образы народного искусства занимают значительное место в формировании художественной культуры ребенка. Народное искусство – это культурное наследие, которое активно используется в современном образовательном процессе.Заложенная в народном искусстве связь с историческими корнями, многовековая мудрость, накопленная поколениями, способствуют формированию ценностных ориентаций современного подрастающего поколения, духовности и нравственности - всего, что являет собой основу отечественной художественной культуры.Одна из ведущих целей обучения - передача ребятам основ социального опыта, накопленного многими поколениями, в частности опыта творческой деятельности и эмоционально - ценностного отношения человека к окружающему миру. Изучение традиционных народных промыслов способствует пониманию подрастающими поколениями особенностей мировосприятия наших дедов и прадедов, через знания подвигает к обереганию, сохранению нашего культурного наследия. Внимание педагога при этом обращено к чувствам ребёнка и через них к его разуму. Формирование эмоциональной отзывчивости к миру, развитие творческих качеств являются важнейшими задачами эстетического воспитания и художественного обучения на современном этапе. Мудрое высказывание «Ребенок - это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь» заставляет серьезно задуматься, что может быть тем зажигающим началом, которое сделает жизнь человека ярким нетленным горением. Обращение к традиционным народным промыслам обусловлено эмоциональностью образов народного творчества, и тем, что они предают принцип построения образов в достаточно простом, доступном детям виде.Красочность, звучность, ритмичность, эмоциональность игрового занятия, его обращенность к народным традициям, приводит детей к пониманию мира, добра, гармонии, как важнейших источников нравственных воззрений и эстетических идеалов человеческой жизни. Одним из таких источников является русская матрешка.

«В гостях у Матрешки» 

Интегрирующие дисциплины: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Знакомство с народным творчеством на примере народной игрушки – русской матрешки. Формирование у детей представлений о народной игрушке -матрешке, путем восприятия ее через народный фольклор, ознакомление с историей возникновения, появления ее на Руси. Создание праздничного настроения у детей.

Задачи:

Образовательные:

- Обобщить и закрепить знания детей об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы - Матрешки, народных игрушках.

- Расширить кругозор детей об игрушке, как образе материнства, семьи.

- Закрепить понятия«ярмарка»«сувенир»«символ».

- Закрепить разные виды матрешек : Семеновская, Загорская, Полхов – Майданская, Вятская.

Развивающие:

- Развивать любовь к русской народной музыке и танцу, декоративно – прикладному искусству.

- Развивать связную речь, обогащать активный словарь детей по теме.

- Развивать интерес к историческому прошлому и культуре народов России.

- Развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного.

Воспитательные:

- Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.

- Воспитывать любовь к народным игрушкам, народному искусству.

- Воспитывать гордость за русский народ, любовь к Родине.

Коррекционные:

- Закреплять навыки связной речи, говорить не торопясь, полными ответами, выразительно читать стихи.

Формы и методы: наглядные – просмотр слайдов, частично – познавательно-исследовательский; прием«Вопрос-ответ», «Загадывание загадки», игровой прием «Матрешечка - матрешка», «Подбери заплатку».

Культурные практики и виды деятельности:игра, проявление инициативы и самостоятельности– игровая практика, практики свободы, практики расширения возможностей ребенка, практика целостности, практики культурной идентификации в детской деятельности.

Т е х н о л о г и и : здоровьесберегающие, игровые, информационные.

Предварительная работа: Создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме «Русская матрешка», беседы с детьми о творчестве русских народных мастеров, игры с народными игрушками, рассматривание народных игрушек, чтение произведений, стихов, загадок о народных игрушках, заучивание стихов и частушек про матрешку, разучивание танца «Матрешки», рассматривание платков с разным узором, русских народных костюмов, разных видов матрешек : Семеновская, Загорская, Полхов – Майданская, Вятская, изготовление матрешек из соленого теста. Приобщение родителей в оформлении выставки «Эта русская матрешка».

Материал:

- ТСО для просмотра презентации «История возникновения матрешки».

- Аудиозапись русской народной песни «Русская матрешка»«Карусель».

- Русские народные игрушки (дымковские, матрешки, каргопольские, тряпичные куклы и др.).

- Иллюстрации с изображением разных видов матрешек.

- Платки с разным узором.

- Русские костюмы.

- Дидактическая игра «Собери матрешку».

1.Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.

2.Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и

Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными

особенностями.

3. Познакомить с технологией её изготовления.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, к нам придёт, сегодня гостья. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку

Девчонки деревянные,

Веселые, румяные.

Открывается игрушка,

А внутри сидит подружка.

Кто это?  (Матрешка)


Воспитатель: Молодцы! Сегодня я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, Однажды из Японии привезли большеголовую деревянную игрушку - раскроешь её, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

100 лет назад известный мастер,

Игрушку чудную создал,

Игрушка - кукла расписная,

Красавица игрушка похожа на Катюшку,

А может на Танюшку? - ей имя подбирал,

Красивая игрушка, как русская девчушка,

И мастер ту игрушку

Матреною назвал.

С тех пор живет матрешка,

Как русский сувенир,

Шагает по планете,

И ею любуется весь мир.

Показ презентации.

Воспитатель:

-Ребята, а давайте пригласим к нам в гости Матрешку.

Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришла матрешка

Ложки деревянные

Матрёшечка румяная.   (В. Берестова)


( Под русскую народную мелодию дети играют на ложках и погремушках)

Входит   матрёшка (взрослый с сундучком). Матрешка пляшет – дети хлопают.

Матрёшка:

Я, нарядная матрешка, все скучала у окошка.
Но куда это годится? Я хочу повеселиться
К вам пришла на праздник я. Знаю вы мои друзья.
Можно с вами мне остаться, веселиться и смеяться?
Дети – можно!

Матрёшка:

К вам пришла я не одна,

Вам подружек я вела,

Но веселые матрешки

Потерялись  на дорожке.

Плачут, слезы градом льют

Друг друга никак не найдут.

Что же делать?

Ведущий: Ребята, поможем матрешкам найти своих подружек?

1.Игра «Разбери матрешку »

2.Игра «Собери матрешку»

1.На столах стоят матрешки. Под музыку дети раскладывают матрёшку.

2.На столах разобранные матрешки. Под музыку дети складывают матрешек.

Воспитатель: Ах, матрешечка- матрешка –

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!


Матрёшка: 

Эй, подружки, эй, матрешки,

выходите на дорожку!

Не зевайте, не сидите,

и для нас дружней пляшите!

1-я матрешка: Мы надели сарафаны

 И хотим понравиться

 Посмотрите – ка на нас

Разве не красавицы?

 2-я матрешка: А сапожки на ногах

 Просто заглядение

И станцуем мы сейчас

 Всем на удивление

Дети одетые в костюмы матрешек исполняют пляску« Мы матрешки, вот такие крошки!»

Матрёшка: Ребята, а вы любите играть?

3. Игра с матрешкой (3-4 раза)

Дети встают в круг. Под музыку водят хоровод. Ведущий передает  матрешку ребенку «раз,два,три ты матрешечка иди.» Когда музыка закончится, у кого в руках матрешка выходит в центр и танцует под музыку, а остальные дети хлопают.

4. Игра «Как у нашей у матрешки, очень быстрые сапожки»

Ребенок обувает один сапог на одну ногу, берет одну матрешку со стола и бегом переносит ее на другую сторону комнаты, на другой стол. Бегом обратно, снимает сапог и отдает его другому ребенку. И так далее…

Воспитатель:Мы с матрёшкаю играли, мы и пели и плясали, а сейчас нашей гостье пора прощаться с нами.

Матрешка: Я не просто так пришла
Вам угощенье принесла.
Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щечкою катает. (В. Берестова)

Матрёшка раздаёт детям угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Такие разные и такие похожие

Занятин воспитывает толерантное отношение к людям любой расы, к их деятельности и культуре...

Многофункциональное пособие "Такие разные и такие одинаковые" ( гендерное воспитание )

Создание условий для полоролевой социализации дошкольников....

Интегрированное НОД "ТАКИЕ РАЗНЫЕ МАТРЕШКИ"

Интегрированное НОД составлено на закрепление знаний детей о русской народной игрушке Матрёшке, как о декоративно-прикладном искусстве, а так же привлекать детей использовать ранее полученные знания о...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе: «Такая разная матрешка»

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства....

Открытое занятие "такие разные матрешки"

Задачи:  - уточнять знания детей об истории создания русской матрешки;- учить создавать образ матрешки;- расширять представления о Семеновской, Тверской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской ма...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...

Конспект занятия организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Такие разные деревья, такие разные веточки»

Основная образовательная область: познавательное развитие. Дополнительные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: формирование первонач...