Технологические карты ОД "Знакомство с магнитом", "Как хлеб на стол пришёл", "Путешетвие в волшебную страну превращений", "Чудеса лимонада"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Токарева Наталия Георгиевна

Цикл занятий с использованием экспериментальной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе

«Волшебный магнит»

Тема «Волшебный магнит»

Цель: знакомство со свойствами магнита.

Задачи:

- способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;

- учить обследовать предмет и экспериментировать с предметами, выделяя выраженные качества и свойства;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

-заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

- расширять естественнонаучный опыт детей, связанный с познанием свойств материалов, из которых сделаны предметы..

- воспитывать социальные навыки: умение работать в группе.

Оборудование.

Демонстрационный материал: магнитные фигурки к легенде о Магнитолике, банка с водой, магнит, простой карандаш с магнитом привязанным на нитке.

Раздаточный материал: магниты; предметы из разных материалов – металла, резины, дерева, пластмассы, бумаги; тарелочки с горохом и металлическими болтами и гайками; рисунок-схема, банки с водой, скрепки,

Ход занятия:

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Ребята, посмотрите, кто сидит у нас в корзине. Маленький гусенок понимает, что для него хорошо, что плохо. Только что вылупился из яйца, а уже добрался до воды и поплыл. Давайте попробуем его покормить. Подношу палочку с вареньем. Смотрите, отворачивается. Руслан, покорми ты. У тебя ест.?.Ага, потянулся к сладенькому. 
Почему наш гусенок у меня не хочет есть, а у Руслана ест? В чем секрет? (Может в палочке?)

Почему гусь взаимодействовал с магнитом?

-дети рассматривают гусенка.

-кормят гусенка.

Дети рассматривают палочку с магнитом на конце.

-в гусе есть что-то металлическое

Рассматривают гуся и видят, что в клюве есть металлический стержень.

Организационно –поисковый

Рассказ воспитателя

- Я хочу рассказать вам одну интересную легенду. В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой – притягивать к себе некоторые предметы.

Неподалеку от горы был город Магнесия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает…

Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто. Но как, ни был Магнитолик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе.

Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.

-Ребята, как вы думаете, какой способ нашел Магнитолик?

Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит”.

- Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?

Чтобы проверить это, давайте отправимся в лабораторию поэкспериментируем:

“Важное дело – эксперимент!
В нем интересен нам каждый момент”.

Проведение экспериментов

- Разбейтесь по парам, подойдите к столу, выберите любой предмет и проверьте, притягивает его магнит или нет.

резина

-

стекло

-

металл

+

пластмасса

-

дерево

-

- Какой вывод мы можем сделать?

Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются, называются магнетическими.

Ребята, вы любите танцевать? А видели, как скрепка танцует? Хотите заставить скрепку потанцевать?

Схема №1. Какой вывод можно сделать?

Звучит аудиозапись голоса Золушки просящей о помощи. Злая мачеха перемешала чечевицу с горохом и заставила перебирать Золушку. Кто ей помог?

- А сейчас злая мачеха перемешала горох с шурупами, болтами и гайками и опять заставила Золушку перебирать, птицы помочь в этот раз не могут, боятся сломать клювики.

- Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее?

- Молодцы, ребята! Вы сделали доброе дело, помогли Золушке.

Ребята, а верите в волшебников? А я люблю показывать фокусы.

Перед вами банка с водой, на дне которой лежит скрепка. Я могу достать скрепку, не замочив при этом руки. Может быть, кто-то из вас догадался и может это сделать? Если да, то как?

Схема №2.

Вывод: магнит действует в воде.

-Теперь усложним задачу. Нужно достать скрепку, не замочив ни руки, ни магнит. Можно ли это сделать?

Схема №3.

Делаем вывод: магнит действует через стекло и воду.

Физминутка «Экскурсия»

Опыт «Рисует магнит»

-засыпать металлические опилки в бумажный стаканчик. Положить магниты на стол. Накрыть магниты листком бумаги. Насыпать слой металлических опилок. Рассмотреть получившиеся узоры.

- Можете ли вы сказать какой формы магниты под бумагой?

Вывод: вокруг магнитов существует магнитное поле различной формы.

Дети стоят полукругом возле магнитной доски, на которой расположены декорации к легенде о Магнитолике: фигурка рыцаря, море, гора, с задней стороны на них приклеены магнитики.

-он снял с себя железные доспехи.

-дети проводят эксперимент и заполняют таблицу.

-магнит притягивает только металл.

-дети выражают согласие

-дерево проводит магнетизм

-птицы

При помощи магнитов.

Все дети берут магниты и выбирают шурупы, гайки из тарелочек с горохом и складывают в отдельную тарелочку.

Дети выдвигают предположения и пытаются достать скрепку

Выслушать предположения, вызвать желающих продемонстрировать, как это можно сделать.

-речь с движением

-квадрат, прямоугольник, круг.

-рисунок приобретет форму магнитного поля.

Рефлексивно – корригирующий

- Ребята, посмотрите, что у нас в группе есть магнитное?

Что же мы сегодня узнали о магните? Давайте вместе вспомним, а помогут нам в этом рисунки-схемы.

Понравилось вам на занятии?

Какой из экспериментов вызвал большой интерес?

-дети иследуют группу и называют предметы обладающие магнитическим свойством..

Магнит притягивает металл

Магнит действует сквозь дерево.

Магнит действует в воде.

Магнит действует сквозь стекло и воду.

-дети высказывают свое мнение.



  1. https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56d1e4d6acc0c/tiekhnologhichieskaiakartapoekspierimientalnoidieiatielnostivolshiebstvomaghnita_2.jpeg

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56d1e4d6acc0c/tiekhnologhichieskaiakartapoekspierimientalnoidieiatielnostivolshiebstvomaghnita_3.jpeg

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56d1e4d6acc0c/tiekhnologhichieskaiakartapoekspierimientalnoidieiatielnostivolshiebstvomaghnita_4.jpeg

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56d1e4d6acc0c/tiekhnologhichieskaiakartapoekspierimientalnoidieiatielnostivolshiebstvomaghnita_5.png



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Возрастная группа: Подготовительная группа «Почемучки» (6-7 лет)

Тема__ «Как  хлеб на стол пришёл»

Задачи: Обучающие:

-формировать новые и закреплять имеющие знания о технологической цепочке изготовления хлеба «От зернышка до булки».

- обучать детей составлять описательный рассказы с опорой на карточки.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук посредством формирования булочки из кусочка теста.

-развивать устную речь, активизируя словарь детей по теме «Как хлеб к нам на стол попадает»: печь, изготавливать, выпекать, пшеничный хлеб, ржаной хлеб.

- развивать звуковую культуру речи.

Воспитательные:

-воспитывать уважительное отношение к людям, выращивающим хлеб, а также к самому хлебу.

- помогать осознавать себя членом группы, усваивать правила, установленные детьми.

ШАГИ

Компоненты технологии

1шаг

Групповой сбор.

Вхождение в тему.

Мотивация выбора темы

  • краткий подводящий диалог,
  • работа с Моделью трех вопросов.

Ребята посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поприветствуем их. Присаживайтесь на стульчики. Что это у вас тут за письмо? Ой, письмо то не простое, а электронное в нем лежит какой-то диск! Вы знаете, что с ним делать? Давайте попробуем его прочесть, может кто-то знает, как прочитать электронное письмо и  поможет мне? Ой, смотрите, тут экстренное сообщение!!! Давайте посмотрим! (Видеоролик с просьбой от повара о помощи)

Оказывается, сегодня у нас хлеба на обед нет!

Вы хотите помочь повару?  (Да!)

Ребята, скажите, пожалуйста, что вы знаете о хлебе? (Хлеб делают из теста; он бывает белым, черным; хлеб пекут; зерно в колосках; хлеб продают в магазине;

Что вы хотите узнать о хлебе? (Как работает комбайн;  как комбайн убирает колоски; как получается белый хлеб; как получается хлеб кирпичиком; кто делает хлеб? что надо, чтобы вырастить хлеб?; как растили хлеб раньше? как готовится тесто? что можно сделать из муки еще? как пекут хлеб?)

Что нужно сделать, чтобы узнать? (Сходить на пекарню; спросить у родителей; посмотреть альбом  о хлебе; прочитать  книги о хлебе; посмотреть в интернете; спросить у папы; можно спросить у поваров детского сада; самим подумать; вспомнить сказки).

Ребята, обратите внимание на наш небольшой музей, в котором находятся разные хлебобулочные изделия. Сейчас мы с вами тихонечко подойдём и рассмотрим, какие разные бывают хлебобулочные изделия. (Подходят и рассматривают, затем возвращаются обратно).

Сейчас я вам покажу презентацию «Как хлеб на стол пришел!»

 Кто-нибудь видел, как мама или бабушка пекут хлеб? Что для этого нужно?

А что такое мука, из чего ее получают? Вы уже знаете, что хлеб пекут из муки. Ребята, белая мука называется пшеничной, а серая – ржаной?  Как называется белый хлеб, черный хлеб? Какой формы бывает хлеб? Устали, давайте немножко отдохнем! Пальчиковая гимнастика проводит ребенок.

«Хлеб»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

 Сдобные ватрушки, Булочки и калачи –

 Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно! (Гладят живот)

Вы задали много вопросов, ну а ответы мы можем получить в центрах активности. В каждом в центре будет работать по 6 человек, соблюдая тишину и не мешая друг другу.

  1. шаг

Планирование детской деятельности:

  • предложения детей /по модели 3–х вопросов/;
  • планирование деятельности педагогами с учетом решения образовательных задач /индивидуально дифференцированный подход в организации деятельности педагогами, выбор детьми центров и партнеров/;

Воспитатель:  В центре познания - вы сможете выложить последовательность вырастания хлеба в старину и в настоящее время и составить описательный рассказ. В  центр кулинарии  сможете научиться изготовить булочки из пшеничного и ржаного теста разной формы. В центре лаборатории рассмотрите и сравните муку ржаную и пшеничную, по цвету, запаху, по вязкости, сыпучести. В центре Сказки мы с вами просмотрим видеоролик сказки и вспомним, в каких в сказках встречается хлеб или мука.

Подумайте и решите, в какой в центр вы пойдете, как сделайте свой выбор, подойдите к центру.

3 шаг

Выбор деятельности ребенком по теме проекта

Презентация деятельности в Центрах активности в зависимости от:

  • модели 3-х вопросов;
  • интересов и потребностей детей;

(Таблица 2)

См. таблицу

4  шаг

Деятельность в Центрах активности

 /решение образовательных задач/

  • Средства,
  • Операции,
  • Действия

См. таблицу

5 шаг

Взрослый – ассистент

Педагог:

  • помощник,
  • ПАРТНЕР, 
  • Наблюдатель.

Педагог-воспитатель: Токарева Н.Г.,

 тьютеры: Петухова С,Ю., Карпова Н.И., Прибыткова Е.М.

педагоги в центрах: Васильева Т.П., Лаврова Е.Г., Токарева Н.Г.

повар: Делидова О.М.

6 шаг

Итоговый сбор

  • Что мы узнали? Чему научились? Кто узнал что-то новое для себя? Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Какое занятие в проекте вам понравилось больше всего? Что нужно изменить в организации следующего проекта?
  • Оценка действий детей (детьми) что хотел сделать – что получилось…
  • корректировка планов,
  • демонстрация достижений.

        

Воспитатель: Ребята, в каких центрах вы успели побывать? (Ответы) Нам очень хочется, чтобы дети-сказочники рассказали, в каких в сказках встречается хлеб или мука (Ответы) Ребята, вы довольны своей работой?

А теперь наши познавайки расскажут рассказ о выращивании хлеба. Ребята, как нужно обращаться с хлебом (формируют бережное отношение к хлебу). Ну, что ж, исследователи, чему вы научились (Ответы). А вот ребята аппетитные наши булочки, которые изготовили наши поварята, мы с вами скушаем за обедом.

Ребенок читает стихотворение!

Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Сонца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Ребята чему вы сегодня научились, мы расположим в лэпбуке, вот в какой большой книге. И мы в дальнейшем будем с вами пользоваться и оставим малышкам, которые придут после вас.

Приложение к конструкту

Центры

Презентация

деятельности

Содержание деятельности

Материалы

Конечный результат

 Продукт деятельности

 

Центр познания

В этом центре вы сможете выложить последовательность вырастания хлеба в старину и в настоящее время и составить описательный рассказ

1. Знакомство вырастания хлеба в старину и в настоящее время.

2. Рассматривание иллюстраций поэтапного вырастания хлеба.

3. Составление описательного рассказа.

Иллюстрации

Презентация описательного рассказа

Центр лаборатории

В этом центре рассмотрите и сравните муку ржаную и пшеничную, по цвету, запаху, по вязкости, сыпучести.

1. Изучают свойства муки?

2. Рассматривают муку и сравнивают между собой.

3. Пробуют рисовать и писать мукой.

Тарелочки с мукой, чистые тарелочки, сито, ложечки, стаканы с водой,

Презентация аппетитных ржаных и пшеничных булочек.

Центр кулинарии

В этом центре мы с вами изготовим булочки из ржаной и пшеничной муки своими руками.

1. Знакомство детей с ржаной  и пшеничной мукой

2. Формирование булочек из ржаного и пшеничного теста

Мука ржаная и пшеничная, тесто ржаное и пшеничное, фартуки, шапочки, разносы, стеки, доски.

Изготовление булочек и презентация их в стихотворной форме.

Центр Сказки

В этом центре  мы с вами просмотрим видеоролик сказки «Гуси Лебеди» и вспомним в каких в сказках встречается хлеб или мука.

1.Просмотр фрагмента русской народной сказки «Гуси Лебеди». (Как, сказка называется? Какими пирожками угощала печка Машеньку?)

2. В каких ребята в сказках встречается хлеб или мука?

Ноутбук, колонки.

Презентация ответов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы

По теме: Путешествие в волшебную страну превращений.

Подготовила: воспитатель высшей

квалификационной категории

Токарева Наталия Георгиевна.

п. Арти, 2018год.

Цель: Создать условия для развития эмоциональной и познавательной сферы с помощью опытно - экспериментальной деятельности.

Программные задачи:

Образовательные:

- Совершенствовать умение и желание детей быть преобразователями неживой природы, участниками чудесных    превращений и фокусов;

- Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;

- Систематизировать знания и естественно-научные представления об окружающем мире;

- Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытно - экспериментальной деятельности;

- Продолжать поддерживать детский интерес к объектам неживой природы: огню, воде, камню;

- Активизация словаря: свеча, пламя, волшебство, фокус.

Развивающие:

- Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов и экспериментов;

- Развивать диалогическую форму речи;

- Развивать слуховое восприятие;

- Развивать связную, доказательную речь;

- Продолжать развивать мышление, воображение, творческую инициативу, индивидуальность;

- Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас;

Воспитательные:

- Продолжать поддерживать детский интерес к объектам неживой природы: огню, воде, камню, магниту;

- Воспитывать умение видеть в обычных бытовых явлениях, предметах – необычное, волшебное;

- Воспитывать активное произвольное внимание, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание;

- Воспитывать удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми;

- Воспитывать внимательное, позитивное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

Предварительная работа с детьми: 

Чтение художественных произведений: отрывки из сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», Н. Носова «Приключения Незнайки», познавательные рассказы.

Наблюдение за водой в разных состояниях (лед, снег, вода).

Беседы об этих объектах природы.

Изготовление элементов костюмов для волшебника и его помощников (колпачки), элементарные опыты с водой. Просмотр мультфильмов: «Фиксики», «Новаторы».

Разучивание считалки «Камень, ножницы, бумага», стихотворения Н.Рыжовой «Волшебная вода»;

Поделки из природного материала.

Материалы и оборудование: мультимедийный экран, колпачки, стаканы по количеству детей (с водой и пустой); монеты, камешки, свеча, магнит, срепка, куски плотной бумаги, тарелка, кисточка для рисования, йод, стакан с водой, лимон.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Образовательные технологии: технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникативная.

Подготовка к занятию: проветривание группы, организация рабочей зоны для экспериментирования для подгруппы детей.

Этапы последователь-ности деятельности

Содержание деятельности

Действия деятельности педагога

Действия деятельности детей

Планируемый результат

Мотивационно-организованный

Раздается звонок на телефон.

 Воспитатель: Алло, здравствуй, Незнайка!

Незнайка:  Голос у него растерянный и печальный.

Ой, здравствуйте, друзья. Что же теперь делать?

Простите меня, пожалуйста.

Воспитатель: Незнайка, что случилось, чем ты так опечален?

Незнайка: Да я вам письмо от Винтика и Шпунтика выслал, только почему-то в нем пусто…

Воспитатель: Постой-ка, а ты откуда знаешь, что в письме ничего нет?

Незнайка: Простите, мне было так интересно, что вам написали Винтик и Шпунтик, я не удержался…

Воспитатель: Ребята, а разве можно читать чужие письма?

Воспитатель: Хорошо, Незнайка, раз тебе так интересно, то мы тебе поможем, да, ребята?

Воспитатель задает вопросы детям: Ребята, как же нам прочитать письмо? Вам не кажется, что письмо- волшебное, может оно зашифровано или заколдовано?

Создает положительный настрой, вызывает интерес.

Побуждает детей рассуждать, думать, представлять.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь Незнайке?  (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте я вам помогу.

Сейчас мы немножко поколдуем, а для того, чтобы волшебство получилось, нам нужно сказать волшебные слова: «Бамбара, чуфара, (пальцы растопырены, соприкасаются подушки пальцев), лорики, ерики,

(трем ладошки друг об друга)

 пикапу, трикапу

 (стучим ладошками по коленкам), скорики, морики

(«замок, пальцы, скрещены, поднимаются и опускаются)!

 Буквы исчезнувшие, явитесь передо мной! («плетень», разрываем плетень).

Воспитатель: Чтобы волшебство свершилось, я вам предлагаю подуть на письмо.(сдувают салфетку, которая прикрывает атрибуты для проведения эксперимента с письмом).

Призывает детей к сотрудничеству, наталкивает на размышления. Наталкивает на мысль о волшебных заклинаниях.

Совместная деятельность

Побуждает детей к совместным коллективным действиям.

Дети охотно и с интересом участвовали в пальчиковой гимнастике.

Дети заинтересовались

  Дети дуют на письмо.

Координировать речь и движения. Развитие мелкой моторики рук, внимания. Развитие артикуляционного аппарата.

Развивать мышление, воображение.

Воспитывать умение видеть в обычных бытовых явлениях, предметах – необычное, волшебное.

Разработка дыхательного аппарата.

 Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что за предметы появились на столе и как они нам могут помочь? Наверное, это какая-то подсказка от Винтика и Шпунтика. Давайте попробуем применить эти предметы для нашего волшебства.

Эксперимент № 1.

 Письмо от Винтика и Шпунтика промакиваем с помощью кисточки водой, смешанной с небольшим количеством йода. Буквы, (написанные лимонным соком), начинают проявляться.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в письме появляются буквы. Как нам помогли предметы, которые нам отправили Винтик и Шпунтик?

Чем же было написано письмо?

Как нам помогли вода и йод?

А почему лимонный сок проявился от раствора воды и йода?

Как вы думаете, где может пригодиться такой способ передачи информации?

Винтик и Шпунтик, как настоящие разведчики, зашифровали письмо, но мы справились!

Подталкивает детей на размышления, выводы.

Вызывает у детей интерес к опыту и конечному результату эксперимента.

Призывает детей рассуждать, размышлять, делать предположения и выводы.

Дети высказывают свои версии, догадки.

Дети с интересом наблюдают за опытом и результатом проводимого эксперимента.

Дети логически рассуждают, выдвигают предположения, гипотезы.

Развивать мышление, диалоговую речь.

Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности.

Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем, о чем нам пишут Винтик и Шпунтик:

Слайд № 1. Видеописьмо.

«Здравствуйте, ребята, вы разгадали наш первый фокус, поздравляем вас. Как вы знаете, мы очень любим что- нибудь изобретать и хотим поделиться с вами некоторыми фокусами, но для этого нужно немного потрудиться, пройти через испытания, и выполнить наши задания, и стать маленькими волшебниками. Вы согласны? Предлагаем вам пройти эти испытания с помощью волшебного экрана. Винтик и Шпунтик.

Воспитатель: Ребята, вы хотите научиться фокусам Винтика, Шпунтика?

Вызывает интерес к новому, неизвестному.

Призывает к

Дети заинтересованы, внимательно слушают видеообращение.

Развивать внимание, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.

Воспитатель: 

Ребята, давайте посмотрим, по- моему, Винтик и Шпунтик нам отправили первое испытание:

Слайд № 2 видеозагадка.

Загадка: Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу! 
(Вода)  (Журчание воды)

Дети с интересом отгадывают загадку.

Развитие внимания, логического мышления.

Слайд № 3. Эксперимент №2.

Ребята, вы любите танцевать? А видели, как скрепка танцует? Хотите заставить скрепку потанцевать?

Перед вами банка с водой, на дне которой лежит скрепка. Я могу достать скрепку, не замочив при этом руки. Может быть, кто-то из вас догадался и может это сделать? Если да, то как?

Схема №1.

Вывод: магнит действует в воде.

-Теперь усложним задачу. Нужно достать скрепку, не замочив ни руки, ни магнит. Можно ли это сделать?

Схема №2.

Делаем вывод: магнит действует через стекло и воду.

Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются, называются магнетическими.

Дети рассказывают стихотворение.

Развивать связную, выразительную речь.

Слайд №4

Динамическая пауза с музыкальным сопровождением.

Мы друг другу улыбнулись

Повороты головы влево-вправо, руки на поясе, улыбаемся друг другу

Дружно вверх все потянулись

Подтягиваемся на носочках, руки вверх

До земли мы поклонились

Наклон, руками достаем до пола

В волшебников превратились

Разводим широко руками вверх и через стороны вниз

Колдовать мы начинаем

Делаем пассы руками, сгибаем и разгибаем пальцы рук

Пальчиками поиграем

Рекс-пэкс-фэкс

Подпрыгиваем на месте на каждое слово

Побуждает детей на снятие напряжения.

Дети выполняют действия за воспитателем.

Воспитатель: Как вы думаете, что бы это значило? Ребята, как вы думаете, о чем хотят нам сказать Винтик и Шпунтик, а какой сигнал они нам подают?

Незнайка: Ребята, я вспомнил, мне Винтик и Шпунтик поручили передать вам вот эти колпачки. 

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что же делать с этими колпачками? Чем они нам могут помочь? Какие-то они необычные, вам не кажется?

Воспитатель: Давайте мы превратимся в маленьких волшебников, а для этого наденем наши волшебные колпачки.

Побуждает детей на размышления.

Дети активно высказывают свои предположения, догадки, предложения.

Дети надевают колпачки.

Развивать воображение, диалоговую речь, учить отвечать на вопрос полным предложением.

Воспитатель: Еще одно испытание от Винтика и  Шпунтика.  

Слайд № 4

Как сделать так, чтобы воды в стакане стало больше?

Слушайте подсказку-загадку:

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким- в ладошке лежать,

Тяжелый, большой, одному не поднять.

(камень). (Воспитатель незаметно ставит на стол поднос предметами эксперимента).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Винтик и Шпунтик отправили нам предметы, как вы думаете, что можно с ними сделать?  Может, волшебные колпачки нам помогут догадаться?

Эксперимент №3

Ребята, а давайте покажем фокус вместе.

Наливаем в два стакана одинаковое количество воды, в один стакан опускаем камень, а в другой стакан- спичку.

 Воспитатель пробуждает интерес детей, заинтересовывает.

Подталкивает детей выдвигать гипотезы.

Воспитатель призывает детей к совместной деятельности.

Дети отгадывают загадку.

Дети проводят эксперимент.

Развитие логического мышления, воображения.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, мы справились с испытанием? Почему спичка не тонет в воде?

Как вы думаете камень тяжелее воды?

Из чего делают спички? 

Какие свойства камня вы знаете?

Ребята, в каком стакане воды стало больше и почему, как вы думаете?

 Слайд № 5.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Винтик и Шпунтик прислали нам подарок, как вы думаете, а что в подарке.

 В подарке вопрос: кто достанет из воды монетку, не намочив рук и не выливая воды? Подсказка: поможет волшебный огонь.

 (незаметно ставится поднос для эксперимента).

Эксперимент №4

Посмотрите, у нас появились предметы для нового фокуса. Винтик и Шпунтик хотят отблагодарить вас и попросили меня научить вас и показать самый сложный и интересный фокус. Вы хотите посмотреть?

(Я беру свечу, ставлю ее на тарелку с водой. Накрываю свечу стаканом, вода уходит в него, а я беру сухую монету, не замочив рук).

Ребята, понравился вам подарок от Винтика и Шпунтика?

Как вы думаете, почему вода ушла в стакан? 

(Объяснение) с точки зрения физики: под действием огня воздух нагревается и выходит из-под стакана наружу. Как только свеча гаснет, воздух охлаждается и вдавливается в стакан.

Слайд № 5, звучит песня «Гимн волшебников».

Воспитатель: Ребята, поздравляю вас, мы справились со всеми испытаниями, которые отправили нам Винтик и Шпунтик!  Ребята, вам понравились фокусы и испытания от Винтика и Шпунтика?  Вы проявили сегодня смекалку! Соблюдали все правила испытаний!  Какие испытания и фокусы вам понравились больше всего? А что нового и интересного вы узнали о воде, камне и спичке, магните и скрепке? Ребята, а вы хотели бы повторить какие-либо фокусы еще раз? А что вам не понравилось в наших испытаниях? Спасибо вам, друзья! Раздаю сладкие призы!

Воспитатель вызывает интерес, побуждает детей к диалогу, анализу и подведению выводов о проделанной работе.

Воспитатель демонстрирует опыт.

Мотивирует детей на самостоятельное получение знаний и применение их.

Путем сравнения дети делают вывод, что камень опускается на дно стакана, выталкивает воду и ее становится больше. Спичка плавает сверху и воды осталось столько же. Выдвигают гипотезу, что камень тяжелее воды, а спичка легче.

Дети проверяют руки воспитателя, трогают монету.

Дети выражают свои эмоции, впечатления, полученные знания.

Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности.

Развивать внимание.

Закрепление знаний об окружающем мире, развитие памяти, логического мышления, наблюдательности. Умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Вызывать удовольствие от совместной деятельности с детьми. Прививать интерес ко всему новому и интересному.

                                Схема №1                                                                                                                               Схема №2

                                                                                                                                         
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56d1e4d6acc0c/tiekhnologhichieskaiakartapoekspierimientalnoidieiatielnostivolshiebstvomaghnita_3.jpeg                                            https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56d1e4d6acc0c/tiekhnologhichieskaiakartapoekspierimientalnoidieiatielnostivolshiebstvomaghnita_4.jpeg



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                       Токарева Наталия Георгиевна,

                                                                                                                                                       воспитатель

                                                                                                                                                                                         МАДОУ «Детский сад «Радуга»,

                                                                                                                                                                                  Артинский городской округ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Тема: «Чудеса лимонада»

Возрастная группа: подготовительная группа, дети седьмого года жизни

Форма НОД (технология): познавательно - исследовательская деятельность

Форма организации: групповая, подгрупповая

Учебно-методический комплект: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду/ Иванова А.И.

Цель: создание условий для развития познавательной    активности  детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и  исследовательской деятельности.                                                                                                            

Программные задачи:

Образовательные:

- дать и закрепить представление о вредном влиянии газированных напитков на детский организм путем проведения опытов с газированным напитком.

Развивающие:

-  развивать у детей старшего дошкольного возраста умение выдвигать гипотезы делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;  

Воспитательные:

-  воспитывать у детей старшего дошкольного возраста бережное отношение к своему здоровью.

Средства:

Мультимедийные цифровые образовательные ресурсы: ноутбук, проектор, экран, мольберт

Материалы: лупы, фартуки, прозрачные пластиковые стаканчики с меркой, мисочки, пластиковые ложки, пинцеты, салфетки, ржавые и тусклые металлические предметы (монеты, скрепки). Молоко, яйца, аскорбиновая кислота по количеству детей.

Предварительная работа с детьми: беседа и рассматривание плакатов о ЗОЖ, внутренних органов, правильном питании, видеоролик о здоровом образе жизни. Разучивание с детьми музыкальной зарядки, подбор музыкального сопровождения.

Информационные источники:

1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников Людмила Николаевна Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2008. — 64 с.

2. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 128с.

3.  Исследовательская работа «Любимые чипсы и кола».  -  http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-

obraz-zhizni/2014/03/24/issledovatelskaya-rabota-lyubimye-chipsy-i-kola

4. «Вред кока-колы». - http://pandia.ru/text/79/205/15215.php

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемые результаты

Постановка

исследовательской

задачи.

Ведущий:

- Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Давайте, познакомимся.

Я – Наталья Георгиевна, а ты кто?

Ответь мне, как тебя зовут
(Дашенька, Машенька, Оленька)

Ведущий: ( В руках у воспитателя диск)

 Давайте его послушаем. (Слушают видеообращение).

" Здравствуйте, ребята!  К вам за помощью обращаются дошкольники из другого детского сада. Мы очень любим газированные напитки. Только наши мнения о пользе или вреде газированных напитков расходятся. А так как у вас есть исследовательская лаборатория, то мы просим вас провести эксперименты с газированным напитком и сделать вывод о его пользе или вреде.

Ведущий: С какой просьбой обратились к нам ребята из другого детского сада. Скажите, что нам сегодня предстоит выяснить? (Вред или пользу приносят газированные напитки?)

Выстраивает контакт с детьми.

Обращает внимание детей на электронное письмо.

Задает вопросы от имени детей из другого детского сада

Выражают собственные чувства

Внимательно слушают, стараются понять проблему.

Эмоциональный контакт с педагогом. Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности.

Прогнозирование

результатов.

Как предлагаете выяснять? (ответы детей)

Провести эксперименты. Где проводят эксперименты? (в лаборатории)

Я приглашаю вас в лабораторию

(Воспитатель и дети проходят в лабораторию одевают халаты, шапочки).

Вот теперь вы научные сотрудники. Я буду главным научным сотрудником, который руководит работой.

 Для проведения экспериментов возьмем один из газированных напитков.

Скажите, какой напиток будем использовать для экспериментов?

(воспитатель показывает напиток, дети называют его)

Перед нами, коллеги, стоит задача, с помощью экспериментов, как можно больше узнать о кока – коле. Пользу и вред приносит кока – кола?

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Предлагают свой путь решения проблемы.

Выражают собственные мысли.

Уточнение

правил

безопасности.

Ведущий: Для того, чтобы начать работу в лаборатории необходимо соблюдать правила.

  1. Соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
  2. Быть внимательными, аккуратными, спокойными.
  3. Выполнять работу только после моего объяснения,
  4. Брать предметы со стола только те, которые я назову

Уважаемые жюри мы приглашаем Вас стать наблюдателями проводимых экспериментов.

Напоминает о поведении в лаборатории, технике безопасности при проведении опытов.

Вспоминают технику безопасности.

Готов соблюдать правила техники безопасности при работе в лаборатории.

Выполнение

эксперимента

Ведущий: 

Опыт 1. Взаимодействие газированного напитка «Кока-кола» на ржавые металлические предметы.

Ведущий: Коллеги,  утверждают, что употребление газированных напитков в неограниченном количестве приводит к боли животе. Проверим этот факт с помощью эксперимента. (воспитатель показывает схему).

Назовите последовательность, что понадобится для данного опыта.

(дети читают схему).

 Каждый из вас сейчас возьмет по гвоздику и опустит в емкость с кока – колой.

 Для получения результата нам понадобиться время. Оставим наши ржавые предметы в кока-коле.

 Перейдем к выполнению к следующему эксперименту, но обязательно вернемся и посмотрим, как кока-кола воздействует на ржавчину,  сделаем вывод.

 Коллеги, достаем гвозди и кладем на салфетку, очень хорошо и тщательно протираем. Что мы свами наблюдаем коллеги?

Как вы считаете, вреден для желудка данный напиток?

Вывод: (делают дети) Газированный напиток разъедает ржавчину.

Вред, принесенный газированным напитком желудку, может привести   к боли в животе.

Опыт 2. «Вред газированного напитка для детских зубов».

Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идет эксперимент.  Существует мнение, что газированные напитки вредно влияют на детские зубы. Сейчас с помощью  эксперимента проверим данный факт.

Наши зубы схожи по составу с яичной скорлупой,  поэтому для эксперимента мы возьмем яйцо.

Проговорите схему действий. По схеме выполняем эксперимент. Комментируйте свои действия?

Ведущий:  Внимательно рассмотрите, скажите какие изменения вы наблюдаете?

(ответы детей)

 Какой вывод, коллеги, мы можем сделать?

Дети: 

Скорлупа, погруженная в газированный напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, От напитка «Кока-Колы» зубы, также  могут темнеть и портиться.

 Коллеги, я забыла достать яйцо из кока – колы пару дней назад. Посмотрите, что произошло? (Появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой)

С чем мы сравниваем скорлупу? (А это наши зубы). И так, частое употребление газированных напитков может привести к разрушению зубной эмали, а следствие к кариесу.

(Показ макета зубов).

Опыт 3. Газированный напиток «Кока-кола» и мороженое.

Ведущий: Итак, коллеги с помощью третьего эксперимента мы с вами проверим, какая произойдет реакция, при смешивании кока-колы и мороженого. Почему вместо мороженого я взяла молоко. Мороженое состоит из молока.

Читайте схему. По схеме выполняем эксперимент.

Коллеги, мы сейчас наливаем в прозрачный стаканчик напиток «Кока-Кола» до половины, добавляем в стакан  молока. Посмотрите, что происходит?  

Верхний слой жидкости в стакане стал совсем прозрачный, зато внизу образовался мутный, густой осадок, появились хлопья.  В «Кока-Коле» есть вещество, которое соприкасаясь с молоком, вступает в реакцию, появляется мутный осадок, появляются хлопья.

Делайте вывод.

Дети: Если одновременно кушать мороженое и запивать кока-колой.

 Вот такой же осадок появляется в нашем желудке.

 Коллеги, я вам предлагаю умственную деятельность сменить на двигательную деятельность.  Проведем физминутку.

Музыкальная физминутка: Кукутики – «Зарядка».

https://i.pinimg.com/originals/32/84/c4/3284c42ac1c8f86fed108fdafc07b2f5.jpg

Опыт 4. Газированный напиток «Кока-кола» и  конфета.

 Ведущий: Итак, коллеги с помощью четвертого эксперимента мы с вами проверим, можно кушать конфеты с  кока-колой.

Читайте схему. По схеме выполняем эксперимент.

Коллеги, мы сейчас наливаем в прозрачный стаканчик напиток «Кока-Кола» до половины, добавляем в стакан конфету. Посмотрите, что происходит?  

 («Кока-кола» высоким пенным фонтаном брызнула в разные стороны).  

Дети: С конфетами  газированный напиток «Кока-Кола» не совместим, вступает в химическую реакцию, похожую на маленький взрыв.  Только представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке!

Обращает внимание на изображение продуктов питания. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Побуждает детей к самостоятельности наблюдает за детьми во время выполнения задания (опыта).

Показывает детям музыкальную физминутку.

Побуждает детей к самостоятельности наблюдает за детьми во время выполнения задания (опыта).

Выполняют движения за педагогом.

Смотрят на изображения, расположенные на доске. Размышляют и отвечают на вопросы.

Берут на себя ответственность и работают самостоятельно, проводя опыты, делают выводы.

Выражают свое мнение по вопросу о дальнейшей работе выполняют задание в соответствии с установленными требованиями

Берут на себя ответственность и работают самостоятельно, проводя опыты, делают выводы.

Выполняют опыт.

Слушают.

Настраиваются на выполнение эксперимента.

Выстраивают порядок и последовательность при выполнении опыта. Делать логический вывод.

Кока – кола удаляет ржавчину с предметов, что этим наносит вред здоровью.

Кока – кола и яичная скорлупа потемнели и испортились, стали хрупкими

Учатся делать выводы по конечному результату исследования

.

Подведение итогов.

Рефлексия.

 

Ведущий:

Дорогие коллеги, что мы сегодня исследовали? (Кока-колу).

- С какой целью исследовали кока-колу?

- Какой можно сделать вывод?

- Первый опыт, когда ржавый гвоздь опускали в кока-колу. Какой вывод сделали? (вредная для желудка, могут быть боли в животе)

- Второй эксперимент, погружали яйцо в кока-колу. Почему яйцо брали?

-Какой вывод можем сделать?

- При проведении третьего эксперимента проверили, если мороженое запивать кока –колой.

- Сделайте вывод.

- Четвертый эксперимент: проверяли реакцию при употреблении конфет с кока-колой.

- Коллеги, к какому выводу мы пришли.

- Какая реакция произойдет?

 А вы не забыли, что детям из другого детского сада мы должны прислать ответ.

Коллеги, выводы, которые вы сделали о вреде газированных напитков, я записала на диктофон и это сообщение оправлю ребятам из другого детского сада.

Ведущий: Коллеги, у меня, как у главного научного работника, были замечательные помощники, все эксперименты у нас получились и мы сделали верный вывод. (Какой? Пользу или вред приносят газированные напитки?). Работу нашей команды, я оцениваю веселым смайликом.

 

Ведущий: Ребята, перед вами лежат грустные и веселые смайлики, если вам было сложно, то возьмите грустного зеленого смайлика, а если вам легко выполнить все эксперименты и вам все понравилось – возьмите веселого желтого смайлика.

Ведущий: Доказали, что большое употребление газированных напитков приносит вред детскому организму.

Поэтому я вас угощаю негазированным полезным лимонадом.

Дома, я вам предлагаю,  вместе с родителями попробовать сделать полезный не газированный лимонад,  по предложенной схеме.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/225396/d0fa7719-5aa6-498e-a323-29e72ce12c3a/s1200?webp=false

За вашу работу я хочу присвоить вам звание «опытный исследователь» и вручить медали. 

(Звучит веселая музыка)

Называют полезные и неполезные продукты питания.

Обобщают

Рассказывают о своих чувствах.

Показывают эмоции по картинкам

Выражают различные эмоции.

Делают логические выводы.

Выстраивают полный ответ, предложение.

Способен оценивать свою деятельность. Определить свое настроение вовремя НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта Непосредственно образовательной деятельности «Как хлеб на стол пришел» для детей 5-6 лет.

Разработано в рамках основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой и входит в цикл заняти...

Технологическая карта НОД «Знакомство с русской ложкой» с элементами здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе

Пояснительная записка:Непосредственно образовательную деятельность в направлении «Образовательная область «Музыка», проводила музыкальный руководитель.Непосредственно образовательная деятельность пред...

Технологическая карта НООД "Знакомство с профессиями. Ювелир"

В материале представлен конспект занятия по ознакомлению детей с профессиями родного края....

Технологическая карта НООД "Знакомство с профессиями. Сыровар"

Конспект НООД по ознакомлению детей с профессиями Костромской области....

Технологическая карта НОД : «Путешествие зерна от поля до стола» для детей 5 – 6 лет.

Технологическая карта НОД Тема НОД: «Путешествие зерна от поля до стола» для детей 5 – 6 лет....

технологическая карта занятия Тема: «Свойства магнита»

Технологическая карта занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме  "Свойства магнита"...