Открытое занятие "Такая разная зима"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Открытое занятие, которое проводилось на МО логопедов ростовского муниципального района Ярославской области. На этом занятии была использована техника "Синквейн".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие | 22.98 КБ |
Мастер-класс | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»
152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон № 1, д. 10
Открытое занятие МО
Тема: «Такая разная зима»
Подготовила:
Учитель-логопед
Харченко С.Н.
г. Ростов, январь 2020г.
Конспект подгруппового логопедического занятия.
Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста 6-7(8) лет; в количестве 6 человек, с речевым нарушением: ФФН.
Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста 6-7(8) лет посредством составления синквейна с помощью символов-картинок.
Задачи:
Образовательные: активизировать словарь по теме; обогащать словарь детей словами-определениями, глаголами; совершенствовать грамматический строй речи; уметь составлять развернутые предложения; обучать самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на символы-картинки; познакомить с творчеством художника Саврасова А.К.
Развивающие: развивать связную речь, речевой слух, память, творческое воображение, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
Предварительная работа: изучение методики составления синквейна, изучение символов-картинок.
Оборудование: конверт с письмом, 4 мольберта, схема синквейна, 3 конверта с символами-карточками, использование КТ.
Ход занятия.
I. Организационный момент. (Слайд №1)
Дети входят в зал. Логопед стоит с конвертом в руках.
Логопед: - Ребята, смотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте!)
- Теперь всё внимание на меня. (Дети разворачиваются лицом к логопеду)
Слайд №2
- Ребята, скажите, пожалуйста, а какое сейчас время года? (Зима.)
- А какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль.)
- А сейчас какой месяц? (Январь.)
Логопед обращает внимание ребят на конверт.
- Ой, ребята, совсем забыла! Я сегодня обнаружила в почтовом ящике письмо. Мне стало интересно, от кого же оно. Решила подождать вас и вместе с вами его открыть. Откроем? (Логопед открывает конверт и читает письмо.) Слайд №3.
Здравствуйте, ребята! Пишет вам из далёкой Африки обезьянка Люся. У нас сейчас лето и очень-очень жарко. Я узнала, что у вас зима, земля покрыта снегом, реки закованы подо льдом. Расскажите, а какая у вас зима? Что такое снег? Что такое лёд? Жду вашего ответа.
- Интересное письмо! Ребята, а вы поняли, что нужно сделать? (Дети высказывают свои предположения.)
- А как вы думаете, а в Африке есть зима? (Дети высказывают свои предположения.)
- Ребята, в Африке тоже есть зима, но она не похожа на нашу зимушку. У них нет морозов, поэтому нет и снега. Реки не закованы льдом. Животные не готовят на зиму запасы. Зимой у них всегда тепло. Вот почему обезьянка и интересуется, какая у нас зима? Что такое снег? Что такое лёд?
Слайд №4.
- А что можно сказать про нашу зиму в этом году? Её можно назвать снежной, морозной, холодной? (Дети высказывают своё мнение.)
- Действительно в этом году зима у нас необычная. Но не будем грустить, ведь зима ещё не заканчивается, она нас обязательно порадует и снегом, и морозом.
Слайд №5.
- Ребята, я хочу вам показать, какие зимы были раньше, много-много лет назад. Для этого нам нужно пройти в картинную галерею. (Дети проходят в картинную галерею и присаживаются на стулья.)
Слайд №6.
- Это художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Он нарисовал очень много разных картин. С некоторыми из них, я хочу вас познакомить.
Слайд №7.
Вот картина «Хижина в зимнем лесу». Давайте её внимательно рассмотрим. Хижина наполовину засыпана снегом. Замело и дорожку к маленькому лесному домику. Ветки огромных елей, покрытые инеем, а это значит, что в лесу стоит сильный мороз.
Слайд №8.
А эта картина называется « Зима в деревне». Ребята, что вы на ней видите? (Дети высказывают своё мнение.) На картине изображено много снега. Он везде. И на земле, и на деревьях, и на крышах деревенских изб. Небо хмурое, как будто вот-вот начнётся снегопад или метель. Мы видим в дали, кто-то едет на санях. И от них остаются глубокие следы, а это значит, что снега, действительно, очень много.
Слайд №9.
Вот ещё одна картина, которая называется «Зимний пейзаж. Оттепель». Что такое оттепель? (Дети делают свои предположения.) Из названия самой картины можно сказать, что на улице уже нет такого сильного мороза, то есть потеплело. А снега, действительно, очень много. Мы можем его наблюдать везде. Крыши покрыты снегом. На пригорках большие сугробы. И, если присмотреться, то можно увидеть глубину вытоптанных тропинок. А на переднем плане картины, мы видим речушку, которую сковал лёд.
- Вот такие зимы, ребята, были раньше!
- Ребята, а вы не забыли, что вам нужно сделать? (Ребята отвечают.)
- А с помощью чего вы можете это сделать? (С помощью синквейна.)
- А что такое синквейн? (Ребята отвечают.)
Слайд №10.
- Тогда я вам предлагаю разбиться на три команды по два человека. (Дети формируют три команды и садятся на стулья за столы.)
- Предлагаю вам выбрать любой конверт, открыть его и по символам-картинкам догадаться, про что вам нужно будет составить синквейн.
Дети открывают конверт, рассматривают символы-картинки и делают вывод, про что нужно составить синквейн.
- Ребята, прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним нашу схему, по которой вы и будете составлять синквейн.
Логопед показывает ребятам схему, и они проговаривают последовательность составления и приступают к выполнению работы.
- Кто готов рассказать свой синквейн, поднимает руку.
(Дети выходят и представляют свои работы.)
- Посмотрите, какие синквейны у вас получились!
- Я сфотографирую ваши стихотворения, и отправлю их обезьянке Люсе электронным письмом, чтобы она смогла как можно быстрее узнать, какая у нас зима, что такое снег и лёд. Согласны? (Да.)
- Ребята, а чем мы сегодня с вами занимались? (Дети перечисляют.)
- А что-то новое вы узнали?
- Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. А в знак благодарности, я вам приготовила угощения. На этом наше занятие закончено. Давайте попрощаемся с гостями, и я вас отведу в группу.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»
К. Д. Ушинский
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу коррекционной деятельности. В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?» И задача взрослых четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи. Для решения этой задачи, в своей работе с детьми я использую образовательную технологию «Дидактический синквейн». Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыcлить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать. Актуальность технологии «Дидактический синквейн» заключается в следующем: синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития. Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы. Синквейн в коррекционной работе с детьми совершенствует словарную работу. Учит определять грамматическую основу предложений. Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление. Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах. При обучении составления синквейна, решаются следующие задачи: уточнение, расширение, активизация словаря; знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»; дети учатся подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы; дети знакомятся с понятием предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений; дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов.
А что же такое синквейн? Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. (Слайд № 1)
Алгоритм составления синквейна:
Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает ёлочку: (Слайд № 2)
(Слайд № 3)
1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
5 строка – Синоним названия темы.
На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с условными обозначениями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета» и «слово, обозначающее признак предмета». (Слайд № 4) Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление «Дидактического синквейна» — это увлекательная и интересная игра. Синквейн можно составлять как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями. После проведения консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класса «Учимся составлять синквейн» родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения — синквейн» на тему недели.
(Слайд № 5)
Таким образом, «Дидактический синквейн» позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка.
(Слайд № 6)
Практическая часть мастер-класса.
Хочу представить Вам пример синквейна про зиму. (Слайд № 7)
- Зима.
- Снежная, холодная.
- Радует, морозит, бодрит.
- Зима без мороза не бывает.
- Время года.
- Уважаемые гости, а теперь я бы хотела Вам предложить попробовать составить синквейн про синквейн.
В зал пускаю несколько листов бумаги (красиво оформленных) и каждый педагог вписывает своё слово. В конце практической части зачитываются полученные результаты.
- А теперь, я хочу Вам прочитать свой синквейн. (Слайд № 8)
1. Синквейн.
2. Творческий, активизирующий.
3. Развивает, уточняет, обогащает.
4. Синквейн помогает учиться.
5. Технология.
- Нашу встречу хочу закончить такими славами: «Я держу в ладошках солнце, я дарю его друзьям, улыбнитесь, улыбнитесь, лучик солнца - это вам!»
Спасибо за внимание! (Слайд № 9)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия "Зима"
Это занятие разработано для детей старшей группы. Цель: Создание условий для развития художественно- творческих способностей у детей в аппликации.Задачи:Развивать творческие способности в с...
Открытое занятие "Волшебница Зима"
Формирование положительное отношение ребёнка к окружающему миру с использыванием здоровьесберегающих технологий....
Открытое занятие "Волшебница Зима"
Формирование положительное отношение ребёнка к окружающему миру с использыванием здоровьесберегающих технологий....
Конспект открытого занятия "Зимушка-зима" в средней группе
Небольшое путешествие в гости к зимушке-зиме....
проект "Такая разная зима" (средняя группа)
Данный проект направлен на то, чтобы:Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года.Формировать знания о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.Воспитывать бережн...
конспект открытого занятия "Зимушка-зима"
Совершенствовать восприятие у детей поэтического образа зимы средствами художественной и музыкальной выразительности....
технологическая карта занятия "Такая разная зима"
В данном занятии дети учатся рассматривать картины художников, понимать их содержание, анализируют, выделяют средства выразительности....