Проект "Дошкольник в мире профессий"
проект (подготовительная группа)
Проект по ранней профориентации детей в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnik_v_mire_professiy.docx | 50.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
https://sites.google.com/site/vneklassa/48/ped
Дошкольник в мире профессий
Секция. Проектно-исследовательская и экспериментальная деятельность
Абдуллина Гузелия Ильдаровна,
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Высокогорский детский сад «Солнышко»
Высокогорского муниципального района РТ»
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве. Главная цель допрофессионального самоопределения задаётся взрослым и заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребёнка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития. В дошкольном возрасте формируется определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй. Если профессиональное самоопределение можно упрощённо представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути. Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана:
- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно. Основными направлениями ранней ориентации профессиональной в дошкольном учреждении являются:
- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий). Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации. На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключается в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребёнка с учётом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя комплекс мер работы с родителями, которые направлены на приобщение к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей. В данном проекте профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации будет рассматриваться в аспекте решения задачи формирования первичных профессиональных представлений у старших дошкольников.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов родители ребенка задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий может осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассмотреть как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Многие дети имеют недостаточное представление о работе своих родителей, по окончании школы дети затрудняются, так как мало знают о специфике той или иной профессии. В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития личности ребенка приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщает его к ценностям, развитию его познавательных способностей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование ранней профориентации детей 6-7 лет посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности; сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- формировать реалистические представления о труде людей;
- помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии;
- формировать способность самостоятельно подводить их, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаний;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
- развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности;
- способствовать обогащению детско-родительских отношений;
- вовлекать родителей воспитанников в совместную с детьми и педагогами познавательно-творческую деятельность;
- обогащать опыт общения сверстников друг с другом;
- воспитывать гордость и уважение к труду родителей, к труду других взрослых
- пробудить интерес к предлагаемой деятельности.
НОВИЗНА ПРОЕКТА: ранняя профориентация детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для воспитанников:
- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Для родителей:
- Расширение знаний родителей о ранней профориентации детей дошкольного возраста;
- Активное включение в совместные с детьми мероприятия познавательного характера.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников
Вид проекта: практико-ориентированный
Тип проекта: долгосрочный
Сроки реализации проекта: 01.09.2020-31.05.2021
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I этап – подготовительный:
- изучение материала по теме проекта;
подбор методического материала, необходимого для реализации проекта; - подбор дидактических, настольно-печатных игр для познавательной и двигательно-активной деятельности воспитанников, атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
- введение детей в проблематику данного проекта. (Каждое утро ваши родители приводят вас в детский сад, а сами уходят! Куда они уходят? Зачем?);
- выявление знаний воспитанников о трудовой деятельности их родителей, названии профессий;
- вовлечение родителей в совместную работу над проектом, а также информирование о задачах и содержании проекта;
- использование новых форм взаимодействия с семьями воспитанников и внедрение в воспитательный процесс;
- обогащение предметно-развивающей среды.
II этап – основной (познавательно-творческий)
Социально-коммуникативное развитие:
Создание мастерских: «Спасательная служба», «Фермерское хозяйство», «Книгоиздательство», «Маленький экономист», «Банкомат», «Модельер».
Театрализованные игры: «Профессии людей», «Кошкин дом», миниатюры «Мы в профессии играем: «01», «02», «03» всегда на страже» (пожарник, милиционер, доктор, драматизация отрывков художественных произведений).
Просмотр слайд-шоу и мультимедийных презентаций, развивающих видеороликов, советских мультфильмов, сериалов о профессиях: «Знакомство дошкольников с миром профессий», «Профессии в стихах», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем быть?», «Мы такие мастера», «Играй моя дудочка», «Сказка о прекрасном докторе», «Навигатум: в мире профессий».
Рассказы детей из личного опыта: «На приеме у врача», «Экскурсия на работу мамы».
Обсуждение проблемных ситуаций: «Письмо из города профессий», «Что делать, если заболела няня?», «Что будет, если врач перестанет лечить людей, строитель перестанет строить дома, а учитель учить детей?», «Как утешить плачущего ребенка?».
Виртуальная экскурсия: «Мир профессий».
Составление алгоритмов, описательных рассказов с опорой на схему: «Расскажи-ка о профессии!»
Заседание бизнес-клуба: «Маленький бизнесмен», «Аукцион экономических идей».
Создание семейного вернисажа с родителями: «Профессии моих родителей», «У мамы на работе».
Совместная трудовая деятельность с родителями: Акции «Посади дерево», «Наша клумба», «Каждому скворцу по дворцу», «Огород на окне», «Кормушки для воробушки», «Каждой птице свой дом», «День добрых дел».
Совместные экскурсии и походы с родителями: «Рабочие места родителей», «Дни открытых дверей».
Художественно-эстетическое развитие:
Изготовление поздравлений: «С профессиональным праздником, родители».
Создание фотоколлажа с родителями: «Опасные профессии».
Изготовление лэпбуков: «Мир профессий».
Рисование: «Кем я стану, когда вырасту», «Профессии моих родителей», «Профессии будущего», «Весёлый аниматор», «Украсим наши домики», «Поможем шофёру».
Лепка: «Кондитер», «Пирожное для куклы», «В гостях у повара».
Аппликация: с элементами рисования «Машины нашего города», «Орудие труда», «Дизайнер», «Изготовление конвертов», «Повар готовит компот».
Музыка: разучивание песен «Песенка про сапожника», «Марш пожарных», «Кем стать».
Прослушивание и просмотр музыкальных клипов: «Солдат своей страны», «Навстречу звезде».
Речевое развитие:
Составление рассказов от первого лица: «Кем я стану, когда вырасту?», «Хлеб – всему голова».
Беседы о новых профессиях: «Кто такой аниматор, флорист, дизайнер, маркетолог, экономист, банкир?»
Чтение художественной литературы с целью закрепления названий профессий в устной речи: В. Маяковский «Кем быть?», М. Познанская «Пойдем на работу», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла», С. Маршак «Откуда стол пришел», «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Б. Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар», Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял», С. Михалков «Дядя Степа».
Родительские вечера: «Профессии моих родителей» (с целью уточнить и узнать род деятельности и место работы родителей, рассказать об орудиях труда, инструментах, и какими качествами должен обладать представители той или иной профессии).
Акции: «Детский сад на час»
Литературные вечера (совместно с родителями): «Особенности и разнообразие профессий, презентация костюмов и атрибутов».
Познавательное развитие:
Дидактические, словесные игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Писатель», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает? », «Кому что надо», «Петрушка идет трудиться», «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал … », «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
Настольные игры: «Все профессии важны», «Профессии», «Кому нужны инструменты» «Наша улица». «Профессии», «Кем быть»;
Интерактивные игры: «Угадай профессию», «Кому, что надо для работы?»
Конструирование: проектирование нового бизнес центра, цех мебельной фабрики.
Акция «полочка умных книг» (совместная деятельность с родителями, пополнение центра «книгоиздательство» энциклопедиями, справочниками, журналами и наглядными пособиями о профессиях).
Физическое развитие:
Вечер досуга с родителями: «Праздник профессий»
Подвижные игры: «Тише едешь, дальше будешь», «Такси», «Выбей из круга», «Самолёты, «Море волнуется», «Иголка, нитка, узелок», «Лесник и ёлочка».
III – этап – заключительный
Итоговое мероприятие: фестиваль юных чтецов «Карусель профессий» совместно с родителями (с целью создания праздничной атмосферы, рассказы об особенностях и о пользе профессий, инсценировка сочинённых родителями поэтических произведений, проведение игры «Назови профессию в рифму», исполнение танца «Марш пожарных», презентация костюмов и форм представителей профессий вместе с родителями ).
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Сроки проведения | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
Сентябрь, Организационный этап | Изучение материала по теме проекта; -подбор методического материала, необходимого для реализации проекта; -подбор дидактических, настольно-печатных игр для познавательной и двигательно-активной деятельности воспитанников, атрибутов для сюжетно-ролевых игр; -введение детей в проблематику данного проекта. (Каждое утро ваши родители приводят вас в детский сад, а сами уходят! Куда они уходят? Зачем?); -выявление знаний воспитанников о трудовой деятельности их родителей, названии профессий. | -вовлечение родителей в совместную работу над проектом, а также информирование о задачах и содержании проекта; - использование новых форм взаимодействия с семьями воспитанников и внедрение в воспитательный процесс; -обогащение предметно-развивающей среды. |
Октябрь, основной | Экскурсии-наблюдения: экскурсия по детскому саду (кабинет заведующего, прачечная, кухня, кабинет медицинского работника, кухня) | Экскурсии детей совместно с родителями по рабочим местам, проведение дней открытых дверей |
Ноябрь | Просмотр слайд-шоу и мультимедийных презентаций, развивающих видеороликов, советских мультфильмов, сериалов о профессиях: «Знакомство дошкольников с миром профессий», «Профессии в стихах», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем быть?», «Мы такие мастера», «Играй моя дудочка», «Сказка о прекрасном докторе», «Навигатум: в мире профессий» | Проведение родительского вечера: «Профессии моих родителей» Литературный вечер (совместно с родителями): «Особенности и разнообразие профессий, презентация костюмов и атрибутов». Акция «Детский сад на час» для родителей |
Декабрь | Организация дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, театрализованных представлений, интерактивных игр. | Акция «Полочка умных книг» (пополнение центра «книгоиздательство» справочниками, энциклопедиями, журналами и пособиями о профессиях) |
Январь | Проведение ОД по художественному творчеству: Рисование: «Кем я стану, когда вырасту», «Профессии моих родителей», «Профессии будущего», «Весёлый аниматор», «Украсим наши домики», «Поможем шофёру». Лепка: «Кондитер», «Пирожное для куклы», «В гостях у повара». Аппликация: с элементами рисования «Машины нашего города», «Орудие труда», «Дизайнер», «Изготовление конвертов», «Повар готовит компот». | Проведение открытой образовательной деятельности с участием родителей по художественному творчеству «Наш дом» (аппликация с элементами рисования) |
Февраль | Изготовление поздравлений: «С профессиональным праздником, родители» | Проведение акции «Кормушки для воробушки», «День добрых дел», изготовление коллекции «Профессии моих родителей» |
Март | Создание мастерских: «Спасательная служба», «Фермерское хозяйство», Заседание бизнес-клуба: «Маленький бизнесмен», «Аукцион экономических идей». | Акции «Каждому скворцу по дворцу», «Каждой птице свой дом», «Огород на окне» |
Апрель | Создание центра «Книгоиздательство», Проектирование нового бизнес- центра, цех мебельной фабрики. | Создание семейного вернисажа, фотоколлажа «Профессии моих родителей», акция «наша клумба», досуговый вечер: «Праздник профессий» |
Май Заключительный этап, подведение итогов | Проведение итогового мероприятия: фестиваль юных чтецов «Карусель профессий», рассказы о профессиях, о пользе и об особенностях в костюмах, игра «Назови профессию в рифму», исполнение танца «марш пожарных», вручение дипломов, наград | Активное участие родителей на фестивале, инсценировка стихов, презентация костюмов вместе с родителями, создание праздничной атмосферы, награждение активных участников |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь ребенку сделать правильный выбор – непростая задача для педагогов и родителей. Использование новых игровых технологий поможет дошкольникам научиться быть инициативными в выборе интересующего вида деятельности, получит представление о мире профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Это поможет их успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносит радость и удовольствие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий. – М.: УЦ – Перспектива, 2008, 248 с.
- Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. Методическое пособие. – М.: ТЦ – Сфера, 2011, 80с.
- Белая К.Ю. , Теселкина Н.В. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ – Сфера, 2012, 128с.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. – М, 2012.
- Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? Издательство «Гном», 2018.
- Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. – М, 2013.
- Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. – М, 2013.
- Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – М.: 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство дошкольников с миром профессий в контексте личностного развития.
Представлена чёткая система работы по ознакомлению дошкольников с миром профессионального труда. Формы и приёмы изучения различных профессий в сочетании с развитием психических свойств (внимание, памя...
Консультация для педагогов "Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения"
Консультация...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...
Методические рекомендации педагогам «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения»
Методические рекомендации педагогам «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения» Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важн...
Консультация для педагогов «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения»
Консультация для педагогов «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения»...
Знакомим дошкольников с миром профессий
С использованием метода мнемотехники...
Сборник подвижных игр для дошкольников "В мире профессий"
В сборнике подобраны подвижные игры с детьми дошкольного возраста. Рекомендуется воспитателям, инструкторам, родителям для закрепления знаний детей о разных профессиях....