Конспект открытого занятия по основам науки и естествознания «Времена года. Весна и ее приметы» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Закрепление, упорядочение знаний детей о весне, как времени года; расширение, углубление знаний о ее приметах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_apr2022_konspekt.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха Московской области
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26»
143909 Московская область, г. Балашиха, ул. Третьяка, д.9
Конспект открытого занятия
по основам науки и естествознания.
Тема: «Времена года. Весна и ее приметы»
Старшая группа
Подготовила: воспитатель
группы №4 «Матрешка»
Сапон О.А.
г. Балашиха
2022 г.
Конспект НОД по теме «Времена года. Весна и ее приметы»
Цель: Закрепление, упорядочение знаний детей о весне, как времени года; расширение, углубление знаний о ее признаках (приметах).
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе;
- систематизировать знания детей о характерных признаках весны;
- обобщить и расширить представление детей о весне.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения, памяти, речи;
- побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ;
- развивать способность видеть красоту окружающего мира;
- обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна», вовлекать детей в речевое взаимодействие;
- развивать наблюдательность, зрительную память;
- упражнять в умении складывать предмет из частей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе;
- способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелатель-ности при решении игровых и познавательных задач.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: иллюстрации по темам «Весна, приметы весны», «Птицы», картинки к игре «Зимой или весной?», сигнальные карточки синего и зелёного цвета, картинки (солнце, лучи, 2 дерева, птицы: перелетные и зимующие), образец скворечника, счетный материал (палочки, круги) для создания скворечника на каждого ребенка, заготовка «ласточка», цветные карандаши, мультимедийная презентация «Весна. Приметы весны», компьютер, мультимедийный проектор, мольберт.
Предварительная работа: сезонные наблюдения за изменениями в природе во время прогулок, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций по теме, чтение художественной литературы по теме, заучивание стихотворений и отгадывание загадок, изготовление кормушек и скворечников совместно с родителями; рисование весенних пейзажей.
I. Организационный момент.
Воспитатель: - Здравствуйте, дети! Наша беседа, совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья. Давайте поздороваемся друг с другом, называя по имени (передаем мяч).
II. Ход занятия:
1. Беседа о признаках весны.
Воспитатель: Вот и закончилась зима. А чтобы вы смогли назвать мне какое время года наступило после зимы, отгадайте загадку:
К нам она шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у…………… (весны). (И. Токмакова)
Воспитатель: Весна – это время пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждут от весны радости и тепла.
- Какие весенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц? Какой он по счету?
Ребята, мне сегодня пришло сообщение на телефон от Лесовичка. А о чем в нем говорится я расскажу, когда мы сядем за столы (дети рассаживаются).
Итак, Лесовичок пишет, что у них в лесу все перепуталось, и весна никак не может занять место зимы. Поможем навести порядок? Тогда нам надо будет выполнить задания.
На доске вы видите желтый круг. На что он похож? (на солнце).
А вы знаете, что в народе часто звали солнце, чтобы оно стало согревать землю, и зима отступила. Для это говорили специальные слова-стихи – ЗАКЛИЧКИ. Вот одна из них:
Где ты, Солнышко? Проснись!
Где ты, Солнышко? Вернись!
Освети нас, обогрей!
Приходи же к нам скорей!
Сыпать снег зима устала,
Кап-кап-кап! Весна настала!
Но вы видите, у нашего солнышка нет лучиков, оно не может согреть землю и пригласить весну. Каждое выполненное нами задание – это теплый лучик, который ускорит приход весны.
(Воспитатель берет первый луч с заданием). Вот и первое задание. (когда задание выполнено - луч перевернуть желтой стороной и прикрепить магнитом).
Задание 1. «Назови приметы весны» (презентация)
Воспитатель: На слайдах представлены приметы весны. Мы с вами будем называть эти приметы, но каждое предложение начинаем со слова «Весной…………..»)
Весной солнце яркое, жаркое, греет сильно. Весной небо голубое, ясное (слайд №2).
Весной снег тает, появляются проталины; бегут ручьи (слайд №3).
Весной на реках тает и трескается лёд; начинается ледоход (слайд №4).
Весной на деревьях набухают почки и появляются первые подснежники (слайд №5).
Весной из дальних стран возвращаются перелётные птицы (слайд №6).
Воспитатель: А как вы понимаете слова “День прибывает”? (Дни становятся длиннее, а ночи короче). Это тоже примета весны.
Воспитатель: А вы знаете, что в народе месяц март называют протальник или капельник. А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей). А май называют цветень или травень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Мы назвали приметы весны - вот и заиграл теплом наш первый лучик солнца (прикрепить его к солнцу желтой стороной). Переходим к заданию 2.
Задание №2. Игра «Зимой или весной?» (игра с сигнальными карточками).
Воспитатель: Я буду показывать картинки, а вам нужно будет показать синий сигнал, если эта картинка относится к зиме, и зелёный сигнал, если картинка относится к весне.
Весна Зима
Дети пускают кораблик Дети лепят снеговика (лыжи, санки)
Трактор и люди в поле Рябина зимой
Сосулька и капель Сугроб, метель
Серый заяц Медведь в берлоге
Воспитатель: Отлично, мы справились с заданием, прикрепляем второй лучик солнца. Какое же следующее задание ждет нас? Помните, мы говорили, что весной к нам из теплых стран возвращаются перелетные птицы? Следующее задание – «Посади птицу на дерево».
Задание №3. «Посади птицу на дерево».
Воспитатель: У нас есть два дерева: с зеленой (весеннее) и белой (зимнее) кроной. Дети выбирают карточку (случайным образом, с подноса), прикрепляют перелетную или зимующую птицу на нужное дерево (можно посчитать птиц, сравнить каких больше и т.п.)
(Прикрепить третий луч солнца).
Физкультминутка.
Март сосульки свесил с крыши (Руки вытянуть перед собой, кисти свесить)
И капелью зазвенел. (Хлопают в ладоши)
Солнце в небе выше, выше (Поднимают руки вверх)
Все хлопочут, много дел. (Наклоны вправо, влево)
Скоро снег совсем растает (Приседание)
Выйдут в поле трактора. (Руки на пояс, топают ногами)
Черный грач весну встречает (Шагаем, высоко поднимая колени)
Громкой песней кра-кра-кра. (Машем «крыльями»)
Задание №4.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в старину люди верили, что весна потому наступает, что её издалека на своих крыльях приносят перелетные птицы. Послушайте загадку про такую птицу:
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (Скворец)
А как называется домик у скворца?
Дети отвечают (скворечник).
Воспитатель: Давайте построим скворечник из счетных палочек. Но сначала рассмотрим картинку и назовем геометрические фигуры, из которых он состоит (треугольник, прямоугольник, круг).
Дети складывают скворечник. Обратить их внимание: как называется круглый вход в скворечник (леток) - (Потому что птицы влетают в него), как называется палочка, жердочка перед входом (насест).
Воспитатель: Это было наше 4-е задание, и мы с ним справились. Давайте еще один лучик подарим нашему солнышку.
Пальчиковая гимнастика «Скворечник».
Делаем руками над головой домик – соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны.
Из скворечника торчат клювы (Показываем клювы, соединив большие пальцы с остальными)
Маленьких скворчат. (Соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду).
Клювик раз, (Показываем клюв одной рукой).
Клювик два. (Показываем клюв другой рукой).
Лапка, лапка, (Кладем поочередно руки на стол, растопырив пальчики).
Голова. (Делаем «замок»).
Раз, и спрятались скворчата. (Показываем домик над головой)
Очень шустрые ребята! (Прячем руки за спиной).
Задание №5. «Ласточка»
Воспитатель: Ребята, а мы хотим, чтобы весна поскорее пришла к нам? Тогда послушайте стихотворение:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит. (А. Плещеев)
Воспитатель: Давайте с вами внимательно рассмотрим ласточку на картинке. Какая она?
Дети: Спинка и крылья, хвостик черного цвета, а грудка – белая.
Воспитатель: Все верно, ребята. А какой хвостик у ласточки?
Дети: Хвостик как будто разрезан на две части.
Воспитатель: Хорошо, молодцы! Все верно, вы внимательные ребята.
Ребята, давайте мы тоже создадим своих ласточек. Для этого мы возьмем заготовку из бумаги и раскрасим отдельные элементы (показать образец).
(Дети раскрашивают заготовки ласточек и делают сгибы по пунктирным линиям – отгибают голову, крыло, хвостик).
Готово? А теперь посадим наших ласточек на веточку (заготовка: картонный лист, полоска бумаги, ножницы)
Ласточки закрепляют на картоне голубого цвета. Рассматривают полученную композицию.
(Пятый лучик прикрепляем к солнышку – задание выполнено).
Воспитатель: Правильно ребята. Еще один лучик появляется у нашего солнышка, и оно начинает ярко светить, согревать теплом землю, прогоняет зиму (дети переходят из-за столов на ковер, встают кругом).
Мы выполнили все задания, и теперь в лесу у Лесовичка наступит порядок, весна сменит зиму и все пойдет своим чередом.
А мы еще раз позовем Весну закличкой и выучим ее наизусть:
Ты приди, Весна – веснянка,
Выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом,
Мы пройдемся хороводом.
III. Рефлексия.
Воспитатель: Итак, мы сегодня вспомнили приметы весны, узнали, как еще называются весенние месяцы (протальник, снегосгон, цветень).
Узнали, что вход в скворечник называется леток, а весну можно позвать «закличкой».
Вы занимались отлично. И я дарю каждому из вас символ весны – подснежник. Позже мы «посадим» наши подснежники на «полянку», и Весна придет в нашу группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: «Знакомство с ножом как столовым прибором». В старшей группе.
Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: ...
Конспект открытого занятия по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграции в познавательной области для старшей группы Колокольчики инструктора по плаванию Кривченко А.А.
Конспект открытого занятия по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграцией в познавательную область для старшей группы Колокольчики инструктора по плаванию Кривченко А.А.Разминка в танце ...
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира по теме: "Весна, перелетные птицы" во второй младшей группе.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15653855","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"327","width":"480"}}]]Цели:Образовательная:1. Продолжать знакомить с характерными пр...
Конспект занятия по развитию речи по теме: «Время года - весна» для детей подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья с использованием технологии эйдо-рацио-мнемотехника.
Цель: Развитие психических функций: памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления. Задачи: ...
Конспект открытого занятия по основам науки и естествознанию для старшей группы. Тема: «Откуда хлеб пришел?»
Цель:дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Землеуточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлебпривить детям бережное отношение к хлебу.Зад...
Конспект открытой ООД по основам науки и естествознания "История одной капельки"
Конспект открытой ООД по основам науки и естествознания для детей старшего дошкольного возраста "История одной капельки"...
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию «В гостях у весны» (нетрадиционные техники рисования) в средней группе
Цель: Продолжать развивать фантазию, творческий интерес и способности детей, используя нетрадиционные техники рисования....