Конспект занятия по познавательному развитию "Богатыри земли русской".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной логопедической группы с примерными рассказами детей по картине В.М.Васнецова "Богатыри".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tri_bogatyrya.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 25 г. Липецка

Конспект

занятия по познавательному развитию

в подготовительной логопедической группе.

        

        

Воспитатель:         Климова В.В.,

       высшая квалификационная

категория.

        

2018 г.

Тема. Богатыри земли русской.

Программные задачи:

  • Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и героев; пробуждать интерес к жизни предков.
  • Познакомить детей с картиной В. М. Васнецова «Богатыри»; учить понимать ее образный строй, формировать умение видеть художественные средства создания образа.
  • Продолжать учить отвечать на вопросы связно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; упражнять детей в согласовании слов в предложении.
  • Обогащать словарь детей новой лексикой,  использовать в речи выразительные средства языка.
  • Привлечь детей в творческую работу по вхождению в художественный образ.
  • Развивать у детей наблюдательность, произвольное внимание, логическое мышление, фантазию.
  • Формировать у детей представления о мужественности и женственности.
  • Воспитывать у детей на примерах былинных героев нравственные качества, любовь к Родине. Воспитывать у детей интерес к произведениям живописи, эстетические чувства средствами художественного слова, музыки и изобразительного искусства.

Методические приемы: слушание музыки, чтение отрывков стихов и былин, рассматривание картины, вопросы к детям, творческое рассказывание, д/ игры,  словесные упражнения.

Словарная работа: обогащение и активизация словаря: шлем,  кольчуга; лук и стрелы, щит и меч, копье  – доспехи; дружина, дозор, Русь, Родина, Отчизна.

Предварительная работа: чтение «Илья Муромец» (Былина), сост.С. Чипурина, А, Митяев «Богатыри. Волх Всеславьевич», р.с. «Бой на калиновом мосту», С.Романовский «Русь»;  просмотр мультфильмов «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей – разбойник»; рассматривание репродукций картин художников-передвижников: В. Верещагина; В. Васнецова; И. Шишкина; А.Саврасова, И. Левитана; слушание фрагмента «Богатырской симфонии»    А. Бородина, произведений П. И. Чайковского.

Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»,  схема или картинный план, предметные картинки.

Ход занятия.

- Дети, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина – значит родная, как мать и отец. (Вводное слово с привлечением детей.)

- Какая она, наша Родина? (Большая, огромная, необъятная, любимая.)

- Как еще мы называем свою Родину? ( Россия, Русь, Отчизна, Отечество).

- Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может,

Как назывались наши предки – защитники земли Русской? (Богатыри)

- Сегодня мы с вами поговорим

Про дела старые

Да про старые, про бывалые

Да про битвы, да про сражения

Да про подвиги богатырские.

- Слава об их подвигах, как о защитниках   земли Русской и своего Отечества из глубокой  старины дошла до наших дней.

- Вы знаете о богатырях? Откуда? (Мы слушали былины о подвигах богатырей, смотрели мультфильмы.)

-Что такое былина?

Былина – это то, что когда-то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Какими были богатыри?

Игровое упражнение «Скажи, какой?» (умный, смекалистый, честный, надежный, смелый - (храбрый, мужественный), решительный, отважный, сильный – (могучий, мощный).

Игровое упражнение «Назови доспехи богатырей». (Шлем, кольчуга, щит, лук, колчан со стрелами, палица, топор, меч, булава, копьё.)

- Сегодня мы с вами будем рассматривать картину  замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. «Богатыри» - самая крупная картина этого художника. Он работал над ней более 25 лет. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину. Рассматривайте внимательно, обращая внимание на то, кого изобразил художник, какие краски он использовал в работе. (Звучит музыка, дети рассматривают картину.)

- Сейчас мы начинаем беседу по картине. Отвечайте полными предложениями, не бойтесь высказывать свои мысли, чувства, переживания. Кто изображен на переднем плане картины?

(Примерные вопросы для рассматривания картины.)

-  Кто из вас знает, как зовут этих богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

- Все вы верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри.

- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец).

- Какой он? (Он сильный, храбрый, смелый.)

- Во что он одет? Какие у него доспехи? (У Ильи Муромца есть кольчуга, щит и шлем. В руках он держит копье и булаву).

- Какой у него конь? (У него черный большой конь.)

- Чем он отличается от других богатырей? (Он старше всех богатырей)

-  Кто справа от Ильи Муромца? ( Добрыня Никитич).

-  Во что он одет? Какое у него лицо? Опишите доспехи.

-  Кто слева от Ильи Муромца? ( Алёша Попович).

-   Расскажите о нём. Какими качествами он обладал? (Он самый молодой из богатырей. Он обладал хитростью, смекалкой, дерзостью.)

- А сейчас я загадаю вам загадки. Отгадать их вам поможет картина. Будьте внимательны.

- Кому принадлежит конь - тяжелый да могучий, как сыра земля? Как вы догадались?
- У кого из богатырей конь, что огонь? Как вы это узнали?

-Чей конь, что ветер в чистом поле? Почему вы так думаете?

- Что делают богатыри? Где они стоят? (Стоят у заставы русской. Охраняют землю русскую от врагов.) Как вы считаете, богатыри готовы к бою? Как вы это определили?

Игровое упражнение «Скажи иначе».

Богатыри – защитники, ратники, витязи.

Охранять – караулить, сторожить, стоять на страже, беречь, оберегать.

- Дети, расскажите про богатырей. Кому какой богатырь нравится? Вы можете сейчас им стать и рассказать, какой вы богатырь, какая у вас одежда, какие доспехи. А все остальные дети будут внимательно слушать и дополнять.  (Рассказы детей. В ходе рассказов воспитатель помогает, подсказывает нужные слова, фразы, даёт указания, про что ещё можно рассказать, поощряет, оценивает.)

- Дети, обратите внимание на природу на переднем и заднем плане картины. (Низкое  небо, облака, елочки под ногами лошадей.)

- Ёлочки и сосенки – родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат её покой. Глядя на низкие темные тучи, создаётся впечатление, что природа насторожилась вместе с богатырями. Но от картины исходит какое-то спокойствие. Почему, как вы думаете? (Потому что у нее есть такие защитники.)

Васнецов говорил о картине: "Картина моя -  Добрыня, Илья, Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого».

- Прошло много лет, а мы до сих пор восхищаемся богатырями.  Дети, а вы хотите стать богатырями? (Да.)

- Давайте облачимся в богатырские доспехи. (Имитация)

Дети « одеваются, берут мечи» и выстраиваются в ряд.

- А и сильны, могучи богатыри на славной Руси.

1-й реб. -  Не скакать врагам по нашей земле

 2-й   -      Не топтать их коням землю Русскую

 3-й   -      Не затмить им солнце наше красное

 4-й    -     Век стоит Русь – не шатается

  5-й   -     И века простоит – не шелохнётся.

Упражнение на координацию движений и речи.

Дружно встанем        По ходу стихотворения дети

Раз, два, три        дети выполняют движения.

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошки.

Раз! Два! Посмотри!

Скачут в бой богатыри!

Три! Четыре! Враг разбит

Дружина зорко мир хранит!

- Одной из задач богатырей было предупредить людей об опасности. Но у них не было никаких средств связи: ни телефона, ни рации, ни почты. Как вы думаете, как они это делали? (дети высказывают предположения).

- Такие надписи богатыри высекали на камне. Подумайте, какую надпись оставили на камне богатыри, если вокруг все спокойно? (Враг разбит. Дорога свободна. И др. предположения детей.)

- Такой камень встретился и на нашем пути. Здесь что-то написано. Давайте прочитаем. (Налево пойдешь – в болото попадешь.) Пойдем налево? Читаем дальше. (Направо пойдешь – сундучок найдешь.) Пойдем направо? (Да.)

- Вот и сундук. Открывайте его. А здесь для вас задание. Что в этих свитках?

«Стёрлись слова от времени, не прочесть вторую часть пословицы».

«Закончи пословицу».

Давайте поможем и восстановим все пословицы. (Воспитатель читает начало пословиц, дети заканчивают.)

Тот герой – кто за Родину горой.

Бей не трусь – за нами Русь.

Жить – Родине служить.

Птицам – небо, рыбам – море, а человеку – Отчизна.

- О чем эти пословицы? (О Родине, об Отечестве, об Отчизне, о Руси.)

- И еще одно задание.

Д/и «Кому что нужно?»

Мальчики – богатыри  выбирают предметы для девочек, а девочки - красны девицы - для мальчиков. (В сундуке предметные картинки: шкатулка, зеркальце, кокошник, веер, бусы, ленточка стрела, меч, щит, шлем).

- Мальчики, как называются эти предметы и для кого они? Зачем им эти предметы? Какими вы хотели видеть наших девочек? (Добрыми, нежными, красивыми.)

- Девочки, как называются предметы, которые у вас? Для кого они? Наши мальчики могут стать богатырями? Какими они должны быть, по-вашему? (Мужественными, сильными, смелыми, умными).

- Я думаю, что вы такими и будете: мальчики – наши будущие богатыри-защитники будут сильными, храбрыми, умными, а девочки – нежными, добрыми, заботливыми, красивыми. Все сегодня  были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. Желаю, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской. И я вам приготовила небольшой сюрприз. Давайте прочитаем последнюю надпись на камне. (Прямо пойдешь – в избу попадешь.) Хотите узнать, как жили наши предки? Тогда идемте прямо.

- А преданья старины забывать вы не должны.

Слава русской старине! Слава русской стороне!

Дети идут в мини-музей подготовительной группы «Русская изба».

                  Примерный рассказ воспитателя.

«На заставе три богатыря. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын, славный богатырь. Сила и мудрость чувствуются во всем его облике. Стоит под ним конь богатырский. Зорко всматривается Илья в степную даль. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, в плавании, в стрельбе из лука. Сидит он на белом длинногривом коне.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья и Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Восседает Алеша на рыжем коне.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними  низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами, за холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым».

План рассказа.

- Вы знаете, что у каждого рассказа есть начало, середина и конец. Сначала скажите, как вы назовете картину. Потом опишите одного богатыря, который вам больше понравился, и расскажите, почему его выбрали. Придумайте для этой картины интересный конец: что будут делать дальше богатыри и чем все закончится.

Дети, кто хочет рассказать о богатырях? Кто каким богатырем хочет быть? Давайте попробуем «войти» в эту картину, ощутить, что там происходит.

Примерные рассказы детей:

- В центре картины на могучем, сильном коне Илья Муромец из города Мурома. Он самый старший, самый могучий, огромного роста. Он одет в кольчугу, сапоги и шлем. В одной руке у него булава, в другой - копье. Илья Муромец внимательно, внимательно смотрит вдаль: не видать ли врагов? Взгляд его зоркий, уверенный. Он всегда стоит на страже родной земли. Он защищает землю русскую от врагов.

- Добрыня Никитич гордо сидит на своем белом коне, грива коня развивается по ветру. У него красивый меч. На мече узор – солнце и растительность. Знак солнца помогал отражать удары врага. Знак травы помогал воину вернуться живым. Лицо Добрыни вежливое, благородное и культурное.

- Богатырь справа – Алеша Попович. Он самый младший из богатырей. Алеша молодой, красивый, отважный и смелый. К седлу прикреплены гусли. Гусли – это такой музыкальный инструмент, значит, Алеша Попович хорошо поет и играет. Он красиво сидит на своем коне, хорошо вооружен. В руках его стрела, сбоку колчан со стрелами. Алеша Попович сильный, смелый, отважный богатырь. Он защищает детей, стариков, матерей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Земля-наш общий дом!"

В этом занятии воспитатель расширяет представление детей о том, что Земля- общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, формирует стремление беречь общий дом, как условие сохр...

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект занятия с детьми "Богатыри земли русской"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе....

Конспект занятия по познавательному развитию "Земля-наш общий дом" для детей подготовительной группы

Цель: расширить представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;Задачи:1. Образовательные: -закреплять понятие, что мы &ndash...