Конспект занятия по познавательному развитию "Живая земля"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия
по познавательному развитию
(экспериментально – опытническая деятельность)
в старшей группе
Название: «Живая земля»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zhivaya_zemlya.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по познавательному развитию
(экспериментально – опытническая деятельность)
в старшей группе
Автор: Лобова М.В.,
воспитатель МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 37 «Ягодка»
г.Губкин
Название: «Живая земля»
Форма: экспериментально – опытническая деятельность.
Цель: закрепить знания детей о почве методом опытно-экспериментальной деятельности.
Образовательная область: познавательное развитие (экспериментально – опытническая деятельность).
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Программные задачи:
Образовательные:
• познакомить детей со свойствами плодородной почвы, глины, песка;
• формировать представления о значении почвы, глины, песка в природе и жизни человека;
• обогащать словарный запас новыми понятиями: сыпучий, пластичный, рыхлый, плодородная, водопроницаемая и др.;
• учить детей фиксировать этапы эксперимента, делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их;
• закреплять правила безопасного поведения во время экспериментов.
Развивающие:
• создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи;
• развивать произвольную регуляцию и умение планировать свою деятельность;
• развивать умение делать умозаключение;
• развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:
• воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
• формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность;
• прививать любовь к природе.
Оборудование: письмо, мисочки с песком, глиной, землей, вода, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканы – по количеству детей.
Ход:
Оргмомент
Воспитатель приглашает детей в круг.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, с чего начинается хорошее настроение?
Д е т и. Хорошее настроение начинается с улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.
В о с п и т а т е л ь. Да, всё правильно.
Мы все за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы готовы поиграть –
Много нового узнать.
Мотивационно-ориентировочный этап
В о с п и т а т е л ь. Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо.
Воспитатель открывает конверт, читает письмо.
В о с п и т а т е л ь. Это письмо от Маленького принца. «Здравствуйте, мои друзья с большой планеты Земля! На моей маленькой сказочной планете приключилась беда: заболел мой друг – прекрасная Роза, она растёт в песке и у нее пожелтели и стали опадать лепестки. А я узнал, что на вашей планете есть «живая земля», которая сможет ей помочь. Я бы хотел, чтобы вы помогли мне узнать, из каких веществ состоит «живая земля» и прислали мне образец с описанием почвы».
Поисковый этап
В о с п и т а т е л ь. Дети, а что же мы можем сделать?
Д е т и. Мы можем помочь Маленькому принцу.
В о с п и т а т е л ь. Как мы можем помочь ему? Давайте подумаем, что нужно растению для его существования?
Д е т и. Растению нужен свет, вода, воздух.
В о с п и т а т е л ь. Да, всё правильно. Скажите, а чем питается растение и где берет питание?
Д е т и. Растение живое и ему нужен свет, а также воздух, вода, и, конечно, питание. Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля.
В о с п и т а т е л ь. У нас в группе цветы растут в плодородной земле и поэтому не болеют, хорошо себя чувствуют. А у Маленького принца цветок вянет. Почему?
Д е т и. Потому что цветок растёт в песке.
В о с п и т а т е л ь. Дети, а что мы знаем о песке?
Д е т и. Он сыпучий, влага в нем не долгое время сохраняется, он быстро высыхает от солнца, нет полезных примесей.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, для того, чтобы сделать описание почвы, нужно провести опыты. Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями. Хотите?
Д е т и. Да.
В о с п и т а т е л ь. Кто знает, чем занимаются ученые?
Д е т и. Учёные исследуют, наблюдают, проводят опыты.
В о с п и т а т е л ь. Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте пройдем в лабораторию и сядем за столы. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что будем делать, помогать друг другу.
Дети подходят к столам. На столах стоят мисочки с землей, стаканчики с водой, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканчики, схемы, карандаши.
В о с п и т а т е л ь. У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно. (Ответы детей).
В о с п и т а т е л ь. Ребята, давайте насыплем песок на белый лист бумаги и рассмотрим его внимательно при помощи лупы. Из чего состоит песок?
Д е т и. Песок состоит из песчинок.
В о с п и т а т е л ь. А похожи песчинки друг на друга? Какие они?
Д е т и. Да, похожи, они маленькие, круглые.
В о с п и т а т е л ь. Возьмите песок пальцами и насыпьте его в миску. Хорошо ли песок сыпется? Какой он?
Д е т и. Песок сыпучий.
В о с п и т а т е л ь. А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на него, что получилось?
Д е т и. Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга.
В о с п и т а т е л ь. Можем ли мы посадить цветок в песок? Почему? Что нам нужно, чтобы растение выросло?
Д е т и. Нет, мы не можем посадить цветок в песок. А чтобы растение выросло, ему нужна вода.
В о с п и т а т е л ь. Дети, а сейчас нам нужно провести опыт по водопроницаемости и удерживанию влаги. С помощью, каких предметов мы сможем провести этот опыт?
Д е т и. Нам нужна будет вода, песок.
В о с п и т а т е л ь. Правильно, нам понадобятся бутылки с водой, воронки и ватные диски. Приступаем. Вставляем в стакан воронку, в воронку кладём ватный диск и насыпаем песок. Наливаем немного воды на песок. И что мы видим?
Д е т и. Вода просачивается сквозь песок.
В о с п и т а т е л ь. Какой можно сделать вывод?
Д е т и. Чем быстрее просачивается вода, тем быстрее высыхает почва.
В о с п и т а т е л ь. Правильно. А, что произойдёт с цветком, когда высохнет песок?
Д е т и. Цветок погибнет.
В о с п и т а т е л ь. А давайте попробуем выяснить, есть ли в песке питательные вещества? Что нам для этого нужно?
Д е т и. Да, давайте. Нам нужно провести эксперимент.
Воспитатель насыпает в стакан немного песка и наливает воду, затем размешивает песок в воде, после оседания песка с детьми рассматривает воду.
В о с п и т а т е л ь. Изменилась ли вода? Почему? Могут ли в песке содержаться питательные вещества?
Д е т и: Вода не изменилась, а песок осел на дно.
Д е т и: В песке нет питательных веществ.
В о с п и т а т е л ь. А теперь я вам предлагаю провести опыт с глиной.
Дети насыпают на тарелку глину и рассматривают её с помощью лупы.
В о с п и т а т е л ь. Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, то она становится мягкой, пластичной. А почему, это мы узнаем, когда проведём ещё один эксперимент по водопроницаемости глины.
Проводится эксперимент подобный первому.
В о с п и т а т е л ь. Дети, кокой мы можем сделать вывод?
Де т и. Глина плохо пропускает воду, удерживает её.
В о с п и т а т е л ь. Правильно. Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить. Она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться.
В о с п и т а т е л ь. А давайте попробуем выяснить, есть ли в глине питательные вещества?
Воспитатель кладёт в стакан немного глины и наливает воду, затем размешивает глину в воде.
В о с п и т а т е л ь. Что вы видите?
Д е т и. Вода стала мутной.
В о с п и т а т е л ь. Какой можно сделать вывод?
Д е т и. В глине растворилось небольшое количество питательных веществ.
В о с п и т а т е л ь. Что произойдёт с цветком, если мы посадим его в глину?
Д е т и. Цветок не будет расти, так как глина после полива станет твёрдая. И плохо будет пропускать воздух.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней?
Дети: Это почва.
В о с п и т а т е л ь. Рассмотрите её внимательно, исследуйте, из чего она состоит? Что нужно сделать, чтобы описать внешний вид почвы?
Д е т и. Почву можно понюхать, рассмотреть, потрогать.
В о с п и т а т е л ь. Далее необходимо выяснить, из чего состоит наша почва, то есть что в ней содержится. Как это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта?
Д е т и. Нам понадобится лупа.
В о с п и т а т е л ь. Правильно. Необходимо рассмотреть почву через лупу, определить, имеются ли в ней полезные примеси: камни, глина, песок, перегнившие листья, чернозем и другие примеси. Приступайте к исследованию.
В о с п и т а т е л ь. Расскажите, что вы увидели?
Д е т и. Мы увидели частички тёмного цвета, веточки, камни, песок, глину. А ещё почва рыхлая и мягкая.
В о с п и т а т е л ь. Всё верно. Земля образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растения. Чем больше такой еды, тем лучше себя чувствует растение.
Физкультминутка.
Раз – и стану я землей,
Мягкой, теплой и живой!
Очень сильной, очень крепкой,
Очень доброй и большой.
Два – я почва – верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
«Чтите матушку свою!»
В о с п и т а т е л ь. Далее необходимо провести более сложные опыты по водопроницаемости и удерживанию влаги. С помощью, каких предметов мы можем провести данный опыт?
Д е т и. Нам понадобится вода, земля, ватные диски, воронки.
Проводится эксперимент с водопроницаемостью.
В о с п и т а т е л ь. Какой мы можем сделать вывод?
Д е т и. Почва хорошо пропускает влагу, но умеет её сохранять. Почва содержит достаточное количество влаги, что нужно для роста растения.
В о с п и т а т е л ь. Мы с вами исследовали три вида грунта: песок, глину, почву. Что же является «живой» землёй? Какими свойствами должно обладать «живая» земля?
Д е т и. Земля должна быть богата полезными веществами, должна содержать достаточное количество воды для растения.
Воспитатель растворяет почву в воде и дети видят, что в воде находится много различных частиц, вода стала тёмного цвета, значит, содержит много питательных веществ.
В о с п и т а т е л ь. Какой же можно сделать вывод?
Д е т и. Почва – это «живая» земля. Без неё не могут жить растения.
Рефлексивно-оценочный
В о с п и т а т е л ь. Итак, как вы можете описать почву, в которой растут наши цветы?
Д е т и. Наша почва темного цвета, в ней содержатся камни, глина, песок, чернозем, полезные примеси, она средней сыпучести, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля.
В о с п и т а т е л ь. Значит, землю можно назвать «живой»?
Д е т и. Да, можно.
В о с п и т а т е л ь. Как можно помочь принцу исправить ситуацию, которая произошла с Розой?
Д е т и. Для того чтобы Роза выздоровела, нужно послать ту землю, в которой живут наши растения. Это «живая» земля.
В о с п и т а т е л ь. Давайте соберем в контейнер образец почвы и вечером напишем письмо с описанием нашей «живой земли».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"
Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".
Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....
Конспект занятия по познавательному развитию "Земля-наш общий дом!"
В этом занятии воспитатель расширяет представление детей о том, что Земля- общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, формирует стремление беречь общий дом, как условие сохр...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе с элементами оригами на тему "Планета Земля - наш общий дом"
Интегрированное занятие...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»
Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ДОУ ко Дню Земли «Наша Земля»
Цель:формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли;воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе;развивать стремление детей выразить с...
Конспект занятия по познавательному развитию "Земля-наш общий дом" для детей подготовительной группы
Цель: расширить представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;Задачи:1. Образовательные: -закреплять понятие, что мы &ndash...