Педагогическая разработка "Ознакомление с природой посредством дидактического многофункционального пособия "Времена года"
методическая разработка по окружающему миру
обобщить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе можно с помощью интересного наглядного многофункционального дидактического пособия. Оно поможет закрепить и систематизировать изученный ребятами материал, развить лексико-грамматический строй речи дошкольников через повторение стихов, пословиц, поговорок, примет сезонов года. Пополнит знания детей о сезонной одежде, овощах и фруктах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskoe_posobie_vremena_goda_-_kopiya.docx | 940.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребёнка – детский сад №180 «Остров сокровищ»
Педагогическая разработка
«Ознакомление с природой
посредством дидактического многофункционального пособия
«Времена года»
(в 2-х частях)
Автор: Степанова Елена Владимировна, воспитатель
Солонина Елена Николаевна, воспитатель
Г.Краснодар, 2022
Пояснительная записка
Каждый педагог в настоящее время ищет новые подходы и методы в своей
педагогической деятельности. Вот и мы решили разработать новое дидактическое многофункциональное пособие. Созданное нами, воспитателями МАДОУ МО г.Краснодар «Центр-детский сад № 180» дидактическое многофункциональное пособие «Времена года», можно использовать в процессе образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельных развивающих игр детей, начиная с младшего дошкольного возраста. Воспитатели групп старшего и подготовительного возраста также могут использовать его, пополняя материалами своей возрастной группы. Наша педагогическая разработка предназначена для формирования у детей представлений о сезонных изменениях в природе. Наше пособие в игровой форме способствует закреплению и систематизированию ранее пройденного материала. Наше пособие мобильно, доступно для детей, многофункционально, пригодно к использованию как со всей возрастной группой, так и индивидуально, в том числе с участием взрослого.
Мы, Степанова Елена Владимировна и Солонина Елена Николаевна, подобрали материалы для дидактического пособия по всем
образовательным областям: физическое развитие (физкультминутки,
пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика), социально-коммуникативное развитие (дидактические игры), речевое развитие (загадки, пословицы, поговорки, стихи, картинки для составления рассказов), познавательное развитие (картинки перелетных и зимующих птиц, фруктов и овощей, ягод и цветов, явления природы), художественно-эстетическое развитие (раскраски).
При создании данного дидактического многофункционального пособия мы придерживались основной цели: обобщить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе, с помощью интересного наглядного многофункционального дидактического пособия. Оно поможет закрепить и систематизировать изученный ребятами материал, развить лексико-грамматический строй речи дошкольников через повторение стихов, пословиц, поговорок, примет сезонов года. Пополнит знания детей о сезонной одежде, овощах и фруктах.
Мы очень надеемся, что представленная педагогическая разработка окажет
содействие всестороннему развитию ребят, их творчеству, проявлению
инициативы, коммуникативным навыкам. Дидактическое пособие «Времена года» способствует в воспитании любви к природе, умении видеть прекрасное вокруг себя.
Конечно же, нам очень приятно, когда дидактическое многофункциональное пособие используют наши коллеги для своих развивающих занятий. В совместной деятельности у нас возникают новые идеи и разработки.
В состав пособия входит:
1.Динамическая модель в виде объёмного дерева, изготовленного из фанеры и фетра, что является безопасным и экологически доступным для детей. Элементы с креплениями на липучках (листва разного цвета, снежинки, цветы, птицы, фрукты и т.д); доступны детям для самостоятельного использования(развивает мелкую моторику рук). Съёмные детали и карточки для игр хранятся в коробочке.
Цель: совершенствовать элементарные представления у детей о временах года на основе модели, которая содержит отличительные признаки (листья, снежинки, птицы и т.д).
« Найди предмет»
Цель: учить детей находить указанный предмет среди множества предметов.
Воспитатель выкладывает на дереве разные фрукты и просит ребенка найти, например, яблоко. Или, воспитатель показывает ребенку предмет и просит найти такой же среди других.
« Найди по описанию»
Цель: учить детей находить предмет по описанию.
Воспитатель предлагает детям найти предмет круглой формы, красного цвета, внутри семечки, бывает сладкое, а бывает кислое на вкус.
«Четвертый лишний»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Воспитатель выкладывает четыре детали на дерево, одна из деталей лишняя, не подходит под общую классификацию. Ребенок должен определить что лишнее, назвать обобщающее слово; назвать время года, к которому относится выбранные детали.
«Что бывает осенью?(летом, весной, зимой)»
Цель: формировать знания о характерных признаках каждого времени года.
Воспитатель предлагает ребенку найти детали, которые относятся к определенному времени года.
«Угадай загадку, покажи отгадку»
Цель: учить детей внимательно слушать загадку, выделяя в ней характерные признаки предмета(вместе с воспитателем); развитие внимания, памяти, мышления, речи.
Воспитатель загадывает загадку о каком-то времени года или о предмете, который есть на дереве. Дети отгадывают загадку, находят и показывают отгадку.
Часть 2(папка с дидактическими играми)
2. Стихи о временах года
Цель: способствовать развитию связной речи дошкольников, формировать интерес к художественной литературе.
Дети совместно с воспитателем заучивают короткие стихотворения о временах года.
3.Картинки для составления тематических рассказов.
Цель: способствовать развитию связной речи дошкольников, основных
психических процессов: памяти, внимания, образного мышления,
воображения
Воспитатель показывает детям сюжетную картинку, дети описывают что на ней изображено, какое время года и составляют рассказ(совместно с воспитателем).
4.Дидактическая игра «Овощи - фрукты», «Ягоды», «Цветы»
Цель: формировать представления детей о садовых и огородных овощах и
фруктах, закреплять в памяти правильные названия плодов, развивать
умение отличать овощи по внешним признакам от фруктов; закреплять в памяти правильные названия ягод и цветов.
Воспитатель предлагает детям сгруппировать по признаку «Что где растет?». Овощи –на грядках в огороде, фрукты- на деревьях в саду, ягоды- на кустарниках, цветы в саду или в поле(садовые и полевые).
5. Картотека артикуляционной гимнастики и пальчиковой гимнастики
Цель: вырабатывать полноценные движения органов артикуляционного аппарата, объединять простые движения и сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
6.Дидактическая игра «Одежда».
Цель: расширять знания детей о видах одежды, головных уборов, обуви, провести логическую связь одежды с временами года.
В игру могут играть 4 человека. Детям раздают игровые поля, на которых изображены времена года. Воспитатель достает из непрозрачного конверта карточку, ребенок называет одежду, изображенную на карточке. Карточку забирает тот, у кого на игровом поле соответствующий сезон. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками всё игровое поле.
7. Дидактическая игра « Расскажи о времени года»
Цель: рассказать о признаках выбранного сезона, используя соответствующую мнемотаблицу.
Воспитатель показывает карточку с алгоритмом, дети совместно с воспитателем составляют рассказ о времени года по его признакам, изображенных на мнемотаблице.
8. Дидактическая игра « Признаки времён года»
Цель: закреплять признаки сезонных изменений в природе, развивать наблюдательность, память, внимание.
В игру могут играть 4 человека. Детям раздают игровые поля, на которых изображены времена года. Воспитатель достает из непрозрачного конверта карточку, ребенок называет что на ней изображено и признак какого времени года. Карточку забирает тот, у кого на игровом поле соответствующее время года. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками всё игровое поле.
9. Разрезные пазлы
Цель: учить создавать сюжет по фрагменту картины, развивать чувство цвета, фантазию, воображение, мышление.
Воспитатель раздает детям разрезные картинки, дети совместно с воспитателем составляют целостную сюжетную картинку.
Консультация для родителей «Изучаем времена года»
Для того чтобы маленький ребенок развивался, ему необходимо уделять большое количество свободного времени и внимания. Чем старше он становится, тем больше у него появляется вопросов, на которые родителям часто трудно найти ответ. Одним из них может быть вопрос о временах года.
В возрасте 4-5 лет ребенку гораздо проще настроиться на изучение месяцев. Именно в это время у него уже есть осознанный опыт наблюдения за сменой времен года и понимание соответствующих им природных явлений, например, снега или дождя, теплой или холодной погоды.
В первую очередь, необходимо познакомить ребенка с тем, сколько вообще существует времен года, как они называются и характерными для них явлениями. После этого можно плавно переходить непосредственно к обучению. Например, задавая вопросы, необходимо поставить задачу таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно выявить особенности каждого сезона, стараясь подвести его к поиску самостоятельных выводов.
Начинать изучения времен года лучше с зимы, так она более насыщена впечатлениями. В этом вам хорошо помогут картинки, на которых должны отображаться различные сезонные занятия, характерные для данных погодных условий. Тем самым вы не только поможете ребенку узнать больше о временах года, но и развить ассоциативное мышление.
Хорошим вариантом будет рассказать ребенку, в каком сезоне у него день рождения. В этом случае вы сможете использовать его воспоминания о погоде. Такой метод можно использовать не только в связи с одним праздником, отлично подойдет рассказ о новогодних праздниках, 8 марта, 23 февраля или днях рождения близких родственников.
Стоит обратить внимание ребенка на поведение животных и особенности жизнедеятельности растений в различные сезоны.
Напомните ему о том, какую он носит одежду в данное время года, попросите нарисовать соответствующие картинки. Можно вовлечь его в участие в сценках с игрушками, стараясь, чтобы ребенок отгадывал время года, которое вы ему загадали.
Время года можно также отобразить на рисунке в виде людей, тем самым развивая его образное мышление и показывая главные характеристики разных сезонов (весна – девушка, с букетом тюльпанов и так далее).
Только тогда, когда вы выучите ребенка временам года, можно плавно переходить к месяцам. Для этого следует объяснить ему, что внутри каждого времени года существуют месяцы. Главным образом укажите, что они также отличаются между собой по различным признакам.
Во время прогулок на улице или дома, обращайте внимание на то, какое сейчас время года или месяц. Для изучения месяцев вам отлично подойдет наглядный материал, например плакат с названием всех месяцев и их основными признаками. Главное, чтобы он всегда находился перед глазами ребенка.
Закрепить представления детей, научить быть внимательными, познавательно активными вы можете уделив 5-10 минут по дороге в детский сад. Задерживаемся всего на пару минут и рассматриваем почки, листочки и т.п. Вот так, например, за минуту можно показать, что "старые" листья темнее, молодые - светлее. А еще молодые листочки могут быть клейкими! А ёлка, которая встречается каждый день нам на пути - колючая, да еще и голубая!
Дидактические игры на тему "Времена года" (примеры)
- Попросите ребенка соотнести каждую из картинок с тем или иным временем года, а затем уточнить, почему именно он сделал такой выбор.
2. Прекрасно подойдут для занятий раскраски про времена года. Для детей это будет и познавательное, и художественное занятие.
3.Задайте следующие вопросы:
Сколько времен года?
Какая пора изображена на каждом из фрагментов картинки?
Почему он так думает?
Как он относится к этому времени года?
Почему он любит или не любит эту пору?
Какое время года на Земле сейчас?
4.Предложите ребенку в каждом из кружочков нарисовать предметы или явления, характерные для определенного сезона.
5. Попросите ребенка соотнести каждую из картинок справа с картинками времени года слева и обосновать свой выбор.
6. Попросите ребенка описать, что чувствует солнышко на каждой из картинок и почему.
7. Вместе с ребенком вы можете сделать специальные часы, которые будут отображать текущее время года. Рядом с каждым из сегментов подпишите праздники, которые собираетесь отпраздновать в каждый из четырех сезонов.
Попросите ребенка нарисовать кроны деревьев в каждый из четырех сезонов года. Пусть малыш расскажет, как меняется дерево с течением времени.
8. Вместе с ребенком посмотрите познавательные видео о временах года.
Заключение
Содержание многофункционального дидактического пособия может меняться и пополняться в зависимости от того, реализацию каких задач предполагает педагог в процессе образовательных задач по представленной теме.
Самое главное, что такая необычная подача материала обязательно привлечет внимание детей, и тогда они неоднократно вернутся к этому пособию, чтобы поиграть, а заодно, незаметно для самих себя, повторить весь пройденный материал.
Многофункциональное дидактическое пособие – отличная форма подачи любого материала, позволяющее привлечь внимание, как детей, так и родителей к совместному сотрудничеству с педагогом.
Список использованной литературы
1. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015.
№4. С. 29–30.
2. Пироженко Т. Лэпбук «Золотая осень» // Дошкольное образование.
2014. №11; 12
3. Кашицева О.А. Что такое лэпбук.
4.Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7лет ФГОС Издательство Сфера
– 2014 – 368с.
5. Егорнеков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших
школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей. (текст)
Интернет-ресурсы:
1. http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogovchto...
2. Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности
взрослого и детей. https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen dlya-sovmestnoy- deyateln...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"
Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...
"Развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к миру природы посредством дидактических игр экологического содержания»
Формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к процессам , происходящим в природе посредством дидактических игр экологического содержания....
Педагогический опыт работы по теме: Формирование экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края посредством дидактических игр.
С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показ...
План по самообразованию по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста бережного отношения к природе посредством дидактических игр».
В документе предтавлен план по самообразованию на год во второй младшей группе на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста бережного отношения к природе посредством дидактических ...
Разностороннее развитие детей раннего возраста посредством использования многофункционального дидактического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...
Методическая разработка "Развитие сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством использования многофункционального пособия "Дидактическая юбка"
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, " познавательноеи развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мо...