Технологическая карта НОД : «Путешествие зерна от поля до стола» для детей 5 – 6 лет.
проект по окружающему миру (старшая группа)

Филимонова Ольга Степановна

Технологическая карта НОД

Тема НОД: «Путешествие зерна от поля до стола» для детей 5 – 6 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filimonova_o.s._tehnologicheskaya_karta.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Тема НОД: «Путешествие зернышка от поля до стола» для детей 5 – 6 лет.

Тип проекта: Информационно - исследовательский

ФИО (педагога): Филимонова Ольга Степановна.

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: первая

Цель: создание условий для активного включения детей в проектную деятельность

Программные задачи: 

Образовательные:

Стимулировать желание детей рассказывать о результатах познавательно-исследовательской деятельности.

Формировать представления о том, как выращивали хлеб в прошлом и как выращивают хлеб сейчас.

Развивающие:

Развивать мышление, воображение, умение сравнивать предметы из прошлого с современной техникой, делать выводы. Развивать умение вести диалог, развивать интонационную выразительность речи.

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Количество детей: 12 человек

Способы организации НОД: стоя, полукругом, сидя.

(например: полукругом, буквой «П», ленточным способом, сидя, стоя и т.д.)

Материалы: электронные- проектор (презентация Power point).

Оборудование: музыкальный центр, столы, мольберт, магниты, проектор, ноутбук, стулья.


Ход:

Этап

Длительность

(мин.)

Методы, формы, приемы,

способствующие решению образовательных задач, активизации всех участников мероприятия и созданию общей атмосферы заинтересованности

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Вводная часть

2 минута

Приветствие

Рассматривание выставки

Беседа с детьми

Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться.

Обращается к детям: Друзья, посмотрите на нашу выставку, скажите, что мы с вами исследовали?

Задает вопрос: А, какой путь зернышко прошло, чтобы у нас на столе оказаться?

Хвалит детей и предлагает рассказать:

Дети здороваются.

 Говорят: Доброе, утро!

Дети рассматривают выставку.

Дети называют тему проекта «Путешествие зернышка от поля до стола»

Отвечают на вопросы.

Мотивация на деятельность

3 минуты

Инсценировка сказки «Лиса и крестьянин»

Давайте это покажем и расскажем.

Обращается к детям

Ребята, а давайте поможем крестьянину, научим лису.

Ребенок – автор: Этой истории уже много - много лет. Жил – был в деревне один крестьянин, всю свою жизнь он выращивал хлеб и кормил семью. Работал с утра и самого вечера. И вот однажды, работав в поле присел он в тени пообедать, достал кусочек хлеба.  А в это время недалеко от него пробегала лиса, учуяла запах хлеба, остановилась:

Ребенок в роли лисы:

- Дай мне хлеба! С утра ничего не ела.

Ребенок в роли крестьянина: Вот возьми, поделюсь с тобой.

Лиса: — Вкусный был хлеб. Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!

Крестьянин: — Ладно, научу.

Дети соглашаются участвовать в деятельности

Проблемно - поисковая деятельность (активизация воспитанников)

9 минут

Открытый вопрос

Исполнение заклички «Жаворонки»

Рассматривание презентации (слайды как пахали землю раньше и как пашут сейчас)

Игра: «Найди зернышко по колоску»

Создание проблемной ситуации

Задает детям вопрос:

Ребята, как это землю разбудить?

Предлагает показать одну игру.

Предлагает рассказать лисе, как пахали землю раньше, а затем, как пашут сейчас. Предлагает проблемный вопрос?

А с помощью чего быстрее и легче вспахать землю?

Успокаивает лису:

Не расстраивайся лисичка, мы тебе сейчас поможем решить эту проблему. Показывает гербарии и предлагает задание: найти зернышко по колоску.

Организует проверку гербария вместе с детьми, хвалит детей.

1 вариант. Если у ребенка ошибка, обращается за помощью к другим детям и ошибку устраняют.

2 вариант.

Если дети все выполнили правильно, то достает свой неправильный вариант. Обращается к детям:

Все ли правильно? Помогите исправить мою ошибку.

Педагог демонстрирует поле с зеленой маленькой пшеницей меняется на поле с пожелтевшей и высокой. Фото с проросшей пшеницей в группе.

На экране предметы серп и цеп.!

Ребята, подскажите лисе для чего нужны эти предметы?

Предлагает показать лисе, как люди работали.

Крестьянин: Ну тогда я начинаю. Сначала ранней весной землю надо разбудить и вспахать.

Лиса: А, как это разбудить и вспахать землю?

Отвечают на вопрос. Рассказывают, как весной люди выходили в поле и проводили там игры-заклички.

Дети выходят на середину зала, исполняют закличку «Жаворонки»

Лиса:

Вот землю разбудили, теперь и хлеб можно есть?

Крестьянин: Что ты лиса, еще землю надо вспахать.

Ответы детей

В старину землю пахали с помощью лошадей и сохи.

Сейчас землю пашет трактор - плугом.

Высказывают свои предположения.

Крестьянин: Вот мы вспахали землю.

Лиса: Теперь можно хлеб есть?

Крестьянин: Ещё нет. Надо рожь, пшеницу или овес посеять.

Лиса: Рожь, пшеница, овес! А как они выглядят? Я не знаю.

Дети выбирают колосок.

Подбирают мешочек с зерном для своего вида колоска (на столе находятся мешочки с разными видами зерен злаковых). Крепят мешочек на гербарий и показывают лисичке (крепят гербарий на мольберте)

Поддерживают беседу с воспитателем. Рассказывают о сходстве и различие зерна,

предлагают разные варианты решения.

Дети находят ошибку и затем находят правильный мешочек с зерном.

Крестьянин: Вот мы и посеяли лиса зерно.

Лиса: Зерно в землю посеяли, и   можно сразу есть?

Крестьянин: Нет еще лиса. Надо подождать, пока зерна прорастут, пшеница вырастет и созреет.

Лиса: Проросло  зерно, созрело, ну теперь  можно уже  хлеб есть?.
Крестьянин: Ты торопишься лиса. Надо урожай убрать сперва.

Лиса: А как собрать урожай?

Динамическая пауза

1 минут

Игровые движения «Жатва»

Педагог помогает детям более точно изобразить движения.

Дети имитируют движения, как серпом крестьяне срезали колоски. Колоски складывали в снопы, как цепом обмолачивали снопы вручную.

Практическая работа

8 минут

Проблемный вопрос

Практическое задание «Измельчи зерно»

Игровое задание «Выбери продукты для теста»

Пословицы о хлебе

Предлагает вспомнить с помощью чего в наше время можно быстро убрать урожай зерна и обмолотить? Хвалит детей

Предлагает пофантазировать. С помощью каких предметов мы можем измельчить зерно?

Обращает внимание детей, на слайд, на котором фото измельчения зерна в кофемолке с детьми в группе.

Организует практическую работу по измельчению зерна.

Предлагает сделать вывод, легко ли измельчить зерно?

А где можно много измельчить зерна?

Предлагает рассказать лисе, какие продукты нужны, чтобы тесто замесить?

Предлагает рассмотреть слайд, где дети замешивали тесто и убедиться, что они правильно выбрали продукты.

Объясняет лисе, что хлеб выращивать дело трудное. И в народе много пословиц придумали про это.

Отвечают, что это комбайн.

Лиса: Обмолотили, уже есть зерно можно хлеб кушать?

Крестьянин: Ещё нет, зерно надо перемолоть.

Лиса: Перемолоть, а как это?

Дети предлагают варианты:

Кофемолка, блендер, ступка с пестиком, жернова, мельница.

Измельчают зерно в ступке, в ручных жерновах.

Высказывают свое мнение.

Мукомольный завод, мельница.

Лиса: Молоть зерно, не легкий труд, а хлеб уже можно есть?

Крестьянин: Ещё нет, надо тесто замесить и испечь хлеб.

Дети подходят к столу и отбирают нужные продукты для замешивания теста (мука, вода, яйцо, дрожжи, растительное масло, соль, сахар)

Проверяют правильно ли они выбрали продукты.

Лиса: А, когда испечешь, можно есть?

Крестьянин: Можно.

Лиса: Лучше уж не буду я печь хлеб, когда так долго ждать. Как до сих пор обходилась без хлеба, так, видно, и обойдусь.

Крестьянин: Да, лиса хлеб растить – дело трудное. Но без хлеба нет обеда.

Дети проговаривают пословицы

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Не велик кусок пирога. А стоит много труда.

Пот на спине, зато хлеб на столе.

Открытый выход из деятельности. Рефлексия

3 минут

Игровое упражнение «Угостим лисичку и гостей»

Рассматривание карты-схемы «Путешествие зернышка от поля до стола»

Обращается к ребятам, жалко лисичку без хлеба в лес отпускать.

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый,

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

Затем показывает сколько ребята напекли пирогов, булочек и спрашивает может еще кого-нибудь угостим.

Ребята, так что можно сказать о путешествии зерна до нашего стола. Это путешествие какое?

А что вам кажется самым интересным в этом путешествии?

Благодарит за работу. Прощается

Дети предлагают угостить лису.

Крестьянин угощает лису.

Дети угощают взрослых (пирожки и булочки из соленного теста)

Делятся впечатлениями.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1.Закличка «Жаворонки»: 

Игра – закличка «Жаворонки».

Как во поле чистом детвора гуляла.

Песни пела и плясала, землю пробуждала

«Ух, ух, уха –ха…..»

«Рита, рита, ри – та – та…….»

Солнышко ты ведрышко выгляни в оконушко.

Ты весь мир обогрей, и земельку согрей.

« Ух, ух, уха – ха…..»

« Рита, рита, ри – та – та…….»

Нам зима то надоела, весь и хлебушек поела

И суконки подрала и лаптишки порвала.

« Ух, ух, уха – ха…..»

« Рита, рита, ри – та – та…….»

Жаворонки прилетите, и тепло нам принесите.

Нам холодная зима, надоскучила.

Будем по полю гулять, в землю зернышки бросать.

« Ух, ух, уха – ха…..»

« Рита, рита, ри – та – та…….»

2.Схема-плакат:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта Непосредственно образовательной деятельности «Как хлеб на стол пришел» для детей 5-6 лет.

Разработано в рамках основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой и входит в цикл заняти...

Проектная деятельность с элементами экспериментирования. «Путешествие Колоска – от поля до стола» Подготовительная группа

Проектная деятельность с элементами эксперементирования. "Путешествие Колоска - от поля до стола" Подготовительная группа...

Познавательно-исследовательский проект "Путешествие хлеба от поля до стола"

Познавательно-исследовательскийпроект "Путешествие хлеба от поля до стола"...

"Проект на тему « Путешествие хлеба от поля до стола»

Расширять знание детей о хлебе.Прививать уважение к хлебу и людям , вырастившим его....

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности "Цветочная поляна"

НОД для формирование целостной картины мира, расширения представлений детей о характерных признаках весны, закрепления названий геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). ...

Технологическая карта НОД по конструированию «Цветочная поляна».

Конструирование из природного материала — творческое и полезное занятие, в процессе которого дети создают оригинальные изделия, совершенствуя при этом свои аналитические способности, проявляя во...

Проект "Путешествие хлеба от поля до стола"

Проект "Путешествие хлеба от поля до стола"...