Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Такое удивительное солнце".
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Такое удивительное солнце".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыты с солнцем | 138.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Такое удивительное солнце".
Авторы: Молчанова Ольга Валерьевна, Зотева Надежда Леонидовна.
Цель: познакомить детей с природным явлением – радуга, научить экспериментировать с различными подручными предметами.
Задачи:
- закрепить знания детей цветов радуги;
- выучить с детьми стихотворение для более успешного запоминания последовательности расположения цветов радуги;
- развивать любознательность и воображение;
- развивать логическое мышление и умение рассуждать.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня вновь отправиться в мир необычного и интересного. Мы будем проводить опыты и эксперименты, а в конце сделаем выводы.
1. Солнечный зайчик.
Послушайте загадку:
В зоопарке ясным днем
Любовался я зверьем.
Вдруг, смотрю,
Бесстрашный зайчик,
Этот зайчик - попрыгайчик,
Тигру прямо на нос сел
И, смотри-ка, уцелел -
Хищный зверь его не съел.
Отвечайте поскорее,
Что за зайчик был на звере?
Дети: (это был солнечный зайчик).
Воспитатель: давайте вспомним, что мы знаем о солнечных зайчиках.
(задает вопросы, побуждает детей отвечать полными ответами, рассуждать, доказывать свое мнение.)
-Что такое солнечный зайчик?
(Солнечный луч отражается от зеркала и «превращается» в солнечного зайчика.)
-Почему нет солнечного зайчика, когда нет солнца?
-Можно ли солнечного зайчика попробовать на вкус?
-Можно ли поймать солнечного зайчика?
-Можно ли с помощью солнечного зайчика разжечь костер?
-Помогает ли он расти животным и растениям?
Воспитатель: Солнечный зайчик – это пятно солнечного света. Дети подумайте и скажите: почему мы говорим «зайчик»?
Ответы и рассуждения детей.
Воспитатель побуждает неактивных детей к обсуждению, задавая наводящие вопросы.
Воспитатель: он очень непоседлив, и всё время куда-то спешит, как настоящий зайчик.
Солнечные лучи – это дети Солнца, днём они освещают нашу группу, поэтому мы не обращаем на них внимания. У нас сейчас окна
закрыты плотными шторами
Солнечные лучи не могут проникнуть к нам в группу. Как же нам «поймать» солнечных зайчиков?
Дети: открыть окна.
Воспитатель: сегодня пасмурно. солнце не видно.
Солнце – источник света, а если его нет, то чем мы его можем заменить?
Дети: лампа, фонарик, свеча.
Воспитатель: А как вы думаете, от лампы получится солнечный зайчик? Давайте проверим.
Опыт 1 "Солнечные зайчики".
(Воспитатель раздаёт всем детям небольшие зеркальца и первой пробует поймать солнечного зайчика. Дети делают то же самое.
Воспитатель: Солнце нас греет, солнечные лучи тоже нас греют .а будет ли греть солнечный зайчик от лампы? Давайте посмотрим Попробуйте направить солнечных зайчиков себе на ладошки (воспитатель при необходимости помогает).
Воспитатель: Что вы чувствуете?
Дети: тепло на ладошке!
Воспитатель: правильно ребята, солнечные зайчики, как и Солнце, любой источник света приносят нам тепло. Ребята трудно управлять солнечным зайчиком?
Ответы детей: трудно, он постоянно убегает, исчезает.
Воспитатель: Ребята, какие же открытия мы совершили?
Дети : без источника света невозможно поймать солнечного зайчика. Управлять зайчиком трудно.
Солнечный зайчик – это луч солнца, двигающийся отдельно от других лучей и отражающийся от блестящих предметов. Его нельзя потрогать, посадить в коробочку, но он греет и можно ладонью ощутить его тепло, поэтому с его помощью можно разжечь огонь.
Физ. минутка: «Солнечные зайчики»
Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку.
(дети вытягивают вперед ладошку)
Солнечный мой заинька, маленький, как крошка.
(ставят на ладонь указательный палец другой руки)
Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять на плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза, а солнышко играет:
Щечки теплыми лучами нежно согревает.
Открываем глазки
Прыгаем как в сказке.
2. Радуга.
Видео про Радугу.
Воспитатель: Радуга – одно из красивейших явлений природы. Разноцветная дуга, возникающая в небе после дождя в солнечный день, привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Радугу можно увидеть на картинах великих художников.
Радугу упоминают в стихах, сказках. С появлением радуги на небе связано множество мифов.
Древние греки считали, что по радуге с небес на землю к людям спускалась вестница богов Ирида. Ириду представляли в виде очаровательной девушки – красивой и легкой, с двумя величественными радужными крыльями за спиной. Широко расправив крылья, она в любой момент готова сорваться с места и с быстротой ласточки стремительно понестись в небе, и дорога, по которой она пробегает, и есть радуга. Ирида выполняла приказания Зевса и Геры и считалась посредницей между богами и людьми.
Древние китайцы думали, что радуга- это небесный дракон, который означал единение Неба с Землёй.
В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, а оттуда она проливается живительным дождем.
Воспитатель: Давайте сейчас мы сами сделаем радугу.
Опыт 2 с Радугой.
Материал: зеркало, миска с водой. (Поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч или луч от лампы и направить на стену (белый картон). Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, которая разделяет свет на его составляющие цвета).
Опыт 3 Радуга в пузырях.
Материал: Емкость с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей.(Берем приспособление, окунаем в емкость с мыльной пеной и выдуваем пузыри.
На летящих в воздухе пузырях можно увидеть семицветную радугу. Объяснение:
Лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают красивые радужные цветные кольца, которые первым начал изучать Исаак Ньютон).
Опыт 4 Радуга на диске.
Материал: диски. Если взять компьютерный диск направить на него свет, то увидим цвета радуги).
Итог: Радуга – это атмосферное оптическое явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. В результате преломления солнечных лучей в каплях воды во время дождя на небе появляется разноцветная дуга. И выглядит она необычайно красиво!
3. Тень.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (Мальчик играет с тенью).
Воспитатель: А вы знаете, что такое тень? (Дети высказывают свои мнения).
Воспитатель: Тень появляется тогда, когда на пути света появляется преграда. Например, дома, деревья, люди. Тень бывает не только от солнца. Еще она может появиться от фонарей на улице, от лампочки. Только тогда, кода на пути любого света появляется преграда, появляется тень. Давайте в этом убедимся сами.
Опыт 3 с тенью.
( Для этого нам понадобится дерево, лампа. Если мы на дерево направим нашу лампу. Когда солнечный луч или свет преграждает какой-то предмет, например наше дерево, то предмет отбрасывает тень. Тень бывает длинная, зимой, когда солнышко низко. А летом тень короткая, когда солнышко высоко).
Воспитатель: Ребята, тень - наш большой помощник. Она всех укрывает от жаркого солнышка. А еще, она иногда работает артистом в театре. Кто знает в каком? (Театр теней).
Игра- карточка "Найди тень".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по продуктивной (конструктивной) деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «В гости к звездам».
Цель:v развивать у детей художественно – творческие способности;v совершенствовать ранее полученные навыки;v совершенствовать навыки работы с бума...
Конспект открытого интегрированного занятия по экспериментально-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста “Удивительные свойства воды и воздуха”.
Конспект интегрированного занятия по экспериментально-познавательной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста “Удивительные свойства воды и воздуха”....
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»
держание деятельности детей (дидактические единицы):– свойства шумового звука (шорох, скрип, треск, гром, стук; высота,длительность, громкость);– изготовление шумового музыкального инструмента «марака...
Конспект занятия по непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Лес - наше богатство. Правило поведения в лесу».
Цель: Формировать основы безопасности жизнедеятельности детей...
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие с капелькой»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24683791","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Уточнить значение воды для всего живого.Задачи:Познакомить детей со свойствами ...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. «Удивительные свойства воздуха».
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.Задачи: «Познание»1. ...
Методическая разработка занятия по познавательному развитию через экспериментальную деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства магнита».
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе....