Проект познавательно-экспериментальной деятельности в средней группе: "Цветочная фантазия"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Гайсина Гульдар Нажатовна

Целью проекта является: 

  • приобщение детей к экологической культуре;
  • способствование развитию любознательности, наблюдательности, получение практических навыков ухода за растениями;
  • декоративное оформление своего участка и в целом территории детского сада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetochnaya_fantaziya.docx171.29 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад №15 «Крепыш»

МР Учалинский район Республики Башкортостан

ПРОВЕРИЛ:        УТВЕРЖДАЮ:

Ст. воспитатель Д/с №15        Заведующий Д/с №15

_________ Закирова Л.И.        _________ Багина Э.М.

Проект познавательно-экспериментальной деятельности

в средней группе № 6 «Гномики»

Название проекта: «Цветочная фантазия»

Воспитатель

Гайсина Гульдар Нажатовна

г. Учалы, 2022

Вид проекта: познавательно-экспериментальный.

Название проекта: «Цветочная фантазия».

Продолжительность: апрель-август.

Участники проекта: дети, педагог, родители.

Актуальность:

Известный психолог А.С. Выгоцкий, подчеркивая творческий характер деятельности ребёнка писал: «Чем больше ребёнок видел, слышал или переживал, тем значит и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения».

        Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

        Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Любовь к цветам с древних времён свойственна народам. Большую часть времени мы проводим в детском саду, и поэтому он должен быть красивым изнутри и снаружи. Выбирая тему, мы решили порадовать себя и не только, но и окружающих. А также попробовать свои силы и использовать помощь родителей.

        Знания, полученные в ходе проекта, дети могут использовать и в дальнейшей жизни.

        Цель проекта: приобщение детей к экологической культуре. Способствование развитию любознательности, наблюдательности, получение практических навыков ухода за растениями. Декоративное оформление своего участка и в целом территории детского сада.

        Задачи:

  1. дать знания о цветах (строение, значение для жизни человека, очищает воздух от бактерий;
  2. знакомство с процессом выращивание цветов на клумбе начиная с посадки семян;
  3. расширение представлений о декоративных растениях, о том, что растение живое существо;
  4. углублять знания о цветах и их разнообразии;
  5. формировать бережное отношение к цветам, развивать желание и умение ухаживать за цветами;
  6. воспитывать любовь к прекрасному, к красоте окружающего мира, умение видеть результат своего труда;
  7. привлечь родителей в совместную с детьми деятельность по подготовке рассады и высадке её на участки детского сада.

Место проведения: групповая комната, участок на территории детского сада.

Линия развития: экологический.

Объект исследования: декоративные цветы

Материалы: семена, контейнер, земля, лопаточки, рассада, лейка.

Методы и приёмы: беседа с детьми, наблюдение, чтение стихов, трудовые поручения, рассматривание картин, загадки, эксперименты, художественно-продуктивный вид деятельности.

Ожидаемый результат:

- развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах;

- положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребёнка;

- готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды;

- формируются навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней;

- получить продукт совместной деятельности детей и родителей в цветущей на участке клумбе.

Проблемная ситуация:

Наша клумба на участке не благоустроена и не оформлена.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный (определение целей и задач проекта, составление плана);
  2. Основной (реализация плана проекта);
  3. Заключительный (подведение итогов).

Содержание проекта.

Мониторинг знаний детей о садовых цветах.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.


Этапы реализации проекта

Мероприятия проекта

Задачи

Сроки реализации

Подготовительный

Разработка плана реализации проекта. Составление конспектов мероприятий

Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта

III неделя апреля

Подбор иллюстративного материала

Оснащение предметно-пространственной среды

III неделя апреля

Знакомство родителей с планом проекта

Вовлечение родителей в проектную деятельность, определение их роли в данном проекте

I неделя мая

Интегрированное занятие «Путешествие в сказочную страну цветов»

Знакомство детей с многообразием цветочного мира. Упражнять в классификации цветов (комнатные и садовые), уточнить последовательность роста. Воспитывать бережное отношение к цветам, умение проявлять заботу о растениях

II неделя мая

Основной

Высевание семян бархатцев и астр в приготовленные ящики. Оформление мини-проектов на тему «Цветы»

Рассмотреть семена, отметить их различия. Проследить фазы прорастания семян. Сбор информации со стихами и иллюстрациями о цветах.

I-III неделя мая

Рассматривание иллюстраций. Художественное творчество. Рисование цветов

Расширять представления детей о разнообразии садовых цветов

II неделя мая

Дидактические игры

Закрепление знаний детей о цветах

III неделя мая

Уход за рассадой (полив, прополка, рыхление почвы)

Наблюдение за ростом, отмечать изменения в росте. Совершенствовать трудовые навыки. Воспитывать трудолюбие.

III неделя мая – II неделя июня

Высадка рассады цветов на клумбу участка

Знакомство детей с последовательностью высадки рассады (сделать лунку, полить, посадить рассаду, засыпать землёй, полить)

III неделя июня

Уход за цветами на клумбе, полив, прополка, рыхление почвы. Рассматривание строения цветка

Наблюдение за ростом, воспитание трудолюбия, объяснить значение прополки, воспитание бережного и заботливого отношения к цветам

IV неделя июня – II неделя августа

Заключительный

Сбор семян цветов. Закрепление названий цветов, выросших на клумбе

Развивать умение видеть результат своего труда, воспитывать эстетические чувства, трудолюбие

III-IV неделя августа


Выводы

Таким образом, работая над проектом «Цветочная фантазия», мы расширили своё представление о декоративных растениях, узнали, какие растения наиболее благоприятны для нашего климата, узнали, как правильно высаживать рассаду разных цветов.

        Дети ответственно подошли к вопросу расположения цветов на клумбах участка, были заинтересованы в украшении участка цветами.

        Этот проект открыл возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка во взаимодействии с окружающим миром.

Приобщение воспитателями родителей к совместной деятельности в рамках реализации проекта создали атмосферу тепла и доверия между ними и педагогическим персоналом, расширили знания о правильном подборе растений для цветника клумбы.

        Участие в реализации проекта убедило родителей в важности своего влияния на развитие ребёнка, научили содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать в образовательном процессе.

        Работа над проектом расширила представления детей об окружающем мире цветов, развила самостоятельное умение ухаживать за растениями цветника и отражать в изобразительном творчестве своё отношение к природе и труду.


Заключительный мониторинг знаний детей о садовых цветах.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.


Приложения проекта.

1. Конспект интегрированного занятия « Путешествие в страну цветов».

Творческие работы.

2. Мини проекты на тему «Цветы».

3. Картотека загадок и игр (дидактические, пальчиковые, подвижные).

4.Фоторепортаж с акции «Цветочная фантазия на участке детского сада»

(высадка рассады, полив, прополка, сбор семян).

5. Картотека игр по теме «Цветы».

6. Конспект ООД «Цветы на клумбе».

7. Картотека пальчиковой гимнастики на тему «Цветы»

8. Стихи о цветах.

Дидактические игры.

Дидактическая игра «Дорисуй цветок»

Цель:

Закреплять умение быстро ориентироваться на листе бумаги в клеточку, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок фломастера.

Материал:

Карточки в крупную клетку с изображением нарисованных половинок цветов (ромашка, колокольчик, василек, лютик, Иван-чай и др.)

Правила игры:

Детям предлагается дорисовать по клеткам симметричные половинки предметов, раскрасить и назвать их.

Дидактическая игра «Цветочные полянки»

Цель:

расширять познания в области количественных представлений; формировать навыки словообразования прилагательных (ромашка — ромашковая поляна и т.д.); закреплять умение согласовывать числительные с существительным во множественном числе.

Материал:

обручи по количеству детей, в каждом из них разложены те или иные луговые растения (в одном — 5 ромашек, во втором — 10 колокольчиков и т.д.)

Правила игры:

Дети под музыку танцуют на общей полянке. С окончанием музыки, дети должны забежать на определенную полянку. Воспитатель спрашивает «На какую полянку ты попал? Что на ней растет и сколько. ( Я попал на васильковую полянку, на ней растет 6 васильков и т.д.)

Дидактическая игра «Слепой ботаник»

Цель:

Учить распознавать растения по запаху.

Материалы:

луговые растения (клевер, валериана, одуванчик, ромашка и др.)

Правила игры:

Детям предлагается понюхать цветы. Затем завязываются глаза, к носу подносятся по очереди растения. Ребенок должен распознать растения по запаху и назвать его.

 Дидактическая игра: «Отгадай!». Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.

 Дидактическая игра: «Рисуем картину». Дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают картину.

 Дидактическая игра: «Собери цветок». Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.

Воспитатель. Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.

Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.

 Дидактическая игра: «Собери букет». Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.

Например:

У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы.

 Дидактическая игра: «Назови ласково». Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».

Например:

Цветы – цветочки.

Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.

Дидактическая игра «Собери букет»

Цель: расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в согласовании числительных с именами существительным.

Загадки для детей

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответ: Цветы.

***

Стоит в саду кудряшка — белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое?

Ответ: Ромашка.

***

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Ответ: Подснежник.

***

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

Ответ: Мак.

***

Вырос он под солнцем жгучим

Толстым, сочным и колючим.

Ответ: Кактус.

***

Золотое решето,

черных домиков полно.

Сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов.

Ответ: Подсолнух.

***

Над лугом парашютики,

Качаются на прутике.

Ответ: Одуванчик

Подвижные игры.

Мы – цветы (Зарядка)

1.Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).

2.Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).

3.Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо-влево; вперёд-назад.

4.Гимнастика для корней: вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытянули левую ногу – повращали.

5.Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся.

Живая клумба

Все играющие разбиваются на три команды:

1.Золотые шары;

2.Ноготки;

3.Бархатцы.

Дети – цветы на клумбе. В центре растут золотые шары – самые высокие. Дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя. Второй круг – ноготки, они идут хороводом вокруг золотых шаров. Третий круг – дети-бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.

Подул ветер, цветы ожили и зашевелились: золотые шары – кружатся, ноготки идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую.

Волшебная палочка.

«Волшебной палочкой» дотронуться до цветка (игрушка или иллюстрация), назвать его, описать его (цвет, величина, форма, где растёт, когда цветёт, где применяется).

Любимый цветок

Нарисовать любимый цветок или взять иллюстрацию и потанцевать с ним под музыку «Вальс цветов».

Найди своё место

Два ведущих. Один берёт в руки полевые цветы, другой – садовые. Дети-цветы под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют круг у своего ведущего.

Игра на внимание

Ведущий показывает открытки с цветами. Если это полевой цветок, дети поднимают одну руку. Если садовый, две руки.

Пальчиковые игры.

Цель и задачи:

Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.

Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью. Вызывать положительные эмоции.

ЦВЕТКИ

Наши алые цветки распускают лепестки, (Медленно разгибать пальцы из кулаков)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивать кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленно сжимать пальцы в кулаки)

Головой качают, тихо засыпают. (Покачивать кулаки вперед – назад)

МАК

На пригорке вырос мак (Пальцами левой руки сделать бутон).

Он склонил головку так. (Бутон наклонить)

Бабочка над ним порхает, (Кисти рук перекрестить, помахать,

Быстро крыльями мелькает. (как бабочка крылышками)

ХРИЗАНТЕМЫ

Ах! Какие хризантемы! (Пальцами показать, как цветок

распускается).

Мы сорвем их без проблемы. (Обеими руками срываем цветы.)

Ух! Охапку мы набрали! (Обеими руками показать охапку)

Эх! Прихватим и для Вали! (Махнуть рукой и рвать цветы дальше)

Эхе-хе… цветов не стало. (Удивленно пожать плечами.)

Их и раньше было мало… (Развести руки в стороны.)

Ох! Зачем мы их сгубили? (Прижать к щекам обе руки)

Ведь не мы же их растили! (горестно покачать головой)

ЦВЕТОК

Вырос красивый цветок на поляне, (Прижать кисти рук, показывая цветок)

Ветер колышет его лепестки. (Покачивать разведенными в стороны

руками).

Всем лепесткам красоту и дыханье (Прижать ладони тыльными сторонами)

Дружно дают под землей корешки. (Развести пальцы в стороны и

покачать).

Загадывание загадок по теме «Цветы» (см. фото-- альбом «Маленький мир растений».

Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Конспект занятия «Путешествие в страну цветов».

Задачи:
— закрепить знание детей о комнатных растениях; 
— познакомить с названиями 2-3 комнатных растений;
— учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках;
— познакомить с условиями роста комнатных растений;
— развивать желания ухаживать за растениями.

Ход занятия:

В гости пришёл доктор Айболит 
— Ребята, а вы любите загадки? Я сейчас вам загадаю загадки, но они не простые, они про комнатные растения. Постарайтесь отгадать их.

На моём окошке Хороши веера
Поселился ёжик Из зелёного пера
Всё глядит в окошко, В горшке стоят 
А ходить не может, На меня глядят (Пальма)
Где же его лапки? 
Где у него рожица?
Может он без шапки 
От мороза ёжится? (кактус)

Хрустит за окошком
Морозный денёк,
Стоит на окошке
Цветок – огонёк,
Малиновым цветом 
Цветут лепестки
Как будто и в правду 
Зажглись огоньки (бальзамин)

Воспитатель: «А у нас в группе очень много разных красивых цветов». 
Айболит: «А вы видели такие цветы на улице? Правильно, ребята.
Такие растения живут только в помещениях, в детском саду, или дома. Поэтому их называют комнатные растения. Скажите, а есть ли у вас похожие растения? Как они называются?» (Ответы детей).

Айболит: «Сегодня я познакомлю вас с растениями, которые вы не знаете. Это Бальзамин, Декабрист и Бегония». 
Воспитатель: «Ребята, эти растения похожи чем-то друг на друга? ( Да, у них есть листья, они зелёные, у них есть корни, они держатся корнями в земле и т.д.)».
Айболит: «А чем же растения отличаются? Как нам запомнить, какое растение как называется и не путать их?»
Дети сравнивают растения и называют отличие (У бальзамина яркий цветок – огонёк, у декабриста на листьях бугорки, у бегонии листья круглые и т.д.).

Айболит: «Выставляет на стол каждое растение и рассказывает, из каких частей оно состоит».
Беседа о строении растении.
— что есть у каждого растения? (стебель, корень, листья, цвет)
— для чего растению нужны стебель, листья?
— для чего растению нужны корни?
— если не поливать землю, что будет?
— что нужно делать, чтобы растения чувствовало себя хорошо и красиво выглядело?

Айболит: «А сейчас давайте поиграем в игру « Найди такое же растение» я буду показывать фотографии отдельных растений, а вы по характерным признакам должны найти такое же и рассказать, как вы догадались».
Воспитатель: «Ребята, а вы хотите узнать, как живётся в нашем растении в группе? Тогда подойдите к любому растению, какое вам нравиться и спросите его об этом шепотом. Что ответило вам ваше растение?» (Ответы детей).

Воспитатели: «Ребята давайте мы доктора Айболита научим играть в пальчиковую игру «Цветок»

Наши красные цветки
Расправляют лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
Наши красные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают 
Тихо засыпают.

Сомкнутые и чуть округлые ладони — бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться. Пальцы начинают расходиться в стороны. Цветок распустился, смотрит на солнце. Лишь его лепестки слегка трепещут от лёгкого ветерка. Пальцы расходятся полностью, далее не много прогибаются, а чуть шевелятся кончиков пальцев. Вечером, когда на землю опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает. Пальцы вновь медленно смыкаются.
Айболит: «Молодцы, ребята, это вы так хорошо ухаживаете за растениями: поливаете их рыхлите почту, протираете пыль и поэтому растениям нравится жить в вашей группе».

Айболит выкладывает схему без чего растения не может жить. 
Игра «Что растениям необходимо для роста» (Дети выбирают карточки).

Айболит: «Правильно ребята лейкой мы поливаем растения. Без солнечного цвета и тепла растения не растут. Растениям нужен воздух. И обязательно им нужна наша забота, нежность и любовь. Ребята, а вы хотите стать красивыми комнатными растениями».

Психогимнастика. « Я растение». (Дети закрывают глаза).
— Представь что ты маленькое растение. Тебя посадили в теплую, тёмную землю. Ты ещё маленький росток, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи- то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои листики подросли, стебель становиться крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами.

— Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему? (за ними ухаживали, рыхлили, поливали и т.д.). Тоже самое чувствуют наши растения на подоконнике. Мы каждый день будем ухаживать за цветами, и им будет приятно жить в нашей группе. Мы будем спрашивать: хорошо ли вы себя чувствуете?

Айболит: «А теперь давайте внимательно посмотрим, всё ли на подоконнике в порядке, может какое – то растение надо полить или подрыхлить землю?» (Дети трудятся в уголке природы)

Картотека игр по теме «Цветы»

СОБЕРИ БУКЕТ (подвижная)

Выбирается «садовник». Остальные дети садятся в круг и закладывают руки за спину. В центр ставится ваза или цветочный горшочек. Выходит «садовник». У него в руках карточки с цветами. Он произносит слова: «Я цветы свои люблю, я цветы свои полью». Изображает, как он поливает цветы, и дает карточки некоторым детям в руки. «Садовник» называет эти карточки: «мак, ромашка, василек… » Затем дети произносят слова: «раз, два, три, букет собери! » Игроки, получившие карточки, должны встать, выйти за круг, оббежать круг до своего места, забежать в круг и положить свой цветок в вазу. Игрок, положивший цветок первым, становится «садовником». Он достает цветы из вазы, и игра повторяется.

НЕЗАБУДКА (подвижная)

Выбирается «незабудка» и водящий. Остальные дети – цветы, им раздаются по одной карточке с изображением какого-либо цветка. «Цветы» разбегаются по всей комнате. Водящий выбирает три цветка, ставит детей в одну линию и произносит: «Всем цветам всегда я рад. Посажу цветочки в ряд. Мак, ромашка, василек (или другие три цветка) ». Водящий ставит цветы в определенной последовательности. Далее три выбранных «цветка» «теряются» среди других. «Незабудка» должна найти их, поставить в нужном порядке и назвать.

ЦВЕТЫ-МЕДОНОСЫ (дидактическая)

Выбираются «пчелы», им раздаются игрушечные ведерки. Остальным детям раздаются карточки с изображением цветов-медоносов (одуванчик, иван-чай, василек, клевер) и простых цветов (ромашка, колокольчик, ландыш) .

Ведущий (взрослый) еще раз проговаривает названия всех цветов, обращает внимание детей на то, какие из них являются медоносами, Затем ведущий произносит: «Пчелы, пчелы, на лужок! Собирайте свой медок! » «Пчелы берут у детей карточки цветов-медоносов, называют их и кладут в ведерки. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

КУЗНЕЧИКИ. ТРАВЫ, БАБОЧКИ, ЦВЕТЫ (подвижная)

Дети делятся на кузнечиков, бабочек, цветы, травы и репетируют роли: кузнечики- прыгают, травы- приседают, бабочки- машут руками, цветы складывают ладони, как чашечки цветов. Ведущий (взрослый) произносит слова: «Начинается игра, просыпаться всем пора». Дети превращаются в обитателей луга и выполняют свои движения. Затем ведущий говорит: «Солнце скрылось до утра, на лугу всем спать пора». Дети приседают и «засыпают». Затем дети выбирают себе другие роли, и игра повторяется

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЦВЕТОВ

Дети становятся цветами. Сначала они делают гимнастику для «корешков»: Топают ножками, приседают, поднимают ножки вперед. Затем гимнастику для «стебельков»: вытягивают руки к небу, раскачиваются на ветерке, наклоняются, приветствуя добрых путников. Дальше «цветочки»делают гимнастику для «листиков»: опускают и поднимают руки, наклоняют руки вправо-влево, хлопают в ладоши. И, наконец, делают гимнастику для «цветочков»:раскрывают и закрывают ладошки, делают «фонарики» сжимают и разжимают пальцы.

КТО БЫСТРЕЕ ВЫЛОЖИТ ЦВЕТОК. (подвижная)

Дети делятся на 2 равные команды. На полу выкладываются 2 ромашки из лепестков. (лепестков должно быть столько, сколько детей в команде). Командам предлагается перенести цветы на определенное расстояние (5-7 метров) и выложить лепестки вокруг приготовленных серединок.Команды стоят за линией. Каждый участник может взять только один лепесток Игрок начинает движение после того, как предыдущий игрок хлопнет его по руке. Выигрывает та команда, которая раньше соберет цветок.

КОЛОКОЛЬЧИК (музыкально-дидактическая)

Водящий выходит из комнаты. Остальные дети прячут цветок колокольчик (картинку с изображением цветка) в группе, берут звоночки-колокольчики, приглашают водящего и начинают звонить в колокольчики. Водящий ищет цветок. Чем ближе к цветку подходит водящий, тем громче начинают звонить дети- так они подсказывают водящему, где нужно искать колокольчик.

ЖИВАЯ КЛУМБА. (малой подвижности)

Дети становятся цветами: иван- чаем, зверобоем, клевером. Обратите внимание детей, что иван- чай среди этих цветов самый высокий. Дети, изображающие иван- чай, встают в центр круга и поднимают руки вверх. Зверобой- средний по высоте цветок. Дети, изображающие зверобой, встают во круг высоких цветов и идут по кругу, взявшись за руки. Клевер низкий- дети образуют второй круг: окружают «иван- чай» и приседают. На слова ведущего: раз, два, три, клумба, замри! »- дети замирают.

«НАЙДИ ПАРУ» (дидактическая)

Карточки с изображением разных цветов разрезаются пополам, детям раздаются по одной половинке цветка. Дети ищут свою половинку. Выигрывает та пара, которая первая составит цветок из 2 половинок.

ЦВЕТЫ (пальчиковая)

Наши алые цветки распускают лепестки.

(раскрываются пальчики, кисти рук поворачиваются вправо- влево)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(потихоньку пошевелить пальчиками)

Наши алые цветки, закрывают лепестки,

(сомкнуть пальцы вместе в бутон)

Тихо засыпают, головками качают.

(кисти рук опустить вниз, круговые движения кистями рук) .

ДОГОНИ ЦВЕТОК

Каждый играющий выбирает себе название какого- нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, например, «Роза» начинает игру: вызывает какой-нибудь цветок, например, «Мак». «Мак» бежит, а «Роза» его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он произносит название какого-нибудь другого цветка, убегает следующий цветок. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя придумывать повторно одно и то же название цветка.

РАЗМИНКА

Чтобы нам цветов нарвать

Нужно дружно приседать.

Маки, васильки срываем и букеты составляем.

НА ЛУЖАЙКЕ (подвижная)

На лужайке по ромашкам (можно менять название цветов)

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь, низко- низко наклоняюсь (действия выполняются по тексту) .

1-2-3- ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ (разминка)

(дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов) .

1-2-3- выросли цветы!

(дети поднимаются медленно, вытягивают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальчиками – бутоны раскрылись) .

К солнцу потянулись высоко (на носочки)

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки покачал (ребенок «ветер» пробегает среди детей)

Влево качнулись- низко пригнулись,

Вправо качнулись- низко пригнулись (движения по тексту)

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут, детям радость принесут! («ветерок» убегает)

ЦВЕТОК (пальчиковая)

Утром рано он закрыт

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки - красоту их вижу!

К вечеру цветок опять закрывает венчик.

И теперь он будет спать до утра, как птенчик.

(действия можно обсудить с детьми и выполнять по их желанию)

ПЧЕЛКИ И ЖУКИ (пальчиковая)

Я – веселый майский жук,

Знаю все сады вокруг. (вариант: цветы вокруг)

Над лужайками кружу, а зовут меня Жу-Жу (вариант: и с цветочками дружу)

(сжимают кулачки, указательный палец и мизинец разводят в стороны и шевелят ими «усы») .

Пчелка села на цветок, пьет она душистый сок.

(вытягивают указательный палец правой руки и вращают им, затем то же самое – пальцем левой руки) .

«ПОДУЙ НА ОДУВАНЧИК» (дыхательная)

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок- закачался наш цветок.

Сильный ветер дует- лепестки волнует.

(дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков)

Белым шариком пушистым

Красовался в поле чистом, на него подуй слегка,

Был цветок - и нет цветка.

(затем дуют на ватку - «одуванчик» не раздувая щек) .

ОДУВАНЧИК (разминка)

Одуванчик, одуванчик! (приседают, медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик .

Если ветер быстрый-быстрый (разбегаются)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит. (проговаривают ш-ш-ш)

Одуванчика тычинки разлетятся хороводом (берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом) .

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД «ЦВЕТОК»

Дети-«семена» занимают места на коврике, сидя на коленях, спрятав голову.

Ведущий (взрослый) ходит между ними, задевая каждого, произносит: «Сажу

бархатцы (или другой цветок, предложенный детьми) .Присыпаю семена землей, поливаю водой (выполняет соответствующие действия, рыхлю (гладит детей по спинкам).

-Растите, бархатцы, мне на радость, соседям на зависть (можно поговорку о труде) .

После «полива», «рыхления», дети изображают как прорастает корешок, появляются листочки, вырастает стебелек. Дети выпрямляются, показывают, как ветерок качает цветы, наклоняет, как они поворачиваются к солнышку.

СОБЕРИ БУКЕТ (дидактическая)

Обращается внимание детей на отдельные элементы цветов, сообщается, что ветер сорвал все лепестки с цветов. Цветы нужно собрать и оживить (по основным цветам спектра) .

КАКОЙ ЦВЕТОК ЛИШНИЙ (речевая)

Ведущий называет цветы, растущие на клумбе и среди их один луговой.

Ребенок должен назвать, какой цветок лишний по месту произрастания.

Также – среди луговых цветов найти садовый.

Я ЗНАЮ 5 НАЗВАНИЙ САДОВЫХ (ЛУГОВЫХ) ЦВЕТОВ) .

Ребенок перечисляет цветы:

колокольчик-раз, василек- два, незабудка-три и др.

ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН (по мнемотаблицам)

Ребенок приходит в «магазин», называет характерные особенности цветка, дает описание внешнего вида, называет место произрастания цветка.

ПОСЧИТАЕМ ЦВЕТЫ (речевая)

Ребенку предлагается посчитать цветы (по желанию)

Один тюльпан, два тюльпана, три тюльпана и далее.

НАЗОВИ КАКОЕ? (речевая)

Поле, где растут васильки –васильковое

Поле, где растут ромашки – ромашковое

Глаза цвета фиалок - фиалковые

Глаза цвета незабудок - незабудковые

Мед из клевера – клеверный

Аромат ландыша – ландышевый и др.

ПОСАДИ ЦВЕТОК (дидактическая)

На листе изображена клумба, поле (посередине). По краям листа различные цветы (в зависимости от знаний детей) .

Детям предлагается соединительной линией указать место произрастания.

СОБЕРИ ЦВЕТОК (дидактическая) .

Разрезать открытку с изображением цветка и предложить ребенку собрать ее, дать название цветку, указать, где он растет.

РАСПУСКАЮТСЯ ЦВЕТЫ НЕБЫВАЛОЙ КРАСОТЫ (познавательно-исследовательская)

Дети по шаблону вырезают себе цветок (или получают готовый, закручивают у него лепесточки, опускают в воду, наблюдают, как цветок «распускается»

ЖЕЛТЫЙ, БЕЛЫЙ, СИНИЙ (речевая)

Детям предлагается перечислить цветы определенного цвета:

Красные-прекрасные,

Белые - нежные,

Желтые – солнечные,

Синие - небесные (или варианты детей) .

РАЗ, ДВА, ТРИ – К ЦВЕТОЧКУ БЕГИ (подвижная)

При знакомстве малышей с полевыми цветами предлагается :

Дети, вы - пчелки, вам нужно лететь к названному цветочку:

1, 2, 3, к ромашке лети, 1, 2, 3, к колокольчику лети …

Детям можно предложить изготовленных из киндеров пчелок или надеть шапочки.

Цветы – карточки или искусственные раскладываются на «полянке».

Также роль цветов могут выполнять дети в изготовленных родителями шапочках – цветах.

Конспект занятия «Цветы на клумбе»

Программное содержание: Учить детей работать с пуговицами , составлять из них красивое изображение , развивать чувство цвета , эстетическое восприятие, воображение , мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма, любовь к родной природе, аккуратность, чувство сострадания, вызвать желание помочь игровым персонажам.

Материалы: букеты цветов, лист бумаги круглой формы клумба светло зеленого цвета , клей , кисточки , салфетки ,мелкие подносы ,пуговицы .

Предварительная работа: наблюдение в цветнике детского сада ,рассматривание цветов в букете, рассматривание картинок с изображением цветов, дидактические игры на закрепление знаний о форме , цветах.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята скажите, какое время года сейчас? Осень. Какие признаки осени вы знаете?(стало холодно, птицы улетают на юг, листопад).Стало холодно отцвели все цветы, природа готовится к зиме. Ау нас в группе, посмотрите, сколько много цветов. Какие они все красивые! Какие цветы вы знаете? (Ромашки, колокольчики, мать- и – мачеха, подснежники, ландыши, мимоза, медуница т. д.)

Раздается стук в окно. Влетает бабочка, замерзшая.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам залетела бабочка. Она такая испуганная. Милая бабочка, что случилось?

Бабочка: Я родилась и жила в замечательном волшебном саду, где всегда светило ласковое солнышко, цвело много красивых цветов. Но вдруг прилетела злая волшебница, подула ледяным ветром, и поникли нарядные цветы, все бабочки разлетелись по белу свету, надеясь снова найти цветущий сад. А меня порывом ветра подняло высоко вверх, потом бросило вниз, и я оказалась около вашего окна, заглянула в него, и мне почудилось, что я снова очутилась в своем волшебном саду. Только цветов в моем волшебном саду было гораздо больше, и росли они на клумбах.

Воспитатель: «Давайте поможем бабочке! Вы ведь тоже можете быть волшебниками. Не расстраивайся, бабочка. Сейчас наши маленькие волшебники помогут тебе, и на наших клумбах зацветут волшебные цветы».

Воспитатель: А сейчас ребята мы будем делать красивые цветы. На столах у вас лежат разноцветные бумажные круги ,на которых мы будем наклеивать пуговицы. Каждый кружок это цветок. Берем кисточку и аккуратно макаем ее в клей хорошо промазываем пуговицу или бусинку и аккуратно приклеиваем ее. В процессе аппликации подсказывать и помогать ребенку если есть необходимость. Молодцы, ребята, а теперь положите все готовые цветочки на большой лист бумаги(клумбу).Дети раскладывают свои цветочки. Смотри ,Бабочка, какая у нас получилась клумба, красивая? Тебе нравится? Бабочка рассматривает цветы на клумбе, радуется, что их так много и какие они красивые.

Воспитатель : Ребята вы наверное устали ?Давайте мы с вами немного поиграем.

– Раз, два, три – выросли цветы. (Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладошки с растопыренными пальцами, имитируя цветы)
– К солнцу потянулись высоко. (Тянемся на носочках, смотрим вверх)
– Стало им приятно и тепло!
– Ветерок пролетал. (Дуют.)
– Стебелечки качал. (Качаются)
– Влево качнулись (Наклоны в стороны)
– Низко пригнулись (Сели)
– Ветерок, убегай! (Грозят пальцем)
– Ты цветочки не ломай (приседают)
– Пусть они цветут-растут(медленно приподнимаются)
– Детям радости несут! (Тянут руки вверх, улыбаются)

Воспитатель: Ребята , а скажите что мы с вами сегодня делали на занятии. Из какого материала мы делали цветочки. Вам понравилось наше занятие? Вы славно сегодня потрудились сделали такую красивую клумбу для бабочки, за это она вас хочет отблагодарить, и приготовила для вас сюрприз.

Бабочка: Спасибо вам ребята я вас не забуду.

Пальчиковые игры

«Колокольчики»

В прятки пальчики играют                             Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,                                      Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Распускают лепестки                                    Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются,                                       Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Низко наклоняются.

Колокольчик голубой                                   Круговые движения кистями.

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Колокольчики-цветы                                     Повороты кистями вправо-влево,

Очень вежливы, а ты?                                   Ладони сверху опустить на стол.

«К нам весна пришла»

К нам весна пришла,

Цветы красивые принесла!                        Ручки протягивают вперёд «с букетом».

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели!                               Пальчики двигаются, будто плетут венок.

«Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.                 Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,                              Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!                                   Мимика, жесты.

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,   Руки в вертикальном положении ладони

                                                             Прижаты друг к другу, округлить пальцы

Утром весенним раскрыл  лепестки. Развести пальчики в стороны.

Всем лепесткам красоту и питанье  Ритмичное движение пальцами

                                                             вместе-врозь.

Дружно дают под землей корешки. Положить ладони тыльной стороной на  

                                                            стол, пальцы развести .

Пальчиковая гимнастика «На лугу растут цветы».

На лугу растут цветы небывалой красоты.             Руки на столе в                            

                                                                                     вертикальном положении

                                                                                      с опорой на локти, пальцы

                                                                                      раскрыты.

К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты.     Потягивания- руки вверх.     

Ветер дует иногда, только это не беда.                     Взмахи руками, изображая

                                                                                       ветер.  

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки.        Наклонить кисти рук.

А потом опять встают и по-прежнему цветут.         Распрямить кисти рук,        

                                                                                       пальцы раскрыты.  

    Пальчиковая гимнастика «Каждый бутончик».

Каждый бутончик склониться бы рад               Поставить локти на стол,

                                                                              пальцы обеих рук собраны в

                                                                            щепоть – «бутончики».

Влево и вправо, вперед и назад.                      Раскачивать «бутончики»

                                                                           вправо-влево, вперед-назад.

От ветра и зноя бутончики эти                      Соединить вместе локти и

                                                                          ладони рук, образуя один большой

                                                                         «букет»

Спрятались живо в цветочном букете. 

Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Наши нежные цветки распускают лепестки.    Поднять кисти рук вверх

                                                                               с опорой на локти, пальчики

                                                                              собраны в щепоть, раскрыть

                                                                              пальчики.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.        Плавное раскачивание

                                                                             раскрытых пальчиков

                                                                             влево-вправо.

Наши алые цветки закрывают лепестки.        Собрать пальчики обеих рук

                                                                            в щепоть.

Тихо засыпают, головой качают.                    Плавное раскачивание пальчиков,

                                                                           собранных в щепоть, влево-

                                                                           вправо.  

Стихи

  • Одуванчик

Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.

Ромашки

- Эй, ромашки,
Дайте мне ответ:
Вы откуда,
Если не секрет?
- Не секрет, -
ответили ромашки, -
Нас носило солнышко
В кармашке!

Гвоздика

Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Это дикая гвоздика
Жаркий празднует денек.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок,
"До утра! До новой встречи!" -
И погаснет огонек.

Колокольчик

О чём колокольчик 
Звенит на лугу? 
Ответить на это 
Я вам не могу. 
Но думаю так: 
Зазвенит он с утра 
И слышат цветы -
Просыпаться пора.

Кувшинки

Солнце заснуло,
Заснули кувшинки.
Тихо баюкают их
Камышинки.
Утром,
Лишь солнечный лучик
Прольется,
Тотчас кувшинка
Послушно проснется.

Подснежники

Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники -
Снегурочкины слезы.

Незабудки

У собачьей старой будки
Распустились незабудки.
Наш пушистый рыжий пес
В незабудки тычет нос:
"Сколько жить на свете буду – 
Незабудки не забуду!"

Жёлтые ирисы

Ирисы есть садовые,
Ирисы есть лиловые —
Эти растут в почёте.
А жёлтые ирисы выросли
В диком местечке,
в сырости, 
Только что не в болоте!

Встречишь нежданно-негаданно
Прелесть такую в глуши,
И ничего-то не надо нам:
Стой.
Гляди.
Не дыши.

Фиалка

Зимние морозы
Солнышко прогнало.
Хрупкая фиалка
На полянке встала.
К солнцу синий венчик
Тянется упрямо.
Первую фиалку
Я сорву для мамы.

Ландыши

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется,
его задень —
Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,
И птицы,
и цветы...

Давай послушаем, 
А вдруг
Услышим — я и ты?

Лютик

Звать его нам нечего
Он и так придёт,
Расцветёт доверчиво
Прямо у ворот —
Солнцем налитой
Лютик золотой.

Маргаритки

Маргаритки в саду расцвели. 
Очень низко – у самой земли. 
Будто бросили коврик у ног. 
Но ступить на него я не смог.

Пион

Пион расцвел на грядке 
И удивил красою, 
Он весь покрыт росою - 
На нас глядит украдкой.

Нарциссы

В апреле юном, так малы
Ещё листочки были,
Когда лимонные чехлы
Нарциссы распустили.

И звёздно-жёлтый водопад,
На солнышко похожий,
Безумно радовал мой взгляд
И мамин с папой тоже!

Тюльпан

Май, тепло и скоро лето.
В зелень всё и вся одето.
Словно огненный фонтан -
Раскрывается тюльпан.

Подсолнух

Днём подсолнух в огороде
Улыбается погоде.
По орбите круговой
Вертит рыжей головой.
-Я, - хвалился он пырею,-
Вместе с Солнцем землю грею!

Мать-и-мачеха

Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зеленых стебельках –
Круглые комочки.

Мак

Только солнышко взойдет –
Мак на грядке расцветет.
Бабочка-капустница
На цветок опустится.
Поглядишь – а у цветка
Больше на два лепестка.

Герань

На окне в такую рань
Распустилася герань.
Круглые листочки,
Пышные цветочки
Даже очень хороши –
Так решили мылыши.

Роза

На самом красивом участке в саду
Я розу прекрасного цвета найду,
Я буду ее поливать и беречь
От лишних с жуками и бурями встреч…
Так в доме у нас год за годом идет,
И в доме прекрасная Роза растет.
Она не цветок, а чудесный ребенок,
Она улыбается даже спросонок,
Она хороша как все розы в саду,
Вот только цветет каждый месяц в году!

http://forchel.ru/uploads/posts/2012-10/1351662042_bezimeni-2.jpg

Дидактические игры.

Цель: Развивать познавательный интерес на основе наблюдений  Воспитывать бережное отношение к природе.

Кто быстрее соберёт  цветочек.                               Собери из геометрических фигур

Чудо- цветок                                                                  Укрась ковёр цветами

4 лишний                                                                        Назови какой по цвету

Угадай цветок по описанию                                     Посади цветок садовый ( полевой)

Угадай по загадке ( по иллюстрации)                    Собери букет  ( цветик-7  цветик)

Сюжетно-ролевые игры.

Цель: Познакомить с профессиями дизайнер. Учить распределять роли, развивать сюжет, действовать согласно принятой на себя роли.

Закреплять умения различать цвета, называть их , находить нужный цветок среди других, научить группировать растения по цвету,  составлять красивый букет.  Закреплять правила поведения в общественных местах.

Магазин цветов

Цветовод

Дизайнер

Словесные игры.

Да- нет

Букет цветов

Какие цветы бывают

Работа с родителями

Подбор иллюстративного материала

Приобретение семян цветов для посадки рассады в группе.

Подготовка клумбы почвы ( вскопать, внести удобрение)

Высадка рассады

Привлечь к подбору  стихов, загадок, открыток

Привлечь родителей  к сбору материала для аппликации: бусинки, пуговки, вата

Сделать совместную выставку работ: рисунки «Клумба радости»

Фотовыставка

Выпуск газеты : «Экология и мы»

Консультация: « Ребёнок и природа»

Консультация : «Цветы земной красоты»

Выставка работ по аппликации : «Клумба радости»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в средней группе "Цветочный калейдоскоп"

Данная презентация содержит поэтапную работу по данной теме и фото отчет....

Проект по дизайн деятельности в средней группе «ЦВЕТОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»

Название проекта: «Цветочная фантазия».Вид проекта: краткосрочный (6 дней)Продолжительность проекта: март (со 2 по 10)Участники проекта: Воспитанники средней группы, родители воспитанников...

Конспект образовательной деятельности: экскурсия для детей средняя группа «Цветочная клумба».

Познавательная деятельность, организованная в виде экскурсии «Цветочная клумба», позволяет детям 4-5 лет познакомиться с особенностями строения цветочных растений, научиться сравнивать, ан...

Проект по нетрадиционному рисованию в средней группе "Разноцветные фантазии"

Цель:Приобщение детей к миру искусства, развитие природных задатков, формирование у детей художественно – творческих способностей через различные виды изобразительной деятельности, с использован...

Проект познавательно-экспериментальной деятельности в младшей группе: «Наша луковая грядка»

Целью проекта является создание для воспитанников условий для поисково-экспериментальной деятельности в процессе выращивания лука на зелень....

Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми средней группы «Цветочная фантазия»

ЦельСоздание условий для активного вовлечения детей в художественно-творческую деятельность.ЗадачиОбучающие Развивающие  Воспитательные Продолжать закреплять основные приемы пласти...

Творческий проект «Мастерская Деда Мороза» в средней группе №3 «Фантазия»

Цель: Совместная подготовка детей и взрослых к Новому Году. Развитие познавательных и творческих способностей детей.Задачи:- Расширить представление детей о новогоднем празднике, о его главном го...