Методическая разработка "Развитие сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством использования многофункционального пособия "Дидактическая юбка"
методическая разработка по психологии
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, " познавательноеи развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первычных представлений о себе, других людях, обьектах окружающего мира. Ребенок познает окружающий мир с восприятия предметов и явлений. Запоминание, мыышление, воображение-все другие формы познания- развиваются на базе образов восприятия,являясь, таким образом, результатом их переработки. Возможность полноценного умственного развития восприятия,т.е. сенсорного развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy._kruglyanina_e.p.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игры с «Дидактической юбкой»
Елена Павловна Круглянина,
воспитатель МКДОУ
«Детский сад № 14»
г. Зима
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)» [1]. Ребенок познает окружающий мир с восприятия предметов и явлений. Запоминание, мышление, воображение – все другие формы познания – развиваются на базе образов восприятия, являясь, таким образом, результатом их переработки. Возможность полноценного умственного развития человека, поэтому определяется уровнем развития восприятия, т.е. его сенсорным развитием. «Сенсорное развитие ребенка ‒ это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.».[3] Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Следовательно, сенсорное развитие является основанием интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Движение, речь, изменения в мышлении, формирование нравственных качеств - все эти способности развиваются в дошкольном возрасте. В детях всегда преобладает познавательный, поисковый интерес и желание к деятельности, поэтому, нам педагогам нужно организовать игровую среду и такую игровую деятельность, в которой ребенок, заинтересовавшись, забыл о своих переживаниях, обогащался сенсорный опыт, развивалось восприятие. Из этого следует цель темы моего самообразования: обогащение сенсорных представлений, развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр и упражнений.[2] С этой целью в совместной работе с педагогом-психологом Юдиной Н.А. нами было создано многофункциональное пособие «Дидактическая юбка». Действуя с предметами, игровыми упражнениями юбки дети приобретают навыки, необходимые для самообслуживания: умение расстегивать и застегивать пуговицы, замок, липучку, умение шнуровать, ребенок обогащается объем сенсорных ощущений, развивается мелкая моторика рук и многое другое. Ребенок различает, сравнивает, устанавливает сходство и различие предметов.
Своим ярким цветом, множеством элементов юбка притягивает внимание ребенка. В процессе игровой деятельности с юбкой происходит ненавязчивое общение ребенка и педагога через манипуляции с компонентами юбки, что способствует положительному настрою для налаживания доверительных отношений между взрослым и ребенком. Так же дидактическая юбка широко используется педагогами и педагогами-психологами в адаптационный период в детском саду.
Юбка изготовлена из ткани 4 цветов: красный, зеленый, желтый, синий. Что способствует изучению цвета.
При изготовлении юбки выдержаны следующие условия:
- юбка многофункциональна,
- привлекательна для детей,
- может играть одновременно целая подгруппа детей,
- должна соответствовать гигиеническим требованиям.
Дидактическая юбка актуальна в работе не только с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, а так же среднего и старшего возраста. Необходимо просто дополнить наполняемость юбки игровыми упражнениями согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей. В своей деятельности я использую данное пособие в совместной, в организации игровой деятельности с детьми, в режимных моментах. На юбку нашиты: карманы с выполнением разных функций, колокольчики, атласные ленты, пуговицы, шнуровки, замочки и мн. другое.
Проанализировав работу с многофункциональным пособием «Дидактическая юбка» я могу отметить, что у детей совершенствуется восприятие, развиваются образные представления, умения выделять разнообразные свойства и отношения предметов.
Список литературы
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. / – Воронеж: Учитель, 2004.
3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер ; под ред. Л. А. Венгера. ‒ М. : Просвещение, 1988. ‒ 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».
В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...
Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр
Сенсорное развитие служит основой познания мира. Видные представители дошкольной психологии и педагогики Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, ...
Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактической игры
Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактической игрыВведениеРанний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание, направленное...
Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий
Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий...
Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования цветных счетных палочек Кюизенера .
Выступление на районных педагогических чтениях ....
Разностороннее развитие детей раннего возраста посредством использования многофункционального дидактического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...
«Овладение сенсорными эталонами детьми младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Цель: закреплять умения выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету....