Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В царстве камней» в рамках общешкольного проекта «Лаборатория когнитивного развития».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей  группе "В царстве камней".

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

Обрaзовaтельные: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Формирование познавательного интереса детей.

Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитательные:  Воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Оборудование: камни, стаканы с водой, вата, карандаши(цветные и простые), демонстрационные схемы,  один красивый камушек, салфетки, подносы на каждого ребенка.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие».

              ООД.

1.Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

Воспитатель: Ребята сегодня утром в детский сад почтальон принес посылку, интересно, кто это посылку нам прислал.

Дети высказывают предположения.

2. Мотивационно- ориентированный этап.

Воспитатель: (Открывает посылку и достает коллекцию камней.) Смотрите, ребята, какие красивые камни. И все разные. Здесь ещё и письмо .  «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства этих камней. Помогите нам, пожалуйста. Ученые-геологи».

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто такие геологи?

Дети:Люди, которые ищут и изучают камни.

Воспитатель: Геологи - это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях, изучают свойства камней. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. Вот такая это работа!

Что бы быть такими - же сильными и смелыми мы с вами немного потренируемся.

Физкультминутка. “Гора и камешки”.

Стоит гора – старушка- До небес макушка, (Дети поднимаются на носки.)

Ее ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями рук.)

Ее дождик поливает. (Встряхивают кистями рук.)

Стоит гора, страдает (Прикладывают ладошки к щекам.)

Камешки теряет. (Качают головой.)

И каждый день, и каждую ночь (Дети разбегаются и присаживаются.)

Катятся, катятся камешки прочь. (На корточки возле столов.)

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем? Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.  Мы будем как настоящие ученые исследовать свойства камней.

3.Опытно-экспериментальная деятельность.

Опыт 1. Определение характера поверхности

 Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие.) Возьмите другой камень, какой он, гладкий или шероховатый? Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.

Опыт2. Какая же форма у камней?

А сейчас давайте посмотрим на форму камней, что мы можем сказать.

Есть круглые камни, а также угловатые и похожие на многоугольники.

Выводкамни имею разную форму. А еще они разного цвета .

Опыт 3. Определение размера.

Воспитатель   спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?  

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт 4. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Опыт 5. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Опыт 6. Мел.

Загадка:

Белый маленький комочек,

Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте,

Пишут буквы на доске. (Мел.)

Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. Мел залегает глубоко под землей.

Очень часто мы с вами рисуем в группе еще одним камнем. Вы наверно догадались это наши простые карандаши. Внутри у них очень мягкий камень – графит.

Вывод: камнем можно писать, рисовать.

4. Заключительная часть. Рефлексия.

Игра с камешками в руках. «По дорожке мы пошли»

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все их принесли.

Рефлексия.

-Что вам понравилось из занятия больше всего?

-Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях. Давайте вспомним их свойства?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_tsarstve_kamney.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группы "Фруктовая лаборатория"

Цель:  Закреплять знание детей о здоворовом образе жизни. Закреплять знания о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление. Вызвать интерес к эксперементированию.Оборудование: Ёмкость для вод...

Открытое интегрированное занятие познавательного цикла в старшей группе на тему «Хочу все знать о пуговице» в рамках общешкольного проекта «Лаборатория когнитивного развития»

Спос               Способность к творчеству и познанию – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, н...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в стар-шей группе «Эти загадочные камни»

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.Задачи:Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, темпе...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Загадочные камни!»

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.Задачи:Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, ...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в Лабораторию Чудес"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в Лабораторию Чудес" для детей 5 - 6 лет...