Проект "Ребенок в мире профессий. Знакомство с профессиями родителей"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект представляет работу по ранней профориентации в детском саду. Особенности работы в условиях сельского детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rebenok_v_mire_professiy_znakomstvo_s_professiyami_roditeley.docx | 37.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Воскресенский детский сад
Работа по ранней профориентации дошкольников в свете ФГОС
«Ребенок в мире профессий»
(знакомство с профессиями родителей)
Выполнила
воспитатель старшей группы
Тарасова Марина Юрьевна
с. Воскресенское 2017г
Содержание
- Введение 3-4 стр.
- Актуальность темы проекта 5 стр.
Введение
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект « Ребёнок в мире профессий».
Слайд 1. Проект по профориентации дошкольников «Ребёнок в мире профессий» (знакомство с профессиями родителей).
Слайд 2. Актуальность. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации».
У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом случае углубленное изучение профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей. Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО.
Слайд 3. Цель: Определение значимости профессий для ознакомления с ними. Расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы.
Слайд 4
Задачи: Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
• Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.
• Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.
• Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.
• Расширять кругозор и познавательный интерес детей.
• Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.
Слайд 5.
Вид проекта: познавательный, информационный, творческий
Участники проекта: воспитатель, дошкольники, родители (законные представители)
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь-май)
Место проведения: МКДОУ Воскресенский детский сад
Возраст: 5-7 лет
Слайд 6. Гипотеза проекта
Дошкольники смогут узнавать и называть профессии и место работы родителей, владеть обобщающим понятием «профессия», задуматься о том, кем они будут, когда вырастут, научатся ценить труд.
Слайд 7. Планируемый результат
Для детей:
- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;
- понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).
- сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;
- пополнение лексики воспитанников;
умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
Для родителей:
- успешное взаимодействие со своими детьми;
повышение психолого-педагогических компетенций.
Для воспитателя:
- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;
- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Слайд 8. Условия реализации проекта
- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
- Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.
- Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.
Слайд 9. Этапы проекта
1 этап (организационный): выявление проблемы, определение перечня профессий родителей для ознакомления с ними детей, проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими предприятиями и организациями.
2 этап (практический): реализация тематического плана через посещение предприятий и организаций, организацию совместной и самостоятельной деятельности, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации.
3 этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
Слайд 10. Методы сбора информации
- Анализ современных образовательных программ ДОО
- Обследование предметно-пространственной среды
- Беседы с детьми
- Анкетирование родителей
- Анализ планирования
- Наблюдение за играми
Слайд 11. «Хочу знать, кем работают мои родители?» (выбор профессий для ознакомления) Модель (метод) трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Откуда можно узнать?
Слайд 12.
Профессий много есть на свете
Это знают даже дети.
И профессий нет не важных –
Вам об этом скажет каждый
- Мастер плетения из лозы
- Доярка
- Птичница
- Тракторист, комбайнер
- Повар
Слайд 13.
1 этап – организационный
Пополнение предметно-развивающей среды в соответствии с решаемыми задачами проекта
Создание и подбор презентаций
Подбор художественной литературы и фотоматериалов
Беседы с родителями (законными представителями)
Налаживание контактов с ближайшими предприятиями и организациями (швейный цех, крестьянское хозяйство «Лоза», совхоз «Панинский», фермерское хозяйство д. Дубакино)
Слайд 14. Этап 2 - практический
План выполнения проекта (интеграция образовательных областей)
Социально-коммуникативное развитие
Рассматривание открыток, иллюстраций по профессиям (повар, птичница, доярка, тракторист, мастер плетения из лозы).
Рассказы о разных профессиях.
Экскурсии с детьми по профильной ориентации.
Познавательное развитие
Знакомство с профессиями родителей.
Встречи с интересными людьми.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа», В. Маяковский «Кем быть?» и другие.
Беседы на тему «Какие профессии дети вы знаете?», «Кем работает мама, папа?», «Происхождение профессий», «Кем бы ты хотел стать когда вырастешь?».
Художественно-эстетическое развитие
Изо. деятельность (на темы «На ферме», «Кем работают мои родители»); прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным произведениям.
Физическое развитие
Конкурсы, подвижные игры (« Изобрази профессию» и т.д.)
Физкультурные занятия («Все профессии нужны, все профессии важны» и др.)
Игровая деятельность
(Сюжетно-ролевые игры «Кухня», «Магазин», «Ферма» и др.)
Работа с родителями
Встречи с интересными людьми, рассказы родителей о своих профессиях
Слайд 15 Экскурсии и наблюдения
В процессе реализации проекта был организован целый ряд экскурсий.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас ,кормление и доение скота)
Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.
Слайд 16 Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. В игре дети отражают труд взрослых.
Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
Игры, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей.
Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых являются:
- сюжетно – ролевая игра.
- театрализованная игра – игра , в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.
- дидактическая игра.
Дидактическая игра – игра обучающая.
Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.
Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей.
Приложения
Слайд 17 ,18 Алгоритм ознакомления с профессиями
Слайды 19,20,21,22,23,24 – знакомство с профессиями (фото)
Слайды 25,26,27 – – знакомство с профессиями в игре (фото)
Слайд 28 - Итог работы. Вывод
Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. Думаю, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.
Слайд 29 Рекомендации по ознакомлению детей с профессиями
Нужно рассказывать детям о профессии родителей. Постараться объяснять суть их труда, его важность для других людей. Рассказывать, что людям нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу.
Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они познакомятся с различным инструментами и приспособлениями, понять кто и что делает на работе. Экскурсии познакомят детей с трудом взрослых. Они обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться.
Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопиться не стоит. Но это заблуждение. Многие придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в дошкольном детстве. В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни.
Много внимания необходимо уделять знакомству с профессиями в детском саду и продолжать в школе. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей.
Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находит дело по душе.
Слайд 30 Ресурсное обеспечение
Алешина Н.В. Ознакомление Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)
Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.
Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.
Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3е изд., исправ.и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.
Петрова В.И., Стульник Т.Д Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.,: Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.
Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях.- М.: Сфера, 2005 – 64 с.
Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева: Учитель, 2011.- 202 с.
Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя)
Шаламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями, Детство- Пресс, 2012, 207с.
Шорыгина Т.А .Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.
18.Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013
19.Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013. № 9
20.Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012
21.Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010
22.Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013
23.Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013
24.Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3
25.Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014
26.Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014 дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.
Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.
Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013. – 104 С.
900 igr.net
ма-лень-кая страна.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «В мире профессий. Знакомство с профессией "шоколатье"» (с проведением мастер – класса)
Цель: Вызвать у детей интерес к разным видам профессий, способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с профессией - шоколатье. Задачи:Закрепить знания детей о профессиях ...
Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром .Тема: «Знакомство с профессиями» (старшая группа).
Перспективный план состален с ноября по апрель, по недельно....
Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Знакомство с профессиями нефтедобывающей промышленности". Подготовительная группа 6-7 лет.
Сценарный план организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" Тема: «Знакомство с профессиями нефтедобывающей промышленности&quo...
Ежедневное планирование на неделю во второй младшей группе Тема месяца «В мире профессий», недели: «Все профессии важны, все профессии нужны». По образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение».
Тема месяца: «В мире профессий» Тема недели: «Все профессии важны, все профессии нужны». Цель: Расширение пре...
Знакомство с профессиями. Знакомство с профессией заведующего детским садом.
Руководитель учреждения знакомит ребят со своей профессиональной деятельностью...
Занятие во второй младшей группе. Знакомство с окружающим миром Тема: Знакомство с профессией водителя (шофера)
Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...
Занятие во второй младшей группе. Знакомство с окружающим миром Тема: Знакомство с профессией повара
Цели:— закрепить знания о профессии шофера;— дать представление о профессии повара и предметах, необходимых для его работы;— воспитывать уважение к труду взрослых;— рассказать ...