Сценарий непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (5-6 лет) на тему: «Саратовская игрушка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
ОО Познавательное развитие, интеграция с ОО «Речевое развитие»
поисково-исследовательская, конструктивно-модельная
Цель: Продолжать формировать представления о родном крае.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_k_munitsipalnomu_konkursu_kramarenko.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №35»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
413111, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Смеловская, тел. (8453) 95-04-11
Сценарий непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе (5-6 лет) на тему:
«Саратовская игрушка»
(ОО Познавательное развитие, интеграция с ОО «Речевое развитие»)
Подготовила:
Крамаренко Татьяна Вячеславовна,
воспитатель первой квалификационной категории
г. Энгельс,
2022 г
Возраст детей | 5-6 лет | |
Тема НОД | «Саратовская игрушка» | |
Вид деятельности | поисково-исследовательская, конструктивно-модельная | |
Цель и задачи педагога | Цель: Продолжать формировать представления о родном крае. Задачи: Образовательные. Формировать представления о малой родине, богатстве родного края, о саратовской игрушке. Закреплять умение получать информацию об объекте в процессе его исследования посредствам технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ (умение узнавать объект (саратовская игрушка), называть его, сравнивать его с другими объектами схожими по определенному признаку) Развивающие. Развивать познавательную активность. Совершенствовать диалогическую форму речи, в умении делиться разнообразными впечатлениями в ходе экскурсии по ярмарке. Воспитательные. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за людей населяющих его. Воспитывать бережное отношение к результатам труда народных мастеров. Совершенствование социальных умений: договариваться друг с другом для решения общей значимой задачи. Здоровьесберегающие. Обеспечить рациональное сочетание разных видов детской деятельности (сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок, следить за соблюдением правил безопасности труда и личной гигиены). Активизация словаря: саратовская игрушка, штампиковые улубления, (при украшении игрушки), ямчатая, глазурование. | |
Предполагаемая цель ребенка | Помочь народным мастерам определить новый объект и мастера, который создал этот объект. | |
Этапы деятельности | Действия педагога | Действия детей |
Мотивационный этап Игровая ситуация, подводящая к целеполаганию (сталкиваемся с ситуацией, когда необходимо договориться друг с другом или рассказать что-либо) | Педагог обращает внимание на послание, в котором народные умельцы приглашают в гости, чтобы помочь им определить новый объект и какой мастер постарался в создании этого объекта. Узнать место встречи с мастерами поможет Дидактическая игра «Да -Нет» по ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии. И/З: умение определить объект «ярмарка» посредствам подробного описания характерных признаков объекта. Ход игры: Педагог предлагает отгадать заданный объект при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет». Педагог задает вопросы побуждающего характера. - Где в городе проходит ярмарка? - С какой целью проводится ярмарка? - Зачем мы туда пойдем? Для чего это нужно? | Дети проявляют интерес, эмоционально откликаются, испытывают желание помочь народным мастерам и вступают в игровые действия. Выказывают желание поиграть. Дети ищут отгадку. Дети отвечают на поставленные вопросы, делают комментарии |
Ориентировочный этап Организация затруднения - уточнение цели (как будем решать поставленную задачу) | Педагог предлагает пройти на ярмарку. - Что произошло? Торговые ряды пустые. Где весь товар? Обращает внимание на стол накрытый платком. Под платком находят все объекты, необходимые для игры (речная рыба, народная игрушка, народные инструменты, хлебобулочные изделия). - Кто же объединил все объекты и помешал народным умельцам представить каждому свой товар? (Волшебник Объединения) - Кого позовем на помощь, чтобы привести в порядок торговые ряды? (Волшебника Дробления) - Как он нам поможет? (разделить объекты по общему признаку) Педагог предлагает дидактическую игру «Ярмарка» И\З: умение классифицировать объекты по определенному признаку. Ход игры: Педагог предлагает распределить объекты на мольберты «торговые ряды» по объединяющему признаку (речная рыба: щука, стерлядь, окунь, сом; народная игрушка: дымковская, филимоновская, матрешка, саратовская игрушка; народные инструменты: ложки, саратовская гармоника, гусли, балалайка; хлебобулочные изделия: ватрушка, баранки, саратовский калач, плюшка). Педагог предлагает выделить объект в каждой группе, чем знаменит город Саратов (стерлядь, саратовская гармоника, саратовский калач) Педагог обращает внимание на мольберт с народными игрушками. - Все объекты вам знакомы? - Какому объекту затрудняетесь дать название? - Из какого материала выполнен объект? | Эмоционально откликаются. Дети испытывают желание помочь навести порядок на Ярмарке. Делают свои предположения. Прогнозируют свои действия. Дети делятся на подгруппы, распределяют объекты по определенному признаку, называют объекты, делают пояснения и комментарии. Выказывают свое отношение к родному краю. Дети делают предположения, в ходе игры испытывают затруднение: не могут определить новый объект - Саратовская игрушка |
Исполнительский этап Действия по ситуации (применение знаний и умений для выхода из различных ситуаций) | Изложение нового материала Педагог называет объект - Саратовская игрушка. Рассказ педагога с последующим показом иллюстраций, фотографий, штампиков. «Игрушка- символ края. Саратовская глиняная игрушка родилась много веков назад на территории Татищевскаго района в деревне Малая Крюковка. Ямчатая (имеющая много ямок на поверхности) игрушка служила украшением сельского быта и помогала воспитывать детей. Саратовскую игрушку отличает от других специальный ямочный рисунок, специальными штампиками делается оттиск рисунка. Затем в полученное углубление заливается краска. Саратовская игрушка может быть с обжигом и просто высушенная, основной цвет - природный, но допустимо окрашивание в белый цвет. На старинных игрушках 1914 года рисунок выполнен палочкой. В древнем городе Укек на территории современного Саратова, найдены глиняные игрушки. В городе существовал русский ремесленный поселок. Археологами найдены формочки для изготовления игрушек, изделия обжигались и глазуровались. Мастер по игрушке Пахомова Пелагея Андрияновна передала опыт изготовления игрушки своему племяннику Африкантову Петру Петровичу. Петр Петрович Африкантов сделал игрушку более красочной и выразительной, изделия мастера Африкантова П.П., выполненные в стиле художественной лепки из глины, отнесены к изделиям народных художественных промыслов. И для того чтобы больше людей узнало о саратовской игрушке построить мост, соединяющий два города - Саратов и Энгельс. Динамическая пауза Педагог, используя метод моделирования предлагает на полу выполнить из ткани реку Волгу и мост, соединяющий города Энгельс и Саратов из элементов пазлов. Педагог предлагает путешествие с Саратовской игрушкой по схеме на основе модели «Эвроритм» по ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии. И\З: Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов и выделять их признаки; умение обобщать, конкретизировать, строить умозаключения, выявлять причинно - следственные связи. Ход: 1 этаж: Желает узнать для чего люди придумали этот объект? Что он умеет делать? 2 этаж: Какие бывают объекты, выполняющие одну функцию? Чем они различаются? По какому признаку? 3 этаж: Как будет выглядеть объект если наделить всеми качествами? 4 этаж: Когда нельзя пользоваться объектом? Какое правило можно использовать для объекта? 5 этаж: Живут Волшебники, которые могут наделить объект различными качествами. Детям дается возможность пофантазировать. Подведение итога Педагог предлагает обсудить: справились ли они с заданием. - Помогли мы народным умельцам? - Что мы для этого сделали? - О какой новой народной игрушке вы узнали? - Что мы можем сказать о Саратовской игрушке? | Используют речь как средство общения и обмена информацией. Дети делают комментарии. Дети самостоятельно выполняют задание, моделируют реку Волгу и мост, соединяющий два города, Энгельс и Саратов. Дети эмоционально откликаются. Используют речь, как средство общения. Отвечают на поставленные вопросы, делают комментарии |
Рефлексивный этап (проговаривают, какие эмоции испытали) | - Что сегодня вам особенно понравилось? - Что было интересным? - Что вызвало затруднения? - О чем расскажете дома близким? | Дети отвечают. Комментируют. Описывают свои эмоции. |
Перспективный этап Выход на самостоятельную деятельность (как можно использовать полученные умения в самостоятельной деятельности) | - Как нам пригодятся эти знания в дальнейшей жизни? - Как можно поиграть с объектом (саратовской игрушкой)? - Какую новую игру можно придумать? Какие новые правила ввести? Педагог создает условие для совместной деятельности. | Дети выказывают желание взаимодействовать с объектом посредством технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (волшебная дорожка, системный оператор, да-нет и другие). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект-сценарий непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "День рождения города Братска"
Конспект с применением ИКТ, включающий в себя игры, викторину, творческие задания детям старшего дошкольного возраста....
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию. Тема: Наши друзья - игрушки.
Ход НОД. Воспитатель стоит в кругу (читает стихотворение) "Круг широкий вижу яВстали все мои друзьяМы сейчас пойдем направо,А теперь пойдем налевоВ центре круга соберемся,И на место все верн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Саратовская глиняная игрушка»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности ...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Какой он – песок?» по теме «Полезные ископаемые»
Сценарий непосредственно образовательной деятельности в старшей группе....
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Измерение длины предметов с помощью мерки».
Сценарий НОД на основе технологии «Ситуация»...
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе"Нетрадиционное рисование с губкой "
НОД по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционные формы рисования) в старшей группе №2....
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе"Нетрадиционное рисование с зубной щеткой "
НОД по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционные формы рисования) в старшей группе №2....
- Мне нравится (1)