Детский исследовательский проект "Валенки, валенки не подшиты стареньки" с детьми младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа)
Детский исследовательский проект "Валенки, валенки не подшиты стареньки" с детьми младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_valenki_ml_gr_-_kopiya.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1 c приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
________________________________________________________________________________________________-
ИНН 6619006383 КПП 661901001 ОГРН 1026601230578
623300 Свердловской область, г. Красноуфимск, ул. Советская, 49 А Телефон 8(34394) 5-04-15
Детский исследовательский проект
«Эх, валенки, валенки!
Ой, да не подшиты, стареньки…»
Разработчики: дети и родители, воспитатель,
музыкальный руководитель младшей группы
г. Красноуфимск
2022 год
Аннотация проекта:
Актуальность
2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. У народа России очень богатое культурное наследие. В конституции Российской Федерации прописано, что государственными символами страны являются герб, флаг и гимн. Но помимо традиционных, каждая страна имеет и ряд национальных символов, которые обозначают для каждого государства историю, культуру и быт. Россия также имеет свои неофициальные символы: балалайка, матрёшка, самовар, лапти, берёза, валенки и так далее. И каждый из них имеет свою историю, которую необходимо знать, если ты по – настоящему являешься патриотом своей страны.
Исходя из этого, нас особо заинтересовал неофициальный символ: ВАЛЕНКИ.
Наверное, почти каждый из нас помнит, что он носил зимой валенки, в которых тепло и уютно. Валенки – это один из символов России, который доказывает талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны.
Проблема: недостаточно сформированы представления о народных промыслах своего народа, в частности (катание валенок) который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов России.
Цель: познакомиться с русским народным промыслом «валяние валенок»
Задачи:
-организовать мини музей – выставку «Культурное наследие народов России», посвящённую истории русского народа;
-познакомиться с культурным наследием народов России;
-познакомиться с историей возникновения русского валенка;
-узнать культурные традиции, связанные с этой русской обувью;
-познакомиться с материалом изготовления валенок – шерстью;
-познакомиться с процессом валяния валенок из шерсти;
-научиться валять валенки;
-сделать альбом «Как валять валенки»;
-представить свою работу сверстникам.
Тип проекта: познавательно – исследовательский проект
Вид проекта: групповой
Сроки реализации проекта: с 24 марта по 14 апреля 2022 года
Участники проекта: Штинов Андрей, Петрова Вероника, воспитатель Смирнова Татьяна Петровна и родители детей.
Партнёры: Красноуфимский краеведческий музей
Продукт: детский альбом «Как валяют валенки в домашних условиях»
Ожидаемые результаты:
-знают культурное наследие народов России;
-знают историю валенка;
-знают культурные традиции, связанные с валенками;
-знают из чего катают, валяют валенки;
-знают процесс изготовления валенок на фабрике и в домашних условиях;
-умеют катать валенки сами в домашних условиях;
-получат положительные эмоции от процесса изготовления валенок.
Этапы реализации познавательно – исследовательского проекта
- Организационный этап проекта
Модель трёх вопросов
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Как узнать? |
Валенки одевают зимой, чтобы было тепло. Валенки - это обувь. Их одевают на ноги. В валенках нехолодно, они греют ножки. | Как делают валенки? Из чего делают валенки? | Посмотреть в компьютере Почитать в книге Спросить у мамы и папы, у воспитателя |
Организация развивающей предметно – пространственной среды:
Создание мини музея (выставки) «Культурное наследие народов России».
Оформление уголка «Кладовая ремёсел»
Оформление уголка изобразительной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка»
Материалы и оборудование:
-предметы культурного наследия народов России: балалайка, матрёшка, валенки, сундук, плетёные корзины, деревянные ложки, самовар, лапти.
-наглядный демонстрационный материал «Предметы народного быта», «Народное творчество», тематические альбомы «Матрёшка», «Дымковская игрушка», образцы дымковской росписи.
-оборудование: ноутбук, микроскоп, исследовательский центр, ёмкости для эксперимента.
-материалы для продуктивной деятельности: овечья шерсть, картинки, бумага, клей, мыло, полиэтиленовые пакеты, шаблоны валенок.
II. Практический этап проекта
В ходе рассматривания уголков по художественно-эстетическому развитию и экскурсии в минимузей «Культурное наследие России» детям было предложено выбрать любой понравившийся предмет минимузея, который в последствии будет являться предметом для исследования. Предметом исследования стали валенки.
Что исследуем? | Как исследуем? | Содержание исследования | Результат исследования | Срок выполнения |
Что такое культурное наследие народов России? | Подумать самостоятельно Экскурсия в минимузей | Экскурсия в минимузей «Культурное наследие народов России» | Дети познакомились с предметами быта, искусства. Это матрёшка, дымковские игрушки, русская берёзка, предметы быта, валенки м другое. Узнали, что это всё является культурным наследием России. | 24.03.2022 |
Русская народная игрушка (кукла, птичка) | Спросить у другого человека | Заочная экскурсия в Краеведческий музей на тематическое занятие «Русская народная кукла» | Сотрудник музея познакомила детей с русскими народными куклами. Какими были раньше куклы. Из чего их делали? Как делали? Продуктивная деятельность «Изготовление тканевой птички» | 28.03.2022 |
Что такое валенки? | Подумать самостоятельно Спросить у другого человека Посмотреть в компьютере Посмотреть в книгах | Беседа «Валенки» Рассматривание картинок с изображением валенок | Валенки - это русская народная обувь, которую надевают зимой в морозную погоду. Валенки носят, чтобы не мёрзли ноги и для удобства ноге. | 29.03.2022 |
История появления валенок | Спросить у другого человека Посмотреть в книгах Посмотреть в компьютере | Презентация «История валенок» | Валенки – исконно-русская обувь. Первыми валенки начали изобретать кочевники. Постепенно распространились на Руси. Первые валенки появились в Сибири. Валенки назывались «пимы», «чёсанки», «волнушечки», «катанки». Валенки любил царь Пётр I, так как они полезны ещё для здоровья человека. Валенки спасали от холода людей в годы войны. Валенки были очень дорогим подарком. На Руси придуманы игры с валенками. | 31.03.2022 |
Из чего сделаны валенки? | Подумать самостоятельно Спросить у другого человека Посмотреть в компьютере | Беседа «Из чего делают валенки?» | Валенки «валяют», «катают» из шерсти овец. Весной шерсть состригают с овец, чтобы им летом не было жарко. А из их шерсти прядут пряжу (нитки) и катают валенки. | 01.04.2022 |
Овечья шерсть | Подумать самостоятельно Спросить у другого человека Эксперимент «Тонет-не тонет» | Рассматривание овечьей шерсти Беседа «Какая шерсть» Эксперимент с шерстью | Шерсть – это тонкие, тонкие волокна (нити). Шерсть мягкая. Бывает белого и чёрного, серого цвета. Бывает шерсть цветная, так как ее красят специальными красителями люди. Свойства шерсти: шерсть имеет цвет, пушистая, мягкая, может намокать, шерсть сохраняет тепло… | 05.04.2022 |
Как катают или валяют валенки? | Подумать самостоятельно Спросить у другого человека | Презентация «Процесс изготовления» Просмотр видеоролика «Валяние валенка» | Валенок начинается с шерсти. Её сортируют, моют и сушат. Теребильная машина измельчает и превращает её в овечью вату. Шерсть прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое, мягкое полотно. Из этого полотна словно из пластилина «лепят» форму валенка и вываривают заготовку в кипящей воде. Затем эту заготовку натягивают на колодку и отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера. Потом валенок отправляют сушиться, и его остаётся только побрить, чтобы он сделался мягким и блестящим. | 06.04.2022 |
Валяние валенок Процесс изготовления валенок детьми | Посмотреть в компьютере | Видеоролик «Валяние валенка» Беседа «Как валяют валенки» Продуктивная деятельность «Валяние валенок» детьми | Дети сваляли валенки, опираясь на образец воспитателя | 08.04.2022 |
Создание альбома «Как валяют валенки в домашних условиях» | Альбомные листы бумаги Картинки с изображением процесса изготовления валенок | Продуктивная деятельность «Как валяют валенки в домашних условиях» | Альбом «Как свалять валенки в домашних условиях» | 11-13,04.2022 |
Представление проекта своим сверстникам младшей группы | Посмотреть книгу Творческая деятельность | Показ альбома детям Защита проекта | Петрова Вероника и Штинов Андрей представили проект «Валенки, валенки не подшиты, стареньки» детям своей группы | 14.04.2022 |
III. Итоговый этап
Защита проекта «Эх, валенки, валенки! Ой, да не подшиты, стареньки…» | Подборка русских народных детских костюмов Организация развивающей предметно-пространственной среды для защиты проекта | Загадка про валенки Игра с валенком Стихи про валенки Подтанцовка под русскую народную песню «Валенки» | 08.04.2022-13.04.2022 |
Защита проекта «Эх, валенки, валенки! Ой, да не подшиты, стареньки…» | 14.04.2022 |
Заключение
Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей, педагога, музыкального руководителя в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Дети попробовали себя в роли мастера по изготовлению валенок. Прослушивание песни «Валенки, валенки, не подшиты стареньки», народные игры с валенками способствовали глубже прочувствовать народный быт.
В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта. К работе были привлечены не только сотрудники детского сада, а и сотрудник Краеведческого музея города Красноуфимск Кузнецова Ольга Николаевна. Хотелось бы верить, что приобретенные знания оставят свой след в сознании каждого участника проекта.
Список литературы
Энциклопедии
Детские книги
Электронные источники
Презентация «История валенок»
Видеопоказ «Валяние валенок»
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга с детьми младшей группы «В гости курочка пришла и яичко принесла» ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)
Конспект досуга с детьми младшей группы " В гости курочка пришла и яичко принесла" ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)ЗАДАЧИ:-Закрепить знания ...
НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группы Форма работы – познавательно - исследовательская Тема. «Деревянный брусочек»
НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группыФорма работы – познавательно - исследовательскаяТема. «Деревянный брусочек»...
Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми младшей группы (1,5-3лет)
Тема: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков»».Форма работы: эксперементирование.Задачи:1. Познакомить детей со свойствами песка. 2.Совершенство...
Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми младшей группы
Тема: «Камни. Сравнение глины и камня»».Форма работы: эксперементирование.Задачи:1.Познакомить с камнями, различными по форме и текстуре.2.Закрепить знания о свойствах глины; познако...
Детский исследовательский проект «Тайны мыльных пузырей». Для детей младшей группы (3 - 4 года)
Паспорт проектаНазвание проекта «Тайны мыльных пузырей»Тема проекта «Развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности у детей среднего возраста»Тип проект...