Конспект занятия по развитию речи по теме: «Время года - весна» для детей подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья с использованием технологии эйдо-рацио-мнемотехника.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Развитие психических функций: памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления.
Задачи:
Образовательные:
· Развитие связной речи.
· Уточнение и обобщение представлений об основных признаках весны.
· Знакомство со стихотворением С. Вышеславцевой «Весна».
· Повторение содержания русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Коррекционные:
· Формирование умения ориентироваться на плоскости листа.
· Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
Воспитание умения выслушивать ответ друг друга, не перебивая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_mnemotehnika.docx | 72.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 79 компенсирующего вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по развитию речи
по теме:
«Время года - весна»
для детей подготовительной к школе группы
с ограниченными возможностями здоровья
с использованием технологии
эйдо-рацио-мнемотехника.
Составила и провела:
учитель-дефектолог Косогорова А. Н.
Тема: «Время года - весна. Знакомство со стихотворением
С. Вышеславцевой "Весна».
Цель: Развитие психических функций: памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления.
Задачи:
Образовательные:
- Развитие связной речи.
- Уточнение и обобщение представлений об основных признаках весны.
- Знакомство со стихотворением С. Вышеславцевой «Весна».
- Повторение содержания русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Коррекционные:
- Формирование умения ориентироваться на плоскости листа.
- Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- Воспитание умения выслушивать ответ друг друга, не перебивая.
Материал:
Открытки, ваза с веточками, коллаж по стихотворению «Весна», таблицы-заготовки для зарисовки, мнемотаблица по теме для составления рассказа.
Ход деятельности:
I. Настройка.
Учитель-дефектолог: Ребята, давайте вспомним, какое время года наступило?
Дети: Весна.
Учитель-дефектолог: Давайте посмотрим в окошко: что же интересного мы там увидим?
Дети: Светит солнышко; тает снег, сосульки; на деревьях появились почки, птички поют.
Учитель-дефектолог: Посмотрите, что стоит у меня на столе.
В вазе стоят веточки тополя с распустившимися листочками.
А как вы думаете, почему на этих веточках уже появились листочки, а на улице еще нет?
Дети: На улице ещё холодно, а внутри тепло.
Учитель-дефектолог: Весна - это прекрасное время года, когда вся природа, как будто просыпается ото сна. И сегодня мы с вами на занятии будем говорить именно о весне.
II. Основная часть.
Развитие слуховой памяти с помощью метода сказки.
Учитель-дефектолог: Сейчас я вам назову слова, а вы должны будете их запомнить (с помощью знакомой вам сказки), а затем повторить их в том же порядке: "Лиса, избушка, лед, заяц, дерево, весна, собака, медведь, бык, петух" (слова взяты из сказки "Заюшкина избушка").
Дети: Самостоятельно запоминают слова, составляя (вспоминая) сказку.
Учитель-дефектолог: Спрашивает у детей :
-Какое было 1-ое слово? 2-ое слово? и т.д.
Дети: Называют запомнившиеся слова
Учитель-дефектолог: А как вы запоминали?
Дети: Представляли себе картинки, вспомнили сказку похожую, в которой были такие животные и рассказывалось про весну.
Учитель-дефектолог: Что это за сказка?
Дети: «Заюшкина избушка»
Развитие зрительной памяти (используется метод ассоциации по открытке).
Учитель-дефектолог: А сейчас мы с вами поиграем с открытками. Я буду показывать вам поочередно картинки и называть какое-то слово, а вы должны запомнить слова, которые я буду называть. Предъявляются открытки:
Слово | Ассоциация | Картинка |
весна | 1-ые весенние цветы | подснежники |
праздник | в праздник дарят розы | розы |
подарок | игрушки дарят в подарок | игрушки |
ручей | весной бегут ручьи | весенний пейзаж |
птицы | у птиц треугольный клюв | карточка с 3-мя треуг |
гром | грохот барабанов напоминает гром | мишка с барабаном |
песня | птицы поют песни | птички |
лужа | обычна похожа на 0 или О | голубой овал |
зонт | можно спрятаться под грибом как под зонтиком | грибок |
Учитель-дефектолог: А теперь давайте все вместе вспомним слова, которые я вам называла. Показывает детям картинки в той же очередности .
Дети: Все вместе называют слова и свои ассоциации.
Работа с коллажем.
Учитель-дефектолог: О весне написано много прекрасных стихотворений. Сейчас я вам расскажу одно из них. Это стихотворение называется "Весна" Рассказывает стихотворение с одновременной демонстрацией коллажа, отмечая указкой "образы", о которых в данный момент рассказывается в стихотворении. После этого коллаж убирается, детям предъявляется чистый лист бумаги, разделенный на 8 граф. Педагог спрашивает, где что было нарисовано изображено.
Что было изображено в верхнем правом углу? и т.д.
Дети: Называют запомнившиеся изображения.
Учитель-дефектолог: А теперь давайте все вместе повторим текст этого стихотворения. Коллаж предъявляется снова.
Дети: Совместно с педагогом повторяют стихотворение.
Физкультурная минутка: Детям предлагается с помощью пантомимы изобразить, как распускаются листочки, перепрыгнуть через лужу, поймать солнечный зайчик и т. д.
Работа с мнемотаблицей.
Учитель-дефектолог: А сейчас мы с вами еще раз вспомним и обобщим все основные признаки весны. А сделаем мы это с помощью мнемотаблицы
Как вы думаете, что означает буква В в середине мнемотаблицы?
Дети: Весна.
Учитель-дефектолог: Совершенно верно, а все остальные символы - это признаки весны. Чтобы было легче все их запомнить в правильной последовательности, давайте составим небольшой рассказ по этой мнемотаблице.
"Пришла весна и наступил первый весенний месяц – март, когда мы отмечаем праздник - 8 марта, выглянуло солнышко, чтобы поздравить наших мам, от солнышка стало тепло и от этого "заплакали" сосульки, капли упали на землю и из нее выглянула (проснулась) молодая травка, распустился подснежник, а почкам так захотелось на него посмотреть, что они распустились в листья. Стало тепло и птицы вернулись домой. День стал длиннее".
Сейчас я вам всем дам заготовки, и вы по памяти зарисуете эту мнемотаблицу.
Дети: Зарисовывают по памяти символы из мнемотаблицы.
Ш. Заключительная часть.
Учитель-дефектолог: И последняя игра, в которую мы сегодня с вами поиграем, называется "Кто лишний?".
Предъявляются на слух названия птиц: голубь, ворона, скворец, воробей.
Кто по вашему мнению здесь лишний? Почему?
Дети: отвечают.
Учитель-дефектолог: Молодцы! Все сегодня старались, были внимательными, и наше занятие получилось интересным. К следующему разу я приготовлю вам снова интересные занимательные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)
Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....
Конспект занятия по развитию связной речи с элементами театрализации «Теремок» в подготовительной к школе группе»
Конспект занятия по развитию связной речи с элементами театрализации "Теремок" в подготовительной к школе группе...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи в подготовительной к школе группе «Профессии»
Данное занятие предназначено для детей подготовительной к школе группы. Так как на сайт не публикуются презентации, тяжелее 3 мб, то здесь представлена презентация в виде pdf файла. Если Вам нуж...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) "Скоро в школу мы пойдём"
Непрерывная образовательная деятельность для детей подготовительной группы "Скоро в школу мы пойдём" с использованием игровых и здоровьесберегающих технологийОбразовательная область "Ре...
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)
Занятие состоит из 8 частей. В каждой части дети выполняют определённые задания....
Конспект занятия по развитию связной речи у дошкольников с ТНР в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по развитию связной речи...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «В гостях у Поварёнка»
Занятие на закрепление умения классифицировать посуду, на совершенствование грамматического строя речи, связной речи....