Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория удивительных открытий. Плотность воды» для детей 5-6 лет
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Конспект направлен на развитие интереса к опытно-экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
«Лаборатория удивительных открытий. Плотность воды»
для детей 5-6 лет
Цель: формирование представления о плотности воды в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с физическим свойством воды – плотностью.
Развивающие: способствовать развитию исследовательских навыков, умения рассуждать, анализировать и делать выводы; развивать любознательность , наблюдательность, познавательные процессы: мышление, речь, внимание.
Воспитательные: воспитывать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование и материалы:
Чистая вода, прозрачные пластиковые кружки , 2 яйца, соль, ложки, колбы, прозрачные стаканы, сахар , гуашевые краски, шприц без иглы, растительное масло, подкрашенная вода, салфетки для вытирания рук
Предварительная работа: просмотр презентации «Зачем нужна вода», чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, заучивание стихотворения Н.Б. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», беседы, просмотр документального фильма «Какая бывает вода», просмотр развивающего мультфильма «Путешествие капельки», изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе, создание макета аквариума «Чудеса подводного мира», раскраски «Раскрась аквариум и нарисуй его обитателей», рисование радуги, игры детей с лэпбуком «Все о воде», разучивание подвижной игры «Капельки и тучка»
Приёмы:
Вербальные (речевые): рассказ, вопросы, поощрения.
Наглядные: алгоритм выполнения эксперимента, иллюстрация примера.
Игровые: эксперимент, как приём повышения познавательной активности.
Невербальные: физкультминутка
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? У меня тоже хорошее настроение, потому что нас ждет необычная встреча. Сегодня я приглашаю вас в «Лабораторию удивительных открытий». А вы знаете, что такое лаборатория? А кто по вашему мнению работает в лаборатории? Сегодня я буду ученым, а вы будете моими помощниками – лаборантами. Чтобы узнать, с каким веществом мы будем работать в нашей лаборатории – отгадайте загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять .(Вода)
Правильно, молодцы, ребята, сегодня мы будем проводить опыты и эксперименты с водой. Вода – очень интересное и удивительное вещество. Мы с вами уже знакомы со многими ее свойствами. А сегодня мы познакомимся с новым свойством воды, которое называется «плотность»
Но прежде, чем мы с вами приступим к работе, необходимо вспомнить правила поведения в лаборатории:
1.Приступать к опыту можно только после объяснения взрослого.
2.Не брызгаться водой.
3.Ничего не брать в рот.
4.Не толкаться и не мешать друг другу.
5.Во время опыта быть аккуратным, ничего не поливать и не просыпать.
Ну что, юные лаборанты, готовы к работе? Тогда приступаем к первому опыту.
Опыт №1 «Тонет-не тонет»
Для проведения опыта нам необходимо опустить яйцо в емкость с водой. Что произошло с яйцом? Как вы думаете, почему яйцо утонуло?
Яйцо тяжелее воды, а предметы, которые тяжелее воды тонут. Ещё есть такое понятие, как плотность вещества. Плотнее или тяжелее то вещество, у которого частички, из которых оно состоит, расположены ближе друг к другу и их больше. (Рисунок яйцо – частичек много и стакан с водой – частичек мало). Посмотрите на рисунок и сравните в чём больше частичек, в яйце или в воде? Верно в яйце больше частичек, чем в воде, поэтому оно плотнее или тяжелее, и поэтому яйцо тонет.
А теперь нам необходимо сделать так, чтобы яйцо всплыло и не тонуло. Как вы думаете, в каком случае это может произойти?
Яйцо не будет тонуть, если плотность воды станет больше, чем плотность яйца. Как вы думаете, что для этого можно сделать, используя то, что есть на столе? Верно – добавить соль в воду и размешать. Что произошло? Почему?
Мы сделали воду плотнее и тяжелее, растворив в ней соль.
Таким образом, можно сделать простой вывод: объекты тонут в жидкости, если их плотность выше, чем плотность жидкости.
Ребята, я хочу привести вам один интересный пример. В природе существует одно море, называется оно «Мертвое море». В нем не растут водоросли и не живут морские обитатели. А все потому, что в этом море очень соленая вода. Но зато, если вы захотите в нем искупаться – вы ни за что не утоните, а будете качаться на волнах.
Опыт№2 «Разноцветный стакан»
В этом опыте мы с вами должны сделать разноцветные сахарные сиропы и перелить их в один стакан. Посмотрим, что у нас получится. Для начала разделимся парами. Один из вашей пары должен добавить воду в стакан с краской и перемешать. Второму из пары нужно добавить в получившуюся цветную воду сахар и тоже хорошо перемешать. В первый стакан мы добавим 1 столовую ложку сахара, во второй – 2, в третий – 3 и в четвертый 4. А теперь при помощи большого шприца я перелью эти сиропы в один стакан.
Как вы думаете, почему разноцветные сахарные сиропы не перемешались в стакане, а расположились слоями? Это произошло, потому что в сиропах разное количество сахара и разная плотность. Где оказался сироп с самой большой плотностью? (внизу) А с самой маленькой плотностью? (наверху)
Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Раз, два, раз, два,
Мы наплавались едва,
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Опыт №3 Бурлящая лава
В этом опыте нам предстоит определить, какая жидкость обладает большей плотностью: подкрашенная вода или растительное масло. Для этого нужно смешать воду и масло в одной емкости. Посмотрите на картинку, как вы думаете, где окажется жидкость с большей плотностью? Давайте попробуем предположить, какая жидкость имеет большую плотность, растительное масло или подкрашенная вода? А теперь проведем опыт. Посмотрите, масло плавает сверху, а вода оказалась внизу. Почему? Плотность воды и масла разная, поэтому эти вещества не смешиваются. Какое вещество плотнее и тяжелее, а какое легче?
А сейчас мы добавим в получившуюся жидкость шипучую таблетку – витамин С и сделаем «бурлящую лаву». Посмотрите, мы видим, как из шипучей таблетки выделяются пузырьки газа, которые вместе с цветной водой поднимаются вверх и лопаются. Газ выходит, а цветная вода из пузырька снова опускается вниз, т.к. она обладает большей плотностью. Вот какая красота у нас получилась!
Молодцы, ребята, вы сегодня были настоящими лаборантами и справились со всеми опытами. Вам понравились опыты с водой? Что понравилось больше всего? Что нового вы сегодня узнали? Скажите, ребята, что вы запомнили о плотности воды?
Эти простые опыты вы можете повторить дома с родителями. Впереди нас ждут новые интересные открытия. До новых встреч в «Лаборатории удивительных открытий»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группы "Фруктовая лаборатория"
Цель: Закреплять знание детей о здоворовом образе жизни. Закреплять знания о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление. Вызвать интерес к эксперементированию.Оборудование: Ёмкость для вод...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Апельсиновая лаборатория"
Данный конспект будет интересен педагогам ДОУ....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В царстве камней» в рамках общешкольного проекта «Лаборатория когнитивного развития».
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "В царстве камней".Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.За...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в Лабораторию Чудес"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в Лабораторию Чудес" для детей 5 - 6 лет...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа от 5-6 лет)
Развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие в Лабораторию чудес»
Развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Развивать любознательность, пытливост...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Удивительная соль» для детей средней группы
Опытно-экспериментальная деятельность с использованием элементов ТРИЗ...