Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа от 5-6 лет)
опыты и эксперименты по развитию речи (старшая группа)
Развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_polnoe_2.odt | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа от 5-6 лет)
Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о свойствах сахара,соли и соды
Развивающие задачи:
- развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов и работать в коллективе.
Демонстрационный материал: столы, накрытые клеенками, баночки, соль,сахар, сода, пищевые красители, шприцы без иглы, ложки пластмассовые мерные , кисти для рисования, макет гейзера,клей,картинки.
Раздаточный материал: кисти, банки с водой , клей, ложки мерные,шприцы,цветные карандаши,шаблоны роз.
Ход занятия:
Воспитатель:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Здравствуйте,ребята, Меня зовут Оксана Александровна,и сегодня пришла к вам в гости. Но пришла не с пустыми руками. По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. Вот я хочу угостить вкусным караваем.
Ребята, посмотрите,я с собой взяла три стаканчика,а в них разные сыпучие вещества..Как я уже сказала,каравай едят с солью.Давайте попытаемся найти ее и попробуем макнуть в нее кусочек каравая. Вот увидете,как же это вкусно.
Воспитатель: Сегодня мне хотелось бы побеседовать о сыпучих веществах, с которым вы хорошо знакомы. И все мы привыкли, что мамы и повара используют их в приготовлении еды. А мы попробуем их применить в другом,очень интересном направлении и будем проводить с ними эксперименты.
Я хочу пригласить вас в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А вы знаете, кто работает в лабораториях?
Дети: ученые.
Так вот,прежде чем мы отправимся в лабораторию,нам нужно превратиться в ученых.Давайте встанем в кружок и произнесем волшебные слова,я буду говорить,а вы повторяйте за мной:
1,2,3,4,5-начинаем колдовать!
Крибли,крабли,бум!
Наши дети изменились -
И в ученых превратились!
Вот мы и оказались в лаборатории!
Воспитатель: Ребятки, вы не забывайте, что в лаборатории нужно вести себя красиво, осторожно, внимательно, и соблюдать правила:
1. Не трогать руками глаза
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа
4. Сначала посмотри, а потом повтори.
5. Выполнил и положи на место.
Воспитатель: И так дорогие юные учёные, одевайте халаты, шапочки и занимайте свои места.
Ребята,а вы запомнили с чем мы ели каравай?
Дети: cоль!
Воспитатель: Правильно, это – соль! Как мы с вами уже отметили,соль чаще всего используем в приготовлении пищи,чтоы еда была вкусной и слегка соленой.
А хочу вместе с вами испозьзовать соль в нашем первом эксперименте.
Предлагаю Вам порисовать солью.... А что будем рисовать придется отгадать загадку.
Не тюльпан и не мимоза,а в шипах красотка ...(роза)
Дети: Роооооза!
Воспитатель: Посмотрите,ребята,у каждого из вас есть листочек,на котором нариована роза. М ы с вами возьмем клей и кисточку и наносим на бутон розы.А сверху посыпаем солью. Сейчас необходимо подождать, пока розы высохнут.А что будет дальше,скоро узнате чуть позже!
Воспитатель: Готовы к следующему волшебству? Тогда слушайте мою загадку и узнаете о каком веществе будем говорить дальше.
Белый, а не снег, Сладкий, а не мёд.
Дети: Сахар!
Воспитатель:Правильно,ребята!
Сахар – важный ингредиент различных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Его добавляют в чай, кофе, какао; он главный компонент конфет, глазурей, кремов и мороженого.И яхочу вместе с вами кое-что сделать при помощи сахара.Сахар в нашем эксперименте будет главным ингредиентом.
Давайте,послушайте,и догадайтесь,что будес готовить вместе с вами.
Голова на тонкой ножке,
Вкусный он и сладкий.
Оближи его немножко —
И конец загадке!
Только палочка осталась
От загадки под конец,
Потому что кто-то скушал
Вкусный, сладкий … !
(Леденец) .
Дети: Леденец палочке.
Воспитатель: Ребята, а вы любите такие конфетки?
Дети: Да.
Воспитатель:Сегодня предлагаю вам сделать такие разноцветные леденцы,только попробовать их, к сожалению, не получится. Это и будет наш второй эксперимент.
И без вас,конечно,мне не справиться!Мне обязательно нужны помощники.
Воспитатель просит каждого ребенка налить в чистый стаканчик воду с помощью шприца: синюю, красную,белую, зеленую и желтую краску. Что происходит?
Дети: вода перемешивается.
Воспитатель: Правильно, вода смешивается.
- Не расстраивайтесь мои юные ученые. Сейчас мы с вами при помощи сахара попытаемся сделать леденец. Итак, для нашего волшебства понадобятся: вода, стаканчики, сахар, пищевые красители, мерные ложечки.
Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 чайную ложку сахара, во 2-й – 2 ч. л., в 3-й – 3 ч. л., в 4-й – 4 ч. л.,в 5-й- 5 ч.л.
В пять стаканов, выставленные в ряд, наливаем по 40 мл воды, лучше теплой, и перемешиваем. (обратить внимание детей на плотность полученной жидкости в каждом стакане).
У каждого ребенка свой стакан и он сам кладет туда сахар и перемешивает.
Затем в каждый стакан воспитатель добавляет несколько капель пищевой краски и дети перемешивают. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – белой, в 5-й -синей.
Воспитатель:Теперь самое интересное. Я возьму шприц и наберу в них содержимое наших стаканчиков. В стаканчик побольше при помощи шприца начинаю добавлять содержимое маленьких стаканов, начиная с 1 -го, где сахара меньше всего, и по порядку . Стараемся лить на середину дна.
В стаканчике образуются 5 разноцветных слоя – самый нижний белый, затем синий, зеленый,желтый и красный. Посмотрите,они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое,похожее на новогоднюю карамель. Ребята, перемешалась разноцветная вода в большом стаканчике? Дети:нет,вода слоями.
Воспитатель: Цветная вода ложиться слоями, не перемешивается.
- А вы знаете,в чем же секрет этого опыта? (Ответы детей)
Воспитатель: В каждом стакане было разное количество сахара. Чем больше сахара, тем вода «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане.
- В каком стакане было меньше всего сахара?
Дети: В красном.
Воспитатель: Жидкость красного цвета содержит меньше всего сахара, значит она легче, поэтому и оказалась на самом верху, а белая жидкость содержит больше сахара,значит она тяжеле и оказалась на самом верху.
Вывод: . Воду можно утяжелить с помощью сахара. Чем больше сахара – тем тяжелее вода.
Ребята,вы наверно устали и нам надо немножко отдохнуть!
Физкультминутка
Туки-туки молотком, (стучим кулачками по очереди один об другой)
Строю,строю новый дом. (показываем на головой крышу)
Будет он большой,как ель, (вытягиваем руки ввер)
Будут окна,будет дверь. (разводим руки в стороны)
Всех в него я поселю: (двигаем мизинчиком вверх-вниз)
Мышку,
Зайчика, (показываем ушки зайчика двумя пальчиками)
Лису. (соединяем большой палец с остальными и открываем-закрываем,как будто тявкает лиса)
Воспитатель: Ребята,вот мы с вами размяли наши пальчики и пришло время вспомнить про розы!
Давайте-ка доделаем наш первый опыт до конца и раскрасим розы. А вы знаете,что розы бывают самых разных цветов;красные,желтые,белые,синие,и даже зеленые. А теперь нам надо определиться, какая роза будет у каждого из вас??Для этого мы будем использовать как раз таки волшебную воду с сахаром. А чтобы никому не было обидно,я приготовила жетончики таких же цветов.что и вода в стаканчиках.Вытягиваем по очереди жетончик и берем нужный нам стаканчик.
Ну вот ,определились с цветом,айда за работу.
воспитатель:Ребята,прежде чем начать раскрашивать розы ,давайте уберем лишнюю соль,просто стряхнем ее в тарелочки.А теперь можно взять кисточки,окунуть их в стаканчик с водой и слегка дотронуться до рисунка. Соленый клей быстро впитает цветную воду.
Вот такая красота у нас получилась!!!
Воспитатель: А сейчас переходим к 3 опыту.Я бы даже назвала его фокусом.И по традиции я загадываю вам загадку,а вы побробуете отгадать,что же мы будем делать дальше и какое использовать вещество:
Вот лежала, не горела,
На полке в баночке белела.
Кулинара пригласили,
Её уксусом гасили.
Дети: сода.
Воспитатель: Соду добавляют в выпечку, в стиральные порошки, пьют при изжоге.А мы с помощью соды проведем очередной опыт.
Я сейчас предлагаю вам устроить водяной вулкан. Вы знаете как он называется??
Дети:Гейзер
Воспитатель: Правильно,это гейзер! Вы знаете, что такое гейзер?
Дети:???
Воспитатель: Гейзер - это фонтан горячей воды и пара, бьющий из-под земли.
- Кратер(углубление,чаша) у меня уже есть, осталось, только его запустить! Мне нужно два помощника.А выберу я их при помощи считалочки:
Раз,два,раз два,
Вот березка,вот трава,
Вот полянка,вот лужок-
Выходи скорей,дружок!
Так,один помощник есть,выбираем другого:
Черепаха хвост поджала,
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди,
Кто не верит-выходи.
Отлично,помощники есть!
Ребята,посмотрите,в этом опыте мы с вами будем использовать соду и лимонную кислоту,которые мамы и повара тоже используют в приготовление пищи.
Дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту, а воспитель выливает в кратер воду и гейзер извергает шипучий фонтан.
Что происходит?
Дети: содержимое вулкана выходит
Воспитатель: При взаимодействии воды с кислотой и содой выделяется газ, который легче воды, он поднимает содержимое «вулкана» вверх.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы были настоящими учеными!
Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Ответы детей).
А теперь пришло время возвращаться обратно в детский сад!
1,2,3,4,5-начинаем колдовать!
Крибли,крабли,бум!
Наши ученые изменились -
И в ребяток превратились!
Всем спасибо за внимание!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа от 5 -6 лет)
Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа от 5 -6 лет) ...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа)
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес»(старшая группа)Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в п...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в Лабораторию Чудес"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в Лабораторию Чудес" для детей 5 - 6 лет...
Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес»
Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес»...
Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес»
Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.Задачи:Образовательные задачи:закрепить знания детей о свойствах воды,учить рассуждать, а...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие в Лабораторию чудес»
Развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Развивать любознательность, пытливост...