Познавательно-исследовательский проект «Развитие познавательного интереса у детей 2 младшей группы через экспериментирование»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предлагаемая ниже структура проекта -экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_proekt.docx | 32.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17» г. Таганрога
Познавательно-исследовательский проект
«Развитие познавательного интереса у детей 2 младшей группы через экспериментирование»
Лаборатория всезнаек
Выполнила: воспитатель
МБДОУ д/с №17 г. Таганрога
Анна Андреевна Ненашкина
г. Таганрог
2017-2018 г.г.
Пояснительная записка
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по ФЭМП, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
Предлагаемая ниже структура проекта -экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.
Паспорт проекта:
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой.
База проекта: МБДОУ д/с №17.
Тип проекта: среднесрочный (август 2017г.- май 2018 года)
Актуальность
Закон «Об образовании в Российской Федерации» ставит перед дошкольным образованием задачи не только на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья, но и на формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в рамках образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, которое может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, мы видим следующие:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Таким образом, формирование исследовательских умений дошкольников - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно-деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС
Новизна.
В проекте применен новый методический подход к организации поисково –
исследовательской деятельности, использован творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира-метод экспериментирования.
Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Цель проекта:
Развитие интереса и познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Расширить представления детей об окружающем мире через развитие представлений детей о свойствах веществ, об основных физических свойствах и явлениях воды, снега и льда.
- Формировать устойчивый интерес к детскому экспериментированию.
- Активизировать словарный запас, поощрять желание детей делиться впечатлениями (суждениями, доводами), делать несложные выводы.
- Способствовать социализации детей: доброжелательное и вежливое обращение к сверстникам и взрослым.
- Создавать положительно-эмоциональный настрой детей.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
Перспективное планирование опытов и экспериментов
Август
1. Подбор материала по теме: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование»;
2. Постановка целей и задач по данной теме.
Сентябрь
1. «Узнаем, какая вода» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
2. «Игры с веерами и султанчиками» Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение — воздуха-это ветер.
3. «Поиграем с солнышком» Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Октябрь
1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.
2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.
3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Ноябрь
1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.
2 . «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.
4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).
Декабрь
1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.
2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.
3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
Январь
1. « Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).
Февраль
1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.
2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
Март
1. «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.
Апрель
1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.
3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.
Май
1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.
2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.
3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.
4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Работа с родителями
-Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование».
- Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».
- Консультация: «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».
- Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.
-Консультация: «Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)».
-Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома».
-Создание фотоальбома: «Мы экспериментируем».
-Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование»
-Презентация проекта: «Развитие познавательного интереса у детей 2 младшей группы через экспериментирование»
Предполагаемый результат:
1. Создание предметно-развивающего пространства в опытно- экспериментальной деятельности.
2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
3. Повышение уровня мотивации к занятиям.
4. Развитие у детей познавательного интереса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практ...
Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование( опыт работы)
Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование....
Программа по самообразованию "Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование" на 2016-2017 уч.год
Содержание исследовательской деятельности, перспективное планирование, картотека игр-экспериментов...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
DВыявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей....
«Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование»
В представленном материале предложен примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования, предложена организация мини-лабораторий в детском саду, пер...
Программа по самообразованию "Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через экспериментирование"
Программа разработана для педагога по направлению "Экспериментальная деятельность" при работе с детьми 2 младшей группы....
Проект :"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование"
Развивать познавательный интерес, любознательность и активность детей через экспериментирование"....