Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Удивительная соль» для детей средней группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Опытно-экспериментальная деятельность с использованием элементов ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с использованием элементов ТРИЗ на тему:
«Удивительная соль»
для детей средней группы
Цель: изучение особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдении правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Материал и оборудование:
картинки с соляными пещерами, добыча соли, правила поведения в лаборатории;
тарелочки, стаканчики и ложки;
соль;
халаты;
увеличительные стекла;
солевая лампа;
аудиозапись шум моря;
посылка с солью, письмом и таблицей;
цветной картон, клей и кисточки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости давайте поприветствуем гостей.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, когда я утром пришла в детский сад, нам почтальон принес посылку вместе с письмом. Давайте прочтём письмо и узнаем от кого эта посылка и что в ней находится, садитесь на стульчики по удобнее, и слушайте внимательно.
Воспитатель читает письмо: Здравствуйте, дорогие дети! Пишут вам Фиксики. Помогите нам определить свойства вещества, которое мы вам отправили. Отметьте эти свойства, пожалуйста, в нашей таблице. А чтобы узнать, что это за вещество отгадайте загадку.
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Воспитатель: (достает из посылки мешочек с солью)
Ребята, а вы знаете, откуда берется соль? (ответы детей).
Соль добывается разными способами, посмотрите на картинку (показываю картинки). Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали вручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных поршневых систем.
Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, соль полезна или вредна? (ответы детей).
Соль просто необходима человеку, в любом органе человека, так же как и в крови, слезах содержится соль. Соль одна из самых распространенных специй, которая усиливает вкус блюда. Без нее вся наша еда была бы безвкусной и пресной. Соль также нужна и для консервирования блюд, для того чтобы овощи хранились очень долго. Вы видели, как мама солит? Много соли она добавляет?
Соль просто необходима для жизни человека, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания (показываю картинку).
Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.
Воспитатель: Ребята, а хотите подышать соленым воздухом?
Давайте подойдем к солевой лампе и подышим.
Тихо-тихо, мы подышим
И шум моря мы услышим (аудиозапись шум моря)
Есть ещё соль, которую используют как косметическое средство - это морская соль. Может быть у кого - то дома есть такая соль? (ответы детей).
Воспитатель: Что вы с ней делаете? (ответы детей).
Правильно, ее добавляют в ванну, чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю отправиться в лабораторию и провести опыты. (шагают по кругу, затем идут до столов)
Воспитатель: Ребята, а хотите, отправиться в лабораторию и провести опыты? (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
Ребята, а кто работает в лаборатории? (ответы детей)
А какая у них форма одежды? (ответы детей)
Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (показывает схему)
А ещё при работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них, соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно; сначала посмотреть, а потом повторить; положить все на свое место.
Наденьте халаты. Садитесь за столы (дети садятся). Будем проводить опыты, и отмечать результаты в таблице. Для начала давайте придумаем название нашей лаборатории и запишем в таблицу фиксикам. (придумываем название и записываем)
Опыт №1.
Воспитатель: Перед вами стаканчик с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?
Дети: Белая.
Вывод: соль имеет цвет.
Опыт №2.
Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?
Дети: Нет.
Вывод: соль не имеет запаха.
Опыт №3.
Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что мы видим?
Дети: Соль сыплется, значит, она сыпучая.
Вывод: соль сыпучая.
Опыт №4.
Воспитатель: Теперь возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль (дети выполняют задание). На что похожа соль? (похожа на зернышки и кристаллики, крупинки).
Вывод: соль состоит из мелких кристаллов.
Опыт №5.
Воспитатель: Возьмите теперь ложку, и опустите в стаканчик с солью, что вы слышите?
Дети: соль хрустит.
Вывод: соль издает звук.
Опыт №6.
Воспитатель: Возьмите ложку, наберите немного воды и капните воду на соль. Что произошло? (соль впитала воду) А как вы думаете, почему соль, не растворилась от воды, а впитала ее (соли много, а воды мало)
Вывод: соль впитывает небольшое количество воды.
Опыт №7.
Воспитатель: Возьмите ложку, наберите соль и опустите в стакан с водой, хорошо размешайте. Что произошло? Куда делась соль?
Дети: Она растворилась.
Вывод: Соль растворяется в большом количестве воды.
Воспитатель: Мы определили свойства соли, заполнили таблицу. Я предлагаю немножко поиграть в игру «Соленый – несоленый». Давайте снимаем халаты, выйдем из нашей лаборатории и начинаем игру. Я буду называть продукты, и если продукт можно посолить, вы приседаете, а если нет стоите.
Рыба(присели)
Апельсин(стоят)
Сок(стоят)
Мясо(присели)
Чай(стоят)
Картофель(присели)
Банан(стоят)
Огурец(присели)
Воспитатель: Фиксики прислали нам интересную посылку, и я предлагаю сделать для них маленький подарок, который мы отправим им. А подарок мы будем делать с помощью соли. Мы будем рисовать солью. Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Показ техники выполнения работы.
1. Обмакнуть кисть в клей и нарисовать солнце.
2. Посыпать солью.
3. Когда рисунок просохнет, аккуратно стряхнуть лишнюю соль на тарелочку.
(Дети приступают к работе, рисование сопровождается музыкой.)
Воспитатель: Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось на занятии? Рассказы детей. Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой НОД по освоению ОО "Познавательное развитие" с элементами экспериментирования на тему: "Удивительные пузыри" для детей старшей группы
Материал может быть полезен работникам ДО...
Организованная деятельность с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Признаки весны»
Цель: активизация и систематизация знаний детей о весенних явлениях природы через внедрение элементов технологии ТРИЗ...
Конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!» в старшей группе компенсирующей направленности Приоритетная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗна тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!»в старшей группе компенсирующей направленности Приоритетн...
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников с использованием элементов ТРИЗ-технологии "Мы дружим с ветром"
План-конспект по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа)...
Конспект организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ (основная область «Познание») «Новые приключения Колобка»
Этот материал поможет активизировать познавательную и речевую деятельность, обучить использованию различных приёмов добывания информации в ходе собстенного исследовательского поиска получения знаний, ...
Конспект НОД по ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ "Гномик Вася поступает в школу" в средней группе
Конспект НОД по ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ "Гномик Вася поступает в школу"...
ОД по познавательному развитию Тема: «Удивительное рядом» для детей средней группы
Программное содержание:1. Познавательное развитие.- Дать детям представление о лесе, как о целостной экологической системе.- Закрепить знания детей о существенных признаках животных (рыбы, птицы, насе...