Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы По теме: Путешествие в волшебную страну превращений.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Занятие по познавательно- исследовательской деятельности с экспериментами с водой, камнем, огнем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организованной образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
По теме: Путешествие в волшебную страну превращений.
Дата проведения: октябрь
Место проведения: группа
Количество детей: вся группа
Подготовила воспитатель:
Бузмакова Елена Валерьевна
г. Иркутск
Цель: Создать условия для развития эмоциональной и познавательной сферы с помощью опытно - экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
Совершенствовать умение и желание детей быть преобразователями неживой природы, участниками чудесных превращений и фокусов;
Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;
Систематизировать знания и естественно-научные представления об окружающем мире;
Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
Продолжать поддерживать детский интерес к объектам неживой природы: огню, воде, камню;
Активизация словаря: свеча, пламя, волшебство, фокус.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов и экспериментов;
Развивать диалогическую форму речи;
Развивать слуховое восприятие;
Развивать связную, доказательную речь;
Продолжать развивать проективное мышление, воображение, творческую инициативу, индивидуальность;
Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас;
Воспитательные:
Продолжать поддерживать детский интерес к объектам неживой природы: огню, воде, камню;
Воспитывать умение видеть в обычных бытовых явлениях, предметах – необычное, волшебное;
Воспитывать активное произвольное внимание, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание;
Воспитывать удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми;
Воспитывать внимательное, позитивное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
Предварительная работа с детьми:
Чтение художественных произведений: отрывки из сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», Н. Носова «Приключения Незнайки», познавательные рассказы.
Наблюдение за водой в разных состояниях (лед, снег, вода).
Беседы об этих объектах природы.
Изготовление элементов костюмов для волшебника и его помощников (колпачки), элементарные опыты с водой. Просмотр мультфильмов: «Фиксики», «Новаторы».
Разучивание считалки «Камень, ножницы, бумага», стихотворения Н.Рыжовой «Волшебная вода»;
Поделки из природного материала.
Материалы и оборудование: мультимедийный экран, колпачки, стаканы по количеству детей (с водой и пустой); монеты, камешки, свеча, куски плотной бумаги, тарелка, кисточка для рисования, йод, стакан с водой, лимон.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Образовательные технологии: технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникативная.
Подготовка к занятию: проветривание группы, организация рабочей зоны для экспериментирования для подгруппы детей.
Этапы последователь-ности деятельности | Содержание деятельности | Действия деятельности педагога | Действия деятельности детей | Планируемый результат |
Мотивационно-организованный | Звучит песня «Гимн Незнайки» Раздается стук в дверь и появляется Незнайка с письмом в руке. Вид у него растерянный и печальный. Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Незнайка: Ой, здравствуйте, друзья. Что же теперь делать? Простите меня, пожалуйста. Воспитатель: Незнайка, что случилось, чем ты так опечален? Незнайка: Да я вам письмо от Винтика и Шпунтика принес, только почему-то в нем пусто… Воспитатель: Постой-ка, а ты откуда знаешь, что в письме ничего нет? Незнайка: Простите, мне было так интересно, что вам написали Винтик и Шпунтик, я не удержался… Воспитатель: Ребята, а разве можно читать чужие письма? Воспитатель: Хорошо, Незнайка, раз тебе так интересно, то мы тебе поможем, да, ребята? Воспитатель задает вопросы детям: Ребята, как же нам прочитать письмо? Вам не кажется, что письмо- волшебное, может оно зашифровано или заколдовано? | Создает положительный настрой, вызывает интерес. Побуждает детей рассуждать, думать, представлять. | ||
Основная часть | Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь Незнайке? (ответы детей) Воспитатель: Ребята, давайте я вам помогу. Сейчас мы немножко поколдуем, а для того, чтобы волшебство получилось, нам нужно сказать волшебные слова: «Бамбара, чуфара, (пальцы растопырены, соприкасаются подушки пальцев), лорики, ерики, (трем ладошки друг об друга) пикапу, трикапу (стучим ладошками по коленкам), скорики, морики («замок, пальцы, скрещены, поднимаются и опускаются)! Буквы исчезнувшие, явитесь передо мной! («плетень», разрываем плетень). Воспитатель: Чтобы волшебство свершилось, я вам предлагаю подуть на письмо (звуковой сигнал № 1). (сдувают салфетку, которая прикрывает атрибуты для проведения эксперимента с письмом). | Призывает детей к сотрудничеству, наталкивает на размышления. Наталкивает на мысль о волшебных заклинаниях. Совместная деятельность Побуждает детей к совместным коллективным действиям. | Дети охотно и с интересом участвовали в пальчиковой гимнастике. Дети заинтересовались Дети дуют на письмо. | Координировать речь и движения. Развитие мелкой моторики рук, внимания. Развитие артикуляционного аппарата. Развивать мышление, воображение. Воспитывать умение видеть в обычных бытовых явлениях, предметах – необычное, волшебное. Разработка дыхательного аппарата. |
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что за предметы появились на столе и как они нам могут помочь? Наверное, это какая-то подсказка от Винтика и Шпунтика. Давайте попробуем применить эти предметы для нашего волшебства. Эксперимент № 1. Письмо от Винтика и Шпунтика промакиваем с помощью кисточки водой, смешанной с небольшим количеством йода. Буквы, (написанные лимонным соком), начинают проявляться. Воспитатель: Ребята, посмотрите, в письме появляются буквы. Как нам помогли предметы, которые нам отправили Винтик и Шпунтик? Чем же было написано письмо? Как нам помогли вода и йод? А почему лимонный сок проявился от раствора воды и йода? Как вы думаете, где может пригодиться такой способ передачи информации? Винтик и Шпунтик, как настоящие разведчики, зашифровали письмо, но мы справились! | Подталкивает детей на размышления, выводы. Вызывает у детей интерес к опыту и конечному результату эксперимента. Призывает детей рассуждать, размышлять, делать предположения и выводы. | Дети высказывают свои версии, догадки. Дети с интересом наблюдают за опытом и результатом проводимого эксперимента. Дети логически рассуждают, выдвигают предположения, гипотезы. | Развивать мышление, диалоговую речь. Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности. | |
Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем, о чем нам пишут Винтик и Шпунтик: Слайд № 1. Видеописьмо. «Здравствуйте, ребята, вы разгадали наш первый фокус, поздравляем вас. Как вы знаете, мы очень любим что- нибудь изобретать и хотим поделиться с вами некоторыми фокусами, но для этого нужно немного потрудиться, пройти через испытания, и выполнить наши задания, и стать маленькими волшебниками. Вы согласны? Предлагаем вам пройти эти испытания с помощью волшебного экрана. Винтик и Шпунтик. Воспитатель: Ребята, вы хотите научиться фокусам Винтика, Шпунтика? | Вызывает интерес к новому, неизвестному. | Призывает к Дети заинтересованы, внимательно слушают видеообращение. | Развивать внимание, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание. | |
Воспитатель: Звуковой сигнал № 2 Ребята, давайте посмотрим, по- моему, Винтик и Шпунтик нам отправили первое испытание: Слайд № 2 видеозагадка. Загадка: Я и туча, и туман, | Дети с интересом отгадывают загадку. | Развитие внимания, логического мышления. | ||
Слайд № 3. Изображение по тексту стихотворения. Воспитатель: Ребята, давайте расскажем стихотворение о воде: Дети читают стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода». Первый ребенок: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! Второй ребенок: В луже, в море, в океане и в водопроводном кране, Третий ребенок: На плите у нас кипит, Паром в чайнике шипит, Четвертый ребенок: Растворяет сахар в чае, Мы её не замечаем Пятый ребенок: Без нее нам не умыться, не наестся, не напиться. Воспитатель: Смею я вам доложить, без нее нам не прожить. Шестой ребенок: Вы в пруду её найдете, и в сыром лесном болоте! Седьмой ребенок: Путешествует всегда наша спутница вода! | Дети рассказывают стихотворение. | Развивать связную, выразительную речь. | ||
Динамическая пауза с музыкальным сопровождением. Мы пойдем в волшебный лес, (ходьба) Много в нем всяких чудес. (развести руки шевеля всеми пальцами рук) Мышь летучая не спит, Зорко вдаль она глядит. (поворот головой в разные стороны) (уханье) | ||||
Звуковой сигнал №4 Воспитатель: Как вы думаете, что бы это значило? Ребята, как вы думаете, о чем хотят нам сказать Винтик и Шпунтик, а какой сигнал они нам подают? Незнайка: Ребята, я вспомнил, мне Винтик и Шпунтик поручили передать вам вот эти колпачки. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что же делать с этими колпачками? Чем они нам могут помочь? Какие-то они необычные, вам не кажется? Воспитатель: Давайте мы превратимся в маленьких волшебников, а для этого наденем наши волшебные колпачки. Звуковой сигнал № 5 | Побуждает детей на размышления. | Дети активно высказывают свои предположения, догадки, предложения. Дети надевают колпачки. | Развивать воображение, диалоговую речь, учить отвечать на вопрос полным предложением. | |
Воспитатель: Еще одно испытание от Винтика и Шпунтика. Слайд № 4 Как сделать так, чтобы воды в стакане стало больше? Слушайте подсказку-загадку: В сережках у мамы огнем он горит, В пыли на дороге ненужным лежит, Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелким- в ладошке лежать, Тяжелый, большой, одному не поднять. (камень). (Незнайка незаметно ставит на стол поднос предметами эксперимента). Воспитатель: Ребята, посмотрите, Винтик и Шпунтик отправили нам предметы, как вы думаете, что можно с ними сделать? Может, волшебные колпачки нам помогут догадаться? Ребята, а давайте покажем фокус вместе. Наливаем в два стакана одинаковое количество воды, в один стакан опускаем камень, а в другой стакан- спичку. | Воспитатель пробуждает интерес детей, заинтересовывает. Подталкивает детей выдвигать гипотезы. Воспитатель призывает детей к совместной деятельности. | Дети отгадывают загадку. Дети проводят эксперимент. | Развитие логического мышления, воображения. | |
Рефлексия. | Воспитатель: Ребята, как вы считаете, мы справились с испытанием? Почему спичка не тонет в воде? Как вы думаете камень тяжелее воды? Из чего делают спички? Какие свойства камня вы знаете? Ребята, в каком стакане воды стало больше и почему, как вы думаете? Звуковой сигнал №6. Слайд № 5. Воспитатель: Ребята, посмотрите, Винтик и Шпунтик прислали нам подарок, как вы думаете, а что в подарке. В подарке вопрос: кто достанет из воды монетку, не намочив рук и не выливая воды? Подсказка: поможет волшебный огонь. (незаметно ставится поднос для эксперимента). Посмотрите, у нас появились предметы для нового фокуса. Винтик и Шпунтик хотят отблагодарить вас и попросили меня научить вас и показать самый сложный и интересный фокус. Вы хотите посмотреть? (Я беру свечу, ставлю ее на тарелку с водой. Накрываю свечу стаканом, вода уходит в него, а я беру сухую монету, не замочив рук). Ребята, понравился вам подарок от Винтика и Шпунтика? Как вы думаете, почему вода ушла в стакан? (Объяснение) с точки зрения физики: под действием огня воздух нагревается и выходит из-под стакана наружу. Как только свеча гаснет, воздух охлаждается и вдавливается в стакан. Слайд № 5, звучит песня «Гимн волшебников». Воспитатель: Ребята, поздравляю вас, мы справились со всеми испытаниями, которые отправили нам Винтик и Шпунтик! Ребята, вам понравилось фокусы и испытания от Винтика и Шпунтика? Вы проявили сегодня смекалку! Соблюдали все правила испытаний! Какие испытания и фокусы вам понравились больше всего? А что нового и интересного вы узнали о воде, камне и спичке? Ребята, а вы хотели бы повторить какие-либо фокусы еще раз? А что вам не понравилось в наших испытаниях? Спасибо вам, друзья! | Воспитатель вызывает интерес, побуждает детей к диалогу, анализу и подведению выводов о проделанной работе. Воспитатель демонстрирует опыт. Мотивирует детей на самостоятельное получение знаний и применение их. | Путем сравнения дети делают вывод, что камень опускается на дно стакана, выталкивает воду и ее становится больше. Спичка плавает сверху и воды осталось столько же. Выдвигают гипотезу, что камень тяжелее воды, а спичка легче. Дети проверяют руки воспитателя, трогают монету. Дети выражают свои эмоции, впечатления, полученные знания. | Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности. Развивать внимание. Закрепление знаний об окружающем мире, развитие памяти, логического мышления, наблюдательности. Умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Вызывать удовольствие от совместной деятельности с детьми. Прививать интерес ко всему новому и интересному. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по формированию у дошкольников целостной картины мира на теме: «Путешествие на озеро Байкал»
quot;Путешествие на озеро Байкал"Цель: закрепить знания детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне....
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по познавательному развитию тема «Путешествие в космос»
Тема «Путешествие в космос» Цель: формировать у детей познавательный интерес к планетам солнечной системы и космическому пространству....
Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему "Во саду, да в огороде"
Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему "Во саду, да в огороде"...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики»
Цель: выявить и закрепить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года....
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по освоению познавательной области. Квест-игра «Волшебное путешествие».
Увлекательное занятие для детей старшего возраста по квест технологии. Целью данного заянтия является- создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование сам...
Технологическая карта занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема «Путешествие в сказку «Лиса и журавль» Образовательная область: «Познание».
Готовый методический материал...
Технологическая карта мероприятия ООД с детьми подготовительной группы Тема: «Состав числа 9 из единиц» (образовательная область «Формирование элементарных математических способностей»)
Технологическая карта мероприятия ООД с детьми подготовительной группы Тема: «Состав числа 9 из единиц» (образовательная область «Формирование элементарных математических спосо...