Конспект занятия по развитию речи по теме: «Время года - весна» для детей подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья с использованием технологии эйдо-рацио-мнемотехника.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Косогорова Алёна Николаевна

Цель:  Развитие психических функций: памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления.

 

                 Задачи:

              Образовательные:

·        Развитие связной речи.

·        Уточнение и обобщение представлений об основных признаках весны.

·        Знакомство со стихотворением С. Вышеславцевой «Весна».

·        Повторение содержания русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Коррекционные:

·        Формирование умения ориентироваться на плоскости листа.

·        Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

Воспитание умения выслушивать ответ друг друга, не перебивая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mnemotehnika.docx72.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 79 компенсирующего вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по развитию речи

по теме:

«Время года - весна»

для детей подготовительной к школе группы

с ограниченными возможностями здоровья

с использованием технологии

эйдо-рацио-мнемотехника.

Составила и провела:

учитель-дефектолог Косогорова А. Н.

Тема: «Время года - весна. Знакомство со стихотворением

             С. Вышеславцевой "Весна».

Цель:  Развитие психических функций: памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления.

Задачи:

Образовательные:

  • Развитие связной речи.
  • Уточнение и обобщение представлений об основных признаках весны.
  • Знакомство со стихотворением С. Вышеславцевой «Весна».
  • Повторение содержания русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Коррекционные:

  • Формирование умения ориентироваться на плоскости листа.
  • Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

  • Воспитание умения выслушивать ответ друг друга, не перебивая.

Материал:

Открытки, ваза с веточками, коллаж по стихотворению «Весна», таблицы-заготовки для зарисовки, мнемотаблица по теме для составления рассказа.

Ход деятельности:

I. Настройка.

Учитель-дефектолог: Ребята, давайте вспомним, какое время года наступило?

Дети: Весна.

Учитель-дефектолог: Давайте посмотрим в окошко: что же интересного мы там увидим?

Дети: Светит солнышко; тает снег, сосульки; на деревьях появились почки, птички поют.

Учитель-дефектолог: Посмотрите, что стоит у меня на столе.

В вазе стоят веточки тополя с распустившимися листочками. 

А как вы думаете, почему на этих веточках уже появились листочки, а на улице еще нет?

Дети: На улице ещё холодно, а внутри тепло.

Учитель-дефектолог: Весна - это прекрасное время года, когда вся природа, как будто просыпается ото сна. И сегодня мы с вами на занятии будем говорить именно о весне.

II. Основная часть.

Развитие слуховой памяти с помощью метода сказки.

Учитель-дефектолог: Сейчас я вам назову слова, а вы должны будете их запомнить (с помощью знакомой вам сказки), а затем повторить их в том же порядке: "Лиса, избушка, лед, заяц, дерево, весна, собака, медведь, бык, петух" (слова взяты из сказки "Заюшкина избушка").

Дети: Самостоятельно запоминают слова, составляя (вспоминая) сказку.

Учитель-дефектолог: Спрашивает у детей :

 -Какое было 1-ое слово? 2-ое слово? и т.д.

Дети: Называют запомнившиеся слова

Учитель-дефектолог: А как вы запоминали?

Дети: Представляли себе картинки, вспомнили сказку похожую, в которой были такие животные и рассказывалось про весну.

Учитель-дефектолог: Что это за сказка?

Дети: «Заюшкина избушка»

Развитие зрительной памяти (используется метод ассоциации по открытке).

Учитель-дефектолог: А сейчас мы с вами поиграем с открытками. Я буду показывать вам поочередно картинки и называть какое-то слово, а вы должны запомнить слова, которые я буду называть. Предъявляются открытки:                                                      

Слово

Ассоциация

Картинка

весна

1-ые весенние цветы

подснежники

праздник

в праздник дарят розы

розы

подарок

игрушки дарят в подарок

игрушки

ручей

весной бегут ручьи

весенний пейзаж

птицы

у птиц треугольный клюв

карточка с  3-мя треуг

гром

грохот барабанов напоминает гром

мишка с барабаном

песня

птицы поют песни

птички

лужа

обычна похожа на 0 или О

голубой овал

зонт

можно спрятаться под грибом как под зонтиком

грибок

Учитель-дефектолог: А теперь давайте все вместе вспомним слова, которые я вам называла. Показывает детям картинки в той же очередности .

Дети: Все вместе называют слова и свои ассоциации.

Работа с коллажем.

Учитель-дефектолог: О весне написано много прекрасных стихотворений. Сейчас я вам расскажу одно из них. Это стихотворение называется "Весна" Рассказывает стихотворение с одновременной демонстрацией коллажа, отмечая указкой "образы", о которых в данный момент рассказывается в стихотворении. После этого коллаж убирается, детям предъявляется чистый лист бумаги, разделенный на 8 граф. Педагог спрашивает, где что было нарисовано изображено.

Что было изображено в верхнем правом углу? и т.д.

Дети: Называют запомнившиеся изображения.

Учитель-дефектолог: А теперь давайте все вместе повторим текст этого стихотворения. Коллаж предъявляется снова.

Дети: Совместно с педагогом повторяют стихотворение.

Физкультурная минутка: Детям предлагается с помощью пантомимы изобразить,  как распускаются листочки, перепрыгнуть через лужу, поймать солнечный зайчик и т. д.C:\Users\DS79\AppData\Local\Temp\2014-10-07\Scan10001.JPG

Работа с мнемотаблицей.

Учитель-дефектолог:  А сейчас мы с вами еще раз вспомним и обобщим все основные признаки весны. А сделаем  мы это с помощью мнемотаблицы

Как вы думаете, что означает буква В в середине мнемотаблицы?

Дети: Весна.

Учитель-дефектолог:  Совершенно верно, а все остальные символы - это   признаки весны. Чтобы было легче все их запомнить в правильной последовательности, давайте составим небольшой рассказ по этой мнемотаблице.

"Пришла весна и наступил первый весенний месяц – март, когда мы отмечаем  праздник - 8 марта, выглянуло солнышко, чтобы поздравить наших мам, от солнышка стало тепло и от этого "заплакали" сосульки, капли упали на землю и из нее выглянула (проснулась) молодая травка, распустился подснежник, а почкам так захотелось на него посмотреть, что они распустились в листья. Стало тепло и птицы вернулись домой. День стал длиннее".

Сейчас я вам всем дам заготовки, и вы по памяти зарисуете эту мнемотаблицу.

Дети: Зарисовывают по памяти символы из мнемотаблицы.

Ш. Заключительная часть.

Учитель-дефектолог:  И последняя игра, в которую мы сегодня с вами поиграем, называется "Кто лишний?".

Предъявляются на слух названия птиц: голубь, ворона, скворец, воробей.

Кто по вашему мнению здесь лишний? Почему?

Дети: отвечают.

Учитель-дефектолог:  Молодцы! Все сегодня старались, были внимательными, и наше занятие получилось интересным. К следующему разу я приготовлю вам снова интересные занимательные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами театрализации «Теремок» в подготовительной к школе группе»

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами театрализации "Теремок" в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи в подготовительной к школе группе «Профессии»

Данное занятие предназначено для детей подготовительной к школе группы.  Так как на сайт не публикуются презентации, тяжелее 3 мб, то здесь представлена презентация в виде pdf файла. Если Вам нуж...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) "Скоро в школу мы пойдём"

Непрерывная образовательная деятельность для детей подготовительной группы "Скоро в школу мы пойдём" с использованием игровых и здоровьесберегающих технологийОбразовательная область "Ре...

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие состоит из 8 частей. В каждой части дети выполняют определённые задания....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «В гостях у Поварёнка»

Занятие на закрепление умения классифицировать посуду, на совершенствование грамматического строя речи, связной речи....