Проект по труду "В мире профессий"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: привить детям старшего дошкольного возраста ценностное отношение к труду, а также навыки необходимые для трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_mire_professiy_-_kopiya.docx | 261.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
ДЕТСКИЙ САД № 68 «РОМАШКА»
Образовательный проект
«В мире профессий»
(Технологии формирования ценностного отношения к труду, навыков, необходимых для трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста)
Педагог высшей квалификационной категории
Панчук Наталья Николаевна
Нижневартовск 2022
Оглавление
1 | Пояснительная записка | |
2 | Цели и задачи, предполагаемые результаты проекта. | |
3 | Содержание проекта | |
4 | Механизм реализации | |
5 | Ресурсное обеспечение: кадровое, материально-техническое, финансовое. | |
6 | Представление промежуточных и конечных результатов деятельности участников проекта (обучающихся) | |
7 | Список литературы | |
8 | Приложения |
Пояснительная записка
Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности.
Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт – критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность.
Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.) Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей совместной трудовой деятельности.
Воспитание у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.
Т. А. Куликова, Г. С. Малунова, Л. И. Сайгушева отмечают, что с середины 90-х годов трудовая проблематика в теории дошкольного образования практически отсутствует.
Система дошкольного образования перешла на новый этап. Свидетельством тому является появление нового документа.
В свете современного федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования трудовая деятельность должна проходить в форме совместной деятельности взрослого и ребенка с учетом его желаний и потребностей, включенности воспитателя в деятельность наравне с детьми, добровольного присоединения детей к элементарной трудовой деятельности без психического и дисциплинарного принуждения.
Но воспитанию ценностного отношения к труду в совместной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста не уделяется должного внимания.
Исходя из теории и практики, сформулированы следующие противоречия:
- между требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где трудовая деятельность должна проходить в форме совместной деятельности и недостаточной реализации в педагогической практике;
- между необходимостью трудового воспитания дошкольников и наличием системного подхода в работе воспитателей детского сада;
- между необходимостью формирования ценностного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста и недостаточной организацией совместных видов деятельности дошкольников с воспитателем;
- между необходимостью трудового воспитания дошкольников и формальным подходом в практике дошкольных образовательных организаций к организации совместной трудовой деятельности.
Из этих противоречий, можно выделить проблему: определение технологии формирования ценностного отношения к труду, навыков, необходимых для трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Цель: привить детям старшего дошкольного возраста ценностное отношение к труду, а также навыки необходимые для трудовой деятельности.
Задачи:
- Формировать отчетливое представление о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда.
- Воспитывать уважение и благодарность к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом материальные и культурные ценности.
- Расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе. Развивать самостоятельность, ценностное отношение к собственному труду и его результатам.
- Способствовать осознанию того, что в основе достойной жизни, благополучия человека лежит труд.
- Формировать основы экономического образа мышления, разумное ограничение детских желаний на основе реального осознания материальных возможностей родителей.
- Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление принять участие в трудовой деятельности взрослых, оказать посильную помощь, проявить заботу.
- Способствовать развитию творческих способностей, формированию основ культуры организации свободного времени, досуга, удовлетворяющего половозрелые интересы девочек и мальчиков.
Предполагаемые результаты:
1.Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов трудовой деятельности взрослых и отражению этих представлений в изобразительной и сюжетно-ролевой деятельности.
2. Поведение ребенка свидетельствует о формирующемся ценностном отношении к предметному миру, как результату труда взрослых, бережливости; желание принимать участие в трудовой деятельности взрослых, оказывать посильную помощь.
3. Успешно использует представления о трудовых процессах взрослых для организации собственной трудовой деятельности. Самостоятелен в самообслуживание; охотно учувствует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к помощи взрослы.
4. У ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека; формируются устойчивый познавательный интерес к миру профессий и способность самостоятельно приобретать знания о труде взрослых из разных источников.
5. Поведение ребенка свидетельствует о готовности к решению практических задач в сфере социально-экономических отношений и потребления.
6. Привычкой стал для ребенка посильный повседневный труд; он инициативен, проявляет ответственность и доброжелательность, хороший организатор и помощник. Труд ребенка результативен, основан на самоконтроле.
7. Охотно отражает представления о мире предметов и труда взрослых в разных видах своей деятельности (сюжетно-ролевая игра, рисунки, конструирование). Четко дифференцирует личные качества и поведение литературных героев и реальных людей как щедрое, бережливое или скупое, способен аргументировать свои суждения.
Содержание проекта
Реализация проекта осуществляется по трем направлениям: работа с детьми, работа с воспитателями, работа с родителями.
Работа с детьми.
Обучение проходит опосредованно, в процессе совместной деятельности с детьми, преимущественно в игровых, интегрированных формах образовательной деятельности.
Учебный план
Группа | Количество занятий | ||
в неделю | в месяц | в год | |
Старший дошкольный возраст | 1 | 4 | 28 |
Учебно-тематический план для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
|
| Кол-во час |
1 | Чего не знал Почемучкин? | 1 |
2 | Достижениячеловечества. | 1 |
3 | Осенниймарафон. | 1 |
4 | Правила пользования электрическими приборами. | 1 |
5 | Профессии наших родителей. | 1 |
6 | Мы помогаем малышам | 1 |
7 | Ремонт книги | 1 |
8 | Чебурашка готовит винегрет. | 1 |
9 | Учимся пришивать пуговицы | 1 |
10 | Заготовка корма для птиц | 1 |
11 | Труд повара | 1 |
12 | Экскурсия внутри детского сада | 1 |
13 | Создание альбома о профессиях в детском саду | 1 |
14 | Знакомство с графической моделью «Лесенка» | 1 |
15 | Труд после еды и занятий | 1 |
16 | Приготовим бутерброды | 1 |
17 | Мы дежурные | 1 |
18 | Мастерская Деда Мороза | 1 |
19 | Лень да Отеть | 1 |
20 | Инсценировка басни «Стрекоза и муровей» | 1 |
21 | Мы дежурим в уголке природы | 1 |
22 | Работа с календарем природы | 1 |
23 | Мытье предметов в игровом уголке «Парикмахерская» | 1 |
24 | Подкормка птиц | 1 |
25 | Посев семян на рассаду | 1 |
26 | Сбор листьев после осеннего листопада | |
27 | Субботник «Трудовой десант» | 1 |
28 | Викторина «Что мы знаем о труде» | 1 |
Всего | 28 |
Учебно-тематический план для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
|
| Кол-во час |
1 | Очистка грядок от засохших цветов. Перекопкагазонов. | 1 |
2 | Труд строителя | 1 |
3 | У меня зазвонил телефон | 1 |
4 | Мосты | 1 |
5 | Порядок в игровом уголке | 1 |
6 | Мы дежурим | 1 |
7 | Мамина профессия | 1 |
8 | Работа на участке | 1 |
9 | Помощь няне | 1 |
10 | Приготовим винегрет | 1 |
11 | Уборка снега (помощь дворнику) | 1 |
12 | Протирание шкафчиков для полотенец | 1 |
13 | Первое знакомство с У-2 | 1 |
14 | Подкормка птиц | 1 |
15 | Стирка кукольного белья | 1 |
16 | Кладовая материалов | 1 |
17 | «Мы помощники» труд на участке детского сада | 1 |
18 | Посев семян на рассаду | 1 |
19 | Склад инструментов | 1 |
20 | Изготовление снежного городка | 1 |
21 | Мытье игрушек | 1 |
22 | Как научиться чертить чертеж | 1 |
23 | Профессии моих родителей | 1 |
24 | Покорение космоса человеком | 1 |
25 | Профессии | 1 |
26 | Путешествие на планету роботов | |
27- 28 | Познавательный проект «Почему нужно ценить труд?» | 2 |
Всего | 28 |
Перспективный план работы по теме «В мире профессий» см. в Приложении.
Содержание образовательной работы полностью отвечает требованиям ФГОС ДО, так как реализует задачи такой образовательной области, как: «Познавательное развитие». Познавательное развитие красной линией проходит через всю работу по данному проекту, т.к. при обучении по любой теме ставится задачи формирования познания и исследовательской деятельности.
В структуре реализации проекта выделяется два раздела, отражающих основные направления деятельности по теме «В мире профессий»:
- «Труд взрослых и рукотворный мир» - ориентирован на формирование отчетливых представлений о роли разных видов производительного и обслуживающего труда, удовлетворяющих жизненные потребности человека в пище, одежде, жилище, образовании, медицинском обслуживании, отдыхе.
- «Самообслуживание и детский труд» -ориентирован на развитие самостоятельности, инициативы, творчества, сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками, воспитание основ культуры потребления в процессе использование разнообразных материалов для датской продуктивной деятельности и художественного труда.
В ходе реализации проекта используются следующие формы, методы и приемы работы с детьми:
- тематическиезанятия;
- прослушивание историй (объяснение изучаемых понятий);
- беседы;
- чтение художественной литературы и заучивание пословиц и оговорок о труде.
- интерактивныезадания:
- сюжетно-ролевые и режиссерские игры
- моделирование из трехмерных дидактических материалов;
- проведение опытов и исследовательской деятельности,
- игровые задания с настольным дидактическим материалом, карточками;
- рассматривание иллюстраций, просмотр видеосюжетов с обсуждением и др.
- проигрывание образовательных ситуаций;
- использование модели трудового процесса «Лесенка»
Модель трудового процесса «Лесенка»
Используется для формирования обобщенного представления о структуре трудового процесса, связях и зависимостях между его компонентами.
В модели представлено общее поступательное движение трудового процесса от замысла к результату.
Каждая ступенька лесенки обозначает соответствующий компонент трудового процесса в порядке их следования.
Всего используется 5 ступней:
- Цель
- Материал
- Инструменты
- Трудовые действия
- Результат
Вводить модель в работу с детьми можно с помощью игрового персонажа.
Используя игровой персонаж, педагог разыгрывает смешную ситуацию, когда невозможно понять что и как он делает.
Последовательное рассмотрение игровых ситуаций дает возможность детям осознать место каждого компонента в трудовом процессе и его значимость в достижении результата труда.
Модель позволяет наглядно увидеть эти зависимости.
Формы представления результатов:
- презентация проекта на педагогическом совете ДОУ,
- обобщение и распространение опыта по реализации проекта через Интернет-ресурсы, городские ресурсные методические центры, конкурсы педагогического мастерства,
- проведение мастер-классов для педагогов и родителей,
- участие воспитанников в конкурсах разного уровня.
Работа с воспитателями:
Работа с воспитателями предполагает:
- проведение обучающих семинаров, мастер - классов по данному направлению;
- методическая помощь по обучению самостоятельному созданию новых интерактивных заданий, игр.
Работа с родителями:
Взаимодействие с родителями предполагает:
- проведение презентации по данному направлению для обучения и развития детей,
- создание и реализация совместных мини-проектов, опытов, экспериментов,
- работа родительского клуба «Встреча с интересными людьми».
4. Механизм реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
Сроки | Содержание деятельности | Ответственные лица, привлекаемые специалисты | Карта достижений педагога |
Подготовительный | |||
2020 год | Изучениеметодической литературы по ознакомлению детей с трудом взрослых, организации экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду | Зам.зав. по ВМР, воспитатель | Участие в мастер-классе по использованию интерактивных игр по формированию представлений у детей о труде. |
Обеспечение повышения квалификации по вопросам использования ИКТ-технологий в образовательной деятельности ДОУ | Заведующий ДОУ | КПК по теме: «Формирование и развитие интеллектуально-компетентной программы профессионального роста педагога в условиях внедрения ФГОС ДО». | |
Созданиеусловий для реализации проекта: создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ; разработка перспективных планов образовательной работы с детьми старшего возраста | Методист, зам.зав. по АХР, воспитатель | Разработан перспективный план работы по данной теме, рекомендации по проектированию пространственной предметно-развивающей среды ДОУ. | |
Разработка показателей и критериев оценки эффективности реализации проекта | Методист, воспитатель | Разработаны показатели и критерии оценки эффективности реализации проекта. | |
Основной | |||
2020-2021 год | Непосредственная реализация содержания перспективного плана образовательной деятельности с детьми с интеграцией образовательной системы по формированию представлений о космосе | Методист, воспитатель | Разработана программа дополнительной услуги на платной основе «??????». |
Совместные мероприятия с семьями воспитанников | Методист, воспитатель | Проведены «Встречи с интересными людьми», мастер-класс «Умелые ручки». Изготовлены макеты, пособия для сюжетно-ролевых игр. | |
Мероприятия с педагогами по освоению технологии работы с моделью трудового процесса «Лесенкой». | Методист, воспитатель | Проведен семинар-практикум «Использование моделирования при ознакомлении детей с трудом взрослого ». | |
Участие воспитанников в конкурсах разного уровня | Методист, воспитатель | Охват воспитанников в конкурсах различного уровня: 96%, из них победители и призеры – 84%. | |
Заключительный | |||
2022 год | Мониторинг результатов реализации хода проекта (проведение педагогической диагностики), анализ, коррекция (при необходимости) | Методист, воспитатель | Промежуточные результаты педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень – 78%, средний уровень – 22%, низкий уровень – 0%. |
Обобщение и распространение опыта по реализации проекта (презентация проекта на педагогическом совете ДОУ, Интернет-ресурсы) | Зам.зав. по ВМР, воспитатель | Публикация «Развитие представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста», 2020г. | |
Участие воспитанников в конкурсах интеллектуальной и познавательной направленности по теме проекта | Методист, воспитатель | Городской конкурс «Безопасный труд». |
5. Ресурсное обеспечение
Организационное обеспечение:
Проект рассчитан на два учебных года и охватывает детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Реализация проекта осуществляется в совместной образовательной деятельности 1 раз в неделю (всего 28 занятий). Обучение происходит опосредованно, в интегрированных формах образовательной деятельности.
Для реализации Проекта необходимо следующее кадровое обеспечение:
Административное сопровождение | Заведующий ДОУ | обеспечение условий работы педагогов, выделение необходимых материальных ресурсов на реализацию проекта, взаимодействие с участниками реализуемого проекта, организация и планирование деятельности |
Методическое сопровождение | Методист | единство подходов и целей в работе с педагогами, участие в проведении просветительской деятельности |
Психологическое сопровождение | Педагог-психолог | психопросвещение, психопрофилактика, консультативная деятельность |
Педагогическое сопровождение | Воспитатели Родители | участие в реализации проекта участие жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения, доверительной отношение с участниками реализуемого проекта. |
Для реализации Проекта необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
Нормативно-справочная, учебная литература | Дошкольная педагогика и психология |
Возрастная психология | |
Детская художественная литература о труде | |
Детская энциклопедия «Мир профессий» | |
Методический комплект программы «Детство» |
6. Промежуточные и конечные результаты деятельности
Мониторинг. (Крухлет М.В., Бабенко С. В.)
Диагностика трудовой деятельность проводится с использованием следующих методов:
1. Наблюдение за детьми в НОД и в самостоятельной деятельности.
2. Беседы на запланированные темы. При беседах обращаем внимание на сколько ребенок в ней заинтересован, проявляет ли интерес, высказывает свои мнения, делает умозаключения.
3. Поручения разного характера, связанные с проявлением трудовых навыков; (Дежурство, работа на участке, помощь взрослым и т.д.)
4. Игровые проблемные ситуации.
5. Игровые тестовые задания
Эффективность реализации проекта определяется результатами, полученными в ходе проведения педагогической диагностики, сравнении результатов выполнения диагностических заданий до и после реализации содержания проекта.
Список литературы
1. Крулехт М.В. Крулехт А.А. Образовательная область «Труд». Как работать о программе «Детство»: учебно-методическое пособие/науч.ред. А.Г. Гогоберидзе. –СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012
2. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: «Детство-Пресс», 2002
3.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Профессии. – М.: Издательство «Ювента», 2001.
4. Бабенко С.В.Анализ, диагностика и планирование трудовой деятельности детей дошкольного возраста
Приложение 1
Календарное планирование в группах старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности для детей 6-го года жизни
Неделя | Вид деятельности | Содержание |
1 | Образовательная ситуация «Труд взрослых и рукотворный мир» | «Чего не знал Почемучкин?» Цель: Развивать познавательный интерес детей к современной бытовой технике. Уточнить правила техники безопасности при работе с нагревательными приборами. Побуждать детей приходить друзьям на помощь в трудных ситуациях. Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр. 119 |
2 | Беседа о бытовых приборах | «Достижения человечества» Цель:Ознакомление с устройством и правилами обращения с бытовыми приорами, формирование умений свободно обращаться с ними, чтобы они не стаи опасными и не нанесли вред здоровью. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир стр.49 |
3 | Трудовые традиции | «Осенний марафон» Цель: формировать у детей желание трудиться, воспитывать чувство коллективизма, умение работать на благо окружающим. Ввести субботники в традицию. |
4 | Просмотр обучающей презентации | «Правила пользования электрическими приборами» Цель: Закрепить представления детей о безопасном использовании электрических приборов при трудовых действиях.. |
5 | Образовательная ситуация «Труд взрослых и рукотворный мир» | «Профессии наших родителей» Цель: Развивать интерес детей к миру взрослых. Расширять детские представления о многообразии профессий. Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним. Способствовать развитию умения вести диалог с незнакомыми взрослыми людьми. Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр. 121 |
6 | Труд на участке | Мы помогаем малышам. Цель: учить детей действовать по просьбе взрослых. Понимать значение своего труда для других. Воспитывать заботливое отношение к младшим товарищам. |
7 | Хозяйственно бытовой труд | Ремонт книг. Цель:организовать ремонт книг. Приучать детей помогать взрослому в ремонте книг. Воспитывать бережное отношение к книгам. |
8 | Образовательная ситуация | «Чебурашка готовит винегрет» Закрепление умения работать с лесенкой трудового процесса. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир стр.83 |
9 | Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд» | «Учимся пришивать пуговицы» Цель: Учить детей пришивать пуговицы, выбирая их по размеру петли и цвету ткани. Развивать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Воспитывать стремление к аккуратности, опрятности внешнего вида. Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.122 |
10 | Труд на участке | Заготовка корма для зимующих птиц. Цель:учить детей совместно трудиться; заготавливать корм для птиц (ягоды рябины). Воспитывать заботливое отношение к птицам. Формировать умение договариваться, помогать друг другу. |
11 | Моделирование Использование вариативной модели трудового процесса «Лесенка» | «Труд повара» Цель: упражнять детей в установлении функциональных связей между компонентами трудаи успехом. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир стр.88 |
12 | Экскурсия внутри детского сада | Цель: продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Выстраивать диалог с взрослым, труд которого наблюдается. |
13 | Продуктивная деятельность | Создание альбома о профессиях в детском саду Цель: закрепить полученные на экскурсии знания о труде работников детского сада. Учить делать выводы, классифицировать предметы помощники. |
14 | Моделирование | Знакомство с графической моделью «Лесенка» Цель: продолжать знакомит детей с трудом взрослых, обобщать знания детей о профессиях при проведении беседы. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир стр.90 |
15 | Хозяйственно бытовой труд | Труд после еды и занятий. Цель:продолжать учить дежурных подметать пол после приёма пищи и занятий по аппликации. Воспитывать ответственность за порученное дело. |
16 | Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд» | «Приготовим бутерброды» Цель: Учить детей делать бутерброды из нарезанных взрослыми продуктов, действуя о схеме – алгоритму действия. Развивать умение читать рецепт приготовления бутерброда по технологической карте. Воспитывать понимание необходимости соблюдения правил поведения на кухне в процессе приготовления пищи. Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.123 |
17 | Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд» | «Мы - дежурные» Цель:Уточнить правила и обязанности дежурных, мотивировать необходимость усложнения содержания их деятельности в старшей группе. Вызвать желание добросовестно и ответственно относиться к работе, пользуясь справочной информацией на стенде «Наше джурство». Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.123 |
18 | Трудовые традиции | «Мастерская Деда Мороза» Цель: Воспитывать у детей желание трудиться, создавая поздравительные открытки к празднику. |
19 | Чтение художественной литературы | «Лень да Отеть» Цель:воспитывать в детях грамотного слушателя. Учить находить в произведении главную мысль, делать выводы о прочитанном. Формировать желание трудиться и понимать, что лень портит человека. |
20 | Инсценировка сказки | Любое произведение на выбор педагога Цель: с помощью инсценировки закрепить основные представления о трудолюбии и лени. |
21 | Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд» | «Мы дежурим в уголке природы» Цель: Мотивировать необходимость и познакомить с правилами и обязанностями дежурных по уголку природы. Вызвать эмоциональный отклик, желание и ответственность заботится о живых обитателях уголка природы. Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.125 |
22 | Труд в уголке природы | Работа с календарём природы. Цель: Какие карточки-схемы поставили в календарь природы, что они обозначают и/упр. – «Я покажу, а ты расскажи» |
23 | Хозяйственно бытовой труд | Мытьё предметов в игровом уголке «Парикмахерская» Цель:продолжать формировать у детей практические действия. Продолжать учить детей взаимодействовать со сверстниками в процессе труда. Воспитывать желание трудиться. |
24 | Труд на участке | Подкормка птиц. Цель:В ненастные дни продолжать подкормку птиц. Воспитывать любовь и уважение к пернатым. |
25 | Труд в уголке природы | Посев семян Цель:посеять семена укропа и петрушки в огород. Воспитывать желание выращивать зелень для употребления в пищу. |
26 | Труд на участке | Сбор листьев. Цель:продолжать учить детей работать граблями в коллективе. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь. |
27 | Трудовые традиции | «Трудовой десант» Цель: закрепить умение трудиться на благо обществу. Следить за чистотой своего участка. Работать коллективно, помогать своим друзьям |
28 | Викторина | «Что мы знаем о труде» Цель:закрепить у детей полученные за год знания. Воспитывать ценностное отношение к труду, желание трудиться. Поощрять трудолюбие |
Календарное планирование в группах старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности для детей 7-го года жизни
Неделя | Вид деятельности | Содержание |
1 | Труд на участке | Очистка грядок от засохших цветов. Перекопка газонов Цель: формировать трудовые умения, навыки коллективной работы |
2 | Моделирование Знакомство с графической моделью «Леснки» | «Труд строителя» Цель:продолжать знакомит детей с трудом взрослых, обобщать знания детей о профессиях при проведении беседы Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир стр.88 |
3 | Образовательная ситуация «Труд взрослых и рукотворный мир» | «У меня зазвонил телефон». Цель: Уточнит и систематизировать детские представления о телефоне как одном из средств связи. Познакомить с истерией возникновения и его современными возможностями. Способствовать умению участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, высказывать суждения, выслушивать собеседников. Воспитывать любознательность, интерес к миру современной технике. Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр. 135 |
4 | Образовательная ситуация «Труд взрослых и рукотворный мир» | «Мосты» Цель: Уточнить представление о назначении и удивительной красоте городской набережной и мостов. Подвести к пониманию того что мосты и набережная необходимы городу, они не позволяют размывать берега: ограды оберегают людей и транспорт от падения в воду. К спускам причаливают суда, мосты связывают берега рек. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, желание любить и беречь свой город. Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.137 |
5 | Хозяйственно бытовой труд | Наведём порядок в игровых уголках Цель: приучать детей следить за порядком в игровых уголках; учить убирать игрушки на место; формировать самостоятельность в наведении порядка; воспитать положительное отношение к трудовой деятельности |
6 | Беседа | Мы дежурим Цель: уточнить обязанности дежурных. Воспитать ответственность за порученное дело. |
7 | Образовательная ситуация «Труд взрослых и рукотворный мир» | «Мамина профессия» Цель: Формировать обобщенное представление о том. Где и кем работают матери воспитанников, в чем ценность их труда. Вызвать теплые чувства к женщинам, которые лечат, учат, продают и т.д. Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.140 |
8 | Труд на участке | Работа на участке. Цель:предложить детям подмести веранду и участок. Воспитывать желание работать в коллективе; увидеть результат своего труда. |
9 | Хозяйственно-бытовой труд | Помощь помощнику воспитателя. Цель:поручить детям, протереть стулья влажной губкой. Воспитывать желание трудиться в коллективе. |
10 | Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд» | «Приготовим винегрет» Цель:Учить детей готовить винегрет из отваренных взрослым овощей, действуя о схеме – алгоритму действий. Развивать умение «читать» рецепт приготовления блюда о технологической карте. Воспитывать понимание необходимости соблюдения правил поведения во время приготовления пищи. Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр141 |
11 | Труд на участке | Оказание помощи дворнику в уборке снега. Цель:воспитывать желание помочь окружающим; закрепить навыки труда. |
12 | Хозяйственно-бытовой труд | Протирание шкафов для полотенец. Цель:закрепить умение планировать коллективную деятельность; распределять между собой обязанности. Воспитывать уважение к результату труда. |
13 | Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд» | «Первое знакомство с У-2» Цель: вызвать интерес мальчиков к содержательной досуговой деятельности по конструированию из бросового материала. Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.142 |
14 | Труд на участке | Вынесение кормушек на участок для подкормки птиц. Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам; практические навыки ухода. Закрепить знания об образе жизниптиц зимой. |
15 | Хозяйственно-бытовой труд | Стирка кукольного белья. Цель: познакомить со свойствами воды и мыла. Учить детей пользоваться схемой стирки кукольного белья. Воспитывать желание трудиться. |
16 | Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд» | «Кладовая материалов» Цель:развивать познавательную активность детей через включение в занимательные опыты и простейшие эксперименты. Уточнить детские представления о качествах и свойствах пластмассы, используемых в пластиковых бутылках. Помочь составить технологическую карту с описанием свойств, важных для конструирования, с помощью условных обозначений. Определить правила хранения бросового материала в кладовой. Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.144 |
17 | Труд на участке детского сада. | Мы помощники Цель:учить детей работать, лопатой очищая от снега участок. Воспитывать желание помогать взрослым, бережное отношение к инвентарю. |
18 | Труд в уголке природы | Посев семян помидоров для выращивания рассады. Л. Г. Горькова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Стр. 95 №2 Цель: уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение; продолжать учить детей приёмам посева семян; развивать желание самим выращивать растения из семян. |
19 | Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд» | «Склад инструментов» Цель: Уточнить представления об инструментах, хранящихся в мини мастерской, ввести правила обращения с ними. Развивать познавательные интересы, познакомить с историей изобретения некоторых инструментов, их классификацией. Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.146 |
20 | Труд на участке | Изготовление снежных построек на участке. Цель:учить детей совместному труду на участке. Закреплять у детей навыки работы с лопатой. Воспитывать умение радоваться после завершения успешно сделанной работы. |
21 | Хозяйственно-бытовой труд | Мытьё игрушек. Цель: закрепить умение пользоваться схемой. Формировать навыки совместного труда 9умение договариваться, помогать друг другу. Воспитывать желание трудиться. |
22 | Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд» | « Как научиться читать чертеж» Цель: Закрепить способ использования предметно-схематической модели «лесенка» ля конструирования из бросового материала. Познакомить с условными обозначениями на технологических картах, изображающих алгоритм конструирования. Развивать находчивость, сообразительность, умение читать готовый чертеж, составлять технологическую карту из готовых картинок. Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.148 |
23 | Виртуальная экскурсия | «Профессии моих родителей» Цель: закрепить знания детей о профессиях своих родителей. Уметь выделять ценность труда той или иной профессии, понимать ответственность |
24 | Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд» | «Покорение космоса человеком» Цель: Развивать любознательность, познавательный интерес, стремление обращаться к книге как к источнику знаний. Познакомить с доступными дошкольникам знаниями об истории покорения космоса человеком. Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр 150 |
25 | Создание дидактической игры по типу лото | «Профессии» Цель:закреплятьумение выделять значимые признаки тех или иных профессий, находить предметы помощники. |
26 | Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд» | «Путешествие на планету роботов» Цель: Обогатить эмоциональную жизнь детей чрез включение в досуг режиссерской игры с поделками из бросового материала. Развивать умение принимать замысел, находя значимые обоснования для конструирования новых поделок. Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр155 |
27-28 | Проектная деятельность | «Почему нужно ценить труд» Цель:Формировать у детей ценностное отношение к труду, навыков, необходимых для трудовой деятельности детей |
Приложение 2
Мониторинг. (Крухлет М.В., Бабенко С. В.)
Диагностика трудовой деятельность проводится с использованием следующих методов:
- Наблюдение за детьми в НОД и в самостоятельной деятельности.
- Беседы на запланированные темы. При беседах обращаем внимание на сколько ребенок в ней заинтересован, проявляет ли интерес, высказывает свои мнения, делает умозаключения.
- Поручения разного характера, связанные с проявлением трудовых навыков; (Дежурство, работа на участке, помощь взрослым и т.д.)
- Игровые проблемные ситуации.
- Игровые тестовые задания
Диагностика трудовой деятельности. Старшая группа
Критерии оценки уровня:
Низкий-1балл: несоблюдает последовательность в одевании и раздевании, не складывает и не убирает одежду, не умеет приводит ее в порядок, сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью, забываетумывается по мере необходимости. Отказывается выполнять обязанности дежурного по столовой, забывает как правильно сервируется стол, не любит выполнять поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы не доводит начатое дело до конца, отказывается поддерживать порядок в группе и на участке детского сада, не умеет оценивать результат своей работыБезразличен не испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной и полезной для других деятельности не владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов. Не может объяснить значимость труда взрослых, не испытывает чувство благодарности к людям за их труд. Не бережно относится к тому, что сделано руками человека.
Средний-2балла:редко соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду только после напоминания, не охотно приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью.Не охотновыполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол только после напоминания, доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада. Затрудняется оценить результат своей работыиспытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности. Не достаточно владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов Затрудняетсяопределить значимости труда взрослых, забывает благодарить людей за их труд, редко бережно относится к тому, что сделано руками человека.
Высокий-3балла:соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью, умывается по мере необходимости. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол,выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы доводит начатое дело до конца,поддерживает порядок в группе и на участке детского сада. Может оценить результат своей работы испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности. Владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов. Имеет представление о значимости трудавзрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд. Бережно относится к тому, что сделано руками человека
Баллы:
Низкий-0-9
Средний-10-19
Высокий-20-27
Старшаягруппа
№ | Ф.И. ребенка | Развитие трудовой деятельности | Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам | Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизникаждого человека | Итого | |||||||
баллы | уровень | |||||||||||
соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью | самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости | самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол,выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы | доводит начатое дело до конца,поддерживает порядок в группе и на участке детского сада | может оценить результат своей работы | испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности | владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов | имеет представление о значимости трудавзрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд | бережно относится к тому, что сделано руками человека | ||||
1 |
Диагностика трудовой деятельности. Подготовительная группа.
Критерии оценки уровня:
Низкий-1балл: не умеет ухаживать за одеждой, устранять непорядок в своем внешнем виде. Не любит планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр. Безответственно выполняет обязанности дежурного. С неохотой создает игрушки из природного, бросового материала, из бумаги, не доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада только по напоминанию. Затрудняется оценивает результат своей работы, не испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности, безразличен к результатам коллективного труда.Не владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов.Не имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села). Не имеет представление о значимости труда взрослых, Не благодарит людей за их труд. Не бережно относится к тому, что сделано руками человека.
Средний-2балла: после напоминания ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде. С трудом получается планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр. Под контролем взрослого выполняет обязанности дежурного. С помощью взрослого создает игрушки из природного, бросового материала, из бумаги по напоминанию доводит начатое дело до конца, не охотно поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.С помощью взрослого может ценить результат своей работы. Испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.Нейтрально относится к результатам коллективного труда. Частично владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села). При напоминании взрослого высказывается о значимости труда взрослых, не всегда испытывает чувство благодарности к людям за их труд. Не всегда бережно относится к тому, что сделано руками человека.
Высокий-3балла:самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде. Умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр. Ответственно выполняет обязанности дежурного. умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада оценивает результат своей работы испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности радуется результатам коллективного труда владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села) имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд бережно относится к тому, что сделано руками человека
Баллы:
Низкий-0-11
Средний-12-24
Высокий-25-36
Подготовительная группа.
№ | Ф.И. ребенка | Развитие трудовой деятельности | Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам | Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизникаждого человека | Итого | ||||||||||
баллы | уровень | ||||||||||||||
самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде | умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр | ответственно выполняет обязанности дежурного | умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги | старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада | оценивает результат своей работы | испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности | радуется результатам коллективного труда | владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов | имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села) | имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд | бережно относится к тому, что сделано руками человека | ||||
1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Ребенок в мире профессий. Знакомство с профессиями родителей"
Проект представляет работу по ранней профориентации в детском саду. Особенности работы в условиях сельского детского сада....
Проект Первооткрыватели "В мире профессий"
Цель: систематизировать, обобщить и дополнить представления детей о профессиях, в частности о профессиях связанных с космосом.Задачи:- Вызвать интерес к профессиональной деятельности взрослых.- Сформи...
Проект "Малыши в мире профессий"
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями взрослых ближа...
Проект "Дошкольник в мире профессий"
Проект по ранней профориентации детей в детском саду...
Презентация к годовому проекту "Путешествие по миру профессий".
Актуальность данного опыта обусловлена педагогической значимостью интерактивных методов обучения, а также необходимостью всестороннего изучения и применения их на практике для развития познавательной ...
Проект «Ребенок в мире профессий. Знакомство с банковским делом»
В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора...
Проект по ознакомлению с миром профессий в старшей группе "Профессий много в мире есть"
Проект «Профессий много в мире есть» Цель: развитие интереса к различным профессиям, а так же расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых дейст...