Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Земля моя Коми" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Цель: познакомить детей с национальным языком, с Коми фольклором; развивать у детей интерес и желание больше знать о родном крае.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_zemlya_moya_komi.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №55 «Чудесница»
Конспект НОД
по познавательно – речевому развитию
«Земля моя Коми»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Составила:
воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №55»
Миронова Татьяна Ивановна
г. Воркута 2013г.
Т Е М А: «Земля моя Коми».
Программное содержание:
познакомить детей с национальным языком, с Коми народными песнями, сказками, считалочками и играми; развивать у детей интерес и желание больше знать о Коми крае; учить детей работать сообща; воспитывать у детей чувство симпатии к представителям коми – национальности.
Предварительная работа:
чтение коми народных сказок, просмотр видеофильма, слушание
песен на коми языке, разучивание произведений малых форм
фольклора, народных игр.
Х О Д З А Н Я Т И Я.
Дети заходят и садятся полукругом возле костра под музыку (Асья Кыа).
Ведущая (встречает гостей, здоровается):
Чэлэм, челядь! Вы поняли, дети, что я сказала?
Это приветствие на Коми языке – здравствуйте, ребята!
Дети повторяют приветствие.
Ведущая:
Ребята, мы живём с вами в республике Коми.
Народ Коми (устаревшее название - зыряне) - коренное население Республики Коми.
Главными занятиями зырян были: земледелие, охота, рыбная ловля и оленеводство.
Вы уже заметили, ребята, что коми язык отличается от русского.
- Скажите, а вы хотите научиться разговаривать на коми языке?
/Ответы детей/
Ведущая:
- Ребята, посмотрите, как мы необычно расселись сегодня в зале, как будто мы очутились в тундре, и костёр горит перед нами. Вот так и в старину собирались коми люди на берегу реки Сысолы, раскладывали костёр, пели песни, водили хороводы, играли, слушали сказки.
- Ребята, а вы знаете, что коми дети так же, как и любые дети, любят играть в разные игры. Давайте поиграем в коми – игру.
П/и «Стой, олень» (игра, народа коми)
Водящий («пастух», «охотник»), который определяется по жребию или считалке, должен поймать за игру нескольких «оленей». Игра начинается, когда водящий закричит: «Беги, олень!» Все игроки кидаются по площадке врассыпную, а «пастух» пытается догнать любого «оленя», коснувшись его небольшой палочкой и произнеся: «Стой, олень!» Игра продолжается до тех пор, пока «пастух» не поймает пять оленей.
Правила игры:
Надо лишь касаться игрока палочкой, а не ударять его. Игроки,
выбежавшие за пределы площадки, считаются пойманными.
Коми – считалочкой выбирается ведущий:
Шырэ, шырэ, вай мен пельэс,
Шырэ, шырэ, вай мен пельэс!
После игры дети садятся на места. Из чума доносится пение.
Ведущая:
Наверное, в этом чуме кто-то живёт. Давайте пригласим его к нам в
гости. Дети заглядывают в чум, видят бабушку и приглашают её
к костру.
Входит зырянка, напевая песенку на коми языке «Шор» (ручеёк).
Зырянка (входит и здоровается):
«Видзаолан, челядь!».
Ведущая:
О чём ты пела, бабушка?
/Бабушка передаёт содержание песни/.
Зырянка:
Вот дома ваши бабушки тоже поют песенки? Какие? А какие сказки рассказывают? Сейчас и я вам сказку расскажу, а мои внучки мне
помогут.
(Выбегают из чума девочки из другой группы в коми – национальных
костюмах)
Они рассказывают и показывают сказку
«Старуха Йома и две девушки»
Зырянка:
Ну, что, ребята, понравилась вам сказка? Что-то мы с вами засиделись, а давайте попляшем коми кадриль.
Девочки танцуют танец под песню «Марьямоль»
/После танца все садятся на места/.
Под музыку забегает олень, оббегает по кругу, останавливается, бьёт копытом/.
Олень: «Бур рыт» (добрый день), ребята. Я прибежал к вам из тундры.
Зырянка: «Бур рыт», северный олень. А наши ребята знают танец маленьких
оленят. Потанцуешь вместе с нами?
Олень: С большим удовольствием!
Танец «Оленят»
Олень: Ребята, я очень люблю быструю езду и хочу поиграть с вами.
П/игра «Оленьи упряжки»
Олень убегает.
Зырянка:
Ребята, вы, наверное, знаете, что Коми народ свои вещи, одежду, обувь украшает красивыми узорами. Каждый элемент узора имеет своё название: «чум», «оленьи рога» и т.д.
(Зырянка показывает различные образцы коми орнамента,
дети стараются разгадать, что изображено на рисунках)
Ведущая: А давайте, и мы с вами украсим пимы и варежки коми узорами.
Рисование «Коми орнамента».
/Дети украшают варежки и пимы коми орнаментами/
Ведущая:
Пока вы украшали вещи коми орнаментом, бабушка решила угостить вас коми – национальными блюдами – кулебякой и шаньгами.
Бабушка приглашает всех к столу и угощает детей гостинцами.
Дети благодарят и прощаются с ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста
Занятие проводилось с использованием информационно-коммуникативных и здоровьесберегающей технологий....
Конспект непосредственной образовательной деятельности (конструирование ручной труд) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Маркер игрового пространства руками детей».
Окружающая действительность диктует свои правила. В век нано технологий актуальна мобильность, умение дошкольника, школьника и студента выбирать и определять для себя пути наиболее подходящие по...
Краткосрочный проект по познавательно - речевому развитию "Что нам осень принесла?" старший дошкольный возраст.
Проект реализовался втечении месяца. За это время расширились представления детей о многообразии и красоте природы в период осени. Были созданыусловия для приобретения детьми опыта самостоятельной и с...
Конспект познавательно-речевого занятия «На Ярмарке» (для детей младшего дошкольного возраста)
Конспект позновательно- речевого занятия " Ярмарка" ( для детей младшего дошкольного возраста)...
Познавательно-речевое развитие по экологии с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Лесные Айболиты».
Познакомить детей с птицами, которые оберегают лес от вредителей....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет (группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи) Тема «Насекомые»
Обобщение полученных знаний о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях на материале лексической темы "Насекомые"....