Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года - 2017"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_sensorika.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие с подборкой дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию для детей дошкольного возраста согласно календарно – тематического планирования основной общеобразовательной программы МАДОУ д\с №95 города Тюмени).
Сенсорные дидактические игры и упражнения по направлениям | ||||||
Месяц | Тема недели | Познавательное | Речевое | Физическое | Художественно-эстетическое | Социально-личностное |
Сентябрь | Мой любимый детский сад. | Игра: "Цветовые таблички" (Дидактическая задача: различение основных цветов). | Игра: "Что изменилось" (Дидактическая задача: Развитие наблюдательности у детей и речевых навыков). | Упражнение: "Разноцветные клубочки и прищепки" (Дидактическая задача: Развивать мелкую моторику рук, закреплять знание основных цветов, развивать внимание и воображение). | Упражнение: "Сложи радугу" (Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, цветовосприятие). | Игра: "Заштопай штанишки" (Дидактическая задача: Формирование умение соотносить предметы по форме, цвету, величине). |
Международный день красоты. | Игра: "У кого какое платье" (Дидактическая задача: учить выбирать предметы по слову обозначающему цвет). | Упражнение: "Поручение". (Дидактическая задача: формировать умение различать и называть игрушки, а также выделять их размер) | Игра: "Мяч в корзину" (Дидактическая задача: Закрепление знаний цветовосприятия, развитие физических навыков). | Задание: "Осенние листочки" (Дидактическая задача: формирование сенсорных способностей детей, умение соотносить предметы по цвету и форме). | Игра: "Разноцветные капли"( Дидактическая задача: формировать сенсорные способности детей, умение набирать пипеткой и капать в ячейки по цвету). | |
Октябрь | Всемирный день животных. | Игра: "Спрячь мышку" (Дидактическая задача: Закрепление знаний основных цветов и форм предметов). | Игра: "На лесной опушки" (Дидактическая задача: развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи). | Упражнение: "Цветные дорожки" (Дидактическая задача: закрепление знаний основных цветов, развитие координации движений) | Упражнение: "Волшебные треугольники ((Дидактическая задача: учим детей развивать воображение и умение группировать фигуры). | Упражнение: "Зашнуруй сапожки" (Дидактическая задача: учим детей выполнять действия со шнуровкой, развивать сенсорные способности). |
Международный день врача. | Игра: "Какой это формы" (Дидактическая задача: Научить ребенка чередовать предметы по форме) | Игра: "Вкладыши". (Дидактическая задача: формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать память, мышление, внимание). | Упражнение: "Какой мяч больше?" (Дидактическая задача: Учить различать предметы по величине и находить их по словесному описанию). | Творческое задание: "Витаминки " (Дидактическая задача: Учим детей подбирать определенный цвет, развиваем мелкую моторику рук). | Игра: "Застежки на халате врача" (Дидактическая задача: Упражнять в различии основных цветов, развивать мелкую моторику рук и координацию движений). | |
Ноябрь | Моя страна Россия (мой дом, мой город). | Игра: "Веселые человечки" (Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по форме). Игра: "Башня" (Дидактическая задача: Закрепление представлений об относительности величины предметов ). | Игра: "Запомни и повтори" (Дидактическая задача: Формирование умений запоминать и называть предметы, развивать память, мышление, память). | Упражнение: "Разноцветные шары" (Дидактическая задача: Развиваем физические навыки и учим определять предметы по цвету). | Упражнение: "Ёлочки и грибочки" (Учим детей чередовать предметы по цвету). | Игра: "Кукла заблудилась" (Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по величине). |
Всемирный день приветствий (День матери). | Игра: "Закрути ленту и поприветствуй" (Дидактическая задача: познакомить детей с понятиями: "длинная - короткая ", "широкая - узкая", закреплять умение различать и называть основные цвета). | Игра: "Озорные ладошки" (Дидактическая задача: Упражнять в названии характеристик поверхностей). | Игра: "Пальчики" (Дидактическая задача: Развиваем физические навыки и учим определять предметы по цвету и форме). | Упражнение: "Цветики - приветики" (Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по цвету) | Игра: "Подбери чашки к блюдцам". (Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по цвету). | |
Декабрь | Зима, зима - отворяй ворота. | Упражнение: "Большие и маленькие снежинки" (Дидактическая задача: Учить детей распознавать предметы по величине). | Игра: "Волшебная коробочка" (Дидактическая задача: Учить детей определять предметы по описанию и проталкивать в соответствующее отверстие, закрепление знаний о формах предметов). | Игра: "Блестящие льдинки" (Дидактическая задача: Учить различать предметы по величине и находить их по словесному описанию) | Творческое задание: "Снежок" (Дидактическая задача: Учим детей выбирать краску определенного цвета). | Игра: "Варежки" (Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по цвету и величине). |
Новый, новый год идет... | Игра: "Коробки с подарками" (Дидактическая задача: Развитие у детей координации рук, способствовать закреплению качеств предметов: величина, форма, цвет). | Упражнение: "Игрушки на ёлке" (Дидактическая задача: формировать умение у детей группировать предметы по величине, форме, цвету и называть их) | Упражнение: "Снегопад с использованием сенсорных шариков" (Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей, развитие мелкой моторики рук и координации движений) | Упражнение: "Объемные ёлочки" (Дидактическая задача: Развиваем мелкую моторику детей, закрепляем знания детей о величине предметов). | Игра: "Магазин игрушек" (Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по цвету). | |
Январь | Каникулы по отдельному плану. | Упражнение: "Какой это формы" (Дидактическая задача: Учить детей распознавать предметы по форме). | Игра: "Угости зайчика" (Дидактическая задача: формировать умение у детей группировать предметы по величине и называть их .) | Игра: "Тонет - не тонет" (Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей, развитие мелкой моторики рук и координации движений). | Упражнение: "Белым по синему (пальчиковое рисование)" (Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей, развитие мелкой моторики рук и координации движений). | Игра: "Сложи матрешку одну в одну" (Дидактическая задача: Развитие у детей координации рук, способствовать закреплению качеств предметов: величина, форма, цвет). |
Всемирный день спасибо. | Упражнение: "Круг, квадрат" (Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по форме). | Упражнение: "Ромашка добрых слов" (Упражнять в названии характеристик поверхностей). | Упражнение: "Цветные кочки" (Дидактическая задача: закрепление знаний основных цветов, развитие координации движений) | Упражнение: "Гелиевый экран" (Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей, развитие мелкой моторики рук и координации движений) | Игра: "Из сего приготовлен суп?" (Дидактическая задача: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет) | |
Февраль | День доброты. | Игра: "Сюрприз" (Дидактическая задача: Обогащать сенсорные ощущения детей, создавать радостное настроение, знакомить с формой: круг, треугольник, квадрат, развивать мелкую моторику рук). | Игра: "Спрятались в домики" (Дидактическая задача: Учить детей различать геометрические фигуры, находить и называть их; учить группировать их по цвету. Развивать речь, внимание, мелкую моторику.) | Упражнение: «По ровненькой дорожке» (Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей и развивать координацию движений). | Упражнение: "Песочный экран" (Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, развитие мелкой моторики у детей). | Игра: "Пересыпалочки" (Дидактическая задача: Обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в умении пересыпать крупы ложкой, развивать мелкую моторику рук и координацию движений). |
День защитника отечества | Игра: "Цветные автомобили" (Дидактическая задача: Тренировать умение выделять цвет предметов, сравнивать предметы по цвету (одинаковые, различные), выбирать из группы предметы заданного цвета и распределять предметы в группы по цвету). | Игра: "Медали" (Дидактическая задача: Учить детей сопоставлять результаты зрительного обследования формы предметов и называть их). | Игра: "Поле боя" (Дидактическая задача: Учить детей различать геометрические фигуры, находить и называть их; учить группировать их по цвету. Развивать речь, внимание, мелкую моторику). | Творческое задание «Самолёты» (аппликация крупой) (Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей, развитие мелкой моторики рук и координации движений). | Игра: "Занимательный паровозик" (Дидактическая задача: Развитие умения узнавать и называть цвета, Развитие мелкой моторики пальцев рук, Развитие различать предметы один – много). | |
Март | Международный женский день. | Игра: «Загадочные пуговки» (Дидактическая задача: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук.). | Игра "Составь букет" (Дидактическая задача: Научить детей различать цвета, закрепить в активном словаре их названия. Развивать цветовое восприятие, логическое мышление. | Игра: "Цветочная полянка" (Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей, развитие мелкой моторики рук и координации движений ) | Творческое упражнение: "Разноцветные бусы для мамы" (Дидактическая задача: Учить чередовать предметы по цвету и размеру). | Игра: "Разложи яблоки по корзинкам" (Дидактическая задача: Упражнять детей в различении цвета, различать и соотносить предметы по размеру корзинок большая, маленькая, и цвету , развивать глазомер.) |
Международный день театра. | Игра: "Кукловод" (Дидактическая задача: Учить детей обращать внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обобщения). | Игра: "Подбери к предмету цвет" (Дидактическая задача: Учить находить предметы по описанию; подбирать одинаковые цвета и называть их. Развивать внимание, речь, восприятие, мелкую моторику.) | Игра: "Марионетки" (Дидактическая задача: закрепление знаний основных цветов, развитие координации движений). | Творческое задание: "фигурка из соленого теста". (Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей, развитие мелкой моторики рук и координации движений). | Игра: "Разноцветные шумелки" (Дидактическая задача: учим детей развивать слуховое восприятие, определять громкое и тихое звучание, развивать чувство ритма .) | |
Апрель | Международный день птиц. | Игра: "Курочка и цыплята" (Дидактическая задача: Учить детей обращать внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обобщения). | Игра: "Облака загадки" (Дидактическая задача: Учить детей сопоставлять результаты зрительного обследования формы предметов и называть их) | Игра: "Птенчики и бабочки" (Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, цветовосприятие). | Творческое задание: "Зернышки для птиц" (Дидактическая задача: Развиваем мелкую моторику детей, закрепляем знания детей о величине предметов). | Игра: "Подбери пару" (Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по цвету). |
Всемирный день здоровья. | Упражнение: "Занимательные пробочки" (Дидактическая задача: Развитие у детей координации рук и мелкую моторику, способствовать закреплению качеств предметов: величина, форма, цвет) | Игра: "Волшебные колпачки"(Дидактическая задача: Развитие сенсорного восприятия, развитие слухового внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук. ) | Игра: "Покажи геометрическую фигуру" (Дидактическая задача: Учить детей различать геометрические фигуры, называть их; Развивать речь, внимание, мелкую моторику). | Творческое задание: "Дорисуй по образцу" (Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей, развитие мелкой моторики рук и координации движений). | Упражнение: "Чем пахнет?" (Дидактическая задача: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет). | |
Май | Международный день семьи. | Игра: "Разложи пуговки" (Дидактическая задача: Воспитывать умение группировать предметы по величине). | Игра: "Полянка" (Дидактическая задача: формировать умение у детей группировать предметы по величине, форме и текстуре, учить описывать предметы). | Игра: "Прячемся от дождика" (Дидактическая задача: Учить детей различать геометрические фигуры, находить и называть их; учить группировать их по цвету. Развивать речь, внимание, мелкую моторику). | Творческое Задание: "Дружная семейка (аппликация)" (Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, развитие мелкой моторики у детей). | Игра: "Чаепитие" (Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук). |
Мониторинг | Упражнение: "Построй башенку из кубиков" (Дидактическая задача: Развитие у детей координации рук, способствовать закреплению качеств предметов: величина, форма, цвет). | Игра: "Разложи кубики по цветам" (Дидактическая задача: Учить детей различать и правильно называть цвета. Понимать слова: «цвет», «такой же», «разные».) | Игра: "Поле чудес" (Дидактическая задача: Учить детей различать геометрические фигуры, находить и называть их; учить группировать их по цвету. Развивать речь, внимание, мелкую моторику). | Игра: "Сложи цветочки" (Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, цветовосприятие). | Игра: "Громко или тихо" (Дидактическая задача: учим детей развивать слуховое восприятие, определять громкое и тихое звучание, развивать чувство ритма .) | |
Июнь | Международный день защиты детей. | Игра: "Воздушные шарики" (Дидактическая задача: Развитие у детей координации рук, способствовать закреплению качеств предметов: величина, форма, цвет) | Игра: "Где чья геометрическая фигура" (Дидактическая задача: Учить детей различать геометрические фигуры, называть их; Развивать речь, внимание, мелкую моторику). | Игра: "Город мячей" (Дидактическая задача: Учить детей различать геометрические фигуры, находить и называть их; учить группировать их по цвету. Развивать речь, внимание, мелкую моторику). | Творческое задание: "Из серого песка" (Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, воображение развитие мелкой моторики у детей) | Игра: "Карусель" (Дидактическая задача: Развитие умения узнавать и называть цвета, Развитие мелкой моторики пальцев рук, Развитие различать предметы один – много). |
Международный день друзей | Игра: «Загадочные помпоны» (Дидактическая задача: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук.). | Игра: "Найди такой же предмет" (Дидактическая задача: формировать умение у детей группировать предметы по величине, форме и текстуре, учить описывать предметы). | Игра: "Воротца" (Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, цветовосприятие). | Творческое задание: "Смешай цвета" (Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, цветовосприятие). | Игра: "Разложи пирожное" (Дидактическая задача: Упражнять детей в различении цвета, различать и соотносить предметы по размеру корзинок большая, маленькая, и цвету , развивать глазомер.) | |
Июль | Неделя спорта. | Упражнение: "Крышачки" (Дидактическая задача: Развитие у детей координации рук и мелкую моторику, способствовать закреплению качеств предметов: величина, форма, цвет) | Игра: "Чья тень" (Дидактическая задача: Учить детей сопоставлять результаты зрительного обследования формы предметов и называть их) | Игра: "Сенсорные дорожки" (Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей, развитие мелкой моторики рук и ног, координацию движений ) | Творческое задание: "Цветные ниточки"(рисуем на флисографе) (Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, воображение развитие мелкой моторики у детей) | Игра: "Собери спорт инвентарь" (Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по цвету). |
День российской почты. | Игра: "Письма и почтальон" (Дидактическая задача: Учить детей обращать внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обобщения). | Игра: "Отгадай предмет закрытыми глазами и назови его" (Дидактическая задача: Учить детей различать геометрические фигуры, называть их; Развивать речь, внимание, мелкую моторику). | Игра: "Тропинки" (Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей и развивать координацию движений). | Творческое задание: "Бусинки из теста " (Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, развитие мелкой моторики у детей). | Игра: "Письма и посылки" (Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по цвету и форме). | |
Август | День физкультурника. | Игра: "Занимательные коробки" (Дидактическая задача: Учить детей обращать внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обобщения). | Игра: "Форма для спортсмена" (Дидактическая задача: Развитие сенсорного восприятия, развитие слухового внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук. ) | Игра: "Подбрось, поймай, упасть не дай" (Дидактическая задача: закрепление знаний основных цветов, развитие координации движений). | Творческое задание: "Яркие кружочки" (Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, цветовосприятие). | Игра: "Сухой басейн" (Дидактическая задача: Обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в умении пересыпать крупы ложкой, развивать мелкую моторику рук и координацию движений). |
До свидания лето! | Упражнение: "На полянке" (Дидактическая задача: Учить детей распознавать предметы по форме). | Игра: "Угадай овощи по описанию" (Дидактическая задача: Учить детей сопоставлять результаты зрительного обследования формы предметов и называть их). | Игра: "Чей мешочек дальше" (Дидактическая задача: закрепление знаний основных цветов, развитие координации движений). | Творческое задание: "Цветы на лужайке" (Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, воображение развитие мелкой моторики у детей). | Игра: "Накорми колобка" (Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская идея в моей педагогической практике.
«Коммуникативно-коррекционное развитие детей дошкольного возраста средствами семантических полей»...
Авторская идея в моей педагогической практике
Игра - самая естетвенная деятельность детей....
Концептуальное изложение «Авторская идея в моей педагогической практике» «Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов ТРИЗ - технологии»
Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов...
Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"
Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"...
Тема педагогического опыта: «Сенсорное развитие детей через использование дидактической игры».
Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание....
План образовательной практики "Сенсорное развитие детей в группе раннего возраста"
В материалах "Образовательной рактики" дается тематика практических занятий на весь учебный год. Раскрыты цели каждого практического занятия с детьми 2-3 лет....