Проект по познавательному развитию "Луковый фестиваль"
проект по окружающему миру (старшая группа)

КУЩ ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА

Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и огороде, ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_lukovyy_festival.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад с.Орловское

Марксовского района Саратовской области

Проект «Луковый фестиваль»

Составила: воспитатель Кущ Л.В.

Цель:

Дать дополнительные и интересные знания детям о разных сортах лука. Подчеркнуть пользу и лечебные свойства лука. Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и огороде, ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, родителей.

Задачи:

Образовательная: Развитие мышления, воображения детей, умения наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений; формирование представлений о строении, развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.

Воспитательная: Формирование бережного, эмоционального отношения к природе, желания заботиться об урожае, ответственности за порученное дело.

 

 1. Учить детей ежедневно ухаживать за луком на грядке; весной в комнатных условиях.

 2. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.

 3. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц на грядке,  в стакане воды и в контейнере с почвой.

 4. Учить бережно, относиться  к природе.

 5. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения,

6. Научить детей видеть результат своего труда.

Форма: групповая.

Возраст детей: 6-7 лет

Проектная идея.        

- Создать в группе огород на подоконнике (выполняют дети);

- ухаживание, наблюдение, беседы, зеленые перья лука добавляем в первое блюдо;

-весной в мае – посадка лука – севка на огороде (территории детского сада). Ухаживаем, наблюдаем, заботимся, беседуем;

- осенью сбор урожая (выполняют дети);

- экскурсия на кухню – вручаем урожай лука поварам детского сада;

- часть оставляем для поделок;

- ручной труд-  изготовление поделок из лука. Коллективные, индивидуальные и    

  поделки вместе с детьми;

- аппликация из бумаги «Лук»;

- коллективная  аппликация из луковой шелухи;

- рисование «Лук»;

- лепка «Лук»;

- беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы;

- Итоговое развлечение

Участники проекта: дети старшей -подготовительной  группы,  родители и воспитатели группы.

 Работа с родителями.

 1.Провести работу с родителями «Участие в проекте «Луковый фестиваль ».

 2.Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры,  

    землю, луковицы для посадки.

 3.Домашнее задание – просмотр и обсуждение мультфильма «Чиполино», с  

    детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ  

    о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить        

    представление у детей о применении зеленого лука в пищу.

Результат.

  1. Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их  

содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.

 2. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука    

   комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.

 Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы, эксперименты.

 Проект рассчитан на 7 месяцев.

1 ЭТАП – подготовительный

 В группе детского сада мы разбили грядки на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями сортов лука (лук- батун, лук-шалот, репчатый лук и т.д. датой посадки и первой зелени).

 Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах.

 2 ЭТАП – исследовательский

 Дети наблюдали за ростом лука, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

 3 ЭТАП - заключительный

 • Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

 • Оформили выставку рисунков — аппликаций

  • Провели итоговое развлечение  «Золотая Луковка»

 • Далее родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали.

Организационная деятельность.

 1. Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, рисунки - материал по данной теме

 2. Подобрать материал: контейнеры, луковицы разных сортов и другие семена овощей для сравнения, и оборудование для опытов и экспериментов детей.

План реализации проекта.

 Подготовительный этап

 Подбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки ( воспитатели группы)

Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, стаканы, земля, луковицы)  (родители)

 Разбивка грядок на подоконнике  (дети, воспитатели).

 Изготовление табличек - указателей с названиями лука  (дети, воспитатели)

 Исследовательский этап

 Рассматривание луковиц и семян лука и других овощей, посадка лука  (дети, воспитатели группы)

 Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение лука», «Условия, необходимые для роста лука», «Размножение, рост, развитие зеленого лука». ( воспитатели и дети  группы)

 Занятия с детьми: «Растительный мир», «Посадка лука», «Первая зелень» «Витамины для детей» «Полезная пища»  (работа проводится в течение проекта).

 Проведение дидактических игр « Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?».

 

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах, фруктах и ягодах, чтение сказок об овощах (работа  в течение проекта).

 Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу)  (работа  в течение проекта).

 

 Заключительный этап

 Подведение итогов реализации проекта (дети, воспитатели, родители)

 Оформление выставки рисунков, поделок детей.

 Проведение развлечения  «Золотая Луковка» в конце проекта.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЗОЛОТАЯ ЛУКОВКА»

Ведущий: Добрый вечер, друзья! На дворе осень. Какие осенние месяцы вы знаета..А какой сейчас по счету месяц…Как он называется,, А когда люди собирают урожай овощей и фруктов… А знаетет, ребята, что во многих странах в конце лета или в начале осени проходит луковые фестивали.. луковый фестиваль – это такой своеобразный праздник, где люди продают и покупают разные сорта лука, радуют друг друга разными интересными поделками из лука, устраивают конкурсы, играют в игрыи и радуются большим луковым урожаем. А лук с давних пор служит людям не только как вкусный овощ, но и как поолезный и даже лечебный продукт.

Появляется Луковая Фея

Вед. Здравствуй, таинственная гостья! Кто же вы такая?

Фея: Я Лукоая Фея

Вед. Очень мы тебе рады. А у нас «Луковый фестиваль» оставайся с нами.

Наши ребята хотят тебе показать свои поделки. Они делали своими руками.

Вед. А я хочу вам рассказать о том, что день, когда люди убирали урожай с грядок называли "Днем луковой слезинки". Рано утром выходили крестьяне к берегам рек и озер, прудов встречать матушку осеннину с овсянным хлебом и песнями. И потом все вместе шли и убирали с грядок лук. Люди разводили костры, лакомились печеным луком. И этот день назывался «Днем луковой слезинки»

Фея: А знаете ли вы пословицы и поговорки о луке?

- славен репчатый лук от семи недуг

- лук да купуста лихового не допустят

- где лук там и слезы

-лук да баня все прават

Вед. Молодцы.

Фея. А загадки отгадывать умеете?

Загадки про лук.

Чтение сказки  разные сорта лука и показ слайдов.

Вед. А мы тебе луковая фея предлагаем поиграть с нами.

1 КОНКУРС

«Кто больше принесет луковок в корзину»

2 КОНКУРС

«Разложи овощи закрытыми глазами»

3 КОНКУРС

«Горький лук»

ПЕСЕНКА «ЛУКОВОЙ ФЕИ»

Я представлю вам сегодня

Песню лучшую про лук.

Для здоровья и для силы

Ешь его, мой милый друг!

Лук зеленый объеденье,

Он приправа к блюдам.

Ешьте, дети,  лук зеленый,

Он полезен людям!

Витаминов в нем не счесть

Надо лук зеленый есть!

Вед. Вот и подошла наша встреча к концу. Спасибо тебе Лукова Фея за замечательную песенку и за то, что пришла к нам в гости.

Фея. А мне у вас в гостях было очень интересно и на прощанье я хочу подарить вам подарочки. Это мои маленькие друзья – луковки.

Дети под музыку проходят в группу.

 Никого не огорчает,

 А всех плакать заставляет.

(Лук)

Сидит дед,  во сто шуб одет,

 Кто его раздевает,

 Тот слезы проливает.

(Лук)

 Сарафан не сарафан,

 платьице не платьице,

 А как станешь раздевать,

 досыта наплачешься.

(Лук)

 Прежде чем его мы съели,

 Все наплакаться успели.

(Лук)

Заставит плакать всех вокруг,

 Хоть он и не драчун, а …

(Лук)

Что без боли и без печали доводит до слез?

(Лук)

Пришел барин с грядки,

 весь в заплатках,

 кто ни взглянет,

 всяк заплачет.

(Лук)

Скинули с Егорушки

 Золотые перышки,

 Заставил Егорушка

 Плакать и без горюшка.

(Лук)

Золотистый и полезный,

 Витаминный, хотя резкий,

 Горький вкус имеет он.

 Когда чистишь – слезы льешь.

 (лук)

Пришла Таня в желтом сарафане:

 Стали Таню раздевать,

 Давай плакать и рыдать.

(Лук)

Птица в норе,

 Хвост во дворе.

 Кто перья выдирает,

 Тот слезы утирает.

(Лук)

Я вырос на грядке,

 Характер мой гадкий:

 Куда ни приду,

 Всех до слез доведу.

(Лук)

Он никогда и никого не обижал на свете.

 Чего же плачут от него взрослые, и дети?

(Лук)

В десять одежек плотно одет,

 Часто приходит к нам на обед.

 Но лишь за стол ты его позовешь,

 Сам не заметишь, как слезы прольешь.

(Лук)

Красна - девица сидит в темнице,

А коса на улице.

Ответ: Морковь        

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

Ответ: Морковь        

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая.

Ответ: Морковь

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

Ответ: Морковь        Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ...

Ответ: капуста        

Сто одёжек, и все без застёжек.

Ответ: Капуста

Лоскуток на лоскутке - зелёные заплатки,

Целый день на животе нежится на грядке.

Ответ: Капуста        

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.

Ответ: Капуста        

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом ...

Ответ: картошка

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

"Ну, рассыпчата, вкусна!"

Ответ: Картошка        

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

Ответ: Лук        

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а ...

Ответ: лук

Пришла Таня в жёлтом сарафане:

Стали Таню раздевать,

Давай плакать и рыдать.

Ответ: Луковица        

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? ...

Ответ: свекла        

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

Ответ: Репка

Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

Ответ: Репка        

Щёки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

Ответ: Редиска        

Маленький и горький, луку брат.

Ответ: Чеснок

Золотая голова - велика, тяжела.

Золотая голова - отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

Ответ: Тыква

        Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

Ответ: Помидоры        

Голова на ножке, в голове горошки.

Ответ: Горох

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков ...

Ответ: горох        

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

Ответ: Горох        

Дом зелёный тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

Ответ: Горох

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

Ответ: Огурцы        

Без окон, без дверей

Полна горница людей.

Ответ: Семена в огурце        

Лежит меж грядок, зелен и сладок.

Ответ: Огурец

ЛУКОВАЯ СЕМЬЯ

В воскресный день пошла хозяйка на базар за луком, да никак не могла выбрать, какой же лук ей лучше купить. В конце концов, она купила на пробу все луки, которые продавались в тот день на базаре. Так попали в одну корзинку братья луки из разных луковых семей. Вечером, когда все ушли с кухни, луки разговорились.

— Не расскажите ли, братцы, что-нибудь интересное о себе, — подал голос Репчатый лук с зелеными перьями на макушке. — Скучно лежать молча.

— Да, действительно, жизнь у тебя скучная и вкус горький, — откликнулся Лук-слизун, гордо расправив свои светлые и темно-зеленые длинные листья. Вот мой вкус гораздо более приятный. Когда распускаются мои белые и фиолетовые шары-соцветия, огород превращается в прекрасный сад. Из всех луков я самый красивый и самый урожайный. Ты, Репчатый, — тихоня: по пять лет растешь и всего одну луковицу выращиваешь; а один мой двухлетний куст дает до тридцати луковиц. Дети меня просто обожают. У одной девочки я даже вылечил малокровие.

— Вот расхвастался, — откликнулся Шнитт-лук. — Как будто ты один красив и целебен. У меня листья тоже очень нежные, а ярко-красные и фиолетовые соцветия до того хороши, что глаз не оторвать.

— Все-таки мы, луки, не цветами должны гордиться, а луковицами, — вступил в разговор Многоярусный лук. — Ты, Лук-слизун, хоть и выращиваешь много луковиц, да они у тебя не настоящие, а ложные, как, впрочем, и у Шнитт-лука. Ваши так называемые луковицы — просто небольшие утолщения в нижней части пера. Я же на своем цветочном стебле выращиваю настоящую прикорневую луковицу и множество маленьких деток-луковичек. Представляете, как удобно: не надо ждать, когда семена прорастут — сразу готовые луковички. Они у меня идут на размножение, а прикорневые луковицы едят.

— Братцы, главное в нас не только то, как выглядят наши цветы и луковицы, — примирительно сказал Лук-порей, взмахнув веером своих длинных листьев, — главное, что все мы служим людям нашими витаминами. Особенно мы богаты витамином С, как вы все знаете. Я, например, научился даже в зимний период его не расходовать, а, наоборот, накапливать. Мои молодые листья и стебли в свежем, вареном, сушеном и консервированном виде необыкновенно вкусны и питательны, и укрепляют человеку голос.

Долго братцы-луки своими достоинствами друг перед другом хвастались, пока не устали. Один Репчатый лук все время молчал, будто язык проглотил.

— А ты что молчишь? — обратились к нему братья.

— Да что говорить: обо мне и так все известно, — скромно произнес Репчатый лук. — Вы на огородах — редкие гости, а меня в каждом огороде полным-полно. Несмотря на мой горький характер, люди давно взяли меня к себе на службу, и я помогаю им всем, чем могу.

В эту минуту в кухню вошли хозяйка и ее дочка.

— Ой, как больно, — плакала девочка. — Зачем эта злющая оса ужалила меня? Посмотри, мама, у меня рука опухает.

— Подожди, не плачь, — сказала хозяйка, доставая из корзины репчатый лук. Она разрезала луковицу пополам и велела дочке:

— Скорее натри больное место половинкой луковицы. Старайся, чтобы на укус попало как можно больше лукового сока.

Девочка натерла луком больное место, и боль прошла, а от опухоли и следа не осталось.

— Видишь, как быстро помог тебе репчатый лук, — сказала мама. — Всегда с ним дружи. Когда у нас с твоим папой свадьба была, нам сплели огромный золотистый венок из репчатого лука, на счастье.

— Разве счастье от лука зависит? — засмеялась девочка.

— Счастье, может, и не от лука зависит, но древние обычаи не зря придуманы, — задумчиво сказала мама. — Помню дедушка рассказывал нам о страшной чуме, которая полгорода убила. Однако в те дома, где лук был ежедневным гостем, чума не посмела заглянуть. А бабушка рассказывала, как она свою любимую корову от страшной эпидемии спасла. Повесила ей на шею луковый венок, и буренка ее осталась жива, когда другие коровы падали одна за другой. Наши предки не глупее нас были, не зря они детям на грудь луковки вешали, как талисман от всех бед и болезней. Если ты, доченька, каждый день будешь съедать хотя бы по луковке, никакие болезни тебе не страшны.

— Как хорошо, что у нас есть такой защитник, — ласково сказала девочка и вышла вместе с мамой из кухни.

— Вот, оказывается, какой удивительный наш братец, Репчатый лук, — уважительно сказал Лук-порей. — Долго растет, да много пользы приносит.

— Тише едешь, дальше будешь, — тихо прошептал Лук-слизун, и все луки почтительно склонили зеленые листья в сторону своего Репчатого собрата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлекательно-познавательного досуга "Фестиваль русских народных игр"

Развлекательно-познавательный досуг "Фестиваль русских народных игр" способствует приобщению детей старшего дошкольного возраста к познанию народных игр и забав наших прабабушек и прадедушек...

Познавательно-исследовательский проект «Развитие познавательного интереса у детей 2 младшей группы через экспериментирование»

Предлагаемая ниже структура проекта -экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы....

Методическая разработка. Проект по познавательному развитию на тему: "Игры и задания по формированию познавательных знаний у детей дошкольного возраста"

Интерес дошкольников к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества. На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошк...

Познавательный проект "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование".

Краткосрочный творческий проект в средней группе детского сада, тема:  "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование"....

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ "Развитие познавательных способностей детей путём создания мини-музея: «Моя лошадка» (познавательно-исследовательский проект)"

         Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа ...

Федеральная инновационная площадка Министерства просвещения Российской Федерации Международный Исследовательский проект института СПД Всероссийский фестиваль - флешмоб «Задача дня» Тема: «Новогодняя открытка для друга»

Тема: «Новогодняя открытка для друга». средний возраст Цель: Популяризация математики, формирование у детей положительного отношения к математике.Задача дня: Изготовить новогоднюю отк...