Конспект занятия по познавательному развитию "Богатыри земли русской".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной логопедической группы с примерными рассказами детей по картине В.М.Васнецова "Богатыри".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tri_bogatyrya.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 25 г. Липецка
Конспект
занятия по познавательному развитию
в подготовительной логопедической группе.
Воспитатель: Климова В.В.,
высшая квалификационная
категория.
2018 г.
Тема. Богатыри земли русской.
Программные задачи:
- Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и героев; пробуждать интерес к жизни предков.
- Познакомить детей с картиной В. М. Васнецова «Богатыри»; учить понимать ее образный строй, формировать умение видеть художественные средства создания образа.
- Продолжать учить отвечать на вопросы связно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; упражнять детей в согласовании слов в предложении.
- Обогащать словарь детей новой лексикой, использовать в речи выразительные средства языка.
- Привлечь детей в творческую работу по вхождению в художественный образ.
- Развивать у детей наблюдательность, произвольное внимание, логическое мышление, фантазию.
- Формировать у детей представления о мужественности и женственности.
- Воспитывать у детей на примерах былинных героев нравственные качества, любовь к Родине. Воспитывать у детей интерес к произведениям живописи, эстетические чувства средствами художественного слова, музыки и изобразительного искусства.
Методические приемы: слушание музыки, чтение отрывков стихов и былин, рассматривание картины, вопросы к детям, творческое рассказывание, д/ игры, словесные упражнения.
Словарная работа: обогащение и активизация словаря: шлем, кольчуга; лук и стрелы, щит и меч, копье – доспехи; дружина, дозор, Русь, Родина, Отчизна.
Предварительная работа: чтение «Илья Муромец» (Былина), сост.С. Чипурина, А, Митяев «Богатыри. Волх Всеславьевич», р.с. «Бой на калиновом мосту», С.Романовский «Русь»; просмотр мультфильмов «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей – разбойник»; рассматривание репродукций картин художников-передвижников: В. Верещагина; В. Васнецова; И. Шишкина; А.Саврасова, И. Левитана; слушание фрагмента «Богатырской симфонии» А. Бородина, произведений П. И. Чайковского.
Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», схема или картинный план, предметные картинки.
Ход занятия.
- Дети, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина – значит родная, как мать и отец. (Вводное слово с привлечением детей.)
- Какая она, наша Родина? (Большая, огромная, необъятная, любимая.)
- Как еще мы называем свою Родину? ( Россия, Русь, Отчизна, Отечество).
- Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может,
Как назывались наши предки – защитники земли Русской? (Богатыри)
- Сегодня мы с вами поговорим
Про дела старые
Да про старые, про бывалые
Да про битвы, да про сражения
Да про подвиги богатырские.
- Слава об их подвигах, как о защитниках земли Русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.
- Вы знаете о богатырях? Откуда? (Мы слушали былины о подвигах богатырей, смотрели мультфильмы.)
-Что такое былина?
Былина – это то, что когда-то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Какими были богатыри?
Игровое упражнение «Скажи, какой?» (умный, смекалистый, честный, надежный, смелый - (храбрый, мужественный), решительный, отважный, сильный – (могучий, мощный).
Игровое упражнение «Назови доспехи богатырей». (Шлем, кольчуга, щит, лук, колчан со стрелами, палица, топор, меч, булава, копьё.)
- Сегодня мы с вами будем рассматривать картину замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. «Богатыри» - самая крупная картина этого художника. Он работал над ней более 25 лет. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину. Рассматривайте внимательно, обращая внимание на то, кого изобразил художник, какие краски он использовал в работе. (Звучит музыка, дети рассматривают картину.)
- Сейчас мы начинаем беседу по картине. Отвечайте полными предложениями, не бойтесь высказывать свои мысли, чувства, переживания. Кто изображен на переднем плане картины?
(Примерные вопросы для рассматривания картины.)
- Кто из вас знает, как зовут этих богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
- Все вы верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри.
- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец).
- Какой он? (Он сильный, храбрый, смелый.)
- Во что он одет? Какие у него доспехи? (У Ильи Муромца есть кольчуга, щит и шлем. В руках он держит копье и булаву).
- Какой у него конь? (У него черный большой конь.)
- Чем он отличается от других богатырей? (Он старше всех богатырей)
- Кто справа от Ильи Муромца? ( Добрыня Никитич).
- Во что он одет? Какое у него лицо? Опишите доспехи.
- Кто слева от Ильи Муромца? ( Алёша Попович).
- Расскажите о нём. Какими качествами он обладал? (Он самый молодой из богатырей. Он обладал хитростью, смекалкой, дерзостью.)
- А сейчас я загадаю вам загадки. Отгадать их вам поможет картина. Будьте внимательны.
- Кому принадлежит конь - тяжелый да могучий, как сыра земля? Как вы догадались?
- У кого из богатырей конь, что огонь? Как вы это узнали?
-Чей конь, что ветер в чистом поле? Почему вы так думаете?
- Что делают богатыри? Где они стоят? (Стоят у заставы русской. Охраняют землю русскую от врагов.) Как вы считаете, богатыри готовы к бою? Как вы это определили?
Игровое упражнение «Скажи иначе».
Богатыри – защитники, ратники, витязи.
Охранять – караулить, сторожить, стоять на страже, беречь, оберегать.
- Дети, расскажите про богатырей. Кому какой богатырь нравится? Вы можете сейчас им стать и рассказать, какой вы богатырь, какая у вас одежда, какие доспехи. А все остальные дети будут внимательно слушать и дополнять. (Рассказы детей. В ходе рассказов воспитатель помогает, подсказывает нужные слова, фразы, даёт указания, про что ещё можно рассказать, поощряет, оценивает.)
- Дети, обратите внимание на природу на переднем и заднем плане картины. (Низкое небо, облака, елочки под ногами лошадей.)
- Ёлочки и сосенки – родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат её покой. Глядя на низкие темные тучи, создаётся впечатление, что природа насторожилась вместе с богатырями. Но от картины исходит какое-то спокойствие. Почему, как вы думаете? (Потому что у нее есть такие защитники.)
Васнецов говорил о картине: "Картина моя - Добрыня, Илья, Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого».
- Прошло много лет, а мы до сих пор восхищаемся богатырями. Дети, а вы хотите стать богатырями? (Да.)
- Давайте облачимся в богатырские доспехи. (Имитация)
Дети « одеваются, берут мечи» и выстраиваются в ряд.
- А и сильны, могучи богатыри на славной Руси.
1-й реб. - Не скакать врагам по нашей земле
2-й - Не топтать их коням землю Русскую
3-й - Не затмить им солнце наше красное
4-й - Век стоит Русь – не шатается
5-й - И века простоит – не шелохнётся.
Упражнение на координацию движений и речи.
Дружно встанем По ходу стихотворения дети
Раз, два, три дети выполняют движения.
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошки.
Раз! Два! Посмотри!
Скачут в бой богатыри!
Три! Четыре! Враг разбит
Дружина зорко мир хранит!
- Одной из задач богатырей было предупредить людей об опасности. Но у них не было никаких средств связи: ни телефона, ни рации, ни почты. Как вы думаете, как они это делали? (дети высказывают предположения).
- Такие надписи богатыри высекали на камне. Подумайте, какую надпись оставили на камне богатыри, если вокруг все спокойно? (Враг разбит. Дорога свободна. И др. предположения детей.)
- Такой камень встретился и на нашем пути. Здесь что-то написано. Давайте прочитаем. (Налево пойдешь – в болото попадешь.) Пойдем налево? Читаем дальше. (Направо пойдешь – сундучок найдешь.) Пойдем направо? (Да.)
- Вот и сундук. Открывайте его. А здесь для вас задание. Что в этих свитках?
«Стёрлись слова от времени, не прочесть вторую часть пословицы».
«Закончи пословицу».
Давайте поможем и восстановим все пословицы. (Воспитатель читает начало пословиц, дети заканчивают.)
Тот герой – кто за Родину горой.
Бей не трусь – за нами Русь.
Жить – Родине служить.
Птицам – небо, рыбам – море, а человеку – Отчизна.
- О чем эти пословицы? (О Родине, об Отечестве, об Отчизне, о Руси.)
- И еще одно задание.
Д/и «Кому что нужно?»
Мальчики – богатыри выбирают предметы для девочек, а девочки - красны девицы - для мальчиков. (В сундуке предметные картинки: шкатулка, зеркальце, кокошник, веер, бусы, ленточка стрела, меч, щит, шлем).
- Мальчики, как называются эти предметы и для кого они? Зачем им эти предметы? Какими вы хотели видеть наших девочек? (Добрыми, нежными, красивыми.)
- Девочки, как называются предметы, которые у вас? Для кого они? Наши мальчики могут стать богатырями? Какими они должны быть, по-вашему? (Мужественными, сильными, смелыми, умными).
- Я думаю, что вы такими и будете: мальчики – наши будущие богатыри-защитники будут сильными, храбрыми, умными, а девочки – нежными, добрыми, заботливыми, красивыми. Все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. Желаю, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской. И я вам приготовила небольшой сюрприз. Давайте прочитаем последнюю надпись на камне. (Прямо пойдешь – в избу попадешь.) Хотите узнать, как жили наши предки? Тогда идемте прямо.
- А преданья старины забывать вы не должны.
Слава русской старине! Слава русской стороне!
Дети идут в мини-музей подготовительной группы «Русская изба».
Примерный рассказ воспитателя.
«На заставе три богатыря. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын, славный богатырь. Сила и мудрость чувствуются во всем его облике. Стоит под ним конь богатырский. Зорко всматривается Илья в степную даль. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
По правую руку от Ильи – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, в плавании, в стрельбе из лука. Сидит он на белом длинногривом коне.
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья и Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Восседает Алеша на рыжем коне.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами, за холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым».
План рассказа.
- Вы знаете, что у каждого рассказа есть начало, середина и конец. Сначала скажите, как вы назовете картину. Потом опишите одного богатыря, который вам больше понравился, и расскажите, почему его выбрали. Придумайте для этой картины интересный конец: что будут делать дальше богатыри и чем все закончится.
Дети, кто хочет рассказать о богатырях? Кто каким богатырем хочет быть? Давайте попробуем «войти» в эту картину, ощутить, что там происходит.
Примерные рассказы детей:
- В центре картины на могучем, сильном коне Илья Муромец из города Мурома. Он самый старший, самый могучий, огромного роста. Он одет в кольчугу, сапоги и шлем. В одной руке у него булава, в другой - копье. Илья Муромец внимательно, внимательно смотрит вдаль: не видать ли врагов? Взгляд его зоркий, уверенный. Он всегда стоит на страже родной земли. Он защищает землю русскую от врагов.
- Добрыня Никитич гордо сидит на своем белом коне, грива коня развивается по ветру. У него красивый меч. На мече узор – солнце и растительность. Знак солнца помогал отражать удары врага. Знак травы помогал воину вернуться живым. Лицо Добрыни вежливое, благородное и культурное.
- Богатырь справа – Алеша Попович. Он самый младший из богатырей. Алеша молодой, красивый, отважный и смелый. К седлу прикреплены гусли. Гусли – это такой музыкальный инструмент, значит, Алеша Попович хорошо поет и играет. Он красиво сидит на своем коне, хорошо вооружен. В руках его стрела, сбоку колчан со стрелами. Алеша Попович сильный, смелый, отважный богатырь. Он защищает детей, стариков, матерей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию "Земля-наш общий дом!"
В этом занятии воспитатель расширяет представление детей о том, что Земля- общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, формирует стремление беречь общий дом, как условие сохр...
Конспект занятия по познавательной деятельности «История русского костюма». (старшая группа)
Конспект занятия по познавательному развитию...
В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»
Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание: - учить рисовать ру...
Конспект занятия с детьми "Богатыри земли русской"
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе....
конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Русская матрёшка"
тема : игрушки...
Конспект занятия по познавательному развитию "Земля-наш общий дом" для детей подготовительной группы
Цель: расширить представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;Задачи:1. Образовательные: -закреплять понятие, что мы &ndash...