Проект по труду "В мире профессий"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Наталья Николаевна Панчук

Цель: привить  детям старшего дошкольного возраста ценностное отношение к труду, а также навыки необходимые для трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_professiy_-_kopiya.docx261.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

ДЕТСКИЙ САД № 68 «РОМАШКА»

Образовательный проект

 «В мире профессий»

(Технологии формирования ценностного отношения к труду, навыков, необходимых для трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста)

Педагог высшей квалификационной категории

Панчук Наталья Николаевна

Нижневартовск 2022

Оглавление

1

Пояснительная записка

2

Цели и задачи, предполагаемые результаты проекта.

3

Содержание проекта

4

Механизм реализации

5

Ресурсное обеспечение: кадровое, материально-техническое,  

   финансовое.

6

Представление промежуточных и конечных результатов  

   деятельности участников проекта (обучающихся)

7

Список литературы

8

Приложения

    

Пояснительная записка

Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности.

Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт – критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность.

 Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.) Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей совместной трудовой деятельности.

Воспитание у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.

Т. А. Куликова, Г. С. Малунова, Л. И. Сайгушева отмечают, что с середины 90-х годов трудовая проблематика в теории дошкольного образования практически отсутствует.

Система дошкольного образования перешла на новый этап. Свидетельством тому является появление нового документа.

В свете современного федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования трудовая деятельность должна проходить в форме совместной деятельности взрослого и ребенка с учетом его желаний и потребностей, включенности воспитателя в деятельность наравне с детьми, добровольного присоединения детей к элементарной трудовой деятельности без психического и дисциплинарного принуждения.

Но воспитанию ценностного отношения к труду в совместной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста не уделяется должного внимания.

Исходя из теории и практики, сформулированы следующие противоречия:

  • между требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где трудовая деятельность должна проходить в форме совместной деятельности и недостаточной реализации в педагогической практике;
  • между необходимостью трудового воспитания дошкольников и наличием системного подхода в работе  воспитателей детского сада;
  • между необходимостью формирования ценностного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста и недостаточной организацией совместных видов деятельности дошкольников с воспитателем;
  • между необходимостью трудового воспитания дошкольников и формальным подходом в практике дошкольных образовательных организаций к организации совместной трудовой деятельности.

Из этих противоречий, можно выделить проблему: определение технологии формирования ценностного отношения к труду, навыков, необходимых для трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста.  

Цель: привить  детям старшего дошкольного возраста ценностное отношение к труду, а также навыки необходимые для трудовой деятельности.

Задачи:

  1. Формировать отчетливое представление о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда.
  2. Воспитывать уважение и благодарность к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом материальные и культурные ценности.
  3. Расширять диапазон обязанностей  в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому,  ручному  труду и конструированию, труду в природе. Развивать самостоятельность, ценностное отношение к собственному труду и его результатам.
  4. Способствовать осознанию того, что в основе достойной жизни, благополучия человека лежит труд.
  5. Формировать основы экономического образа мышления, разумное ограничение детских желаний на основе реального осознания материальных возможностей родителей.
  6. Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление принять участие в трудовой деятельности взрослых, оказать посильную помощь, проявить заботу.
  7. Способствовать развитию творческих способностей, формированию основ культуры организации свободного времени, досуга, удовлетворяющего половозрелые интересы девочек и мальчиков.

Предполагаемые результаты:

1.Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов трудовой деятельности взрослых и отражению этих представлений в изобразительной и сюжетно-ролевой деятельности.

2. Поведение ребенка свидетельствует о формирующемся ценностном отношении к предметному миру, как результату труда взрослых, бережливости; желание принимать участие в трудовой деятельности взрослых, оказывать посильную помощь.

3. Успешно использует представления о трудовых процессах взрослых для организации собственной трудовой деятельности. Самостоятелен в самообслуживание; охотно учувствует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к помощи взрослы.

4. У ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия  жизни человека; формируются устойчивый познавательный интерес к миру профессий и способность самостоятельно приобретать знания о труде взрослых из разных источников.

5. Поведение ребенка свидетельствует о готовности к решению практических задач в сфере социально-экономических отношений и потребления.

6. Привычкой стал для ребенка посильный повседневный труд; он инициативен, проявляет ответственность и доброжелательность, хороший организатор и помощник. Труд ребенка результативен, основан на самоконтроле.

7. Охотно отражает представления о мире предметов и труда взрослых в разных видах своей деятельности (сюжетно-ролевая игра, рисунки, конструирование). Четко дифференцирует личные качества и поведение литературных героев и реальных людей как щедрое, бережливое или скупое, способен аргументировать свои суждения.

Содержание проекта

Реализация проекта осуществляется по трем направлениям: работа с детьми, работа с воспитателями, работа с родителями.

Работа с детьми.

Обучение проходит опосредованно, в процессе совместной деятельности с детьми, преимущественно в игровых, интегрированных формах образовательной деятельности.

Учебный план

Группа

    Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

Старший дошкольный возраст

1

4

28

Учебно-тематический план для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет



Тема

Кол-во час

1

Чего не знал Почемучкин?

1

2

Достижениячеловечества.

1

3

Осенниймарафон.

1

4

Правила пользования электрическими приборами.

1

5

Профессии наших родителей.

1

6

Мы помогаем малышам

1

7

Ремонт книги

1

8

Чебурашка готовит винегрет.

1

9

Учимся пришивать пуговицы

1

10

Заготовка корма для птиц

1

11

Труд повара

1

12

Экскурсия внутри детского сада

1

13

Создание альбома о профессиях в детском саду

1

14

Знакомство с графической моделью «Лесенка»

1

15

Труд после еды и занятий

1

16

Приготовим бутерброды

1

17

Мы дежурные

1

18

Мастерская Деда Мороза

1

19

Лень да Отеть

1

20

Инсценировка басни «Стрекоза и муровей»

1

21

Мы дежурим в уголке природы

1

22

Работа с календарем природы

1

23

Мытье предметов в игровом уголке «Парикмахерская»

1

24

Подкормка птиц

1

25

Посев семян на рассаду

1

26

Сбор листьев после осеннего листопада

27

Субботник «Трудовой десант»

1

28

Викторина «Что мы знаем о труде»

1

Всего

28

Учебно-тематический план для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет



Тема

Кол-во час

1

Очистка грядок от засохших цветов. Перекопкагазонов.

1

2

Труд строителя

1

3

У меня зазвонил телефон

1

4

Мосты

1

5

Порядок в игровом уголке

1

6

Мы дежурим

1

7

Мамина профессия

1

8

Работа на участке

1

9

Помощь няне

1

10

Приготовим винегрет

1

11

Уборка снега (помощь дворнику)

1

12

Протирание шкафчиков для полотенец

1

13

Первое знакомство с У-2

1

14

Подкормка птиц

1

15

Стирка кукольного белья

1

16

Кладовая материалов

1

17

«Мы помощники» труд на участке детского сада

1

18

Посев семян на рассаду

1

19

Склад инструментов

1

20

Изготовление снежного городка

1

21

Мытье игрушек

1

22

Как научиться чертить чертеж

1

23

Профессии моих родителей

1

24

Покорение космоса человеком

1

25

Профессии

1

26

Путешествие на планету роботов

27-

28

Познавательный проект «Почему нужно ценить труд?»

2

Всего

28

Перспективный план работы по теме «В мире профессий» см. в Приложении.

Содержание образовательной работы полностью отвечает требованиям ФГОС ДО, так как реализует задачи такой образовательной области, как: «Познавательное развитие». Познавательное развитие красной линией проходит через всю работу по данному проекту, т.к. при обучении по любой теме ставится задачи формирования познания и исследовательской деятельности.

В структуре реализации проекта выделяется два раздела, отражающих основные направления деятельности по теме «В мире профессий»:

  • «Труд взрослых и рукотворный мир» - ориентирован на формирование  отчетливых представлений о роли разных видов производительного и обслуживающего труда, удовлетворяющих жизненные потребности человека в пище, одежде, жилище, образовании, медицинском обслуживании, отдыхе.
  • «Самообслуживание и детский труд» -ориентирован на развитие самостоятельности, инициативы, творчества, сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками, воспитание основ культуры потребления в процессе использование разнообразных материалов для датской продуктивной деятельности и художественного труда.

В ходе реализации проекта используются следующие формы, методы и приемы  работы с детьми:

  • тематическиезанятия;
  • прослушивание историй  (объяснение изучаемых понятий);
  • беседы;
  • чтение художественной литературы и заучивание пословиц и оговорок о труде.
  • интерактивныезадания:
  • сюжетно-ролевые и режиссерские игры
  • моделирование из трехмерных дидактических материалов;
  • проведение опытов и исследовательской деятельности,
  • игровые задания с настольным дидактическим материалом, карточками;
  • рассматривание иллюстраций, просмотр видеосюжетов с обсуждением и др.
  • проигрывание образовательных ситуаций;
  • использование модели трудового процесса «Лесенка»

Модель трудового процесса «Лесенка»

Используется для формирования обобщенного представления о структуре трудового процесса, связях и зависимостях между его  компонентами.D:\лесенка трудового процесса\slide_53.jpg

В модели представлено общее поступательное движение трудового процесса от замысла к результату.

Каждая ступенька лесенки обозначает соответствующий компонент трудового процесса в порядке их следования.

 Всего используется 5 ступней:

  • Цель
  • Материал
  • Инструменты
  • Трудовые действия
  • Результат

Вводить модель в работу с детьми можно с помощью игрового персонажа.

Используя игровой персонаж, педагог разыгрывает смешную ситуацию, когда невозможно понять что и как он делает.

Последовательное рассмотрение игровых ситуаций дает возможность детям осознать место каждого компонента в трудовом процессе и его значимость в достижении результата труда.

Модель позволяет наглядно увидеть эти зависимости.

Формы представления результатов:

  • презентация проекта на педагогическом совете ДОУ,
  • обобщение и распространение опыта по реализации проекта через Интернет-ресурсы, городские ресурсные методические центры, конкурсы педагогического мастерства,
  • проведение мастер-классов для педагогов и родителей,
  • участие воспитанников в конкурсах разного уровня.

Работа с воспитателями:

Работа с воспитателями предполагает:

  • проведение обучающих семинаров, мастер - классов по данному направлению;
  • методическая помощь по обучению самостоятельному созданию новых интерактивных заданий, игр.

Работа с родителями:

Взаимодействие с родителями предполагает:

  • проведение презентации по данному направлению для обучения и развития детей,
  • создание и реализация совместных мини-проектов, опытов, экспериментов,
  • работа родительского клуба «Встреча с интересными людьми».

4. Механизм реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

Сроки

Содержание деятельности

Ответственные лица, привлекаемые специалисты

Карта достижений педагога

Подготовительный

2020 год

Изучениеметодической литературы по ознакомлению детей с трудом взрослых,  организации экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду

Зам.зав. по ВМР, воспитатель

Участие в мастер-классе по использованию интерактивных игр по формированию представлений у детей о труде.

Обеспечение повышения квалификации по вопросам использования ИКТ-технологий в образовательной деятельности ДОУ

Заведующий ДОУ

КПК по теме: «Формирование и развитие интеллектуально-компетентной программы профессионального роста педагога в условиях внедрения ФГОС ДО».

Созданиеусловий для реализации проекта: создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ;

разработка перспективных планов образовательной работы с детьми старшего возраста

Методист, зам.зав. по АХР, воспитатель

Разработан перспективный  план работы по данной теме, рекомендации по проектированию пространственной предметно-развивающей среды ДОУ.

Разработка показателей и критериев оценки эффективности реализации проекта

Методист, воспитатель

Разработаны показатели и критерии оценки эффективности реализации проекта.

Основной

2020-2021 год

Непосредственная реализация содержания перспективного плана образовательной деятельности с детьми с интеграцией образовательной системы по формированию представлений о космосе

Методист, воспитатель

Разработана программа дополнительной услуги на платной основе «??????».

Совместные мероприятия с семьями воспитанников

Методист, воспитатель

Проведены «Встречи с интересными людьми», мастер-класс «Умелые ручки».

Изготовлены макеты, пособия для сюжетно-ролевых игр.

Мероприятия с педагогами по освоению технологии работы с моделью трудового процесса «Лесенкой».

Методист, воспитатель

Проведен семинар-практикум «Использование моделирования при ознакомлении детей с трудом взрослого ».

Участие воспитанников в конкурсах разного уровня

Методист, воспитатель

Охват воспитанников в конкурсах различного уровня:

96%, из них победители и призеры – 84%.

Заключительный

2022 год

Мониторинг результатов реализации хода проекта (проведение педагогической диагностики), анализ, коррекция (при необходимости)

Методист, воспитатель

Промежуточные результаты педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста:

высокий уровень – 78%,

средний уровень – 22%,

низкий уровень – 0%.

Обобщение и распространение опыта по реализации проекта  (презентация проекта на педагогическом совете ДОУ, Интернет-ресурсы)

Зам.зав. по ВМР, воспитатель

Публикация «Развитие представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста», 2020г.

Участие воспитанников в конкурсах интеллектуальной и познавательной направленности по теме проекта

Методист, воспитатель

Городской конкурс «Безопасный труд».

5. Ресурсное обеспечение

        Организационное обеспечение:

    Проект рассчитан  на два учебных года и охватывает детей старшего  дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Реализация проекта осуществляется в совместной  образовательной деятельности 1 раз в неделю (всего 28 занятий).  Обучение происходит опосредованно, в интегрированных формах образовательной деятельности.  

Для реализации Проекта необходимо следующее кадровое обеспечение:

Административное сопровождение

Заведующий ДОУ

обеспечение условий работы педагогов, выделение необходимых материальных ресурсов на реализацию проекта, взаимодействие с участниками реализуемого проекта, организация и планирование деятельности

Методическое сопровождение

Методист

единство подходов и целей в работе с педагогами, участие в проведении просветительской деятельности

Психологическое сопровождение

Педагог-психолог

психопросвещение, психопрофилактика, консультативная деятельность

Педагогическое сопровождение

Воспитатели

Родители

участие в реализации проекта

участие жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения, доверительной отношение с участниками реализуемого проекта.

Для реализации Проекта необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

Нормативно-справочная, учебная литература

Дошкольная педагогика и психология

Возрастная психология

Детская художественная литература о труде

Детская энциклопедия «Мир профессий»

Методический комплект программы «Детство»

6. Промежуточные и конечные результаты деятельности

Мониторинг. (Крухлет М.В., Бабенко С. В.)

Диагностика трудовой деятельность проводится с использованием следующих методов:

1.        Наблюдение за детьми в НОД и в самостоятельной деятельности.

2.        Беседы на запланированные темы. При беседах обращаем внимание на сколько ребенок в ней заинтересован, проявляет ли интерес, высказывает свои мнения, делает умозаключения.

3.        Поручения разного характера, связанные с проявлением трудовых навыков; (Дежурство, работа на участке, помощь взрослым и т.д.)

4.        Игровые проблемные ситуации.

5.        Игровые тестовые задания

Эффективность реализации проекта определяется результатами, полученными в ходе проведения педагогической диагностики, сравнении результатов выполнения диагностических заданий до и после реализации содержания проекта.

Список литературы

1. Крулехт М.В. Крулехт А.А.  Образовательная область «Труд». Как работать о программе «Детство»: учебно-методическое пособие/науч.ред. А.Г. Гогоберидзе. –СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012

2. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: «Детство-Пресс», 2002

3.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Профессии. – М.: Издательство «Ювента», 2001.

4. Бабенко С.В.Анализ, диагностика и планирование трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Приложение 1

Календарное планирование в группах старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности для детей 6-го года жизни

Неделя

Вид деятельности

Содержание

1

Образовательная ситуация «Труд взрослых и рукотворный мир»

«Чего не знал Почемучкин?»

Цель: Развивать познавательный интерес детей к современной бытовой технике. Уточнить правила техники безопасности при работе с нагревательными приборами. Побуждать детей приходить друзьям на помощь в трудных ситуациях.

Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр. 119

2

Беседа о бытовых приборах

«Достижения человечества»

Цель:Ознакомление с устройством и правилами обращения с бытовыми приорами, формирование умений свободно обращаться с ними, чтобы они не стаи опасными и не нанесли вред здоровью.

Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир стр.49

3

Трудовые традиции

«Осенний марафон»

Цель: формировать у детей желание трудиться, воспитывать чувство коллективизма, умение работать на благо окружающим. Ввести субботники в традицию.

4

Просмотр обучающей презентации

«Правила пользования электрическими приборами»

Цель: Закрепить представления детей о безопасном использовании электрических приборов при трудовых действиях..

5

Образовательная ситуация «Труд взрослых и рукотворный мир»

«Профессии наших родителей»

Цель: Развивать интерес детей к миру взрослых. Расширять детские представления о многообразии профессий. Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним. Способствовать развитию умения вести диалог с незнакомыми взрослыми людьми.

Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр. 121

6

Труд на участке

Мы помогаем малышам.

Цель: учить детей действовать по просьбе взрослых. Понимать значение своего труда для других. Воспитывать заботливое отношение к младшим товарищам.

7

Хозяйственно бытовой труд

Ремонт книг.

Цель:организовать ремонт книг. Приучать детей помогать взрослому в ремонте книг. Воспитывать бережное отношение к книгам.

8

Образовательная ситуация

«Чебурашка готовит винегрет»

Закрепление умения работать  с лесенкой трудового процесса.

Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир стр.83

9

Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд»

«Учимся пришивать пуговицы»

Цель: Учить детей пришивать пуговицы, выбирая их по размеру петли и цвету ткани. Развивать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Воспитывать стремление к аккуратности, опрятности внешнего вида.

Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.122

10

Труд на участке

Заготовка корма для зимующих птиц.

Цель:учить детей совместно трудиться; заготавливать корм для птиц (ягоды рябины). Воспитывать заботливое отношение к птицам. Формировать умение договариваться, помогать друг другу.

11

Моделирование Использование вариативной модели трудового процесса «Лесенка»

«Труд повара»

Цель: упражнять детей в установлении функциональных связей между компонентами трудаи успехом.

Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир стр.88

12

Экскурсия внутри детского сада

Цель: продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Выстраивать диалог с взрослым, труд которого наблюдается.

13

Продуктивная деятельность

Создание альбома о профессиях в детском саду

Цель: закрепить полученные на экскурсии знания о труде работников детского сада. Учить делать выводы, классифицировать предметы помощники.

14

Моделирование

Знакомство с графической моделью «Лесенка»

Цель: продолжать знакомит детей с трудом взрослых, обобщать знания детей о профессиях при проведении беседы.

Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир стр.90

15

Хозяйственно бытовой труд

Труд после еды и занятий.

Цель:продолжать учить дежурных подметать пол после приёма пищи и занятий по аппликации. Воспитывать ответственность за порученное дело.

16

Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд»

«Приготовим бутерброды»

Цель: Учить детей делать бутерброды из нарезанных взрослыми продуктов, действуя о схеме – алгоритму действия. Развивать умение читать рецепт приготовления бутерброда по технологической карте. Воспитывать понимание необходимости соблюдения правил поведения на кухне в процессе приготовления пищи.

Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.123

17

Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд»

«Мы - дежурные»

Цель:Уточнить правила и обязанности дежурных, мотивировать необходимость усложнения  содержания их деятельности в старшей группе. Вызвать желание добросовестно и ответственно относиться к работе, пользуясь справочной информацией на стенде «Наше джурство».

Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.123

18

Трудовые традиции

«Мастерская Деда Мороза»

Цель: Воспитывать у детей желание трудиться, создавая поздравительные открытки к празднику.

19

Чтение художественной литературы

«Лень да Отеть»

Цель:воспитывать в детях грамотного слушателя.  Учить находить в произведении главную мысль, делать выводы о прочитанном. Формировать желание трудиться и понимать, что лень портит человека.

20

Инсценировка сказки

Любое произведение на выбор педагога

Цель: с помощью инсценировки закрепить основные представления о трудолюбии и лени.

21

Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд»

«Мы дежурим в уголке природы»

Цель: Мотивировать необходимость и познакомить с правилами и обязанностями дежурных по уголку природы. Вызвать эмоциональный отклик, желание и ответственность заботится о живых обитателях уголка природы.  

Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.125

22

Труд в уголке природы

Работа с календарём природы.

Цель: Какие карточки-схемы поставили в календарь природы, что они обозначают  и/упр. – «Я покажу, а ты расскажи»

23

Хозяйственно бытовой труд

Мытьё предметов в игровом уголке «Парикмахерская»

Цель:продолжать формировать у детей практические действия. Продолжать учить детей взаимодействовать со сверстниками в процессе труда. Воспитывать желание трудиться.

24

Труд на участке

Подкормка птиц.

Цель:В ненастные дни продолжать подкормку птиц. Воспитывать любовь и уважение к пернатым.

25

Труд в уголке природы

Посев семян

Цель:посеять семена укропа и петрушки в огород. Воспитывать желание выращивать зелень для употребления в пищу.

26

Труд на участке

Сбор листьев.

Цель:продолжать учить детей работать граблями в коллективе. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь.

27

Трудовые традиции

«Трудовой десант»

Цель: закрепить умение трудиться на благо обществу. Следить за чистотой своего участка. Работать коллективно, помогать своим друзьям

28

Викторина

«Что мы знаем о труде»

Цель:закрепить у детей полученные за год знания. Воспитывать ценностное отношение к труду, желание трудиться. Поощрять трудолюбие

Календарное планирование в группах старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности для детей 7-го года жизни

Неделя

Вид деятельности

Содержание

1

Труд на участке

Очистка грядок от засохших цветов. Перекопка газонов

Цель: формировать трудовые умения, навыки коллективной работы

2

Моделирование

Знакомство с графической моделью «Леснки»

«Труд строителя»

Цель:продолжать знакомит детей с трудом взрослых, обобщать знания детей о профессиях при проведении беседы Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир стр.88

3

Образовательная ситуация «Труд взрослых и рукотворный мир»

«У меня зазвонил телефон».

Цель: Уточнит и систематизировать детские представления о телефоне как одном из средств связи.  Познакомить с истерией возникновения и его современными возможностями. Способствовать умению участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, высказывать суждения, выслушивать собеседников. Воспитывать  любознательность, интерес к миру современной технике.

Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр. 135

4

Образовательная ситуация «Труд взрослых и рукотворный мир»

«Мосты»

Цель: Уточнить представление о назначении и удивительной красоте городской набережной и мостов. Подвести к пониманию того что мосты и набережная необходимы городу, они не позволяют размывать берега: ограды оберегают людей и транспорт от падения в воду. К спускам причаливают суда, мосты связывают берега рек. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, желание любить и беречь свой город.

Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.137

5

Хозяйственно бытовой труд

Наведём порядок в игровых уголках

Цель: приучать детей следить за порядком в игровых уголках; учить убирать игрушки на место; формировать самостоятельность в наведении порядка; воспитать положительное отношение к трудовой деятельности

6

Беседа

Мы дежурим

Цель: уточнить обязанности дежурных. Воспитать ответственность за порученное дело.

7

Образовательная ситуация «Труд взрослых и рукотворный мир»

«Мамина профессия»

Цель: Формировать обобщенное представление о том. Где и кем работают матери воспитанников, в чем ценность их труда. Вызвать теплые чувства к женщинам, которые лечат, учат, продают и т.д.

Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.140

8

Труд на участке

Работа на участке.

Цель:предложить детям подмести веранду и участок. Воспитывать желание работать в коллективе; увидеть результат своего труда.

9

Хозяйственно-бытовой труд

Помощь помощнику воспитателя.

Цель:поручить детям, протереть стулья влажной губкой. Воспитывать желание трудиться в коллективе.

10

Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд»

«Приготовим винегрет»

Цель:Учить детей готовить винегрет из отваренных взрослым овощей, действуя о схеме – алгоритму действий. Развивать умение «читать» рецепт приготовления блюда о технологической карте. Воспитывать понимание необходимости соблюдения правил поведения во время приготовления пищи.

Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр141

11

Труд на участке

Оказание помощи дворнику в уборке снега.

Цель:воспитывать желание помочь окружающим; закрепить навыки труда.

12

Хозяйственно-бытовой труд

Протирание шкафов для полотенец.

Цель:закрепить умение планировать коллективную деятельность; распределять между собой обязанности. Воспитывать уважение к результату труда.

13

Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд»

«Первое знакомство с У-2»

Цель: вызвать интерес мальчиков к содержательной досуговой деятельности по конструированию из бросового материала.

Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.142

14

Труд на участке

Вынесение кормушек на участок для подкормки птиц.

Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам; практические навыки ухода. Закрепить знания об образе жизниптиц зимой.

15

Хозяйственно-бытовой труд

Стирка кукольного белья.

Цель: познакомить со свойствами воды и мыла. Учить детей пользоваться схемой стирки кукольного белья. Воспитывать желание трудиться.

16

Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд»

«Кладовая материалов»

Цель:развивать познавательную активность детей через включение в занимательные опыты и простейшие эксперименты. Уточнить детские представления о качествах и свойствах  пластмассы, используемых в пластиковых бутылках. Помочь составить технологическую карту с описанием свойств, важных для конструирования, с помощью условных обозначений. Определить правила хранения бросового материала в кладовой.

Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.144

17

Труд на участке детского сада.

Мы помощники

Цель:учить детей работать, лопатой очищая от снега участок. Воспитывать желание помогать взрослым, бережное отношение к инвентарю.

18

Труд в уголке природы

Посев семян помидоров для выращивания рассады. Л. Г. Горькова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Стр. 95 №2

Цель: уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение; продолжать учить детей приёмам посева семян; развивать желание самим выращивать растения из семян.

19

Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд»

«Склад инструментов»

Цель: Уточнить представления об инструментах, хранящихся в мини мастерской, ввести правила обращения с ними. Развивать познавательные интересы, познакомить с историей изобретения некоторых инструментов, их классификацией.

Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.146

20

Труд на участке

Изготовление снежных построек на участке.

Цель:учить детей совместному труду на участке. Закреплять у детей навыки работы с лопатой. Воспитывать умение радоваться после завершения успешно сделанной работы.

21

Хозяйственно-бытовой труд

Мытьё игрушек.

Цель: закрепить умение пользоваться схемой. Формировать навыки совместного труда 9умение договариваться, помогать друг другу. Воспитывать желание трудиться.

22

Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд»

« Как научиться читать чертеж»

Цель: Закрепить способ использования предметно-схематической модели «лесенка» ля конструирования из бросового материала. Познакомить с условными обозначениями на технологических картах, изображающих алгоритм конструирования. Развивать находчивость, сообразительность,  умение читать готовый чертеж, составлять технологическую карту из готовых картинок.

Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр.148

23

Виртуальная экскурсия

«Профессии моих родителей»

Цель: закрепить знания детей о профессиях своих родителей. Уметь выделять ценность труда той или иной профессии, понимать ответственность

24

Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд»

«Покорение космоса человеком»

Цель: Развивать любознательность, познавательный интерес, стремление обращаться к книге как к источнику знаний. Познакомить с доступными дошкольникам  знаниями об истории покорения космоса человеком.

Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр 150

25

Создание дидактической игры по типу лото

«Профессии»

Цель:закреплятьумение выделять значимые признаки тех или иных профессий, находить предметы помощники.

26

Образовательная ситуация «Самообслуживание и детский труд»

«Путешествие на планету роботов»

Цель: Обогатить эмоциональную жизнь детей чрез включение в досуг режиссерской игры с поделками из бросового материала. Развивать умение принимать замысел, находя значимые обоснования для конструирования новых поделок.

Крухлет М.В. «Образовательная область Труд» стр155

27-28

Проектная деятельность

«Почему нужно ценить труд»

Цель:Формировать  у детей ценностное отношение к труду, навыков, необходимых для трудовой деятельности детей

Приложение 2

Мониторинг. (Крухлет М.В., Бабенко С. В.)

Диагностика трудовой деятельность проводится с использованием следующих методов:

  1. Наблюдение за детьми в НОД и в самостоятельной деятельности.
  2. Беседы на запланированные темы. При беседах обращаем внимание на сколько ребенок в ней заинтересован, проявляет ли интерес, высказывает свои мнения, делает умозаключения.
  3. Поручения разного характера, связанные с проявлением трудовых навыков; (Дежурство, работа на участке, помощь взрослым и т.д.)
  4. Игровые проблемные ситуации.
  5. Игровые тестовые задания

Диагностика трудовой деятельности. Старшая группа

Критерии оценки уровня:

Низкий-1балл: несоблюдает последовательность в одевании и раздевании, не складывает и не убирает одежду, не умеет приводит ее в порядок, сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью, забываетумывается по мере необходимости. Отказывается  выполнять обязанности дежурного по столовой, забывает как правильно сервируется стол, не любит выполнять поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы        не доводит  начатое  дело  до  конца, отказывается поддерживать  порядок  в  группе  и  на участке детского сада,        не умеет  оценивать результат своей работыБезразличен не испытывает  удовольствие в процессе выполнения интересной  и полезной для других деятельности не владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов. Не может объяснить значимость труда взрослых, не испытывает чувство благодарности к людям за их труд.        Не бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Средний-2балла:редко соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду только после напоминания, не охотно приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью.Не охотновыполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол только после напоминания,        доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе  и  на участке детского сада. Затрудняется оценить результат своей работыиспытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.        Не достаточно владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов Затрудняетсяопределить  значимости труда взрослых, забывает благодарить  людей за их труд, редко бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Высокий-3балла:соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью, умывается по мере необходимости.        Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол,выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы        доводит начатое  дело  до  конца,поддерживает  порядок  в  группе  и  на участке детского сада.        Может оценить результат своей работы        испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.        Владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов.        Имеет представление о значимости трудавзрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд.        Бережно относится к тому, что сделано руками человека

Баллы:

Низкий-0-9

Средний-10-19

Высокий-20-27

Старшаягруппа

Ф.И. ребенка

Развитие трудовой деятельности

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизникаждого человека

Итого

баллы

уровень

соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью

самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости

самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол,выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы

доводит  начатое  дело  до  конца,поддерживает  порядок  в  группе  и  на участке детского сада

может оценить результат своей работы

испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности

владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов

имеет представление о значимости трудавзрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд

бережно относится к тому, что сделано руками человека

1

Диагностика трудовой деятельности.  Подготовительная группа.

Критерии оценки уровня:

Низкий-1балл: не умеет ухаживать за одеждой, устранять непорядок в своем внешнем виде. Не любит  планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр. Безответственно выполняет обязанности дежурного. С неохотой создает игрушки из природного, бросового материала, из бумаги, не доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада        только по напоминанию. Затрудняется оценивает результат своей работы, не         испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности, безразличен к результатам коллективного труда.Не владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов.Не имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села). Не имеет представление о значимости труда взрослых, Не благодарит людей за их труд.        Не бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Средний-2балла: после напоминания ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде. С трудом получается планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр. Под контролем взрослого выполняет обязанности дежурного. С помощью взрослого создает игрушки из природного, бросового материала, из бумаги по напоминанию доводит начатое дело до конца, не охотно поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.С помощью взрослого может ценить результат своей работы. Испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.Нейтрально относится к результатам коллективного труда. Частично         владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов        имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села).        При напоминании взрослого высказывается о значимости труда взрослых, не всегда испытывает чувство благодарности к людям за их труд.        Не всегда бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Высокий-3балла:самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде. Умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр. Ответственно выполняет обязанности дежурного. умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги        старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада        оценивает результат своей работы        испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности        радуется результатам коллективного труда        владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов        имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села)        имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд        бережно относится к тому, что сделано руками человека

Баллы:

Низкий-0-11

Средний-12-24

Высокий-25-36

Подготовительная группа.

Ф.И. ребенка

Развитие трудовой деятельности

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизникаждого человека

Итого

баллы

уровень

самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде

умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр

ответственно выполняет обязанности дежурного

умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги

старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада

оценивает результат своей работы

испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности

радуется результатам коллективного труда

владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов

имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села)

имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд

бережно относится к тому, что сделано руками человека

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ребенок в мире профессий. Знакомство с профессиями родителей"

Проект представляет работу по ранней профориентации в детском саду. Особенности работы в условиях сельского детского сада....

Проект Первооткрыватели "В мире профессий"

Цель: систематизировать, обобщить и дополнить представления детей о профессиях, в частности о профессиях связанных с космосом.Задачи:- Вызвать интерес к профессиональной деятельности взрослых.- Сформи...

Проект "Малыши в мире профессий"

В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями взрослых ближа...

Проект "Дошкольник в мире профессий"

Проект по ранней профориентации детей в детском саду...

Презентация к годовому проекту "Путешествие по миру профессий".

Актуальность данного опыта обусловлена педагогической значимостью интерактивных методов обучения, а также необходимостью всестороннего изучения и применения их на практике для развития познавательной ...

Проект «Ребенок в мире профессий. Знакомство с банковским делом»

В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора...

Проект по ознакомлению с миром профессий в старшей группе "Профессий много в мире есть"

Проект «Профессий много в мире есть» Цель: развитие интереса к различным профессиям, а так же расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых дейст...