Конспект НОД по познавательному развитию "Опыты с землей"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Нидилько Татьяна Васильевна

Проведение опытов с землей в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_opyty_starshaya_gr.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей «А» группе.

Цель: Формирование первичных экологических знаний.

Задачи:

  • познакомить с составом и свойствами земли;
  • закрепить знания детей о росте растений;
  • учить проводить исследования (опыты с землей), делать выводы;
  • развивать любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Материалы и оборудование: пластиковые тарелки, стаканчики, ложки, лупы (по количеству детей); земля, контейнер, семена, лейки.

Ход НОД

Дети заходят в группу.

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро-

                         При встрече здороваться «Доброе утро»!

Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь.

На ковре стоит коробка, в которой находятся USB flash-накопитель с видеозаписью и стаканчик с камешками и семенами пшеницы.

Воспитатель: Что бы это значило? (ответ детей).

Включаем телевизор и подключаем флешку.

Видеопослание: «Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Домовенок Кузя. Я живу в вашем детском саду. В гости ко мне приходит кошка. Я хочу угостить ее чем-нибудь полезным и поэтому решил вырастить траву, в которой содержится много витаминов. Я достал нужные семена, но не знал что с ними делать. Поэтому решил посадить их в стаканчик с камешками, поливал семена водой, но у меня ничего не выросло. Что же я сделал не так? Может вы мне подскажете и поможете? Буду ждать вашего ответа. До свидания!»

Воспитатель: Ребята, что же мы будем делать? (Ответы детей)
Как вы думаете, почему у Кузи не получилось вырастить травку?

Дети: Для посадки семян нужна земля.

Воспитатель: А что такое земля? Из чего она состоит и какими свойствами обладает? Вы знаете? Чтобы все это узнать предлагаю отправиться в лабораторию.

Сегодня вы будете настоящими исследователями. Обратите внимание на стенд с правилами поведения в лаборатории. (рассмотреть стенд, проговорить правила)
А я предлагаю провести первый опыт. Начнем с исследования земли.

Опыт №1

Возьмите стаканчик с землей и аккуратно пересыпьте землю в тарелку. Внимательно рассмотрите ее через лупу. Что вы видите? Отвечайте по очереди, свой ответ начните со слов «Я вижу…»

Дети: Я вижу кусочки листьев, травинок, корешков, песчинки и веточки.

Воспитатель: Это перегнившие остатки растений. И называется это перегноем. Он очень полезный, именно перегной делает землю пригодной для роста растений.

Опыт№ 2

Воспитатель: Теперь опустите немного земли в стаканчик с водой. Что вы наблюдаете?

Дети: В воде появились пузырьки и стали подниматься вверх.

Воспитатель: Что это за пузырьки? (ответ детей). Конечно, это воздух. Значит в земле присутствует воздух.

Опыт№ 3

Воспитатель: Размешаем почву в стакане с водой. Что вы видите? (Ответы детей). Правильно, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной, через некоторое время мы видим, что на дне стакана осел песок,. Какой мы сделаем вывод? 

 Дети: Почва состоит из глины, перегноя и песка.

Опыт№ 4

Воспитатель: В тарелку с землей аккуратно налить воды. Что получилось?

Дети: Земля потемнела, стала мокрой

Воспитатель: Давайте убедимся, что земля стала мокрой. Для этого приложим салфетку к земле. Что мы видим?

Дети: На салфетке мокрое пятно. Это означает что почва хорошо пропускает влагу, но умеет ее и сохранять.

 Воспитатель: Предлагаю подойти к мольберту.
Что же мы выяснили? В земле содержится (поставить соответствующие карточки):

  • перегной;
  • воздух;
  • вода;

А еще она состоит из глины, песка и перегноя (поставить соответствующие карточки).
Сделаем вывод: в земле есть все, что нужно для роста растений. А куда посеял семена Домовенок Кузя? (ответ детей). Что случилось с семенами?

Дети: Они не проросли, так как в камнях нет перегноя. Семена нужно сажать в землю.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на зернышки в Кузином стакане. На что они похожи? Какие по размеру? (ответ детей). Предлагаю отдохнуть и представить что вы превратились в такие зернышки.

Физминутка  ″ Маленькое зернышко″

Маленькое зернышко-

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет.

(Потянулись, руки вверх, проснулись, наклоны туловища, присели)


Воспитатель: Ребята, а вы помните о чем вас просил Домовенок Кузя? Давайте поможем вырастить травку для кошки? Пройдем к столу (на столе стоит контейнер, земля, семена, лопатки, лейки).
Как вы думаете: Что нужно сделать для посадки травы?

Дети: Насыпать земли в контейнер, посеять семена, прикрыть землей и полить.

Выполняют работу.

Воспитатель: Отнесем контейнер на подоконник и будем наблюдать за ростом растений. 

Ребята, траву для Кузи мы посадили.  А может и Домовенка научим ее выращивать? Чтобы Домовенок Кузя ничего не перепутал, я предлагаю отправить ему схему: как нужно выращивать траву.
(дети берут карандаши и схемы, на которых нарисованы два стакана с землей и камнями).
Нужно нарисовать семена в стакане, в котором будут расти растения и зачеркнуть стакан, в котором растения не вырастут. (дети выполняют работу)

А сейчас положим наши схемы в конверт и отправим Домовенку Кузе.

Ребята, вы все большие молодцы! Мы с вами провели интересные исследования. Что вам понравилось?  А вызвало ли что-нибудь затруднения? С кем вы поделитесь своими знаниями? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Земля моя Коми" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: познакомить детей с национальным языком, с Коми фольклором; развивать у детей интерес и желание больше знать о родном крае....

Познавательный досуг "Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет земли".

С детьми проводилась познавательная беседа о влиянии природных факторов на экологию нашей планеты и влиянии хозяйственной деятельности человека  на окружающую природу....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ДОУ ко Дню Земли «Наша Земля»

Цель:формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли;воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе;развивать стремление детей выразить с...

Конспект занятия по познавательному развитию "Богатыри земли русской".

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной логопедической группы с примерными рассказами детей по картине В.М.Васнецова "Богатыри"....

Конспект занятия по познавательному развитию "Живая земля"

Конспект занятияпо познавательному развитию(экспериментально – опытническая деятельность)в старшей группе  Название: «Живая земля»...

Конспект НОД по познавательному развитию "Живая земля"

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается бо...