Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Семенова Вера Сергеевна

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике»    «Сенсорное развитие детей младшего  дошкольного возраста    посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года - 2017"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_sensorika.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие с подборкой  дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию  для детей дошкольного  возраста согласно календарно – тематического  планирования основной общеобразовательной программы МАДОУ д\с №95 города Тюмени).

Сенсорные дидактические игры и упражнения по направлениям

Месяц

Тема недели

Познавательное

Речевое

Физическое

Художественно-эстетическое

Социально-личностное

Сентябрь

Мой любимый детский сад.

Игра: "Цветовые таблички" (Дидактическая задача: различение основных цветов).

Игра: "Что изменилось" (Дидактическая задача: Развитие наблюдательности у детей и речевых навыков).

Упражнение: "Разноцветные клубочки и прищепки"

(Дидактическая задача: Развивать мелкую моторику рук, закреплять знание основных цветов, развивать внимание и воображение).

Упражнение: "Сложи радугу"

(Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, цветовосприятие).

Игра: "Заштопай штанишки" (Дидактическая задача: Формирование умение соотносить предметы по форме, цвету, величине).

Международный день красоты.

Игра: "У кого какое платье" (Дидактическая задача: учить выбирать предметы по слову обозначающему цвет).

Упражнение: "Поручение". (Дидактическая задача: формировать умение различать и называть игрушки, а также выделять их размер)

Игра: "Мяч в корзину"

(Дидактическая задача: Закрепление знаний цветовосприятия, развитие физических навыков).

Задание: "Осенние листочки"

(Дидактическая задача: формирование сенсорных способностей детей, умение соотносить предметы по цвету и форме).

Игра: "Разноцветные капли"( Дидактическая задача: формировать сенсорные способности детей, умение набирать пипеткой и капать в ячейки по цвету).

Октябрь

Всемирный день животных.

Игра: "Спрячь мышку" (Дидактическая задача: Закрепление знаний основных цветов и форм предметов).

Игра: "На лесной опушки" (Дидактическая задача: развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи).

Упражнение: "Цветные дорожки"

(Дидактическая задача: закрепление знаний основных цветов, развитие координации движений)

Упражнение: "Волшебные треугольники ((Дидактическая задача: учим детей развивать воображение и умение группировать фигуры).

Упражнение: "Зашнуруй сапожки"

(Дидактическая задача: учим детей выполнять действия со шнуровкой,  развивать сенсорные способности).

Международный день врача.

Игра: "Какой это формы" (Дидактическая задача: Научить ребенка чередовать предметы по форме)

Игра: "Вкладыши".

(Дидактическая задача: формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать память, мышление, внимание).

Упражнение: "Какой мяч больше?"

(Дидактическая задача: Учить различать предметы по величине и находить их по словесному описанию).

Творческое задание: "Витаминки "

(Дидактическая задача: Учим детей подбирать определенный цвет, развиваем мелкую моторику рук).

Игра: "Застежки на халате врача"

(Дидактическая задача: Упражнять в различии основных цветов, развивать мелкую моторику рук и координацию движений).

Ноябрь

Моя страна Россия (мой дом, мой город).

Игра: "Веселые человечки" (Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по форме).

Игра: "Башня"

(Дидактическая задача: Закрепление представлений об относительности величины предметов ).

Игра: "Запомни и повтори"

(Дидактическая задача: Формирование умений запоминать и называть предметы, развивать память, мышление, память).

Упражнение: "Разноцветные шары"

(Дидактическая задача: Развиваем физические навыки и учим определять предметы по цвету).

Упражнение: "Ёлочки и грибочки"

(Учим детей чередовать предметы по цвету).

Игра: "Кукла заблудилась"

(Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по величине).

Всемирный день приветствий (День матери).

Игра: "Закрути ленту и поприветствуй"

(Дидактическая задача: познакомить детей с понятиями: "длинная  - короткая ", "широкая - узкая", закреплять умение различать и называть основные цвета).

Игра: "Озорные ладошки"

(Дидактическая задача: Упражнять в названии характеристик поверхностей).

Игра: "Пальчики"

(Дидактическая задача: Развиваем физические навыки и учим определять предметы по цвету и форме).

Упражнение: "Цветики - приветики"

(Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по цвету)

Игра:  "Подбери чашки к блюдцам".

(Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по цвету).

Декабрь

Зима, зима - отворяй ворота.

Упражнение: "Большие и маленькие снежинки"

(Дидактическая задача: Учить детей распознавать предметы по величине).

Игра: "Волшебная коробочка"

(Дидактическая задача: Учить детей определять предметы по описанию и проталкивать в соответствующее отверстие, закрепление знаний о формах предметов).

Игра: "Блестящие льдинки"

(Дидактическая задача: Учить различать предметы по величине и находить их по словесному описанию)

Творческое задание: "Снежок"

(Дидактическая задача:

Учим детей выбирать краску определенного цвета).

Игра: "Варежки"

(Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по цвету и величине).

Новый, новый год идет...

Игра: "Коробки с подарками"

(Дидактическая задача: Развитие у детей координации рук, способствовать закреплению качеств предметов: величина, форма, цвет).

Упражнение: "Игрушки на ёлке"

(Дидактическая задача: формировать умение у детей группировать предметы по величине, форме, цвету и называть их)

Упражнение: "Снегопад с использованием сенсорных шариков"

(Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей, развитие мелкой моторики рук и координации движений)

Упражнение: "Объемные ёлочки"

(Дидактическая задача: Развиваем мелкую моторику детей, закрепляем знания детей о величине предметов).

Игра: "Магазин игрушек"

(Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по цвету).

Январь

Каникулы по отдельному плану.

Упражнение: "Какой это формы"

(Дидактическая задача: Учить детей распознавать предметы по форме).

Игра: "Угости зайчика"

(Дидактическая задача: формировать умение у детей группировать предметы по величине и называть их .)

Игра: "Тонет - не тонет"

(Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей, развитие мелкой моторики рук и координации движений).

Упражнение: "Белым по синему (пальчиковое рисование)"

(Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей, развитие мелкой моторики рук и координации движений).

Игра: "Сложи матрешку одну в одну"

(Дидактическая задача: Развитие у детей координации рук, способствовать закреплению качеств предметов: величина, форма, цвет).

Всемирный день спасибо.

Упражнение: "Круг, квадрат"

(Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по форме).

Упражнение: "Ромашка добрых слов"

(Упражнять в названии характеристик поверхностей).

Упражнение: "Цветные кочки"

(Дидактическая задача: закрепление знаний основных цветов, развитие координации движений)

Упражнение: "Гелиевый экран"

(Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей, развитие мелкой моторики рук и координации движений)

Игра: "Из сего приготовлен суп?"

(Дидактическая задача: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет)

Февраль

День доброты.

Игра: "Сюрприз"

(Дидактическая задача: Обогащать сенсорные ощущения детей, создавать радостное настроение, знакомить с формой: круг, треугольник, квадрат, развивать мелкую моторику рук).

Игра: "Спрятались в домики"

(Дидактическая задача: Учить детей различать геометрические фигуры, находить и называть их; учить группировать их по цвету. Развивать речь, внимание, мелкую моторику.)

Упражнение: «По ровненькой дорожке»

(Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей и развивать координацию движений).

Упражнение: "Песочный экран"

(Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, развитие мелкой моторики у детей).

Игра: "Пересыпалочки"

(Дидактическая задача: Обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в умении пересыпать крупы ложкой, развивать мелкую моторику рук и координацию движений).

День защитника отечества

Игра: "Цветные автомобили"

(Дидактическая задача: Тренировать умение выделять цвет предметов, сравнивать предметы по цвету (одинаковые, различные), выбирать из группы предметы заданного цвета и распределять предметы в группы по цвету).

Игра: "Медали"

(Дидактическая задача: Учить детей сопоставлять результаты зрительного обследования формы предметов и называть их).

Игра: "Поле боя"

(Дидактическая задача: Учить детей различать геометрические фигуры, находить и называть их; учить группировать их по цвету. Развивать речь, внимание, мелкую моторику).

Творческое задание «Самолёты»

(аппликация крупой)

(Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей, развитие мелкой моторики рук и координации движений).

Игра: "Занимательный паровозик"

(Дидактическая задача: Развитие умения узнавать и называть цвета, Развитие мелкой моторики пальцев рук, Развитие различать предметы один – много).

Март

Международный женский день.

Игра: «Загадочные пуговки»

(Дидактическая задача: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук.).

Игра "Составь букет" (Дидактическая задача: Научить детей различать цвета, закрепить в активном словаре их названия. Развивать цветовое восприятие, логическое мышление.

Игра: "Цветочная полянка"

(Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей, развитие мелкой моторики рук и координации движений )

Творческое упражнение: "Разноцветные бусы для мамы"

(Дидактическая задача: Учить чередовать предметы по цвету и размеру).

Игра: "Разложи яблоки по корзинкам"

(Дидактическая задача: Упражнять детей в различении цвета, различать и соотносить предметы по размеру корзинок большая, маленькая, и цвету , развивать глазомер.)

Международный день театра.

Игра: "Кукловод"

(Дидактическая задача: Учить детей обращать внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обобщения).

Игра: "Подбери к предмету цвет"

(Дидактическая задача: Учить находить предметы по описанию; подбирать одинаковые цвета и называть их. Развивать внимание, речь, восприятие, мелкую моторику.)

Игра: "Марионетки"

(Дидактическая задача: закрепление знаний основных цветов, развитие координации движений).

Творческое задание: "фигурка из соленого теста".

(Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей, развитие мелкой моторики рук и координации движений).

Игра: "Разноцветные шумелки" (Дидактическая задача: учим детей развивать слуховое восприятие, определять громкое и тихое звучание, развивать чувство ритма .)

Апрель

Международный день птиц.

Игра: "Курочка и цыплята"

(Дидактическая задача: Учить детей обращать внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обобщения).

Игра: "Облака загадки"

(Дидактическая задача: Учить детей сопоставлять результаты зрительного обследования формы предметов и называть их)

Игра: "Птенчики и бабочки"

(Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, цветовосприятие).

Творческое задание: "Зернышки для птиц"

(Дидактическая задача: Развиваем мелкую моторику детей, закрепляем знания детей о величине предметов).

Игра: "Подбери пару"

(Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по цвету).

Всемирный день здоровья.

Упражнение: "Занимательные пробочки"

(Дидактическая задача: Развитие у детей координации рук и мелкую моторику, способствовать закреплению качеств предметов: величина, форма, цвет)

Игра: "Волшебные колпачки"(Дидактическая задача: Развитие сенсорного восприятия, развитие слухового внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук. )

Игра: "Покажи геометрическую фигуру"

(Дидактическая задача: Учить детей различать геометрические фигуры, называть их; Развивать речь, внимание, мелкую моторику).

Творческое задание: "Дорисуй по образцу"

(Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей, развитие мелкой моторики рук и координации движений).

Упражнение: "Чем пахнет?"

(Дидактическая задача: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет).

Май

Международный день семьи.

Игра: "Разложи пуговки"

(Дидактическая задача: Воспитывать умение группировать предметы по величине).

Игра: "Полянка"

(Дидактическая задача: формировать умение у детей группировать предметы по величине, форме и текстуре, учить описывать предметы).

Игра: "Прячемся от дождика"

(Дидактическая задача: Учить детей различать геометрические фигуры, находить и называть их; учить группировать их по цвету. Развивать речь, внимание, мелкую моторику).

Творческое Задание: "Дружная семейка (аппликация)"

(Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, развитие мелкой моторики у детей).

Игра: "Чаепитие"

(Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук).

Мониторинг

Упражнение: "Построй башенку из кубиков"

(Дидактическая задача: Развитие у детей координации рук, способствовать закреплению качеств предметов: величина, форма, цвет).

Игра: "Разложи кубики по цветам"

(Дидактическая задача: Учить детей различать и правильно называть цвета. Понимать слова: «цвет», «такой же», «разные».)

Игра: "Поле чудес"

(Дидактическая задача: Учить детей различать геометрические фигуры, находить и называть их; учить группировать их по цвету. Развивать речь, внимание, мелкую моторику).

Игра: "Сложи цветочки"

(Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, цветовосприятие).

Игра: "Громко или тихо" (Дидактическая задача: учим детей развивать слуховое восприятие, определять громкое и тихое звучание, развивать чувство ритма .)

Июнь

Международный день защиты детей.

Игра: "Воздушные шарики"

(Дидактическая задача: Развитие у детей координации рук, способствовать закреплению качеств предметов: величина, форма, цвет)

Игра: "Где чья геометрическая фигура"

(Дидактическая задача: Учить детей различать геометрические фигуры, называть их; Развивать речь, внимание, мелкую моторику).

Игра: "Город мячей"

(Дидактическая задача: Учить детей различать геометрические фигуры, находить и называть их; учить группировать их по цвету. Развивать речь, внимание, мелкую моторику).

Творческое задание: "Из серого песка"

(Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, воображение развитие мелкой моторики у детей)

Игра: "Карусель"

(Дидактическая задача: Развитие умения узнавать и называть цвета, Развитие мелкой моторики пальцев рук, Развитие различать предметы один – много).

Международный день друзей

Игра: «Загадочные помпоны»

(Дидактическая задача: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук.).

Игра: "Найди такой же предмет"

(Дидактическая задача: формировать умение у детей группировать предметы по величине, форме и текстуре, учить описывать предметы).

Игра: "Воротца"

(Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, цветовосприятие).

Творческое задание: "Смешай цвета"

(Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, цветовосприятие).

Игра: "Разложи пирожное"

(Дидактическая задача: Упражнять детей в различении цвета, различать и соотносить предметы по размеру корзинок большая, маленькая, и цвету , развивать глазомер.)

Июль

Неделя спорта.

Упражнение: "Крышачки"

(Дидактическая задача: Развитие у детей координации рук и мелкую моторику, способствовать закреплению качеств предметов: величина, форма, цвет)

Игра: "Чья тень"

(Дидактическая задача: Учить детей сопоставлять результаты зрительного обследования формы предметов и называть их)

Игра: "Сенсорные дорожки"

(Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей, развитие мелкой моторики рук и ног, координацию движений )

Творческое задание: "Цветные ниточки"(рисуем на флисографе)

(Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, воображение развитие мелкой моторики у детей)

Игра: "Собери спорт инвентарь"

(Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по цвету).

День российской почты.

Игра: "Письма и почтальон"

(Дидактическая задача: Учить детей обращать внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обобщения).

Игра: "Отгадай предмет закрытыми глазами и назови его"

(Дидактическая задача: Учить детей различать геометрические фигуры, называть их; Развивать речь, внимание, мелкую моторику).

Игра: "Тропинки"

(Дидактическая задача: обогащение сенсорных ощущений детей и развивать координацию движений).

Творческое задание: "Бусинки из теста "

(Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, развитие мелкой моторики у детей).

Игра: "Письма и посылки"

(Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по цвету и форме).

Август

День физкультурника.

Игра: "Занимательные коробки"

(Дидактическая задача: Учить детей обращать внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обобщения).

Игра: "Форма для спортсмена"

(Дидактическая задача: Развитие сенсорного восприятия, развитие слухового внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук. )

Игра: "Подбрось, поймай, упасть не дай"

(Дидактическая задача: закрепление знаний основных цветов, развитие координации движений).

Творческое задание:  "Яркие кружочки"

(Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, цветовосприятие).

Игра: "Сухой басейн"

(Дидактическая задача: Обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в умении пересыпать крупы ложкой, развивать мелкую моторику рук и координацию движений).

До свидания лето!

Упражнение: "На полянке"

(Дидактическая задача: Учить детей распознавать предметы по форме).

Игра: "Угадай овощи по описанию"

(Дидактическая задача: Учить детей сопоставлять результаты зрительного обследования формы предметов и называть их).

Игра: "Чей мешочек дальше"

(Дидактическая задача: закрепление знаний основных цветов, развитие координации движений).

Творческое задание: "Цветы на лужайке"

(Дидактическая задача: развивать сенсорные способности, воображение развитие мелкой моторики у детей).

Игра: "Накорми колобка"

(Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская идея в моей педагогической практике.

«Коммуникативно-коррекционное развитие детей дошкольного возраста средствами семантических полей»...

Авторская идея в моей педагогической практике

Игра - самая естетвенная деятельность детей....

Авторская идея в моей педагогической практике

                                                    ...

Концептуальное изложение «Авторская идея в моей педагогической практике» «Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов ТРИЗ - технологии»

Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов...

Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"

Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"...

Тема педагогического опыта: «Сенсорное развитие детей через использование дидактической игры».

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью.  Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание....

План образовательной практики "Сенсорное развитие детей в группе раннего возраста"

В материалах "Образовательной рактики" дается тематика практических занятий на  весь учебный год. Раскрыты цели  каждого практического  занятия с детьми 2-3 лет....